Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Озёрнова Елена Анатольевна

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения" с приложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozyornova._urok.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Семейные правоотношения
__________________________________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

            Озёрнова Елена Анатольевна

Место работы

МБОУ «СОШ с.Алексеевка Базарно-    Карабулакского муниципального района Саратовской области»

 

Должность

            учитель истории и обществознания

Предмет

           обществознание

Класс

           9

Тема и номер урока в теме

           Семейные правоотношения, 1-й урок по теме (из 3-х по программе)                

Базовый учебник

          Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Обществознание

          9 класс,  Москва, «Просвещение», 2012

  1. Цель урока: создание условий для осознания ценности семьи, воспитания ответственности по отношению к семейным обязанностям               
  2. Задачи:

 -обучающие: формировать базовые знания в области семейных правоотношений;

-развивающие: развивать умения работать с источниками права;

         -воспитательные: воспитывать ответственность по отношению к семейным

           обязанностям.                      

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, тестирование, работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с документом, схемой

  1. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

  1. Структура и ход  урока (План)

  План урока.

1. Юридические понятия семьи и брака.

2. Условия и порядок заключения брака

3. Сущность и особенности семейных правоотношений.

4. Правоотношения супругов.

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личност

ные результа

ты

Предметные

 результаты

Метапредметные результа

ты

Время

(мин)

1.Мотива

ция учеб

ной дея

тельности

Организационный момент. Приветствие, проверка учащихся по списку, озвучивание темы урока. Предложение сформулировать задачи урока

Запись темы урока в тетрадь, формулирование задач урока. Что такое брак? Каковы условия заключения брака?

Что такое семья?

Каковы права и обязанности членов семьи?

Понима

ние значения семьи для каждого человека.

Понимание

важности знаний о семейных правоотношениях

3

Актуализа

ция знаний

Рубрики в учебнике к теме: «Вспомните», «Подумайте». Вопросы:

-Почему семью называют особой малой группой, ячейкой общества?

-Что означает создание благоприятного психологического климата в семье?

-Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи?

Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака?

Высказывают свои мнения.

В семье особые отношения, строящиеся на уважении, понимании, согласии, любви. Психологический климат в семье –спокойствие, равнопра

вие, уважение. Без брака семья существовать не может и брак – без семьи. (Возможные ответы: семья может существовать без брака, например, живут совместно несколько лет)

Осознание личностью семьи как ценности

Овладение способ

ностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

6

3.Выявле

ние места и причины затруднения

Работа с раздаточным материалом. (Прил.1)

Определения семьи и брака.

Вопрос: О каких браках вы слышали и знаете?

Чем они различаются?

Индивидуальная работа. Ответы по понятиям «семья» и «брак»: членов семьи связывает брак, общий быт, взаимная забота, взаимопонимание, воспитание детей, а брак порождает взаимные юридические права и обязанности супругов.

Ответы: гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак?

Знание, понимание таких понятий как «семья» и  «брак»

Овладение логически

ми действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

4

4.Построе

ние проекта выхода из затруднения

Работа с текстом учебника (ситуация по гражданскому браку и фиктивному). Стр. 154-155

Рубрика «Факт» (учебник, стр. 156) и раздат.материал

по церковному браку.

(Прил.2)

 

Выясняют разницу между этими браками.

Гражданский брак-это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)

Фиктивный брак-брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.

Церковный брак-это венчание в церкви.

Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация порождает

юридические права и обязанности супругов.

Знание, понимание отличий браков, осознание того, что только гражданский брак порождает юридические права и обязанности

Овладение навыками смыслово

го чтения текстов различных стилей, осознан

ного построения речевых высказываний в соответ

ствии с задачами

6

5.Реализа

ция построен

ного  проек

та.

Каковы условия вступления в брак?

Выяснение порядка и условий заключения брака. Работа со схемой в учебнике «Условия заключения брака». Стр.156

Работа с документом: Семейный кодекс РФ.

Каков порядок заключения брака?

Вопрос: Как вы понимаете, что такое семейные правоотношения?

Итак, семейные правоотношения регулируются нормами семейного права, основным источником которого является, как вам известно, Семейный кодекс РФ, который определяет всю систему российского семейного законодательства.

Каковы права и обязанности супругов?

 

Есть в семейном праве понятие «договорный режим имущества супругов» Что он означает?  В тексте учебника стр.160

Работа в парах. По схеме и источнику выявляют порядок и условия заключения брака.

Запись в тетради определений и условий

заключения брака.(взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность)

Работа с текстом учебника стр.157.(совместное письменное заявление, назначение даты регистрации брака- через месяц после подачи заявления, в день регистрации вручается «Свидетельство о заключении брака») Запись в тетради

Работа с текстом учебника стр.158.

Семейные правоотношения -это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.

Работа с документом: Семейный кодекс РФ.

Статьи о правоотношениях супругов. 33-35, 37. 40, 42.  Права супругов: свободный выбор фамилии, рода занятий, профессии, места жительства; совместное решение вопросов семейной жизни (материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др.) Обязанности супругов: строить отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность. Личная собственность – это имущество, приобретённое до брака, полученное в дар или по наследству во время брака и вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши. Всё остальное имущество, нажитое супругами в браке, признаётся законом их общей совместной собственностью и именуется законным режимом имущества супругов.

Запись в тетради.

Договорный режим имущества супругов-это договор в период брака или до его регистрации, который может изменить законный режим имущества (заверить у нотариуса)

Сохранение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу, оценивание своих достижений в усвоении нового материала

Развитие навыков сотрудничества

Знание, понимание порядка и условий заключения брака, прав и обязанностей супругов

Овладение логически

ми действиями анализа, синтеза, классификации,  построения рассужде

ний, готовность слушать собеседни

ка и вести диалог

10

6.Пер

вичное закрепление с прого

вариванием во внеш

ней речи.

Презентация «Семейные правоотношения»

Повторение по слайдам презентации основных понятий урока.

Знание, понимание определений, понятий

4

7.Самостоя

тельная работа с само

проверкой по эталону.

Выполнение заданий в рабочей тетради: тема№8, зад. №1, 1-й и 2- варианты, стр.65-66

(задания на соответствие условий для вступления в брак и условий, препятствующих заключению брака; на определение имущественных и неимущественных отношений)

Выполняют задания. Проверка заданий.

Наличие мотивации к индивидуаль

ной работе, работе на результат

4

8.Рефлексия учебной дея

тельности на уроке.

Домашнее задание

Решение задач. (Прил.3)

Почему закон

придаёт большое значение обязанностям супругов?

Наш проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака?

Оценивание ответов учащихся.

§18, дифференцирован

ное домашнее задание.

Задача1.-несовершеннолетним разрешается вступать в брак в исключительных случаях.

Задача2.-Принцип равенства.

Отвечают на вопросы.

Благодаря изученным нами обязанностям супругов строятся все отношения в семье, это основа семьи, если их не будет, то и семья разрушится, а семья в жизни человека играет очень важную роль.

Семья без брака не может существовать,

т. к. мы выяснили, что с законной регистрацией брака возникают юридические права и обязанности супругов, а без брака - это просто сожительство.    

Записывают

домашнее задание.

Осознание личностью ценности семьи

Знание и понимание основ семейных правоотноше

ний

Понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности

8

Приложения.

Приложение 1.

Понятия «семья» и «брак»

Семья

Брак

Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Приложение 2.

О таинстве брака.

«Брак…есть великая тайна единения двух душ в образе единения Христа с Церковью. Муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого. Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить  в зависимость от духовно-нравственной. Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть». (По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru).

Приложение 3.

Задача1.

Дарья Мальцева (17 лет) и Иван Солухин (20 лет) решили пожениться. Работники загса указали на необходимость несовершеннолетней Дарье получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Мальцева считала, что такое разрешение ей не нужно, т.к. она решением суда объявлена полностью дееспособной. Обоснованы ли действия работников загса?

Задача 2.

Как появилось слово «семья»?        -Кто пищу сготовит, радость моя?

Когда-то о нём не слыхала Земля…        И Ева всё так же ответила: -!

Но Еве сказал перед свадьбой Адам        -Кто платье сошьёт, постирает бельё,

-Сейчас я тебе семь вопросов задам.        Меня приласкает, украсит жильё?

Кто деток родит мне, богиня моя?        Ответь на вопросы, подруга моя!

И Ева тихонько ответила: -Я.        На это всё Ева ответила: -Я.

-Кто их воспитает, царица моя?        Сказала она знаменитых семь «я»-

И Ева покорно ответила: -Я.        Вот так на земле появилась семья!

-Какой принцип семейного права здесь нарушен?  

Образовательные ресурсы

Презентация «Семейные правоотношения» (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://powerpt.ru/getfile-715

Семейный кодекс РФ. Разд.3.гл.7. ст. 33-35, 37. 40, 42.

О таинстве брака. http://www.pravoslavie.ru).

Литература.

1. Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Обществознание.  9 класс,  Москва, «Просвещение», 2012

2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011

3.Поурочное планирование. Обществознание. 9 класс. Новые стандарты. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, автор – составитель И.Ю. Буйволова, Волгоград, «Учитель», 2012

4.ФГОС. Новый образовательный стандарт. Обществознание. 9 класс. Тематический контроль. Рабочая тетрадь. Л.Е. Иркова, Москва, «Национальное образование», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта урока. Обществознание 8 класс

Учебно-тематический план и поурочное планирование с УУД. Обществознание 8 класс...