Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Юсупова Светлана Георгиевна

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА по обществознанию

«Гражданин России»

Учитель

Юсупова Светлана Георгиевна

Класс

5

Тема урока

Гражданин России

Образовательная цель урока:

формирование  у обучающихся чёткого  представления о гражданской позиции, об основных компонентах личности гражданина России

Формируемые УУД и планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию относительно осмысления   представлений о гражданской позиции, о компонентах личности

ЛР-2:  активно и заинтересованно включается в выполнение всех заданий

ПУД-1: знакомство с понятием, умение извлекать, добывать информацию

ПУД-2: умение устанавливать причинно-следственные связи

ПУД-3: рассуждает, делает выводы

ПУД-4:умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата

КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

КУД-2: отстаивает свою позицию с помощью убедительной аргументации

РУД-1: умение осуществлять целеполагание предстоящей деятельности

РУД-2: умение планировать пути достижения целей

РУД-3: умение адекватно оценивать  правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу  его реализации

РУД-5: проводит рефлексию и самооценку деятельности на уроке и её результатам

ПР-1: знакомится с содержанием нового материала, отвечает на вопросы, усваивает  понятия: человек, гражданин, государство, гражданские чувства, мотивы гражданского поведения

ПР-2: составляет план, даёт оценку  сформированному представлению о гражданине России

Программные требования к образовательным результатам

Ученик  научится:

 - Извлекать информацию по данной теме; просматривать учебный материал, ориентироваться в нём; делать предварительный отбор источников информации.

Ученик получит возможность научиться:

- Расширять знакомство с новым учебным материалом, проявлять познавательный интерес; анализировать, сравнивать,  и обобщать понятия: гражданин, Россия, патриот.

Мировоззренческая идея

Комплексное изучение развития представлений о гражданственности имеет значимость, так как настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, национальным традициям.

Программное содержание

Знакомство с ключевыми понятиями; подвести обучающихся к раскрытию мысли о том, что гражданин России- это самостоятельный член общества, обладающий правами и несущий ответственность за все свои поступки и действия

План изучения нового материала

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы»

2. Права и обязанности граждан России

3. Учимся быть достойными гражданами

Ценностно-смысловые ориентиры

Значимость человека как гражданина России

Основные понятия

гражданин, Россия, патриот.

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-размышление

Технология

развивающего обучения

Мизансцена

парты стоят традиционно

Оборудование урока

Учебник

 дополнительная литература, раздаточные материалы

Домашнее задание

Написать сочинение «Роль гражданина в жизни общества»

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Мотивация.

Наша цель: воспитывать познавательный интерес к формированию чёткого представления понятия «Гражданин России»

Стоя.

На партах учебник, тетради, ручки, дневник

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

Задание: Посмотрите на доску и прочитайте про себя предложения. Какие различия вы увидели? Выберите то предложение, в котором слово «гражданин» можно написать с большой буквы.

Приложение 1

Вводная беседа:

- Как называется наш сегодняшний урок?

- Значит, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

-С какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении нового материала?

(недостаточность имеющихся знаний, новые понятия.)

-Что поможет нам  в преодолении этих трудностей?

(Текст параграфа, объяснение учителя)

Главный вопрос урока:

Чем «гражданин» отличается от «человека»? В чём специфика этого понятия?

Вывод: Гражданин- это, прежде всего, лицо, наделённое политическими, гражданскими и иными правами и обязанностями, поступающее в соответствии с  этими правами и обязанностями.

Приём «Чистая доска»: знакомство с информацией о новых понятиях,  провести анализ и обзор информации.

Задание: запишите в тетрадь план изучения нового материала

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы»

2. Права и обязанности граждан России

3. Учимся быть достойными гражданами

Физкульт.минутка (2 мин).

Фронтально

3 ученика

Запись темы «Гражданин России» в тетрадь

ЛР-2

ПУД-3

ПУД-4

РУД-1

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

 Рубрика «Обсудим вместе»

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы »

Задание: Написать словесный портрет достойного  гражданина, а под мою диктовку – определение слов «гражданские чувства и гражданский мотив»

2. Права и обязанности граждан России

Задание: Работа со схемой на стр.109.  И ответьте устно на вопрос: «Каковы главные обязанности гражданина?».

Перенести схему  в тетрадь

 Проверка.

3. Учимся быть достойными гражданами

Задание 1: Посмотрите на доску. Что вы видите? (картинный материал «Путешествие в прошлое»). Зачем я его вывесила на доску?

Задание 2: Ученик  читает вслух рубрику «Учимся быть достойными гражданами»  из учебника  на стр. 111

Письменно составьте  алгоритм плана записи этой рубрики.

 Проверка

Фронтально

3 ученика  

Учебник стр. 107

Учебник стр. 108-109

1 ученик

3 ученика

ЛР-2

ПУД-1

ПУД-4

КУД-1

КУД-2

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Практическая работа. Задание: 

Приложение № 2

Проверка

- С  заданием справились?  Что помогло вам справиться с заданием?

Эталон ответа: знакомство с новым учебным материалом  сформировало  представление у обучающихся о том, чем «гражданин» отличается от «человека».

Фронтальная работа.

Раздаточный материал- карточка с заданием

ЛР-2

ПУД-2

ПУД-3

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-4 мин).

Ситуация рефлексии:

а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности;

- Вернёмся к главному вопросу урока, как бы вы теперь ответили на него?

Фронтально.

Коллективная дискуссия

ЛР-1

ПР-1

ПР-2

Домашнее задание:(запись в дневник)

 Написать сочинение «Роль гражданина в жизни общества»

Дневник

ЛР-1

Выставление отметок

Дневник

Приложение 1

На доске прикреплены карточки- предложения.

1) Гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полёт человека в космос.

2) Гражданка Афанасьева, Вас просят пройти в жилищную организацию.

3) Граждане, передавайте деньги за проезд.

Приложение 2

Раздаточный материал - карточка с заданием

Устно приведите примеры проявлений гражданственности нашими современниками



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА по обществознанию

«Гражданин России»

Учитель

Юсупова Светлана Георгиевна

Класс

5

Тема урока

Гражданин России

Образовательная цель урока:

формирование  у обучающихся чёткого  представления о гражданской позиции, об основных компонентах личности гражданина России

Формируемые УУД и планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию относительно осмысления   представлений о гражданской позиции, о компонентах личности

ЛР-2:  активно и заинтересованно включается в выполнение всех заданий

ПУД-1: знакомство с понятием, умение извлекать, добывать информацию

ПУД-2: умение устанавливать причинно-следственные связи

ПУД-3: рассуждает, делает выводы

ПУД-4:умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата

КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

КУД-2: отстаивает свою позицию с помощью убедительной аргументации

РУД-1: умение осуществлять целеполагание предстоящей деятельности

РУД-2: умение планировать пути достижения целей

РУД-3: умение адекватно оценивать  правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу  его реализации

РУД-5: проводит рефлексию и самооценку деятельности на уроке и её результатам

ПР-1: знакомится с содержанием нового материала, отвечает на вопросы, усваивает  понятия: человек, гражданин, государство, гражданские чувства, мотивы гражданского поведения

ПР-2: составляет план, даёт оценку  сформированному представлению о гражданине России

Программные требования к образовательным результатам

Ученик  научится:

 - Извлекать информацию по данной теме; просматривать учебный материал, ориентироваться в нём; делать предварительный отбор источников информации.

Ученик получит возможность научиться:

- Расширять знакомство с новым учебным материалом, проявлять познавательный интерес; анализировать, сравнивать,  и обобщать понятия: гражданин, Россия, патриот.

Мировоззренческая идея

Комплексное изучение развития представлений о гражданственности имеет значимость, так как настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, национальным традициям.

Программное содержание

Знакомство с ключевыми понятиями; подвести обучающихся к раскрытию мысли о том, что гражданин России- это самостоятельный член общества, обладающий правами и несущий ответственность за все свои поступки и действия

План изучения нового материала

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы»

2. Права и обязанности граждан России

3. Учимся быть достойными гражданами

Ценностно-смысловые ориентиры

Значимость человека как гражданина России

Основные понятия

гражданин, Россия, патриот.

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-размышление

Технология

развивающего обучения

Мизансцена

парты стоят традиционно

Оборудование урока

Учебник

 дополнительная литература, раздаточные материалы

Домашнее задание

Написать сочинение «Роль гражданина в жизни общества»

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Мотивация.

Наша цель: воспитывать познавательный интерес к формированию чёткого представления понятия «Гражданин России»

Стоя.

На партах учебник, тетради, ручки, дневник

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

Задание: Посмотрите на доску и прочитайте про себя предложения. Какие различия вы увидели? Выберите то предложение, в котором слово «гражданин» можно написать с большой буквы.

Приложение 1

Вводная беседа:

- Как называется наш сегодняшний урок?

- Значит, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

-С какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении нового материала?

(недостаточность имеющихся знаний, новые понятия.)

-Что поможет нам  в преодолении этих трудностей?

(Текст параграфа, объяснение учителя)

Главный вопрос урока:

Чем «гражданин» отличается от «человека»? В чём специфика этого понятия?

Вывод: Гражданин- это, прежде всего, лицо, наделённое политическими, гражданскими и иными правами и обязанностями, поступающее в соответствии с  этими правами и обязанностями.

Приём «Чистая доска»: знакомство с информацией о новых понятиях,  провести анализ и обзор информации.

Задание: запишите в тетрадь план изучения нового материала

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы»

2. Права и обязанности граждан России

3. Учимся быть достойными гражданами

Физкульт.минутка (2 мин).

Фронтально

3 ученика

Запись темы «Гражданин России» в тетрадь

ЛР-2

ПУД-3

ПУД-4

РУД-1

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

 Рубрика «Обсудим вместе»

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы »

Задание: Написать словесный портрет достойного  гражданина, а под мою диктовку – определение слов «гражданские чувства и гражданский мотив»

2. Права и обязанности граждан России

Задание: Работа со схемой на стр.109.  И ответьте устно на вопрос: «Каковы главные обязанности гражданина?».

Перенести схему  в тетрадь

 Проверка.

3. Учимся быть достойными гражданами

Задание 1: Посмотрите на доску. Что вы видите? (картинный материал «Путешествие в прошлое»). Зачем я его вывесила на доску?

Задание 2: Ученик  читает вслух рубрику «Учимся быть достойными гражданами»  из учебника  на стр. 111

Письменно составьте  алгоритм плана записи этой рубрики.

 Проверка

Фронтально

3 ученика  

Учебник стр. 107

Учебник стр. 108-109

1 ученик

3 ученика

ЛР-2

ПУД-1

ПУД-4

КУД-1

КУД-2

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Практическая работа. Задание: 

Приложение № 2

Проверка

- С  заданием справились?  Что помогло вам справиться с заданием?

Эталон ответа: знакомство с новым учебным материалом  сформировало  представление у обучающихся о том, чем «гражданин» отличается от «человека».

Фронтальная работа.

Раздаточный материал- карточка с заданием

ЛР-2

ПУД-2

ПУД-3

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-4 мин).

Ситуация рефлексии:

а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности;

- Вернёмся к главному вопросу урока, как бы вы теперь ответили на него?

Фронтально.

Коллективная дискуссия

ЛР-1

ПР-1

ПР-2

Домашнее задание:(запись в дневник)

 Написать сочинение «Роль гражданина в жизни общества»

Дневник

ЛР-1

Выставление отметок

Дневник

Приложение 1

На доске прикреплены карточки- предложения.

1) Гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полёт человека в космос.

2) Гражданка Афанасьева, Вас просят пройти в жилищную организацию.

3) Граждане, передавайте деньги за проезд.

Приложение 2

Раздаточный материал - карточка с заданием

Устно приведите примеры проявлений гражданственности нашими современниками



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА по обществознанию

«Гражданин России»

Учитель

Юсупова Светлана Георгиевна

Класс

5

Тема урока

Гражданин России

Образовательная цель урока:

формирование  у обучающихся чёткого  представления о гражданской позиции, об основных компонентах личности гражданина России

Формируемые УУД и планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию относительно осмысления   представлений о гражданской позиции, о компонентах личности

ЛР-2:  активно и заинтересованно включается в выполнение всех заданий

ПУД-1: знакомство с понятием, умение извлекать, добывать информацию

ПУД-2: умение устанавливать причинно-следственные связи

ПУД-3: рассуждает, делает выводы

ПУД-4:умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата

КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

КУД-2: отстаивает свою позицию с помощью убедительной аргументации

РУД-1: умение осуществлять целеполагание предстоящей деятельности

РУД-2: умение планировать пути достижения целей

РУД-3: умение адекватно оценивать  правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу  его реализации

РУД-5: проводит рефлексию и самооценку деятельности на уроке и её результатам

ПР-1: знакомится с содержанием нового материала, отвечает на вопросы, усваивает  понятия: человек, гражданин, государство, гражданские чувства, мотивы гражданского поведения

ПР-2: составляет план, даёт оценку  сформированному представлению о гражданине России

Программные требования к образовательным результатам

Ученик  научится:

 - Извлекать информацию по данной теме; просматривать учебный материал, ориентироваться в нём; делать предварительный отбор источников информации.

Ученик получит возможность научиться:

- Расширять знакомство с новым учебным материалом, проявлять познавательный интерес; анализировать, сравнивать,  и обобщать понятия: гражданин, Россия, патриот.

Мировоззренческая идея

Комплексное изучение развития представлений о гражданственности имеет значимость, так как настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, национальным традициям.

Программное содержание

Знакомство с ключевыми понятиями; подвести обучающихся к раскрытию мысли о том, что гражданин России- это самостоятельный член общества, обладающий правами и несущий ответственность за все свои поступки и действия

План изучения нового материала

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы»

2. Права и обязанности граждан России

3. Учимся быть достойными гражданами

Ценностно-смысловые ориентиры

Значимость человека как гражданина России

Основные понятия

гражданин, Россия, патриот.

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-размышление

Технология

развивающего обучения

Мизансцена

парты стоят традиционно

Оборудование урока

Учебник

 дополнительная литература, раздаточные материалы

Домашнее задание

Написать сочинение «Роль гражданина в жизни общества»

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Мотивация.

Наша цель: воспитывать познавательный интерес к формированию чёткого представления понятия «Гражданин России»

Стоя.

На партах учебник, тетради, ручки, дневник

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

Задание: Посмотрите на доску и прочитайте про себя предложения. Какие различия вы увидели? Выберите то предложение, в котором слово «гражданин» можно написать с большой буквы.

Приложение 1

Вводная беседа:

- Как называется наш сегодняшний урок?

- Значит, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

-С какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении нового материала?

(недостаточность имеющихся знаний, новые понятия.)

-Что поможет нам  в преодолении этих трудностей?

(Текст параграфа, объяснение учителя)

Главный вопрос урока:

Чем «гражданин» отличается от «человека»? В чём специфика этого понятия?

Вывод: Гражданин- это, прежде всего, лицо, наделённое политическими, гражданскими и иными правами и обязанностями, поступающее в соответствии с  этими правами и обязанностями.

Приём «Чистая доска»: знакомство с информацией о новых понятиях,  провести анализ и обзор информации.

Задание: запишите в тетрадь план изучения нового материала

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы»

2. Права и обязанности граждан России

3. Учимся быть достойными гражданами

Физкульт.минутка (2 мин).

Фронтально

3 ученика

Запись темы «Гражданин России» в тетрадь

ЛР-2

ПУД-3

ПУД-4

РУД-1

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

 Рубрика «Обсудим вместе»

  1. 1. Понятие «Гражданин, гражданские чувства, мотивы »

Задание: Написать словесный портрет достойного  гражданина, а под мою диктовку – определение слов «гражданские чувства и гражданский мотив»

2. Права и обязанности граждан России

Задание: Работа со схемой на стр.109.  И ответьте устно на вопрос: «Каковы главные обязанности гражданина?».

Перенести схему  в тетрадь

 Проверка.

3. Учимся быть достойными гражданами

Задание 1: Посмотрите на доску. Что вы видите? (картинный материал «Путешествие в прошлое»). Зачем я его вывесила на доску?

Задание 2: Ученик  читает вслух рубрику «Учимся быть достойными гражданами»  из учебника  на стр. 111

Письменно составьте  алгоритм плана записи этой рубрики.

 Проверка

Фронтально

3 ученика  

Учебник стр. 107

Учебник стр. 108-109

1 ученик

3 ученика

ЛР-2

ПУД-1

ПУД-4

КУД-1

КУД-2

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Практическая работа. Задание: 

Приложение № 2

Проверка

- С  заданием справились?  Что помогло вам справиться с заданием?

Эталон ответа: знакомство с новым учебным материалом  сформировало  представление у обучающихся о том, чем «гражданин» отличается от «человека».

Фронтальная работа.

Раздаточный материал- карточка с заданием

ЛР-2

ПУД-2

ПУД-3

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-4 мин).

Ситуация рефлексии:

а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности;

- Вернёмся к главному вопросу урока, как бы вы теперь ответили на него?

Фронтально.

Коллективная дискуссия

ЛР-1

ПР-1

ПР-2

Домашнее задание:(запись в дневник)

 Написать сочинение «Роль гражданина в жизни общества»

Дневник

ЛР-1

Выставление отметок

Дневник

Приложение 1

На доске прикреплены карточки- предложения.

1) Гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полёт человека в космос.

2) Гражданка Афанасьева, Вас просят пройти в жилищную организацию.

3) Граждане, передавайте деньги за проезд.

Приложение 2

Раздаточный материал - карточка с заданием

Устно приведите примеры проявлений гражданственности нашими современниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Открытый урок по обществознанию. Тема: «Развитие парламентаризма в России».

Форма урока:  урок – лекция, с элементами беседы.  (ученические сообщения , презентация докладовЦели и задачи урока:формировать представление об исторических этапах развития отечественного п...

Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)

Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...

«Наша Родина – Россия». Открытый урок по обществознанию для учащихся 5 класса.

Открытый урок по обществознанию для учащихся 5 класса по теме: "Наша Родина - Россия".Цели: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и по...