Методические рекомендации по выполнению задания 26 ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Савельева Светлана Сергеевна

Задание 26 объективно считается одним из самых сложных заданий Единого Государственного Экзамена по обществознанию. Выполнение этого задания требует от выпускников умения конкретизировать обществоведческие положения  социальными фактами и примерами из личного опыта. Для того, чтобы успешно выполнить задание на конкретизацию, необходимо не только знать соответствующий материал курса, но также и понимать структуру самого задания. В данном материале содержится информация о том, какими бывают задания 26, а также  рекомендации по их выполнению: пошаговый алгоритм действий в соответствии с типом задания. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА КОНКРЕТИЗАЦИЮ (26)

  1. Внимательно прочитайте задание и уточните исходное теоретическое положение (понятие, тезис), которое требуется конкретизировать: выделите  его основные аспекты,  формы, виды, свойства и признаки, которые следует иметь в виду,  или сконструируйте схему нескольких возможных вариантов его проявления.  Для этого необходимо привлечь свои знания, полученные в процессе изучения курса обществознания. Иными словами, уточните положение, которое вам необходимо конкретизировать.  Если требуется конкретизировать какой-либо тезис, то в некоторых случаях для наилучшего понимания его требуется перефразировать.

    К примеру, дано задание проиллюстрировать примерами  роль образования в жизни человека. Прежде чем приступить непосредственно к примерам, следует вспомнить, какую роль выполняет образование в обществе, т.е. данное задание отсылает нас к вопросу о функциях образования. Это экономическая, социальная и культурная функции. Также необходимо уточнить, в чем проявляется  каждая из этих функций. Экономическая функция состоит в том, что образование способствует пополнению рынка труда, социальная – это функция социализации личности, а культурная – в передаче знаний, традиций и культурных ценностей от поколения к поколению. 

! Обратите внимание на то, то данные формулировки еще не являются примерами! Это лишь теоретические объяснения (раскрытие содержания) каждой из функций образования, намеченная нами теоретическая область, в пределах которой мы, посредством соединения различных конкретных данный,  будем составлять примеры.

  1. Подберите к каждому из сформулированных вами суждений конкретные примеры. Примерами могут выступать: 

  • факты общественной жизни прошлого и современности, соотносимые с ситуацией;
  • события, известные вам из собственного или чужого жизненного опыта;
  • смоделированные конкретные ситуации, адекватно отражающие реальность;
  • статистические данные.

На основе обозначенных  нами функций образования приведем в качестве примера три конкретные ситуации, отражающие проявление каждой из них:

  1. Молодой человек, получивший инженерно-техническое образование, устроился  работать по специальности  - проявление экономической функции образования.

Чтобы создать этот пример, нам понадобилось смоделировать определенную ситуацию.

  1. В школе ребенок усваивает нормы поведения в коллективе, приобретает  навыки общения, необходимые для его успешного внедрения в общество – проявление социальной функции образования.  

Этот пример возник в результате  обращения к собственному жизненному опыту и отчасти с опорой  на факты общественной жизни.

  1. Из учебника по географии школьник узнал, что гелеоцентрическую модель Вселенной создал  польский ученый Николай Коперник.

Данный пример представляет собой ситуацию, смоделированную нами на  основе  информации, которую мы почерпнули из собственного ученического опыта.

Примечания

1. Выполнение задания на конкретизацию  требует последовательного движения мысли от абстрактного к конкретному. Приступая к его выполнению, обратите внимание на его формулировку:

  • Чем более общий вид имеет формулировка теоретического положения, подлежащего иллюстрированию, тем больше уточняющих шагов необходимо произвести. Требуется применить умение моделирования ситуаций.

Например, в задании «проиллюстрируйте на примерах трех жизненных ситуаций влияние самооценки на жизнь и деятельность человека» требуется сначала вспомнить, какой бывает самооценка (высокой, низкой, адекватной), затем уточнить, на какие сферы и направления жизни и деятельности человека может оказывать влияние та или иная его самооценка, и впоследствии смоделировать три жизненных ситуации, включающих в себя данные, которые мы наметили в процессе произведенных уточнений.

! В данном случае примером является смоделированная нами ситуация.

Данное задание выполняется по следующей схеме:

                                                                                Направления жизни

               Самооценка                   +                  и деятельности человека                             

                                                                           

пример 1    пример 2    пример 3           пример 1*       пример 2*           пример 3*

высокая          низкая         адекватная               выбор              выбор друзей           поведение

                                                                профессии        (социального               в семье

                                                                                         окружения)  

пример 1+ пример 1*           пример 2+ пример2*           пример 3+ пример3*

               =                                            =                                            =

  ситуация 1                            ситуация 2                            ситуация 3

Рассмотрим другой пример: «Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида, и каждый из них проиллюстрируйте примером».

 Схема выполнения подобных заданий имеет следующий вид:

                           Теоретическое утверждение (тезис)

признак (проявление) 1          признак (проявление) 2     признак (проявление) 3

        пример 1                                 пример 2                        пример 3

  • Чем более конкретен тезис, тем меньше уточняющих шагов необходимо произвести.

Встречаются такие задания, в условии которых  может содержаться ссылка на конкретные разновидности или проявления социального объекта, известные из курса обществознания. В данном случае стоящая перед нами задача значительно упрощается: от нас требуется лишь вспомнить, как эти проявления конкретизируются в теории. Например, «приведите любые три примера правонарушений, регулируемых нормами административного права». Для выполнения данного задания  необходимо указать три примера административных правонарушений, привлекая собственные знания по теме «Административное право». Видами административных правонарушений являются: 1) нарушение ПДД (водителями и пешеходами); 2) нарушение общественного порядка и безопасности (распитие спиртных напитков в общественных местах, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, мелкое хулиганство и т.д.);

4) посягательство на государственную собственность (например, самовольное пользование водой из реки в промышленных целях); 6) посягательство на установленный порядок управления (злостное неповиновение сотруднику полиции, самоуправство и т.д.). Достаточно выбрать любые три примера – допустим, распитие спиртных напитков в общественных местах, переход дороги на красный свет, злостное неповиновение сотруднику полиции – и задание может считаться выполненным.

! В данном случае пример – это конкретное проявление социального объекта или явления, известное нам из теоретического курса.

Схема выполнения заданий данного типа будет выглядеть так:

                           Понятие социального объекта

  проявление (пример) 1             проявление (пример) 2        проявление (пример) 3

          2. Соотнесите характер формулировки задания с теми требованиями, которые        

          предъявляются в его условии:

  • «назовите и проиллюстрируйте примерами» - укажите, что вы знаете из теории обществознания по данному вопросу (виды, формы, признаки, функции и т.д.) и опишите варианты их конкретного проявления. Это и будет ваш пример;
  • «дайте характеристику» и «проиллюстрируйте примерами» - не эквивалентные формулировки.  Приведение характеристики в некоторых заданиях, требующих конкретизации, может рассматриваться в качестве уточняющего (промежуточного) шага, но вовсе не как конечный результат выполнения задания;
  • «подтвердите примерами» - вспомните конкретные данные (признаки, свойства, разновидности ит.д.) социального объекта, известные вам из теории, и запишите их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению задания С9 на ЕГЭ по обществознанию

В данных методических рекомендациях представлен алгоритм выполнения задания С9 на ЕГЭ по обществознанию. Отражены основные требования к форме и содержанию мини-сочинения (эссе). Данный материал станет...

Методические рекомендации по выполнению заданий по литературе с развёрнутым ответом.

Как написать ответ на вопрос по литературе в формате ЕГЭ? Здесь даны рекомендации общего характера....

Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по Обществознанию

Методические материалы дла выполнения самостоятельных работ по обществознанию....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по обществознанию в 9 классе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18

Материалы для выполнения практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию 1,2 курс

Материалы для выполнения практических работ по обществознанию 1,2 курс...

Методические рекомендации по выполнению задания № 29 ОГЭ по биологии

Методические рекомендации подготовили: Данилецкая Н.М., учитель МБОУ Платоновской СОШ, Семенова А.Н., учитель Зелёновского ф-ла МБО Платоновской СОШ, Чернова Л.Е., учитель Саюкинского ф...