Конспект урока в 6 классе "Межличностные отношения"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Данный урок обществознания в 6 классе "Межличностные отношения"  - урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочий лист16.41 КБ
Файл открытый урок34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дата________

Рабочий лист урока обществознания в 6 классе           

Ф.И. ученика________________

Тема урока:__________________________________________________.

1.Формулируем цель урока.

Что же сегодня мы должны с вами узнать?

О чем мы будем говорить?

2.Проблемный вопрос нашего урока:

Может ли человек обойтись

без межличностных отношений?

3. Работа с понятиями и заданиями.

Сформулируем определение и запишем:

Межличностные отношения - __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.                                                        А. Ривароль.

5.     Особенности межличностных отношений.

1.________________.

2.________________.

3.________________.

4.________________.

6. Опираясь на текст учебника стр. 51, раздели чувства на две группы: положительные и отрицательные.

 1. Группа. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.

2. Группа. Назовите чувства, которые людей разъединяют.

      Положительные:                                                             Отрицательные:

______________________________                       ________________________________

_______________________________                      __________________________________

_______________________________                      __________________________________

______________________________                      _________________________________

7. Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими понятиями.

Запишите определения понятий.
Симпатия -___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Антипатия -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стереотип-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.  Ниже приведены примеры межличностных отношений. Чем они отличаются? Как вы можете назвать каждый из этих видов отношений?

  1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.

3.Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4.Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.

Запишем виды межличностных отношений:

1. _______________________

2. _______________________

3. _______________________

4. _______________________

  1. Рефлексия. Три   важных момента, которые я узнал на уроке?______________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что из того о чем я узнал мне пригодиться? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что еще я хотел бы узнать?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Межличностные отношения».                                   6 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать самостоятельное представление  об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования  межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Задачи урока:

  1. Формирование умений анализировать  полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
  2. Закрепления навыка работы в группах.
  3. Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.
  1. План.

1. Что такое межличностные отношения.

2. Чувства – основа межличностных отношений.

3. Виды межличностных отношений.

Ход урока.

1. Орг. момент.  

Перед началом урока учитель просит учеников разделиться на 2 группы по собственному желанию.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, у кого сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока. На ваших столах находятся рабочие листы и листы самооценки, в процессе работы на уроке вы их заполняете.

2. Закрепить знания по пройденной теме.

У   - Ребята. О чем вы узнали из первого радела учебника «Человек в социальном измерении»?

Сейчас мы проверим ваши знания.  Вам нужно выполнить работу в форме теста.

Решение теста (индивидуальная работа)

Ключ к тесту:

1.        Личность

2.        1

3.        1

4.        Деятельности

5.        2

Взаимопроверка. За тест поставьте оценку по 5 балльной системе.

   3. Формулируем тему урока.

Хотите узнать о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Я предлагаю вам просмотреть отрывки  из мультфильмов и ответить на вопрос:

Чем заняты герои  этих сюжетов?

Просмотр

Какие отношения между героями показаны в мультфильме?

Итак, как вы думаете какая сегодня тема урока?

Тема нашего урока «Межличностные отношения»

4. Формулируем цель урока.

Что же сегодня мы должны с вами узнать?

О чем мы будем говорить?

Должны узнать: что такое межличностные отношения, чувства – основа межличностных отношений, определять виды межличностных отношений.

 5. Этап  усвоение новых знаний и способов действий.

Проблема. Предлагаю вам  выяснить: может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Ответ на этот вопрос вы найдете в процессе урока, а поможет вам схема , которую надо будет заполнить каждой группе.

Эпиграфом к теме урока будут слова Ривораль:

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

      №  1.     Задание по группам.

Какие отношения можно назвать межличностными?

Сформулируйте свое определение.

А теперь сверьте со словарем в конце учебника.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Давайте вернемся к Эпиграфу нашего урока.

(на слайде высказывание)

 Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. А. Ривароль

  № 2.      Задание в группах. 

Обсудите с соседом в группе, как вы понимаете это высказывание.

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. А. Ривароль

Какую первую особенность межличностных отношений вы можете назвать?

Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.

1. Особенность – общение.

Запишите в рабочий лист.

У.   - Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?                   - нет

Какую следующую особенность вы можете назвать?

2. Особенность – взаимность. (носят обоюдный характер).

          № 3.   Подумайте и обсудите в группе.

Составьте слова, которые начинаются с ______________   -взаимо.

  Каждая группа по одному слову. Например, взаимовыручка

Попробуйте продолжить…( взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие и т.д.).

(устные ответы)

- Что испытывают люди, когда оказывают взаимопомощь, взаимовыручку?

(Любовь, уважение, чувство долга, ответственность и т.п.).

 

-Как можно это определить эти слова, одним словом?  (чувства)

-И так что же является следующей особенностью межличностных отношений?

3 Особенность – чувства.

Учитель. Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

А какие эмоции может испытывать человек?

Ответы: Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, скука, уважение, нежность, благодарность, любовь.

№ 4. Задание в учебнике с. 51. 

Раздели перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Задание по группам:

1. Группа. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.

Сближают: доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.

2. Группа. Назовите чувства, которые людей разъединяют.

Разъединяют: гнев, обида, зависть, гордость.

Очень хорошо молодцы!

Текст на экране:

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные  - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.

Какие новые понятия вы встретили в тексте?

- симпатия, антипатия, стереотип.

№ 5. Задание в учебнике с. 51-52. 

Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими понятиями.

Примеры:

Симпатия: добрая и отзывчивая девочка.

Антипатия:  грубый, невоспитанный одноклассник

Стереотип: девочки-плаксы. Мальчики – драчуны.

А теперь давайте подведем итог всему выше сказанному, посмотрите на схему.( см.презентацию)

Танцевальная физкультминутка.

Попытаемся опровергнуть стереотип: ребята 6 класса не умеют  танцевать.

 ( видео)

 У.

-Межличностные отношения бывают разными.

       № 6. Задание по группам:

- Ниже приведены примеры межличностных отношений.

-Чем они отличаются? Как вы можете назвать каждый из этих видов отношений?

  1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.

3.Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4.Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.

 

Виды межличностных отношений:

  1. Знакомство
  2. Приятельство
  3. Товарищество
  4. Дружба

Согласны ли вы с таким расположением видов? Чтобы вы поставили на первое место?

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?

Дружба.

Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь.

С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту…

-Вспомните литературных героев или героев мультфильмов, кого можно назвать друзьями?

(Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин. Чебурашка и Крокодил Гена).

Запишите четвертую особенность -

4.Особенность – высшая форма межличностных отношений – дружба.

Проблема. Посмотрите на нашу схему. Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

 Вывод:

1.общение

2. взаимодействие

3. чувства

4. дружба – высшая форма

        На мой взгляд, этот список не полный, здесь не хватает

 «Золотого правила нравственности». Кому оно уже знакомо?

Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

- Скажите, а вот вы в классе кем являетесь друг другу друзьями, товарищами, приятелями?

Самым важным в дружбе является умение внимательно слушать друг друга. Сейчас мы и выясним умеете ли вы внимательно слушать.

В группе с соседом по правому плечу, поделись тем, что ты узнал на сегодняшнем уроке.

(- Что такое межличностные отношения. Виды межличностных отношений, чувства - основа межличностных отношений и т.п.)

Спросить по ребенку из группы, что он узнал от соседа.

-Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.

-А теперь заполните лист самооценки. Оцените свою работу на уроке в соответствии с критериями , поставьте баллы в каждой колонке.

-Я же хочу оценить вашу работу по количеству ответов на уроке.

Учащиеся записывают домашнее задание на выбор:

1) П. 6 ответить на вопросы рубрики «проверим себя»

2) Написать небольшой  рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»

3) нарисовать рисунок «Межличностные отношения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в ТДМ. Тема: "Отношения. Отношение величин"

Целевые установки: предметные:Дать возможность осмыслить знакомое с 3 класса выполняемое действие сравнения чисел и величин , с точки зрения нового понятия – «отношения». Установить связь новой т...

конспект урока по математике "Отношения", 6 класс

Данный урок проведен с целью формирования навыков решения задач из жизненных ситуаций....

конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу"

конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу" по Всемирной истории для 7 класса по программе "2100"....

Конспект урока по теме "Отношение величин " + презентация. Математика 6 класс.

Урок-открытие новых знаний. Ребята в процессе занятия сами подходят к определению "отношения". Решая задачи, убеждаются в значимости нового понятия и узнают удивительные факты из мира животных. Урок с...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по теме "Отношение и пропорция"

Через различные виды деятельности и выполнение упражнений систематизировать и проверить знания по теме: Отношения и пропорции. Познакомиться с понятием "Золотое сечение"....

Конспект урока на тему "Отношение чисел"

Конспект урока на тему "Отношение чисел"...