РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Цели курса:

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  • Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  • Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Задачи курса: 

  • способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников;
  • способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

             

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания

_________ /Д.И.Костылева

Протокол № _____

«____»______2019

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора школы

___________/А.В. Первых

«____»______2019

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________/ О.Н. Гуржеева

Приказ№  

от «____»______ 2019

                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Обществознание» в 8-х классах

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

учитель истории

Ваделова З.А.

Всего часов на учебный год: __35____

Количество часов в неделю: ___1___

Рабочая программа  составлена  в соответствии с учебным планом школы, утверждённым решением педагогического совета от ________________.

 

город Покачи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов);
  • примерной программой основного общего образования по обществознанию для 5–9 классов под ред. Боголюбова Л. Н. , Городецкой Н. И. , Иванова Л. Ф. , Матвеева А. И., – М.: « Просвещение», 2016;
  • авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).

По учебному плану на обществознание отводится 1 час в неделю (35 ч. в год). 

Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год:  

-  Обществознание 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.

Цели курса:

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  • Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  • Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Задачи курса:  

  • способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников;
  • способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вводный урок.

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Глава I. Личность и общество.

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Глава II. Сфера духовной культуры.

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Глава III. Социальная сфера.

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Глава IV. Экономика.

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Сроки

план

факт

Введение

1

Введение. Путешествие в мир знаний об обществе.

1

Глава I. Личность и общество.

2

Что делает человека человеком?

1

3

Человек, общество, природа.

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

5

Развитие общества.

1

6

Как стать личностью.

1

7

Практикум по теме «Личность и общество».

1

Глава II. Сфера духовной культуры.

8

Сфера духовной жизни.

1

9

Мораль.

1

10

Долг и совесть.

1

11

Моральный выбор — это ответственность.

1

12

Образование.

1

13

Наука в современном обществе.

1

14

Религия как одна из форм культуры.

1

15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

1

Глава III. Социальная сфера.

16

Социальная структура общества.

1

17

Социальные статусы и роли.

1

18

Нации и межнациональные отношения.

1

19

Отклоняющееся поведение.

1

20

Практикум по теме «Социальная сфера».

1

Глава IV. Экономика.

21

Экономика и её роль в жизни общества.

1

22

Главные вопросы экономики.

1

23

Собственность.

1

24

Рыночная экономика.

1

25

Производство — основа экономики.

1

26

Предпринимательская деятельность.

1

27

Роль государства в экономике.

1

28

Распределение доходов.

1

29

Потребление.

1

30

Инфляция и семейная экономика.

1

31

Безработица, её причины и последствия.

1

32

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

33

Практикум по теме «Экономика».

1

34

Образовательное мероприятие. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

35

Образовательное мероприятие. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Часть 1.

Ответом к заданиям 1-11 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы

1.Что является признаком правового государства

1)право на взимание налогов

2)республиканское правление

3)разделение властей

4)наследственная власть

Ответ:

2. Какой признак отличает правовые нормы от других видов социальных норм

1) установление правил поведения

2)поддержание социального порядка

3)опора на представление о добре и зле

4)принятие государством

Ответ:

3. Совершеннолетние юноша и девушка подали в органы ЗАГС заявление о  регистрации брака. Однако им было отказано. Что послужило причиной отказа?

1)отсутствие постоянных доходов у жениха

2)недолгий срок знакомства (менее 6 месяцев)

3)несогласие родителей невесты на брак

4)установленная судом недееспособность невесты

Ответ:

4. К гражданским (личным) правам человека относят право на:

1)жилище

2)судебную защиту чести и достоинства

3)социальное обеспечение по возрасту

4)образование

Ответ:

5. Что из перечисленного относится к дисциплинарным взысканиям

1)возмещение убытков

2)штраф, исправительные работы

3)лишение свободы, штраф

4)замечание, выговор

Ответ:

6. Виктор заключил со строительной фирмой договор на ремонт квартиры. Правоотношения Виктора с фирмой регулируются нормами права:

1)административного

2)жилищного

3)гражданского

4)трудового

Ответ:

7. Гражданин А. не явился на работу без уважительной причины. Это повлечет за собой привлечение его к ответственности

1)административной

2)дисциплинарной

3)уголовной

4)гражданско-правовой

Ответ:

8. Бизнесмен решил подарить школе, в которой он учился, микроавтобус. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1)потреблять

2)распоряжаться

3)пользоваться

4)владеть
Ответ:

9. Что из перечисленного является преступлением

1)нарушение условий договора подряда

2)проезд в общественном транспорте без билета

3)причинение тяжкого вреда здоровью гражданина

4)пересечение улицы вне пешеходного перехода

Ответ:

10. Михаил заказал в ателье костюм. Его отношения с ателье регулируются нормами права

1)предпринимательского

2)трудового

3)административного

4)гражданского

Ответ:

11. Верны ли следующие суждения о праве

А. Нормы права устанавливаются, изменяются или отменяются только государством

Б. Право обращено ко всему обществу, ко всем гражданам государства

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 12-14 является последовательность цифр. Запишите ответы  в поля ответов в тексте работы.

12. В приведенном списке указаны черты сходства человека с животными и различия человека и животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия

1)потребность в пище и воде

2)способность к творчеству

3)наличие органов чувств

4)наличие сознания

Ответ:

                           Черты сходства

                                  Черты различия

13. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

Правоотношения                                                                                             Отрасли права

А)наследование                                                                                     1)гражданское

Б)развод                                                                                                   2)семейное

В)аренда жилища

Г)усыновление

Д)заключение сделки

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

    А

         Б

         В

        Г

     Д

14. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

А) Роман Кузьмич получает за свой труд заработную плату. Б) Ее размер определяется законодательством т трудовым договором. В) Вероятно, работники будут довольны своей зарплатой только тогда, когда она позволит удовлетворять все их потребности

Определите, какие положения текста

1)отражают факты                                         2)выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений

Ответ:

                       А

               Б

           В

Часть 2.

 Прочитайте текст и выполните задания 15-17

       Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

      Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов…); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую; воспитательную(сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья);контрольно-учетную(ведется учет доходов).

      По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

      В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

15. Составьте план текста. Для этого выделите  основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

16. Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Почему уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан?

17. Какие налоги различают по способу взимания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 5-х классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 5-х классов на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре для 7-х классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 7-х классов на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре для 10-х классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 10-х классов на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре для 6-х классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 6-х классов на 2019-2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдении закона и правопорядка, а также разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:сформировать начальное представление о сферах общества;экономической, политической, социальной, духовной;воспитание социально активной личности;интеллектуальному развитию учащихся;гуманизац...

Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо

Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...