Конституция РФ 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Саая Сырга Станиславовна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya_rf.doc70.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конституция – основной закон РФ»

Цель: формирование правовой культуры

Задачи: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; -развивать умение анализировать статьи 2 гл Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.
  1. Назовите понятие:  
  1. - лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/
  2. - лицо, в отношении которого направлены требования в с уд. /Ответчик/
  3. - защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/
  4. - должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/
  5. - исполнительная власть в стране. /Правительство/
  6. - глава государства. /Президент/
  7. Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/

  1. Мотивация.

Учитель: Москва,

Как много в этом звуке

Для сердца русского, слилось

Как много в нем отозвалось!

А. С. Пушкин

Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем?  (Обсуждение).

Ответы детей: Это самый главный город России. Это столица НАШЕЙ Родины.

Учитель: А что такое Родина?

Ответы детей: Государство, где ты родился, учился, живешь.

Учитель: Как называется наша Родина?

Ответы детей: Россия, Отечество, Русь.

Учитель: Кто является главой нашего государства?

Ответы детей: Президент, Владимир Владимирович Путин.

Учитель: Какие государственные символы Вы знаете?

Ответы детей: Флаг, Герб, Гимн.

Учитель: Ребята, а как ведут себя граждане во время исполнения гимна?

Ответы детей: Все встают, снимают головные уборы и исполняют гимн.

Учитель: Предлагаю Вам посмотреть видеоролик.

Играет видеоролик, звучит гимн, дети встают.

Учитель: Спасибо, присаживайтесь!

Введение в тему урока

Учитель: Вы, наверное, успели заметить, что данный ролик раскрывают масштабы нашей Великой Родины, ее многонациональный состав, территориальную целостность, свободу и независимость граждан, идеологию и суверенитет государства.

Учитель: Ребята, а в каком документе закреплены все эти принципы?

Ответы детей: Конституция

Учитель: Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция – основной закон РФ». ЗАПИШИТЕ, пожалуйста, тему урока в свою тетрадь.

Дети записывают тему в тетради.

Учитель: Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас АССОЦИИРУЕТСЯ это слово? Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.

Ответы детей: Это закон, президент, власть, устройство, государственный и политический строй.

Показывает слайд

Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Учитель: Цели урока:

  • Ознакомится с Основным Законом страны;
  • Выяснить, как происходит процесс принятия законов.

Учитель: Конституция – Основной Закон государстваопределяющий:

  • Как устроено государство
  • Как образованы органы власти
  • Каковы права и обязанности граждан.

Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, в каком году была принята ныне действующая Конституция? (ответы)

Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.

Давайте запишем в тетрадке  дату принятия Конституции. (записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие  Конституцию)

А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова?

  1. Учитель: Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.  ОБРАТИМСЯ к рубрикам в учебнике: на стр.103 – СИТУАЦИЯ; стр.105 – ФАКТЫ.

Т.О., что вы УЗНАЛИ? Сколько всего было Конституций?

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция при нята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила демократические основы государственного устройства/

Работа с учебником

Учитель: Используя текст учебника на стр. 103, докажите, что Конституция – ЭТО основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

  • Что провозглашает и гарантирует нам КРФ?

ЗАПИСЬ: Конституция – с лат. «Устройство, утверждение, постановление».

  1.  Закон высшей юридической силы.

У:  Давайте с Вами узнаем, как построена Конституция? Из чего она состоит? Прочтем пункт на стр.106.

Итак, из каких частей состоит Конституция РФ?

Учащиеся: -

Учитель: - Конституция состоит из преамбулы, основной части – раздел 1, заключительных и переходных положений – раздел 2.

-?- Что такое преамбула?

Учащиеся:

Учитель: - Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

-?- Раздел 1. Что в себя включает ОНОВНАЯ ЧАСТЬ?

Учащиеся:

Учитель: - Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав. 137 статей. 

Учитель: Конституция РФ — не только сложный, НО и достаточно большой политико-правовой документ. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: « Мы – многонациональный народ…»

Если прочитать ст. 3 , то в ней ГОВОРИТЬСЯ: Что единственным источником власти является народ.


Перед Конституцией, утверждают специалисты, стоят три задачи:

Каковы главные цели и задачи К? (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина)

Перед Конституцией России стоят три задачи:

  • Упорядочить государственную власть.
  • Утвердить правосудие.
  • Закрепить и гарантировать права человека.

Давайте ЗАПИШЕМ эти задачи.

Т.О., Для чего человеку нужна конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, то есть ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ. Закрепляет правовой статус человека как гражданина России. Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей. (определение записано на доске, учащиеся делают запись в тетрадь.

Что значит быть Гражданином России? *Это значит иметь права, установленные юридическими нормами. *Получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным

  1. Закрепление изученного материала.

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Учитель: - Анализом Конституции мы займемся на следующий урок, кроме того сделаем практическую работу. Пока давайте вспомним, с какой темой мы познакомились сегодня?

Учащиеся:

Учитель: - Чем отличается Конституция от других законов?

Учащиеся:

Учитель: - Каковы основные задачи Конституции? Для чего она нужна?

Учащиеся:

Учитель: - Какую роль именно для человека играет Конституция?

Учащиеся:

Учитель: - Правильно, Конституция – это основной закон государства. Она является гарантом прав и свобод человека. А сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее правовых пределов, которая она преступить не может.

V. Подведение итогов.

Составление синквейна.

1. Тема синквейна.

2. Два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему.

3. Три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна.

4. Фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме.

5. Слово-резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.

Конституция:

справедливая, демократическая

регулирует, закрепляет, обеспечивает

Конституция – обладает высшей юридической силой.

Конституция – закон, основа демократии.

Домашнее задание: 1) Сочинение рассуждение: «Право существует для пользы человечества».              Латинское изречение.  2) принести КРФ.

Учитель: Ребята предлагаю Вам немного отдохнуть. Смотрите на экран и повторяйте движения.

Физминутка

Работа в группах по изучению Конституции РФ.

Работа в группах

Учитель: До начала урока мы с Вами разделились на группы. У каждой группы есть задание. Используя текст Конституции РФ Вам необходимо выполнить эти задания и представить свои ответы и выводы и ответы по данной теме.

Глава 1 Конституции РФ, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)

2



Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составьте схему «Классификация основных прав и свобод». 


Классификация прав и свобод
http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image002.jpg

Глава 3 «Федеративное устройство». Заполните схему «Типы субъектов РФ».

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image004.jpg

Затем определите основные направления деятельности субъектов РФ.

Глава 4 «Президент РФ». Составьте кластер «Полномочия президента».

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image006.jpg


Глава 5 «Федеральное собрание». Заполните таблицу.

Парламент РФ 
(Федеральное собрание)

Парламент субъекта Федерации

Название палат

Совет Федерации

Государственная Дума

Областная Дума

Как формируется

По 2 представителя от субъектов Федерации

Выборы

Выборы

Количественный состав палат

176

450

35 депутатов

Какая из палат является верхней, а какая нижней


верхняя

нижняя

Какая из палат может быть распущена, кем?

Президентом

Согласно статьям Устава









Глава 6 «Правительство РФ», запишите полномочия Правительства.



Укажите полномочия Правительства РФ.


Глава 7 «Судебная власть и прокуратура». Составьте схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 



http://rushkolnik.ru/tw_files/5332/d-5331421/7z-docs/1_html_5034975a.gif


Учитель: Итак, на основе изученного Вами материала, мы можем сделать следующий вывод: конституция закрепляет нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство всех граждан, описывает характер государства, статус власти, взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.

Видеоролик

Подведение итогов урока

Учитель: Давайте подведем итоги. Какое место среди других законов занимает конституция?

Ответы детей: Первое т.к. является основным законом и имеет высшую юридическую силу!!!

Учитель: А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны?

Ответы детей: Конституция не может быть идеальной.

Учитель: Конституцию можно и нужно модифицировать, это «живой» документ, но делать это нужно взвешенно, не потворствуя желаниям группы лиц.

Учитель: Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Рефлексия

«Неоконченное предложение»

Закончите предложение:

 Сегодня на уроке я…

 Больше всего мне понравилось…

 Я бы хотел(а)…

Домашнее задание:

П. 11, стр.90-96, вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конституция 5 класса

В 5 классе, в котором я являюсь классным руководителем, был проведен конкурс проектов классной конституции. Участвовали почти все ученики. Были выбраны победители. На основе всех проектов был составле...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 20-летию Конституции РФ «Знатоки Конституции» Для учащихся 8-9 классов

Методические рекомендации12 декабря 2013 года в России пройдет празднование знаменательной даты 20-летие Российской Конституции. В связи с этим во всех образовательных учреждениях страны пройдут уроки...