Семейные правоотношения
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Арчегова Алина Ахсарбековна

Урок обществознания по теме "Семейные правоотношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cemeinye_pravootnosheniya_9.docx168.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Семейные правоотношения

Учитель

Арчегова Алина Ахсарбековна

Класс

9

Дата

11.03-18.03

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

создание условий для осознания ценности семьи, воспитания ответственности по отношению к семейным обязанностям               

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Зачем экономике государство.
  2. Налоговая система.

Личностно значимая проблема

Действительно ли государству необходимо соблюдать налоги и вмешиваться в экономическую деятельность в стране?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Семья, семейные правоотношения, брак, брачный договор

План урока

1.Юридическое понятие семьи и брака

2.Условия и порядок заключения брака

3.Сущность и особенности семейных правоотношений

4. Правоотношения супругов

5. Правоотношения родителей и детей

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компонент

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа по изученному материалу.

В начале урока проводится беседа в ходе

- Что включают в себя понятие трудовые правоотношения, трудовой договор?

- Чьи права и обязанности включает в себя трудовой договор?

Задание. Определить права и обязанности работника и работодателя

- В каких случаях действия трудового договора прекращаются?

- Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех кто совмещает работу с учебой

Работа с задачами(Приложение)

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.

Предлагают версии.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Самостоятельная работа с материалом учебника, с.154:

 

Задания в

1.Юридическое понятие семьи и брака

Формулирует задание, осуществляет контроль, организует беседу по вопросам:

Спросите своего малыша, как он понимает, что такое – семья. Он наверняка начнёт перечислять всех, кто с ним живёт. И будет прав!

О чем мы сегодня будем говорить?

А исходя из названий прошлых уроков, попробуйте более точно определить тему нашего урока

Рубрики в учебнике к теме: «Вспомните», «Подумайте». Вопросы:

-Почему семью называют особой малой группой, ячейкой общества?

-Что означает создание благоприятного психологического климата в семье?

-Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи?

Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака?

(Cитуация стр.154-155)

Семья-это малая группа.

Семья- это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими  прежде всего из официально оформленного брака

Брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности

Обратите внимание на характеристики брака.

Стр. 157-158

2.Условия и порядок заключения брака

Каковы условия вступления в брак?

Выяснение порядка и условий заключения брака. Работа со схемой в учебнике «Условия заключения брака». Стр.156

1. Взаимное добровольное согласие

2. Достижение брачного возраста

3.Отсутствие других браков

4. Отсутствие близкого родства

5.Дееспособность

Но ведь есть еще и определенный порядок заключения брака

Каков порядок заключения брака?

1. Совместное письменное заявление в ЗАГС

2. Назначается дата регистрации (через месяц после подачи заявления)

3. После регистрации получают «Свидетельство о заключении брака»

3.Сущность и особенности семейных правоотношений

Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения , выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.

1. Особенность семейных правоотношений

Кто участники?

Что является основанием возникновения?

Какими могут быть права и обязанности членов семьи?

Работа с текстом стр158

А каковы виды семейных правоотношений?

Что является основанием такой классификации?

4. Правоотношения супругов

Семейный кодекс закрепляет равенство супругов в реализации своих личных и имущественных прав и обязанностей

Работа с текстом стр159

Четко разграничьте личные и имущественные права

Есть в семейном праве понятие «договорный режим имущества супругов» Что он означает?  В тексте учебника стр.160

5. Правоотношения родителей и детей

Отличительной особенностью родительских прав в том, что они являются преимущественно и их обязанностями

Работа с текстом стр. 160-161

Выделите основные права и обязанности родителей

Выделите интересную особенность родительских прав

А у детей есть права?

Стр 162

Выполняют задания.

Предполагаемый ответ: О семье

Читают текст отвечают на вопросы, рассуждают

Читают и рассуждают

Записывают определение в тетрадь

Находят нужный материал в учебнике и разбирают

Работают в группах

Ответ учащихся:

1группа прав личные неимущественные отношения

2 группа прав имущественные правоотношения

1. Супружеские

2. Родительские

В зависимости от того кто вступает в правовую связь.

Личные: на свободный выбор профессии, места жительства, рода занятий, профессии.

Имущественные: на личную и совместную собственность

Договорный режим имущества супругов-это договор в период брака или до его регистрации, который может изменить законный режим имущества (заверить у нота

риуса)

Ответ детей:

Имеют право и обязаны воспитывать детей

Право и обязанность обеспечить получение основного общего образования

Право и обязанность защищать интересы своих детей

Права и обязанности родителей ограниченны во времени

Право жить и воспитываться в семье

Право получать заботу и надлежащее воспитание

Право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса

Право на защиту

Право на общение с обоими родителями, бабушкой дедушкой

Право на содержание от своих родителей

Работа в парах

Фронтальная

работа.

Работа в парах

Индивидуальная работ

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные ответы

Записи  в тетради.

 Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задание на закрепление терминов и понятий

Давайте вспомним:

Семья это

В классе дома стр 163

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний.

Что новое для себя сегодня на уроке вы открыли

1 Отвечают на вопросы

2 Определяют свои эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Параграф 17. Задание в рабочей тетради: №6, с.55

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение

Задача1.

Дарья Мальцева (17 лет) и Иван Солухин (20 лет) решили пожениться. Работники загса указали на необходимость несовершеннолетней Дарье получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Мальцева считала, что такое разрешение ей не нужно, т.к. она решением суда объявлена полностью дееспособной. Обоснованы ли действия работников загса?

Задача 2.

Как появилось слово «семья»?        -Кто пищу сготовит, радость моя?

Когда-то о нём не слыхала Земля…        И Ева всё так же ответила: -!

Но Еве сказал перед свадьбой Адам        -Кто платье сошьёт, постирает бельё,

-Сейчас я тебе семь вопросов задам.        Меня приласкает, украсит жильё?

Кто деток родит мне, богиня моя?        Ответь на вопросы, подруга моя!

И Ева тихонько ответила: -Я.        На это всё Ева ответила: -Я.

-Кто их воспитает, царица моя?        Сказала она знаменитых семь «я»-

И Ева покорно ответила: -Я.        Вот так на земле появилась семья!

-Какой принцип семейного права здесь нарушен?  

Задачи к уроку

1. Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в отдел ЗАГС и, объяснив ситуацию, попросила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе.

Правомерно ли поступили работники отдела ЗАГС?

Какими бы серьезными ни были обстоятельства, брак может быть зарегистрирован лишь в личном присутствии вступающих в брак. Возможно, такое жесткое требование закона обусловлено тем, что приобретение статуса женатого (замужнего) человека связано с кардинальным изменением его правового положения. Во-первых, до расторжения брака или признания брака недействительным он теряет возможность вступить в новый брак. Во-вторых, с момента регистрации брака все имущество, приобретенное им, по общему правилу становится общей совместной собственностью супругов. В-третьих, отцом ребенка, родившегося в зарегистрированном браке, будет признан супруг матери, если не будет доказано иное. Соответственно на такого отца будет возложена обязанность воспитывать и содержать своего ребенка.

Именно поэтому государство не может полагаться на документы, удостоверяющие согласие на вступление в брак, пусть и заверенные всевозможными инстанциями, и требует при заключении брака личного присутствия будущих супругов.

2. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18 лет, а ему — 19, подали заявление в отдел ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак?

Норма ст. 14 Семейного кодекса, устанавливающая запрет на регистрацию брака между близкими родственниками, объясняется как физиологическими, так и моральными соображениями.

Очевидно, что дети Корешковой и Николаева, взаимно ими усыновленные, с одной стороны, не имеют кровного родства, т. е. биологически несовместимыми не являются. С другой стороны, ст. 137 Семейного кодекса устанавливает, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Препятствует ли это правило заключению брака в рассматриваемой ситуации?

В соответствии со ст. 14 Семейного кодекса не допускается заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными. Как видим, случай усыновления выведен из общего правила о запрете брака между близкими родственниками. Соответственно можно сделать вывод, что фактором, препятствующим заключению брака между родственниками, является именно кровное родство. Помимо кровного родства запрещается брак лишь между усыновителем и усыновленным.

Следовательно, дети Корешковой и Николаева могут вступить в брак.

3. Юля и Слава познакомились еще на 1-м курсе института, полюбили друг друга и на 5-м курсе решили пожениться. Однако Юля честно рассказала Славе о том, что ее мать больна эпилепсией (периодически у нее происходят припадки). Несколько раз в жизни и у Юли случались припадки (обычно это происходило в периоды перенапряжения), но не такие сильные, как у ее матери. При подаче заявления они об этом рассказали работнику отдела ЗАГС. В принятии заявления им было отказано. Правомерен ли отказ в принятии заявления о регистрации брака?

Статья 14 Семейного кодекса среди обстоятельств, препятствующих заключению брака, называет признание хотя бы одного из желающих вступить в брак недееспособным вследствие психического расстройства. Данный запрет объясняется тем, что лицо, признанное недееспособным вследствие психического расстройства, не может понимать значение своих действий и руководить ими. Соответственно об осознанном согласии и желании вступить в брак говорить в таком случае не приходится. Кроме того, государство также не хочет способствовать размножению психически больных, содержать которых, как правило, предстоит самому государству.

Однако психическое расстройство, даже крайне тяжелое, само по себе не может препятствовать заключению брака. Лишь после того, как лицо в судебном порядке было признано недееспособным, на него распространяется брачный запрет.

Как видим, в рассматриваемой ситуации Юля не была в установленном порядке признана недееспособной, соответственно отказ работника отдела ЗАГС принять заявление о вступлении в брак незаконен и может быть обжалован в суде.

5. Несовершеннолетние Маша Петрова и Сергей Тарасов зарегистрировали брак. Спустя 3 месяца у них родился ребенок, и они столкнулись с тем, что стипендии, которую они получали в ПТУ, стало не хватать на проживание. Сергей стал подрабатывать в колхозе пастухом. Находясь на дежурстве, он уснул. В это время стадо вышло на поле, засаженное зерновыми, и уничтожило посевы. Фермерское хозяйство предъявило к Сергею Тарасову иск о возмещении ущерба на сумму 50 тыс. р. В суде Сергей заявил, что он является несовершеннолетним и, согласно Гражданскому кодексу, он может нести имущественную ответственность только в пределах заработка, но не в полном размере. Каким должно быть решение суда?

В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса РФ в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Полная дееспособность имеет как свои приятные стороны (возможность самостоятельно приобретать имущественные права и обязанности, заключать договоры и т. п.), так и неудобства, связанные с необходимостью нести имущественную ответственность в полном объеме. Поэтому ссылка Сергея, ставшего полностью дееспособным, на свое несовершеннолетие не поможет ему избежать имущественной ответственности.

1 вариант

Часть А

A1. Что является причиной отказа в регистрации брака?

1) дееспособность
2) большая разница в возрасте
3) отсутствие общих интересов
4) близкое родство

А2. Причиной лишения родительских прав является:

1) минимальная заработная плата
2) отсутствие образования
3) политические убеждения
4) жестокое обращение с детьми

А3. Верно ли, что:

а) супруги имеют право на свободный выбор фамилии;
б) супруги имеют право пользования совместно нажитым имуществом?

1) верно только а
2) верно только
б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) после подачи заявления в ЗАГС нельзя отказаться от вступления в брак;
б) брак регистрируется в органах ЗАГСа?

1) верно только а
2) верно только
б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

B1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «семейные правоотношения». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) брак
2) родство
3) отцовство
4) дети
5) профессия
6) семья

2 – ВАРИАНТ

Часть А

A1. Что не относится к личной (раздельной) собственности?

1) имущество, приобретенное до брака
2) автомобиль, приобретенный семьей на деньги мужа
3) земельный участок, подаренный жене
4) квартира, перешедшая по наследству

А2. Ребенок, достигший 10 лет, имеет право:

1) проживать отдельно от родителей
2) требовать перевода в другую школу
3) высказывать свое мнение
4) самостоятельно определять место работы

А3. Верно ли, что:

а) права и обязанности родителей ограничены во времени;
б) права детей противоречат правам родителей?

1) верно только а
2) верно только
б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) брачный договор может быть заключен только в случае фиктивного брака;
б) брачный договор является обязательным условием регистрации брака в органах ЗАГСа?

1) верно только а
2) верно только
б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

B1. Что из перечисленного не является условием заключения брака?

1) добровольность
2) достижение брачного возраста
3) отсутствие других браков
4) отсутствие близкого родства
5) отсутствие банковского счета
6) дееспособность

Ответы на тест по обществознанию Семейные правоотношения 9 класс
1 вариант
А1-4
А2-4
А3-3
А4-2
В1. 5
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-4
В1. 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные правоотношения» для учащихся 9 классов

Данный материал помогает познакомить учащихся с правовыми основами семейно-брачных отношений, раскрывает порядок и условия заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и д...

конспект урока "Семейные правоотношения"

Цель урока-создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.Планируемый  результат:иметь  представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторже...

Конспект урока по этике "Семейные правоотношения"

Класс: 9Тип: урок закрепления изученного материалаФорма проведения урока: практикум Цели урока:Ø Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научит...

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения"

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения" с приложениями....

Обществознание. Лекция. Семейное право и семейные правоотношения

Тема занятия: «Семейное право и семейные правоотношения»Цель занятия: - раскрыть основные положения семейного права и семейных правоотношений.Задачи: Объяснить понятие семейного права и се...