Технологическая карта урока по теме "Семейные правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Материал содержить технологическую карту урока по теме "Семейные правоотношения" для учащихся 9 класса по разделу "Право". Урок построен в виде групповой работы учащихся по изучению нового материала с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_semenye_pravootnosheniya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                                                                       «Русская гимназия»

                  Методическая разработка урока

              по теме   «Семейные правоотношения»

                                      9 класс.

        Автор: Носова Ирина Вениаминовна

                                                                         Учитель истории и обществознания муниципального  

                                                                                      автономного общеобразовательного учреждения                                                                                                                                                                                                  

        «Русская гимназия»

                                   

             

        

                                                                                         

                      Сыктывкар, 2018.

                                                                     Технологическая карта урока «Семейные правоотношения»

Тема урока

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Тип урока

урок «комплексного применения знаний»

Образовательные
ресурсы

 Презентация «Семейное право» , учебный фильм «Семейные правоотношения»

Семейный кодекс РФ. Разд. II, гл. 3, ст. 10–15; разд. III, гл. 6, ст. 31, 32; гл. 7, ст. 33–37.

План урока

1. Юридические понятия семьи и брака.

2. Потребность человека в семье.

3. Правовые основы семейно-брачных отношений.

4. Принципы счастливого детства.

5. Права и обязанности супругов.

6. Имущественные отношения супругов.

7. Правоотношения родителей и детей

Цель урока

Создать условия для формирования понятий о семейных правоотношениях, сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве.

Задачи: познакомить учащихся с семейным законодательством, способствовать формированию базовых знаний в области семейных правоотношений; формировать представления о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений; способствовать формированию коммуникативных способностей, внимания, логического мышления, формирование навыков обобщения и анализа, приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами.

Методы и формы
обучения

Методы: информационно-коммуникативные технологии

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Основные понятия

Семья, брак, фактический брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ, ЗАГС, права и обязанности супругов.


Окончание табл.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять каково содержание терминов по теме,  каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению; что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели
и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести);  осуществлять поиск нужной информации

Информационная компетенция

Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернетом.

Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать, что такое семья, семейные правоотношения, какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественно жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной  повседневной жизни.

Уметь находить нужную информацию в различных источниках.

Познавательные: умение ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и делать самостоятельные выводы; проводить поиск и извлечение нужной информации по заданной теме.

Регулятивные: умение сознательно организовывать свою деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов); работать по коллективно составленному плану; определять собственное отношении е к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной,  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать различные мнения и интересы; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; понимать значение коммуникации в межличностном общении.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на понимание причин успешно деятельности; иметь ценностные ориентиры на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Вре-мя
(мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

1

Подготовка
учащихся
к уроку.

Цель: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования у учеников внутренней потребности, включая учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока.

Записывают тему в тетрадь, формулируют учебную задачу.

Фрон-
тальная

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи  
в тетради

II. Актуализация знаний.

3

Беседа по теме «Семейные
правоотно-
шения».

Цель: организовать актуализацию умений; организовать выполнение пробного учебного действия – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Звучит «Марш Мендельсона» и учитель на слайде презентации показывает текст притчи. « Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?- спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки : «А ты чего хочешь? «Хочу, - говорит он,- велосипед, буду счастлив, если велосипед будет, - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»

Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»

Как вы понимаете, тема нашего занятия будет связана …

Цель: организовать актуализацию умений; организовать выполнение пробного учебного действия – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Активно высказывают свое
мнение
… - семьей, семейными правоотношениями .

Фрон-
тальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

логические – осуществляют
поиск существенной информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников)

Устный опрос

III. Изу

чение

нового

мате
риала

30

Работа со статьями Семейного кодекса, учебным фильмом, презентацией.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на получение нового знания; выявлять место (шаг, операция) затруднения; фиксировать во внешней речи причины затруднения; организовать работу над ошибками.

2. Работа с источниками.

Семейный кодекс.

 Задание к фильму: Какие бы вопросы вы поставили перед собой, чтобы разобраться с заданной темой? Определить план рассмотрения темы.

На экране демонстрируется учебный видеофильм «Семейные правоотношения».

Конкретизирует задание, организует беседу по вопросам:

 Семья, брак, фактический брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный брак.

4. Поясняет термины, помогает учащимся перейти к следующему этапу изучения темы, проводит закрепление.

После заключения брака возникают семенные правоотношения.

Семейные правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.

Закрепление.1)​ Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей?  2)​ Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка? 3)​ Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина – отец ребенка – женщина – мать ребенка – решили разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье материально? 4)​ При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?

2. Класс разбивается на группы по 4-5 человек и получает задание одинаковое для всех.

5. Поясняет задания, выполняемые
учащимися.

Задание: составьте презентацию из 5-6 сладов по вопросам, которые были определены в результате просмотра фильма и составленного плана. Для выполнения задания можно использовать материал параграфа 18 учебника и статьи Семейного кодекса в системе «Консультант – Плюс». Можно добавить вопросы для раскрытия темы.

6.Организует работу учащихся, создает
условия для обоснования своей позиции
при обсуждении  предлагаемых задач.


Учащиеся предлагают свои варианты ответов: Примерный план занятия:

1. Разница между понятиями «семья» и «брак», «фактический брак», «гражданский брак», «фиктивный брак», «церковный брак»;

2. Источники правоотношений: Семейный кодекс, Конституция РФ, нормы международного права.

3. Особенности семейных правоотношений.

4. Условия и порядок заключения брака.

5. Правоотношения супругов

6. Правоотношения родителей и детей.

2.  Проверка выполнения задания и разбор 1 пункта.

Ответы учащихся: Семья играет большую роль в жизни человека и общества, ибо в ней заключены все общественные отношения. Она и очаг хозяйствования, и среда воспитания, и сфера культуры. Здесь каждый учиться замечательному искусству – искусству жить вместе. Семья в социальном плане – это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. Семья в юридическом плане – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака. Брак – то союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Фактический брак – мужчина и женщина проживают вместе, ведут общее хозяйство, проявляют заботу друг о друге, но не зарегистрирован юридически.

Гражданский брак – официальный, законный брак.

Фиктивный брак – брак , заключенный без намерения создания семьи, а только из корыстных побуждений.

Церковный брак – венчание.

3. Знакомятся
с документом, анализируют
его; аргументировано отвечают на вопросы.

4. Самостоятельно выполняют
задания.

5. Определяют свою позицию при обсуждении практических
задач, рассуждают, приходят
к единому мнению.

После выполнения задания представители разных групп озвучивают результаты работы по слайду. Группы обсуждают, дополняют  и анализируют результаты работы друг друга.

Примерный ответ:

1 слайд: Особенности семейных правоотношений:

Близкие родственники

Основание возникновения правоотношений являются: брак, родство, материнство, отцовство и др.

Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи.

Семейные правоотношения делятся на супружеские правоотношения и родительские правоотношения.

2 слайд: условия заключения брака: 1. Взаимное и добровольное согласие, 2. Отсутствие других браков, 3. Отсутствие близкого родства, 4. Дееспособность, 5. Достижение брачного возраста(18, 16, 14 лет). Порядок вступления в брак: заявление, ЗАГС, дата – через месяц после подачи, торжественная процедура бракосочетания, подписи в книге актов гражданского состояния, отметка в паспорте, «Свидетельство о заключении брака», официальная регистрация брака законодательно подтверждает создание семьи , ставит её под защиту государства и приводит к возникновению семейных правоотношений.

3 слайд: Правоотношения супругов: права и обязанности супругов неотчуждаемы. Делятся на личные и имущественные. Личные отношения:

- выбор фамилии,

- выбор места жительства

- выбор профессии.

Имущественные отношения:

1) Законный режим имущества супругов

Имущество, нажитое до брака

Имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования

Предметы индивидуального пользования

Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.

4 слайд: Правоотношения родителей и детей: «Свидетельство о рождении», права ребенка. Права ребёнка – права человека применительно к детям.

Права и обязанности детей:

Жить и воспитываться в семье

На общение с родителями и другими родственниками

На защиту (в органах опеки, а с 14 лет ребёнок может обратиться суд)

Выражать свое мнение (с 10 лет)

На имя, отчество, фамилию

Имущественные права

Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

Права и обязанности родителей:

Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей

Обеспечить получение детьми основного общего образования

Защита прав и интересов детей

Право на общение с ребёнком

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.

Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности.

5 слайд: учащиеся должны были найти материал в Семейном кодексе.

Порядок расторжения брака (в органах ЗАГС и суде)

6 слайд: Регулирование имущественных отношений при разводе. Какое имущество подлежит разделу , какое  - нет.

1. Индивидуальная,  групповая, фрон-
тальная
работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют решать практические задачи; составлять алгоритм своих действий; пользоваться дополнительной информацией; перевод информации и одной знаковой системы в другую, использование технических средств обучения.

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о семейных правоотношениях.

Предметные: формирование базовых знаний в области семенных правоотношений, развитие умения работы с источниками права, проводить правовой анализ социальной информации;

познавательные: переработка и структурирование информации, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений,

коммуникативные: учет разных мнений, владение средствами решения коммуникативных задач, понимание значения коммуникации в межличностном общении,

развивать внимательность, наблюдательность и умения выделять главное в оценке различных процессов, явлений и фактов,

- выступать   в аудитории, презентовать результат своей работы,

- развивать умения обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

1. Записи в тетради.

2. Устные
ответы.

3. работа с презентацией, фильмом.

 

IV. Первичное  осмыс-

ление
и закрепление

7

Выполнение заданий в рабочей тетради:
№ 5, 8,
с. 81–84.

Решение  практических задач.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи; зафиксировать новое содержание.

Конкретизирует задания, выполняемые
учащимися. Осуществляет организацию самостоятельной работы.

Да- «+» Нет – «-»

1.​ Отсутствие у жениха счета в банке делает невозможным вступление в брак?

2.​ Нарушением порядка регистрации брака является подача заявления о вступлении в брак по почте?

3.​ Для заключения брака необходимо добровольное согласие мужчины и женщины.

4.​ Женщина после заключения в браке в любом случае обязана взять фамилию мужа.

5.​ Право любого ребенка жить и воспитываться в семье.

6.​ Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

7.​ В России признаются только разнополые браки.

8.​ После развода супруги делят имущество нажитое до брака.

9.​ После заключения брака ставится отметка в паспорте каждого из супругов.

10.​ В России брачный возраст наступает с 17 лет.

Самостоятельно выполняют
задания, осуществляют взаимопроверку рабочих листов.

Индивидуальная.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; 

логические – используют
дополнительные источники информации; метапредметные:

определение собственного отношения к явлениям современно жизни, формулирование своей точки зрения. Оценка своих учебных достижений; умение выполнять познавательные и практические задания.

Устные, письменные  ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщающая беседа.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Вопрос:

Перечислите, какие знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Заполняют таблицу:

знаю

Хочу узнать

узнал

Не узнал ничего нового

Фрон-
тальная

Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты  уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 18, задания в рабочей тетради к § 18, индивидуальные задания.

Комментирует
домашнее  индивидуальное задание:
ознакомьтесь со статьей 42 Семейного кодекса РФ «Содержание брачного договора». Придумайте вариант супружеской пары. Составьте соответствующий Вашему варианту договор между будущими супругами. Пусть он будет коротким и пусть он затрагивает только вопросы имущества. Но помните, что «суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в неблагоприятное положение».

Записывают
домашнее
задание.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения"

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения" с приложениями....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта по теме "Гражданские правоотношения"

Данная разработка содержит методы и приемы по формированию предметных и метапредметных умений по теме...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Семейные правоотношения"

Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"

Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...

Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения».

Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения»....