Правовые основы
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Цурикова Наталья Вячеславовна

Разработки докладов по теме "Я под защитой Конституции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Право на досуг62.5 КБ
Microsoft Office document icon Право на свободу слова58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Базовской средняя общеобразовательная школа

Ольховатский муниципальный район Воронежской области

«МОЁ ПРАВО НА ОТДЫХ,

ДОСУГ И КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ»

Подготовила:

Шпота Лилия Владимировна

учащаяся 10 класса

МКОУ Базовская СОШ

Руководитель:

Цурикова Наталья Вячеславовна

учитель истории и обществознания

МКОУ Базовская СОШ

п. Ольховатка – 2018

 «Защита прав детей начинается с соблюдения 

основных положений Конвенции о правах ребенка»

(А. Жаров – уполномоченный

 по правам ребенка

 в Московской области).

Я родилась в одной из самых больших стран мира – России и с самого рождения получила право быть её полноправным гражданином.

Развитие России как правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины.

Я стала изучать Декларацию прав ребёнка и Конвенцию о правах ребёнка и сделала вывод, что в мире и в нашей стране существует много серьёзных и важных документов, придуманных взрослыми о правах детей.

Но взрослые, придумывая их, наверное, забыли перевести эти законы, конвенции, декларации на язык, понятный каждому ребёнку.

Во всем мире детство признано важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств. Каждое государство заботится о благосостоянии детей, старается максимально защитить права ребенка, воспитать в нем чувство патриотизма и гражданственности.

Одним из прав детей является право на отдых, досуг и культурную жизнь. Некоторым людям кажется, что данному праву не стоит уделять много внимания. Я в своей работе хочу опровергнуть это мнение, показать значимость этого права для ребенка.

Отдых необходим любому человеку для успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Он имеет перед собой цель достижение работоспособного состояния организма. Досуг - свободное время, которое чаще всего направлено на воспитание и развитие личности. Культура также включает все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, то есть способствует духовному развитию ребенка.

Таким образом, тема действительно актуальна. Гармонично развитые дети являются в первую очередь достижением семьи и достоянием государства.

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Однако декларация не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка.  20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются: признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами; приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Данная Конвенция провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Признала, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Каждому из нас действительно повезло. Мы - дети, и у нас много прав. Ребенок имеет право на жизнь, образование, заботу родителей и другие права. Мы решили рассмотреть интересное и важное право ребенка - право на отдых и культурную жизнь. Его необходимость для детей заключается в том, что каждый ребенок имеет право на детство. А детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения экскурсий, музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Все это способствует социализации человека, а, значит, становлению его как личности.  

На вопрос «Что объединяет вашу семью?» большинство респондентов ответило: «Общий стол». Конечно, праздничные воскресные обеды – это просто здорово. И общий ужин, когда вся семья наконец-то собирается в полном составе – это тоже прекрасно. Но если дело ограничивается лишь совместными трапезами, то стоит ли удивляться, что именно вкусная еда становится для всех членов семьи главным источником удовольствия? Сознание закрепляет ассоциацию: еда, уют и сплочение семьи. Можно ли придумать что-то другое?

Конечно! Надо вместе отдыхать!

Рассматриваемое нами право на отдых и культурную жизнь  закреплено  в «Конвенции  ООН о правах ребенка».  

Этой стороне жизни ребенка посвящена 31 статья из Конвенции.

1.Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2.Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействует предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Таким образом, это право является законодательно закрепленным для каждого несовершеннолетнего человека. Мы предлагаем рассмотреть данное право подробнее.

Ребенку предоставляется право отдыхать, выбирать себе досуг, свободно заниматься искусством. Мы можем посещать разного рода кружки, проявлять себя. Родители дают нам возможность заниматься любимым хобби и спасибо им за это. Государство всегда поощряет участие детей в различных конкурсах, проектах. Ему нужны образованные, умные, творческие люди. Творчество-процесс создания материальных и духовных ценностей. Без творчества не будет ни развитой экономики, ни развитой культуры. Самому ребенку важно творчество для того, чтобы удовлетворять свою потребность в самовыражении, расширять свой кругозор, повышать умственные возможности. Благодаря творческим конкурсам ребенок адаптируется  в социуме. Участие в конкурсах, исследовательских работах готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентоспособность, без которой в современном мире необычайно сложно достичь успеха.

Дети и подростки начинают создавать и пополняют свое портфолио. Напомним, что портфолио – обязательное требование для выпускника школы, наряду с аттестатом об образовании. Творческая и исследовательская деятельность повышает интерес ученика к познанию. И главное – предоставляется возможность для всестороннего развития детей и подростков.

Школа дает простор для развития творческих способностей детей. В нашем учебном заведении постоянно проводятся различные мероприятия, в которых все мы с большим удовольствием принимаем участие.

На первый взгляд, кажется, что право ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь никогда не нарушается и ущемляется. Попробуем разобраться, так ли оно на самом деле.

В качестве примера могу привести свою собственную ситуацию. У нас есть свободное время, которого пусть и немного, но которое мы можем использовать по своему усмотрению. То есть, если ребенок скажет, что после школы сядет за компьютер и будет играть в течение нескольких часов, его могут осудить, но прислушиваться ко мнению окружающих людей, или нет – дело самого ребенка.  Родители, конечно же, могут повлиять на этот процесс – они обладают огромным количеством рычагов для этого - но здесь самое главное просто не перегибать палку. Компьютер – не что-то из ряда вон выходящее, сейчас если ты в него играешь, то не проявляешь асоциального поведения.  Такое поведение будет проявляться в случае, если ребенок ничем, кроме игры в компьютер, не занимается. Даже если взять не компьютер, а что-то другое – чтение книг, писательство, даже занятия спортом – все это в чрезмерном количестве будет вызывать недовольство родителей. Мы считаем, что ограничитель, которым в данной ситуации выступают родители, нужен, но не стоит забывать о том, что ребенок имеет право на досуг и отдых. Во всем нужна гармония, но родители должны помнить, что воспитывают личность, а не раба, который привыкнет лишь выполнять указания, не имеющего своего мнения. Ребенку важно дать свободу в принятии решений, а это научит его принимать их в будущем. Если взять любого адекватного человека, то он не сможет сидеть за компьютером круглые сутки. Дайте ребенку один день просидеть за компьютером – этот плод сразу перестанет быть запретным, а значит и сладким.

Перейдем к разбору понятий проведению границы между понятиями «досуг» и «культурная жизнь». Что же является досугом для ребенка? То, что ему нравится делать. Чем заняться в качестве досуга любой человек выбирает самостоятельно. А что же такое «культурная жизнь»? Это то, как человек взаимодействует с культурой своего народа, нации и человечества в целом. Если ребенок не хочет читать Ф.М. Достоевского на досуге, а хочет смотреть фильмы и сериалы, то его право на их просмотр фактически защищено статьей 31 «Конвенции о правах ребенка».  Но взаимодействие с культурой означает и внесение собственного вклада в нее. Ребенок имеет право в свободное время заниматься искусством, а значит оказывать не очень значительное, но влияние на дальнейшее формирование культуры всего мира. Во втором пункте той же статьи Конвенции говорится об уважении права ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой деятельности и содействии государств в предоставлении возможностей для такой деятельности. Это означает то, что каждый ребенок не только имеет право на участие в формировании всемирной культуры, но и может рассчитывать на помощь государства.

Также одним из пунктов государственного содействия является предоставление равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Приведем пример для подтверждения того, что этот пункт не исполняется большинством стран. Возьмем в качестве примера семью, которая не обладает достаточным количеством денежных средств для обучения своего ребенка в обыкновенной детской школе искусств. Это совершенно не справедливо. В таком случае государство должно оплачивать обучение детей из малоимущих семей в таких школах.

Если же взять досуг и отдых, то в настоящее время стоимость услуг, связанных с ними весьма высока. Многие родители не могут водить своих детей в театры и музеи, совершать поездки в культурные столицы страны по причине высокой стоимости этих мероприятий. Например, стоимость одного билета на балет «Щелкунчик», который будет проходить 14 декабря в г. Россошь в кинотеатре Олимп составляет 800 рублей.

Мы считаем, что уважение к ребенку в такой важной сфере, как отдых и участие в культурной жизни, позволяет сформировать правильное отношение детей к государству и обществу в целом, показать наглядный пример поддержки и взаимопомощи в современном обществе. Когда мы уважаем права человека, не ущемляя их из-за некоторых принципов, сформированных вследствие каких-то собственных комплексов, таких как «Мужчина не должен плакать», «Девушка должна быть домохозяйкой». Вообще, в нашей жизни никто никому ничего не должен, поэтому совершенно неправильно требовать от ребенка проводить свое свободное время только в соответствии с интересами родителей. Ребенок хочет пробовать что-то новое, а многие окружающие люди ограничивают его. Это необходимо делать в допустимых пределах. В особенности для формирования настоящих моральных принципов, таких как уважение к личности другого человека, осознание своих негативных эмоций и преобразование таковых в положительные, решение конфликтов за счет глубокого психологического анализа, а не применения насилия.

Человек, живущий в обществе, должен подчиняться законам, а значит не нарушать их. Если же его поведение не является опасным для общества, то какой смысл ограничивать выбор личности? Пусть ребенок поймет, как важно принимать решения и нести за них ответственность. И хорошо, если он поймет это в детстве, а не когда ему выдадут паспорт вместе с букетом новых прав, которыми он не знает, как распоряжаться.

Среди учащихся 9-11 классов нашей школы был проведен опрос на тему права ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь.

Перейдем к анализу данных опроса.

  1. Учащиеся считают, что право на отдых и культурную жизнь ущемляется.
  2. Семья в большей мере ущемляет право детей на отдых. Вероятнее всего это связано с нежеланием некоторых родителей прислушиваться к мнению ребенка о выборе им формы отдыха. Часто родители решают за ребенка, каким видом спорта или искусства должен он заниматься. Родителей можно понять. Но они не должны забывать о другом праве, имеющимся у ребенка, на свободу мнения (ст. 57 СК РФ, ст. 12 Конвенции ООН о правах детей).  

Анализ данных об увлечениях детей во время отдыха позволяет сделать вывод о том, что на первом месте среди увлечений стоит игра в компьютерные игры. Играя, ребенок развивает свое воображение, социализируется, примеряет на себя некоторые социальные роли. У наших родителей не было компьютеров, и мы не можем сказать, каким образом они проводили бы свой отдых, если бы он у них был. Наверное, для того, чтобы спрашивать что-либо с детей, необходимо с самого детства воспитать в них любовь ко всему тому, что вы хотите в нем видеть.  Хотите, чтобы ваш ребенок был хоккеистом, встаньте сами на коньки, водите его на хоккейные матчи, вызовите в нем интерес, и тогда, когда-нибудь вам откроется тайное желание ребенка стать великим и знаменитым хоккеистом.

Мы все хорошо знаем, что государство является важнейшим политическим институтом. От его политики зависит благосостояние всей нации. Дети - будущее страны. Соответственно государство должно заботиться об их жизни. Если мы хотим создать здоровую нацию, необходимо следить за состоянием детских лагерей.  Если мы хотим создать творческих, одаренных, культурных детей, государство должно побеспокоиться о стоимости представлений для ребят. Нашему поколению очень хочется посещать экскурсии, но стоимость этих экскурсий и волокита с оформлением документов на них заставляет всех задуматься, а надо ли это?

В связи с вышесказанным, хочется верить в светлое будущее, а именно в решении проблемы права ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь.

Государству следует ответственно подходить к правам ребенка в нашей стране. Нельзя забывать о том, что здоровые дети - здоровая нация! Необходимо вводить льготы для детей в досуговой сфере, если оно желает воспитать образованных и культурных граждан (низкие цены на представления, бесплатные или дешевые путевки в детские лагеря и т.д.).

А семья, в свою очередь, должна предоставить своим детям право на выбор формы досуга и отдыха.

  Школе также нужно уважительно относиться к правам ребенка на отдых. Например, нарушением является факт принуждения учащихся приходить на каникулах в школу на консультации или уборки классов.

Школа и семья должны заняться повышением политической и правовой культуры детей через их участие в конкурсах, классных часах и различного рода проектах.

Ребенок имеет множество прав. И необходимо понимать, что все они являются главными. Я считаю, что в своей работе доказала важность права детей на отдых, досуг и культурную жизнь. Общество должно учитывать интересы ребенка, разнообразить их культурную жизнь и главное – сделать эту жизнь доступной.

Дети – это будущее нашей страны. Нам бы очень хотелось, чтобы государство, семья и школа заботились, уважительно относились к правам детей и отдавали всю свою любовь и заботу им. Следует вспомнить пословицу: «Все лучшее - детям!».

Список использованной литературы

 1.     Конституция РФ, 2013 г.

 2.     Семейный кодекс РФ, 2013 г.

 3.     Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных

 гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".

Интернет-ресурсы

 1.     http://www.garant.ru.

 2.     http://school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Базовской средняя общеобразовательная школа

Ольховатский муниципальный район Воронежской области

Конкурс публичных выступлений

«Открытая кафедра»

по теме

«Я под защитой Конституции»

«Право на свободу слова и мысли

в моём понимании»

Подготовила:

Юнаковская Диана Андреевна

учащаяся 11 класса

МКОУ Базовская СОШ

Руководитель:

Цурикова Наталья Вячеславовна

учитель обществознания

МКОУ Базовская СОШ

п. Ольховатка – 2019

Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли,

которая у них отсутствует.

Сократ

В Библии рассказывается, как давно на земле не было судей и каждый делал то, что считал нужным. Человечество вымерло почти целиком. Люди ненавидели, убивали, грабили, воровали, применяли насилие. Не было любви к своим ближним. Тогда Бог дал вождю еврейского народа Моисею скрижали, где был написан первый закон, изложенный в десяти заповедях. Это вечная Конституция.

А теперь давайте представим на миг, что мы живем в стране, где нет Конституции? Представили? Я лично представила полный хаос и неразбериху. А почему? Да потому, что именно Конституция закрепляет государственный строй, основные права и свободы и обладает высшей юридической силой.

Конституция Российской Федерации - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

Конституция – это необходимый и очень важный документ в жизни современного общества. В ней, как в основном правовом документе нашей страны, прописаны все наши права и обязанности.

В своей работе я освещаю тему, которая на сегодняшний день представляется действительно наиболее актуальной, болезненной и еще нерешенной проблемой нашего государства. Я говорю о таком важном и, как гарантирует Конституция, “неотчуждаемом” праве, состояние которого определяет степень открытости, гуманизации и демократичности общества, я говорю о праве человека на свободу слова и мысли.

Свобода мысли и слова закреплена в статье 29 Конституции России и является важнейшим признаком демократического и правового государства. Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от общения, право на свободный выбор языка общения. Принуждение к выражению своих мнений и убеждений не допускается.

Хочется напомнить, что впервые свободы, которые ныне относят к политическим, были дарованы Николаем II народу по Манифесту 17 октября 1995 года: «На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Спустя 88 лет - 12 декабря 1993 г. - всеобщим голосованием была принята Конституция РФ, действующая и по сей день.

И на сегодняшний день в ситуации конфликта слово способствует эффективному разрешению проблем, помогает выиграть борьбу, преодолеть противостояние и найти компромисс между неизбежно различными интересами разных индивидов.

Свобода слова – неотъемлемое право не только взрослых людей. Её основы закладываются с юных лет: с права ребёнка в семье, подростка в школе высказывать своё мнение, не боясь наказания и насмешек. 

Я лично не могу представить себе современное цивилизованное общество без свободы слова. Это естественное право человека, как и право на жизнь. Народ не может терпеть, молчать, когда ему не нравится собственная жизнь в стране. К сожалению, в России свобода слова соблюдается далеко не всегда. Почему? Потому что наше государство может видеть в ней опасность, но зачастую эта опасность мнимая. Одни называют это «пропаганда». Множество страниц в интернете были закрыты из-за пропаганды чего-либо. А ведь у человека был выбор и должен быть всегда. Почему бы не позволить нам в полной мере говорить то, что мы думаем? Жизнь человека зависит только от него самого. Несколько лет назад из-за волны подростковых самоубийств «Вконтакте» начали закрывать тематические группы. Но ведь, на самом деле, самоубийств от этого меньше не стало. Дети просто искали помощь в безвыходной ситуации, а государство, вместо того чтобы проверять детей у психологов, решило просто закрыть эти группы. И никого не волнует, почему эти группы не были удалены в момент их создания. Интернет оставался единственным местом, где мы могли открыто высказать своё мнение, а теперь мы теряем и его. Людей, которые боролись за наши права, увольняют.

Какая же свобода слова вызывает опасность? Призывы к насилию, терроризму. Свобода слова не должна ни в коему случае посягать на жизнь человека. Это не свобода слова.

Спасибо судьбе, сталинские времена давно прошли, и мы уже далеко от тоталитарного режима. Нас не казнят, если мы скажем, что нам не нравится власть страны. Но это не значит, что пора остановиться в развитии, нашей стране нужно совершенствоваться, чтобы стать демократичнее. Российским людям нужно совершенствоваться, чтобы стать толерантнее друг к другу.

В моём окружении присутствует эта свобода. Возможность высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения делает человека счастливым и интересным для других.

Люди настолько разные и уникальные, что в обществе, где есть свобода слова, каждый окунает тебя в свой неповторимый мир. Если рассматривать комнату с разных углов и ракурсов, то в каждом положении комната выглядит по-разному, но ты находишь своё любимое местечко, откуда обзор тебе более приятен. Так и с людьми. Ты примеряешь взгляд каждого человека на себя, и сближаешься с тем, мировоззрение которого схоже с твоим. Свобода слова помогает людям сблизиться.

Считаю, что в свободе слова больше преимуществ, чем опасностей. В обществе должна быть свобода слова, тогда мы сможем развиваться, и освободимся, как цыплёнок от скорлупы, от однобокого взгляда на мир.

Люди должны выражать своё мнение, высказывать свои точки зрения, искать таким образом своих союзников и сторонников в интересующем их вопросе. Благодаря свободе слова будет расширяться спектр идей в различных сферах жизни общества, что будет способствовать всестороннему развитию каждого человека. Да и в любом случае, человек – это тот, кто имеет свой взгляд на что-либо и старается как-нибудь это развивать, будь то для себя или же для кого-то другого. А все остальные люди вливаются в серую массу, которая спокойно плывёт по указанному направлению пути. Таким людям нужен лидер, который будет вести за собой. А чтобы выбрать лидера, выбрать более близкого человека по мировоззрению, нужна свобода слова.

С другой стороны, полностью неограниченная свобода – это плохо. Взять, например, ту же самую серую массу. Им как скажут, так они и сделают. Любая пропаганда, увиденная ими по телевизору или прочитанная в газете, будет звучать для них как закон, и они беспрекословно будут следовать новым идеям, не анализируя их и не понимая, что не все они имеют хороший результат. Умные и знающие люди могут настроить большое количество людей против существующей власти, что приведёт к бунтам, революциям, войнам, будут людские потери и неизбежен коренной переворот в политике.

Главная площадка для проявления свободы слова – интернет. Однако эта форма коммуникации имеет свои опасности. В последнее время в нашем незаменимом «помощнике» всё больше и больше набирает силу так называемая «информация», не являющаяся достоверной. Где гарантия, что она правдива, как её проверить, как убедить людей, что нельзя принимать за чистую монету всё, что транслируют ангажированные разными общественными силами СМИ и почти неконтролируемый интернет?

Свобода слова даёт людям писать и говорить то, что они считают нужным. Они пишут различные статьи в журналах, газетах, посты в Интернете. И да, это, безусловно, плюс, потому что мы можем ознакомиться с чужим мнением, событиями в мире, узнать то, что постепенно рассказывают. Но, с другой стороны – это огромный минус. В нашу эпоху интернета, когда добыть любую информацию помогает адресная строка, люди теряют своё мнение, идёт так называемая «промывка». Некоторые люди легко принимают любую информацию за чистую монету, не стараясь и не желая доказать или опровергнуть чужое, далеко не своё мнение. Такое влияние идёт не только посредством СМИ, интернета – наши друзья, семья, знакомые, говорят обо всём, косвенно влияя на других. А где гарантия, что то, что говорят по телевизору, пишут в разных источниках – правда? Так же, как и друг сказал нам неверную информацию, могут сказать и другие источники, ведь своё отношение проявляется в том, что говорят. Если в СССР сказанное против власти слово как-то заденет правящие круги, то всё, человека можно считать «пропавшим». Сейчас же обсуждать политику стало модным, и люди не следят за тем, что говорят, потому что знают, что наказания не будет… Да, мне нравится, что я могу свободно высказывать своё мнение, говорить обо всём, но мне кажется, что лишней, засоряющей информации сейчас слишком много.


                             

                                 

                                               

                                                  Заключение

Свобода слова - естественное и неотчуждаемое право человека, которое относится к его внутреннему миру, составляет основу всей духовной жизни, не допускающей каких-либо вторжений и вмешательств без согласия самого человека. Наряду с такими правами, как право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность личности и другие, свобода мысли и слова является необходимой предпосылкой жизнедеятельности цивилизованного общества и должна быть безоговорочно признана и охраняема государством.
 Эти, казалось бы, очевидные истины далеко не сразу были возведены в высокий ранг международных стандартов и основополагающих норм в области прав человека в законодательстве отдельных государств. Исторически длительное становление и развитие прав человека, в том числе и права на свободу слова, сопровождалось жестоким противоборством и трудными поисками оптимального способа взаимоотношений между индивидами и властью в государственно-организованном обществе.

Свобода слова - это один из важнейших элементов конституционного фундамента любого государства. Степень её реализации свидетельствует об уровне развития правового сознания в обществе и определяет истинную демократичность государства.

На основе материала, изложенного в работе, подтверждается моя гипотеза: в Российской Федерации свобода слова признается, но в той лишь мере в которой устраивает власть. Она защищается им наравне с другими правами и свободами, что предопределяет её ограничение, но в той лишь мере, которая будет достаточна для обеспечения гарантии остальных прав. Однако, несовершенство законодательства и недостаточный уровень правового сознания граждан препятствует её полной реализации. В этой связи необходимо принять меры по дополнению и уточнению действующее законодательство, определить приоритеты. Однако эти действия не будут результативными без перемен в самом обществе.

Молодежь должна добиваться, чтобы государство признавало незыблемость прав человека на свободу слова, уважало и защищало это право.  От ее активности в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований и создания правового государства.

У меня есть мечта. Мечта о том, что мы, свободно выражая свои мысли, сможем доносить главную мысль нашего послания, менять ситуацию, положение в лучшую сторону, решать важные проблемы и находить ответы на актуальные проблемы. В связи, надеюсь, с моей будущей профессией свобода слова абсолютно необходима, так как я хочу быть журналистом, который доносит людям достоверную информацию. Конечно, не хочется, чтобы эта информация подвергалась "уничтожению", как в сталинские времена. Надеюсь, это так и будет, потому что я хочу беспрепятственно работать с людьми и говорить о наболевших вопросах.

При этом каждый из нас будет помнить известное выражение датского философа Серена Кьеркегора «Люди почти не пользуются той свободой, которую имеют, например, свободой мысли; вместо этого они требуют в виде компенсации свободу слова».


Список использованной литературы

  1. Конституционное право РФ  Раздел 2.  I. Конституция РФ.
  2. Конституция РФ 1993 года, Глава 2. Ст.17-64
  3. Источник: http://citaty.su/svoboda-slova-citaty-i-aforizmy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Презентация по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Презентация к уроку по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс...

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности"...

презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке  обществознания 9 класса. На сла...

Правовые основы брака и семьи

Презентация по обществознанию 9 класс. Тема занятия "Правовые основы брака и семьи" по программе Боголюбова Л.Н....

Правовые основы брака и семьи

В презентации представлен материал к уроку обществознания в 9 классе по теме "Семейное право". Рассказывается о истории семейного права с древнейших времен. Дается признаки семейных отношений, понятие...