Методические рекомендации по выполнению задания № 29 ОГЭ по биологии
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Данилецкая Наталия Михайловна

Методические рекомендации подготовили: Данилецкая Н.М., учитель МБОУ Платоновской СОШ, Семенова А.Н., учитель Зелёновского ф-ла МБО Платоновской СОШ, Чернова Л.Е., учитель Саюкинского ф-ла МБОУ Платоновской СОШ


Задание 29 - текстовое задание, требующее от обучающегося прочтения тематического биологического текста (объем около 1500 знаков) и краткого ответа, состоящего из одного - двух предложений, на 3 вопроса.

Методика подготовки обучающихся к выполнению подобных заданий должна быть направлена на отработку у школьников умения работать с биологическим текстом (понимать смысл, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста), а также на проверку умений анализировать содержание текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления. Однако школьников следует учить умению не только находить среди представленных параметров определенные закономерности, но и объяснять их биологическую природу. Не только в условиях экзамена, но и в практической жизни важно умение человека адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к ОГЭ по биологии35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по выполнению задания № 29 ОГЭ по биологии

подготовили: Семенова А.Н., учитель Зелёновского ф-ла МБО Платоновской СОШ, Данилецкая Н.М., учитель МБОУ Платоновской СОШ,

Чернова Л.Е., учитель Саюкинского ф-ла МБОУ Платоновской СОШ  

Задание 29 - текстовое задание, требующее от обучающегося прочтения тематического биологического текста (объем около 1500 знаков) и краткого ответа, состоящего из одного - двух предложений, на 3 вопроса.

Методика подготовки обучающихся к выполнению подобных заданий должна быть направлена на отработку у школьников умения работать с биологическим текстом (понимать смысл, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста), а также на проверку умений анализировать содержание текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления. Однако школьников следует учить умению не только находить среди представленных параметров определенные закономерности, но и объяснять их биологическую природу. Не только в условиях экзамена, но и в практической жизни важно умение человека адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы.

Учитель подбирает тексты, после чего учит школьников работать с ними по предложенному алгоритму.

Алгоритм работы с текстом

1. Прочитайте название текста. Знакомы ли вам слова, указанные в названии? Понятно ли вам, о чем пойдет речь в тексте? Если слова вам не знакомы, не расстраивайтесь, есть возможность пополнить свой багаж знаний.

2. Посмотрите на текст. Установите сколько в нем абзацев.

3. Прочтите вопросы к тексту (их должно быть три).

4. В каждом вопросе подчеркните главное (ключевое слово).

5. Приступайте к прочтению текста. Читаем по одному предложению. Устанавливаем, есть ли в каждом прочитанном предложении информация необходимая для ответа на вопросы к тексту.

6. Предложения, в которых не содержится информация необходимая для ответа на вопросы – вычеркиваем. Предложения, в которых содержаться информация, необходимая для ответа на поставленные вопросы нумеруем согласно номерам вопросов.

7. Из выделенных предложений формулируем ответы. Для более точного ответа следует использовать слова вопроса. (Почему – потому - что…; В чём заключается сущность – Сущность ….).

8. Свой ответ на каждый вопрос постарайтесь сформулировать в одно-два предложения. Будьте внимательны и постарайтесь не копировать текст целиком.

Способность выявить в тексте главное – важная составляющая интеллекта. Такой навык следует обязательно приобрести. Тренируйтесь над выделением главного в тексте не только на школьных уроках, но и при чтении газет, журналов и книг.

Примеры заданий[1]

Текст №1 Грибы и лишайники

Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.

Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.

Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.

Вариант 1. Используя содержание текста "Грибы и лишайники", ответьте на следующие вопросы.

1) Какие организмы образуют лишайник?

2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов?

3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?

Вариант 1 ответы:

1) Лишайник образуют следующие организмы: гриб, зелёные водоросли, иногда азотфиксирующие цианобактерии.

2) У грибов также как и у растений имеются клеточные стенки.

3) Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества.

Вариант 2 Используя содержание текста «Грибы и лишайники», ответьте на следующие вопросы.

1) Почему лишайники называют комплексными организмами?

2) Какие особенности жизнедеятельности животных можно наблюдать и у грибов?

3) Какое значение для лишайника имеют его водоросли и цианобактерии?

Вариант 2 ответы:

1) Лишайники называют комплексными организмами, т.к. они образованы грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий.

2) У грибов также как и у животных можно наблюдать следующие особенности жизнедеятельности: питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину.

3) Клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот.

Текст №2 Углеводы

Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений их содержится до 90%.

Все углеводы подразделяют на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются чаще всего молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они несладкие и почти не растворимы в воде.

В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов.

Крахмал и гликоген в клетках откладываются в запас. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных, в основном в печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров. Моносахариды, будучи менее энергоёмкими, быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся постоянно в большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.

Используя содержание текста «Углеводы», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие углеводы выполняют в клетке строительную функцию?

2) Какие структуры они образуют? Приведите два примера.

3) Используя сведения из текста «Углеводы» и свои знания, объясните, каким образом крахмал, содержащийся в порции жареного картофеля, может превратиться в гликоген печени.

Ответы:

1) Углеводы - полисахариды выполняют в клетке строительную функцию.

2) Они образуют следующие структуры: из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочек клеток грибов.

3) Состав гликогена такой же, как у крахмала, - (C6H10O5)n, но его молекулы более разветвленные. Содержащие крахмал продукты подвергают действию высокой температуры, например, картофель варят. В этих условиях происходит частичный гидролиз крахмала и образуются декстрины, растворимые в воде. Декстрины в пищеварительном тракте подвергаются дальнейшему гидролизу до глюкозы, которая усваивается организмом. Избыток глюкозы превращается в гликоген (животный крахмал) в печени.

Текст №3 Защита растений биологическими методами

Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например, хищных и паразитических насекомых. Естественные враги вредителей существенно ограничивают их размножение и распространение.

Для привлечения насекомых вдоль границ сада, огорода и других мест высаживают нектароносы - фацелию, гречиху, горчицу белую, редьку масличную и другие растения. Хищные насекомые охотно питаются нектаром цветков растений и в дальнейшем расселяются по участку, уничтожая значительное количество вредных насекомых и клещей.

Например, божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур. Так, за сутки одна семиточечная божья коровка поедает до 200 тлей. Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.

А быстро бегающие по поверхности почвы чёрные жуки называются жужелицы. Они есть в каждом саду и огороде. Жужелицы – хищники. Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.

Широко распространены и крупные мухи – тахины. Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок. Личинки тахин паразитируют в гусеницах и куколках бабочек. Эти мухи откладывают яйца непосредственно на тело гусениц (или внутрь). Есть и живородящие мухи тахины, их личинки прикрепляются к проползающим рядом гусеницам. Некоторые тахины откладывают яйца на листья, а вредные гусеницы, поедающие листья, заражаются паразитом. Мухи тахины очень плодовиты, могут откладывать несколько тысяч яиц.

Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов. Напротив, возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.

Вариант 1. Используя текст "Защита растений биологическими методами", ответьте на следующие вопросы:

1) Как отличить божьих коровок от других насекомых?

2) Как жужелицы защищают растения?

3) В чём заключается сущность биологического метода борьбы с вредителями сада и огорода?

Ответы вариант 1:

1) Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.

2) Жужелицы уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.

3) Сущность биологического метода заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например, хищных и паразитических насекомых.

Вариант 2. Используя текст "Защита растений биологическими методами", ответьте на следующие вопросы:

1) Как отличить мух тахин от других насекомых?

2) Как божьи коровки защищают растения от вредителей?

3) Почему биологический метод борьбы наиболее эффективен?

Ответы вариант 2:

1) Мухи тахины- крупные мохнатые мухи с торчащими на теле щетинками.

2) Божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур

3) Биологический метод борьбы наиболее эффективен, т.к. не происходит полного уничтожения живых организмов. Так же возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.

Текст №4. Строение стебля древесного растения.

Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.

К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.

К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.

Используя содержание текста «Строение стебля древесного растения», ответьте на следующие вопросы.

1) Что такое луб?

2) В чём сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?

3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление?

Ответы:

1) Луб − это внутренняя часть коры, образованная механическими и проводящими тканями.

2) Сходство в том, что и ситовидные трубки, и сосуды способны к проведению воды и растворённых в ней веществ. Различие в том, что по ситовидным трубкам перемещается раствор органических веществ от листьев, а по сосудам – минеральные вещества, растворённые в воде, из корня.

3) Это явление объясняется разной степенью освещенности древесного стебля: с освещённой стороны клетки древесины более крупные, чем с неосвещённой. Поэтому слой древесины становится с одной стороны более толстым, чем с другой.

Текст № 5 Папоротники. Хвощи. Плауны.

Папоротникообразные – это большая группа высших споровых растений. Высшими растениями они считаются потому, что имеют вегетативные органы: корни, стебли и листья. Споровыми они называются, поскольку их размножение происходит с помощью спор. Папоротникообразные различаются между собой по внешнему виду, поэтому их традиционно подразделяют на три группы: папоротники, хвощи и плауны.

Плауны – это наиболее древняя из папоротникообразных группа растений. Современные плауны представляют собой многолетние травянистые растения, зимующие под снегом с зелёными листьями. Споры у них созревают в спорангиях, собранных в колоски. Споры мелкие, образуются в большом количестве.

Хвощи – эта группа травянистых растений, имеющих жёсткий стебель из-за накопленного в вакуолях клеток кремнезёма. Листья у них чешуевидные, с мутовчатым листорасположением. У хвоща выделяют два вида побегов: летний (вегетативный) и весенний (спороносный). Вегетативный побег хвоща зелёного цвета. Его главная задача –создание питательных веществ, откладываемых в корневища – подземные побеги. Спороносные побеги появляются ранней весной благодаря накопленным в корневищах запасам. Созревшие споры рассеиваются и при попадании в благоприятные условия прорастают, формируя вегетативный побег. Из-за развития корневищ многие виды хвощей стали сорняками культурных растений.

Папоротники – самая большая по числу видов группа папоротникообразных. Они произрастают повсеместно, предпочитая влажный микроклимат. Споры папоротника созревают на внутренней поверхности их сложных листьев. Основная часть побега папоротника находится под землёй и называется корневищем.

Используя содержание текста «Папоротники. Хвощи. Плауны», ответьте на следующие вопросы.

1) Почему папоротникообразных относят к высшим растениям?

2) В чём различие между весенним и летним побегами хвоща?

3) Листья папоротника осенью отмирают. Каким образом весной происходит их возобновление? 

Ответы:

1) Папоротникообразных относят к высшим растениям потому, что имеют вегетативные органы: корни, стебли и листья.

2) Весенний спороносный побег хвоща коричневого цвета, лишённый хлорофилла, а летний побег зелёного цвета, в нём происходит процесс фотосинтеза.

3) Поздней осенью листья папоротника  отмирают, а корневище перезимовывает под снегом. Весной, когда оттает и согреется почва, из верхушечной почки корневища вырастает укороченный стебель с листьями.

Текст №6. Прямохождение

Около 67 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности. 

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз – для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

Вариант 1. Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека?

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

Ответы вариант 1:

1) Автором трудовой гипотезы происхождения человека является Ф. Энгельс.

2) Согласно трудовой гепотезе, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий.

3) В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз – для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны.

Вариант 2. Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором гипотезы «Водной обезьяны»?

2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?

3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок современного человека? Назовите его.

Ответы вариант 2:

1) Автором гипотезы «Водной обезьяны» является  Я. Линдбланд.

2) Доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека могут служить найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеющие датировку 2,7 млн лет назад.

3) Преимущества связанные с прямохождением: экспериментально доказано, что удары, нанесенные рукой из положения "на четвереньках" в два раза слабее, чем из положения стоя, т. е. произошло увеличение силы атаки; обзор с земли стал выше.

Текст №7. Представления о роли мозга в древности

В Древнем Риме лекарь гладиаторов Гален был наиболее выдающейся личностью своего времени. Потратив немало времени на наблюдения за разрубленными животными, вроде овец, и леча гладиаторов, получивших ранения, он пришёл к выводу, что мозг – это место, где располагается разум человека.

Он первым исследовал полости в центре мозга человека, получившие впоследствии названия желудочков. Внутри этих полостей Гален наблюдал цереброспинальную жидкость. Однако в те времена среди образованных людей господствовало представление о четырёх жизненных влагах: крови, флегме, желчи, и чёрной желчи. По мнению Галена, желудочки мозга заполнены желчью, и, чтобы управлять мыслями и движениями, мозг каким-то образом распространяет желчь по нервам по всему телу, заставляя сокращаться мышцы. Эти воззрения просуществовали 1500 лет вплоть до появления Декарта.

Декарт полагал, что мозг – это центр, в котором помещаются силы души – флюиды, и, вслед за Галеном, считал, что они, протекая по телу, заставляют его двигаться.

Однако Декарт посчитал Галеновы аналогии между строением тела человека и овцы неприемлемыми на том основании, что тело человека, в отличие от овечьего, построено по образу и подобию Божьему. Он полагал, что разум существует отдельно от физического тела и, как эфирная волна, способен на него влиять. Гипофиз он считал насосом, через который разум управляет душой. «Гипофизарный насос» прокачивает мысли в виде флюидов, доставляя их к мышцам, и тем вызывает их сокращение, совершенно как гидравлическое устройство.

Вариант 1. Используя содержание текста «Представления о роли мозга в древности», ответьте на следующие вопросы.

1) С кем сравнивал тело человека Гален?

2) Что заставляет двигаться тело по Декарту?

3) Каков механизм регулирования работы внутренних органов по Галену?

Ответы вариант 1:

1) Гален сравнивал тело человека с овцой.

2) Декарт пологал, что флюиды, протекая по телу, заставляют его двигаться.

3) По мнению Галена, желудочки мозга заполнены желчью, и, чтобы управлять мыслями и движениями, мозг каким-то образом распространяет желчь по нервам по всему телу, заставляя сокращаться мышцы и работать органы.

Вариант 2. Используя содержание текста «Представления о роли мозга в древности», ответьте на следующие вопросы.

1) С кем сравнивал тело человека Декарт?

2) Что заставляет двигаться тело по Галену?

3) Каков механизм регулирования работы внутренних органов по Декарту?

Ответы вариант 2:

1) Декарт предполагал, что тело человека построено по образу и подобию Божьему.

2) Гален полагал, что двигаться тело заставляет желчь, которой заполнены желудочки мозга, и мозг, каким-то образом, распространяет желчь по нервам по всему телу, заставляя сокращаться мышцы.

3) Механизм регулирования работы внутренних органов по Декарту заключается в работе «Гипофизарного насоса», который прокачивает мысли в виде флюидов, доставляя их к мышцам, и тем вызывает их сокращение, совершенно как гидравлическое устройство.

Текст №8. Современные вакцины и сыворотки

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

Вариант 1. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответьте на вопросы.

1) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?

2) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?

3) Где образуются антитела при вакцинации?

Ответы вариант 1:

1) Иммунизация с помощью сыворотки вызывает искусственный пассивный иммунитет.

2) Заслуга в борьбе с эпидемиямиа Э. Дженнера заключается в том, что он разработал первую вакцину против оспы.

3) Антитела при вакцинации образуются В-лимфоцитами.

Вариант 2. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответьте на вопросы.

1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?

Ответы вариант 2:

1) Живая вакцина в отличие от инактивированной, представляет собой препарат ослабленного микроорганизма, а инактивированная вакцина — убитого. 

2) Данные заболевания относят к инфекционным.

3) Недостаток использования живых вакцин заключается в том, что у людей с ослабленной иммунной системой живые вакцины могут вызвать тяжёлые формы заболевания. 


[1]        Открытый банк заданий ОГЭ по биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению задания С9 на ЕГЭ по обществознанию

В данных методических рекомендациях представлен алгоритм выполнения задания С9 на ЕГЭ по обществознанию. Отражены основные требования к форме и содержанию мини-сочинения (эссе). Данный материал станет...

Методические рекомендации по выполнению заданий по литературе с развёрнутым ответом.

Как написать ответ на вопрос по литературе в формате ЕГЭ? Здесь даны рекомендации общего характера....

Методические рекомендации по выполнению задания 26 ЕГЭ по обществознанию

Задание 26 объективно считается одним из самых сложных заданий Единого Государственного Экзамена по обществознанию. Выполнение этого задания требует от выпускников умения конкретизировать обществоведч...

Методические рекомендации по выполнению задания устной части ЕГЭ, раздел « Говорение»

Данные рекомендации содержат практические  советы в виде памятки  по подготовке задания 3  Егэ, устная часть, раздел Говорение...

методические рекомендации к выполнению практических работ по биологии

описывается ход выполнения практических работ...