ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ - ПРОТИВОЯДИЕ КОРРУПЦИИ
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

              Урок обществознания в 9-ом классе поможет обучающихся подвести к мысли, что главное средство борьбы с коррупцией - это наше отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ - ПРОТИВОЯДИЕ КОРРУПЦИИ

(Урок-практикум с применением ИКТ и технологической карты)

АВТОР:                /Александрова Л.Ю. – педагог высшей квалификационной категории, учитель истории и обществознания МАОУ «Усть-Ламенская средняя общеобразовательная школа» Голышмановского района Тюменской области.

Цель урока: раскрыть роль духовной жизни в борьбе против коррумпированных действий.

Задачи:

А) познавательная - используя жизненный опыт учащихся, вывести их на новый уровень понимания  терминов: мировоззрение, убеждение, мнение, чувства, человеческое достоинство, правовая культура, коррупция, лицемерие;

Б) развивающая - способствовать практическому овладению способами мыслительной деятельности, отражающими навыки приобретения, анализа, сравнения и преобразования информации в разные виды представления: схемы, таблицы, графики, опорные конспекты;

В) воспитательная - воспитание таких качеств личности, как гуманность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Основное содержание: виды мировоззрения, право человека на духовную свободу, нравственный выбор, человеческое достоинство, предназначение человека и его жизненный путь.

Оборудование: таблички с надписями: «Умом понимаю, а чувства молчат», «Мне сердце подсказывает, что я прав», «Силён не тот, кто побеждает, а тот, кто может укротить гнев» мусульманская заповедь, «Человек, которого убедили против воли, не отречётся от своего мнения и поневоле» русская поговорка; термины: мировоззрение, убеждения, человеческое достоинство, лицемер, коррупция; презентация «Духовная жизнь - противоядие коррупции»; ТСО – видеопроектор; раздаточный материал; музыкальное сопровождение – Булат Окуджава «Давайте восклицать».

Методические рекомендации: для осуществления метапредметных связей необходимо активизировать жизненный опыт подростков; для активизации мыслительной деятельности использовать комплекс средств обучения: слово учителя, художественный текст, рисунки, схемы, учебное пособие, нормативные акты, СМИ, разрешение ситуативный задач, музыкальный фрагмент, «ПОПС-формула»; для лучшей координации работы на уроке необходимо использовать презентацию с этапами учебного занятия. Урок проводится с использованием технологической карты урока. Она представляет собой комплекс учебных материалов (фрагментов из источников, документов) к изучаемой теме и развернутые инструкции по организации познавательной деятельности с привлечением данных текстов, а также отрывков из учебника. Технологическая карта выдается для работы учащимся.  Урок состоит из учебных элементов (УЭ) - каждый из которых отвечает одной из поставленных целей урока и является законченной единицей урока.

Виды работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Хронометраж урока:

Метод и средство обучения

Вид работы

Учитель

Учащиеся

Время

1.

1 УЭ - Вводный контроль

Коллективная

Направляющая,

координирующая роль.

Анализ художественного текста, определение проблемы и пути её решения.

Запись темы в тетрадь

3 мин.

2.

2 УЭ – Схема «Право человека на духовную свободу»

Групповая

Координирующая

Решение логических задач, работа с текстом, составление схемы

15 мин.

(каждое задание – 5 мин)

3.

3  УЭ -  Открытый микрофон «Духовное богатство человека»

Коллективная

Направляющая и координирующая, анализ выступлений ребят

Самооценка, анализ мнений, «ПОПС-формула»

10 мин.

4.

4 УЭ – Анализ источников «Человеческое достоинство и межличностное общение»

Групповая

Координирующая и констатирующая роль

Работа с текстом и запись выводов в тетрадь, анализ музыкального фрагмента, выступление

7 мин.

5.

5 УЭ -  Дискуссионные качели «Возможно ли победить коррупцию?»

Групповая

Направляющая и координирующая роль

Работа в группах, выступление ПОПС-формула, составление плана противодействия коррупции

5 мин.

6.

 Творческое задание - эссе

Индивидуальная

Ознакомление с алгоритмом выполнения работы по памятке

Запись домашнего задания в дневник и тетрадь

2 мин.

7.

Рефлексия

Индивидуальная

Объяснение методики выполнения работы

Заполнение анкеты

2 мин.

8.

Неформальный забор

Индивидуальная

Приглашение к участию в заполнении

Запись пожеланий и рекомендаций

1 мин. + перемена

Итого

45 мин.

         Хронометраж необходим для координации работы педагога и учащихся. Он помогает сохранять темп урока. Возможно, опущение некоторых менее важных  элементов урока при нехватке времени или перенесение контрольных заданий на следующий урок.

Ход урока

1 УЭ – вводный контроль (3 мин). Работа в группах. Проанализировать стихотворение. Что хотел выразить Заболоцкий в нём? Какие вопросы ты можешь себе задать, исходя из смысла данного текста? Школьникам предлагается художественный текст:

Зачем любить и ненавидеть,

Растить цветы и звёзды видеть,

Зачем искать, зачем терять,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён,

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей усталой голове

Один мучительный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Н.Заболоцкий

        Исходя из выступлений групп, формулируются проблема урока и тема. Запись темы в тетрадь. Раскройте смысл заголовка нашей темы. Выступление учеников.

2 УЭ – Схема «Право человека на духовную свободу» (15 мин.).  Работа с нормативным актом. Найдите в Конституции РФ, где говорится об этом праве. (Статья 29). В чём суть этого права, обратитесь к жизненному опыту. Если затрудняетесь, обратитесь к учебному пособию Боголюбова старой редакции с.226, новой редакции – с.263. Каждое положение аргументируйте примерами из жизни.

Право на духовную свободу

                                                                                +

                                                                                                

Слово учителя: Каждый человек, осматриваясь вокруг и делая выводы, имеет свой собственный взгляд (воззрение) на окружающий мир, людей, самого себя и свою оценку происходящих событий. Но есть взгляды и оценки, общие характерные для эпохи, народа. Какое понятие включает совокупность взглядов на окружающий мир? (Мировоззрение). Приступим к заполнению схемы. Мировоззрение имеет три вида, назовите их. (Научное, религиозное, обыденное). Каждый вид мировоззрения проиллюстрируйте примерами. (Научное – земля кругла и вращается вокруг своей оси; религиозное – Бог сотворил мир, воздаётся всё по заслугам, заповеди; обыденное – старый, что малый). Мировоззрение складывается из твёрдых взглядов. Обратившись к учебному пособию Боголюбова старой редакции с.225-226, новой редакции с. 262-263, найдите, как называются твёрдые знания. (Убеждения). Как вы считаете, что способствует их формированию? (Мнение + чувства. В свою очередь мнение формируется на основе глубоких знаний, социальной практики и ценностных ориентаций). По ходу рассуждений заполняется схема.

Слово учителя: Подведём итог. Итак, выбор мировоззренческих позиций – это дело сугубо личное. Как же складывается духовное богатство личности. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком?

3 УЭ – открытый микрофон «Духовное богатство человека» (10 мин.).

Слово учителя: Что значит, духовное богатство человека и как оно помогает обществу в борьбе с его пороками. У каждой группы имеются карточки с письмами. Ознакомьтесь с ними и выполните задание. Изложите точку зрения Игоря и Натальи. В чём они расходятся? Кто из них прав? Ответ аргументируйте. Работа с письмами. 

Карточка №1

«В последнее время стали часто говорить о нравственности. А по-моему, такие понятия, как милосердие, сострадание, жалость, - пережиток прошлого. Это пошло от церкви. Я не верю в Бога и считаю, что главное – умственное развитие, а не нравственное. Жалость никому не нужна, так как разумный человек помогает людям разумом, а не жалостью». Игорь.

«Мне жаль вот таких, как Игорь, рационалистов, хотя понимаю, что жалость для них – анахронизм, т.е. пережиток старины. Жаль потому, что они не умеют чувствовать и превращаются в машину – робота. Это вовсе не означает, что я против умственного развития, напротив, двумя руками «за». Но по собственному опыту знаю, что для них, как правило, важно «иметь», а не «быть». Что я понимаю под этим? Желание во что бы то ни стало обладать неважно чем: деньгами, вещами и пр. А вот быть, быть человеком: любить, страдать, сочувствовать – им, к сожалению, не дано. Разве бездушные люди могут быть духовно богатыми?» Наталья.

Задание: Изложите точку зрения Игоря и Натальи. В чём они отличаются? Кто их них прав? Ответ аргументируйте.

Слово учителя: Мы часто задаём вопросы: Какой я? Что во мне хорошего, а что плохого? Над чем надо работать, чтобы стать лучше, душевнее? Предлагаю вам разделить тетрадный лист пополам. Слева подпишите столбик «дурное», а справа «хорошее». В левый столбик впишите те черты своего характера, которые вам кажутся плохими. А справа те, которыми вы гордитесь. (Аналитическая работа). Подведём итог. Что же с вашей точки зрения считается духовным богатством человека? Выступление ребят с использованием ПОПС-формулы.

Слово учителя: Оскорблять и унижать слабого – это хорошо или плохо. (Выступление школьников по ПОПС-формуле). Если человек знает и убеждён, что это плохо, но поступает иначе, то как можно назвать его.  Выступление ребят с использованием ПОПС-формулы. Запись термина в тетрадь. Лицемер – это человек, кажущийся хорошим, справедливым, но на практике поступает иначе. Может ли духовно богатый человек стать лицемером, совершить подлость? Выступление школьников. Подведём итог. Найдите в учебном пособии Боголюбова новой редакции на странице 264 подтверждающие слова. Школьники зачитывают отрывок из текста. Во многом укрепляет духовное богатство людей культурное наследие. 2012 год провозглашён Годом Истории. Как вы думаете, почему? Что же вкладывается в понятие культурное наследие. В учебном пособии Кравченко на странице 134 найдите термин. Выпишите его в тетрадь и раскройте суть понятия примерами.

4 УЭ - Анализ источников «Человеческое достоинство и межличностное общение» (7 мин.).

Слово учителя: В непосредственном межличностном общении люди хотят, прежде всего, быть понятыми и оценёнными по достоинству. Это стремление, считают многие учёные, является глубочайшим свойством человека. Что же означает человеческое достоинство и как оно утверждается в межличностном общении? На странице 266 учебника Боголюбова новой редакции имеется задание 5, выполните его.

Карточка №2

        Древнегреческому баснописцу Эзопу принадлежит следующая басня: «Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее. Ветер сказал: «Я сильнее и докажу это. Видишь вон там старика в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе».

        Итак, солнце зашло за тучу, а ветер начал дуть. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Ветер стих и прекратился.

Тогда солнце выглянуло и, добродушно улыбаясь старику, направило на него свои лучи. Вскоре старику стало жарко, и он снял плащ. Так солнце выиграло в споре с ветром».

Раскройте мораль этой басни.

Слово учителя: В чём смысл басни Эзопа? Выступление детей. Прослушав песню Булата Окуджава «Давайте восклицать», объясните, что объединяет её с басней Эзопа. Выступление ребят по ПОПС-формуле. Что же означает человеческое достоинство? Выступление ребят. Давайте найдём подтверждение наших выводов в учебном пособии Боголюбова новой редакции на странице 264. Запишите данный вывод в тетрадь.

        Человеческое достоинство – есть уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах. Достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми – нерасторжимые понятия.

        5 УЭ -  Дискуссионные качели «Возможно ли победить коррупцию?» (5 + 2 мин.). Одним из пороков, разъедающих наше общество, является коррупция. В неё всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Так возможно ли победить коррупцию? Обсудите данную проблему в группе и, аргументируя, выскажите ваше мнение. Работа в группах. Выступление ребят по ПОПС-формуле. Домой вам предлагается творческое задание – эссе (сочинение-рассуждение) на тему «Духовная жизнь – противоядие коррупции» или на любое высказывание после §41 в учебном пособии Боголюбова новой редакции.  (См. памятку «Написание эссе»).

Слово учителя. Перед вами лежат карточки с заголовком «рефлексия». Просьба их заполнить. (2 мин.). 

Рефлексия – это самооценка и самоанализ своей работы.

Цель: получить обратную связь ученик – учитель, научить, самостоятельно, оценивать и анализировать свою работу.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ.

  1. Как я усвоил материал?
  2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
  3. Как работала подгруппа, учебная пара?

Каждый вопрос оцените по 10-балльной шкале и запишите результаты на выданных листах.

Слово учителя. Спасибо за урок. Если у вас возникло желание оставить мнение об учебном занятии или пожелание, то можете его записать на неформальном заборе. Он находится при выходе из кабинета (1 мин.). Неформальный забор заполняется на перемене. Ребята записывают свое мнение о стиле ведения урока, свои предложения по форме или изложению материала по теме урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 УЭ. Вводный контроль

Слайд 3

Кто и какой я? Что во мне дурного? Что хорошего? Кем и каким хочу я быть? Как складывается духовное богатство человека? Когда человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, любовь, добро, справедливость, порядочность, честность?

Слайд 4

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАНИНА - ПРОТИВОЯДИЕ КОРРУПЦИИ Урок по обществознанию

Слайд 5

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАНИНА - ПРОТИВОЯДИЕ КОРРУПЦИИ Раскройте смысл заголовка нашей темы.

Слайд 6

2 УЭ. Право человека на духовную свободу Найдите в Конституции РФ, где говорится об этом праве. В чём суть этого права, обратитесь к жизненному опыту. Если затрудняетесь, обратитесь к учебному пособию Боголюбова старой редакции с.226, новой редакции – с.263. Каждое положение аргументируйте примерами из жизни.

Слайд 7

3 УЭ - открытый микрофон « Духовное богатство человека» Ознакомьтесь с письмами (карточка №1) и выполните задание. Изложите точку зрения Игоря и Натальи. В чём они расходятся? Кто их них прав? При ответе используйте ПОПС-формулу .

Слайд 8

П-позиция (объясняет, в чем заключена его точка зрения, начиная фразу со слов: «Я считаю..» ). О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразу: «Потому что..» ). П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…» ). С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В этой связи..» ).

Слайд 9

Самооценка Дурное Хорошее В левый столбик впишите те черты своего характера, которые вам кажутся плохими. А справа те, которыми вы гордитесь.

Слайд 10

Подведём итог. Что же с вашей точки зрения считается духовным богатством человека? При выступлении используйте ПОПС-формулу. П-позиция - «Я считаю..». О-обоснование - «Потому что..» . П-пример - «Я могу подтвердить это тем, что…». С-следствие - «В этой связи..».

Слайд 11

Оскорблять и унижать слабого – это хорошо или плохо. Если человек знает и убеждён, что это плохо, но поступает иначе, то как можно назвать его. Лицемер – это человек, кажущийся хорошим, справедливым, но на практике поступает иначе. Может ли духовно богатый человек стать лицемером, совершить подлость? Во многом укрепляет духовное богатство людей культурное наследие. 2012 год провозглашён Годом Истории. Как вы думаете, почему? Что же вкладывается в понятие «культурное наследие» ?

Слайд 12

4 УЭ - Анализ источников «Человеческое достоинство и межличностное общение» В непосредственном межличностном общении люди хотят, прежде всего, быть понятыми и оценёнными по достоинству. Это стремление, считают многие учёные, является глубочайшим свойством человека. Что же означает человеческое достоинство и как оно утверждается в межличностном общении? На странице 266 учебника Боголюбова новой редакции имеется задание 5, выполните его.

Слайд 13

В чём смысл басни Эзопа? Прослушав песню Булата Окуджава «Давайте восклицать», объясните, что объединяет её с басней Эзопа. Что же означает человеческое достоинство? Давайте найдём подтверждение наших выводов в учебном пособии Боголюбова новой редакции на странице 264.

Слайд 14

Человеческое достоинство – есть уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах. Достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми – нерасторжимые понятия.

Слайд 15

5 УЭ - Дискуссионные качели «Возможно ли победить коррупцию?» Одним из пороков, разъедающих наше общество, является коррупция. В неё всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Так возможно ли победить коррупцию? Обсудите данную проблему в группе и, аргументируя, выскажите ваше мнение.

Слайд 16

Дома - творческое задание Эссе (сочинение-рассуждение) на тему «Духовная жизнь – противоядие коррупции» или на любое высказывание после §41 в учебном пособии Боголюбова новой редакции. (См. памятку «Написание эссе»).

Слайд 17

Рефлексия - это самооценка и самоанализ своей работы ВОПРОСЫ АНКЕТЫ Как я усвоил материал? Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Как работала подгруппа, учебная пара? Оцените работу по 10-балльной шкале и запишите результаты на листах.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УРОК! На неформальном заборе оставьте ваши пожелания и замечания учителю.



Предварительный просмотр:

«Умом понимаю, а чувства молчат» «Мне сердце подсказывает, что я прав»

 «Силён не тот, кто побеждает, а тот, кто может укротить гнев» мусульманская заповедь

 «Человек, которого убедили против воли, не отречётся от своего мнения и поневоле» русская поговорка

 термины: мировоззрение, убеждения, человеческое достоинство, лицемер,

коррупция



Предварительный просмотр:

«ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ - ПРОТИВОЯДИЕ КОРРУПЦИИ»



Предварительный просмотр:

Право на духовную свободу

М . . . . . . . . . . . е

У . . . . . . . я

М . . . . е

Ч . . . . . а

Н . . . . . е

Р . . . . . . . . . е

О . . . . . . . е

Д . . . . . я

П . . . . . . . к (зло)

П . . . . . . к (добро)

Глубокие знания,

 социальная практика,

ценностные ориентиры

Ч . . . . . . . . . . е  

д . . . . . . . . . о

Мировоззрение

Убеждения

Мнение

Чувства

Научное

Религиозное

Обыденное

Действия

Проступок (зло)

Поступок (добро)

Человеческое  достоинство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Дидактический материал для проведения  промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....

Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"

Тест в формате ЕГЭ  может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе  по теме "Духовная сфера жизни общества"...

Урок обществознания "Духовная жизнь"

урок обществознания в 9 классе...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...

Имею право на жизнь без коррупции!

Данная разработка предназначена для проведения классного часа в 5 - 9 классах. С целью качественной подготовки и проведения классного часа необходимо дать несколько пропедевтических заданий отдельным ...