Главные вкладки

    "Профилактика и противодействие коррупции"
    учебно-методический материал по обществознанию

    Толстобова Ольга Ивановна
    Учебно-методический материал представлен в виде памятки "Профилактика и противодействие коррупции" для обучающихся 7-11 классов. Дается разъяснение, что такое коррупция, что такое взятка, представлена мини-рубрика "ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл profilaktika_i_protivodeystvie_korruptsii.docx528.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профилактика и противодействие коррупции

    Нормативные документы, регламентирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции

     - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
    -Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
    - Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
    - Федеральный закон от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
    - Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460;
    - Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

    Что такое коррупция

    Под коррупцией (от лат. coiruptio - разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. (Словарь иностранных слов. М., 1954). Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ  «О противодействии  коррупции» (далее - Закон  о противодействии коррупции) следующее. Коррупция:

    а) злоупотребление служебным положением, дача  взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

    б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица, (часть 1 статьи 1 Закона о противодействии коррупции).

    Противодействие коррупции: деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

    а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

    в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, (часть 2 статьи 1 Закона о противодействии коррупции).

    Что такое взятка

    Согласно определению, сформулированному в словаре С.И. Ожегова, взятка это - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

    Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Соответственно есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

    Получение взятки - получение должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

    Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

    Взятка явная - взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

    Взятка завуалированная - ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

    Взяткой могут быть:

    Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

    Как следует из норм ст. 290 УК РФ любой  подарок независимо от стоимости подаренной вещи, (в том числе и стоимостью менее 3000 руб.) будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения.

    Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

    Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный  процент,  оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам,  друзьям, завышенная оплата гражданскому служащему за выполнение им иной оплачиваемой работы,  «случайный» выигрыш в казино,  прощение долга, уменьшение  арендной платы, и т.д.

    Взятка впрок - систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя - взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее покровительство и попустительство.

     

    Памятка для обучающихся

    В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность как за получение взятки (ст. 290), так и за её дачу (ст. 291). При этом важно знать, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если «взяткодатель» добровольно сообщил правоохранительным органам о даче взятки.
    Однако:   Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников;
    Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до 6 лет. (ст.306).
    Статья 290 (Получение взятки).      Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору с вымогательством или в крупном размере:
    УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с штрафом в размере одного млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 5 лет либо без такового.
    Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица: лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.
    Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица: лишение свободы на срок до 5 лет;  штраф в размере от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей или штраф в размере дохода осуждённого от 1 года до 3 лет.
    Статья 291 (Дача взятки).    Если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий (бездействие): лишение свободы на срок до 8 лет;  штраф в размере от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей или штраф в размере дохода осуждённого от 1 года до 3 лет.
    Если взятка давалась лично или через посредника: лишение свободы на срок до 3 лет; арест на срок от 3 до 6 месяцев;  исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет; штраф в размере от 200 тысяч рублей или штраф в размере дохода осуждённого за период до 18 месяцев.
    Статья 204 (Коммерческий подкуп).   Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору: лишение свободы на срок до 4 лет; арест на срок от 3 до 6 месяцев; ограничение свободы на срок до 3 лет;  штраф в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей или штраф в размере дохода осуждённого за период от 1 года до 2 лет.
    Если преступление совершено одним лицом: лишение свободы на срок до 2 лет;  ограничение свободы на срок до 2 лет;  штраф в размере до 200 тысяч рублей или штраф в размере дохода осуждённого за период до 18 месяцев;  лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 2 лет.
    Взятка (коммерческий подкуп) нередко даётся и берётся через посредников, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.
    «Получение взятки» и «коммерческий подкуп» - это две разные статьи Уголовного кодекса, касающиеся по сути одного явления. Разница лишь в том, что взятку может получить должностное лицо (преподаватель государственной организации), а коммерческий подкуп касается всех остальных работников (в том числе негосударственных).
    Гражданин освобождается от уголовной ответственности, если: установлен факт вымогательства;  добровольно сообщено в правоохранительные органы о содеянном.
    Период времени, истекший с момента дачи взятки, значения не имеет.

    Что же следует предпринять, если Вам намекнули…?

    Если Вы обучающийся или сотрудник образовательной организации:

    Предать широкой огласке факт вымогательства взятки

    Пойти на приём к руководителю  и всё ему рассказать

    Сделать официальное заявление в правоохранительные органы

    Памятка для родителей и педагогов

    по противодействию коррупции

    Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в муниципальных образовательных учреждениях. Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

    Антикоррупционное просвещение общества осуществляется для укрепления нравственности личности, воспитания гражданственности, понятия личных прав и обязанностей перед обществом, государством.

    Поэтому одной из задач современной школы является формирование антикоррупционного сознания учащихся и их родителей, работников школы.

    Педагоги образовательных организаций стараются интегрировать антикоррупционное воспитание в учебные предметы, внеурочную деятельность, стараются побудить обучающихся активно проявлять свою гражданскую позицию.

    Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления  со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

     Вы должны знать!

    1) Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных организаций, а также созданных при них органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

    Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

    2) Администрация, сотрудники образовательной организации, иные лица не вправе:

    —    требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

    — требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет образовательной организации.

                     Благотворитель имеет право: 

    -      в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на    расчетный счет учреждения — подать обращение в учреждение (по своему личному желанию — приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

    - в течение месяца со дня поступления обращения в учреждение получить на руки протокол общественной комиссии по расходованию внебюджетных средств, в котором должны быть указаны сроки, способы и порядок расходования поступивших от благотворителя средств;

    -     ознакомиться с каждым протоколом общественной комиссии по расходованию внебюджетных средств, которые должны размещаться в общедоступном месте учреждения сразу после их подписания;

    -  получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможность контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, представленного благотворителем учреждению;

    -            получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения;

    -     обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в судебном порядке;

    -       сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц в контрольно -  надзорные, правоохранительные органы.

    Действия государственного служащего

    после факта предложения взятки

    Статья 9 Закона о противодействии коррупции предписывает государственным и муниципальным служащим уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

    Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

    Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

    Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Государственный или муниципальный служащий, уведомивший  представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения  его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

    Письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

    В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры. Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

    Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе.

    В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче  взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных,  республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

    Телефоны горячей линии

    3.  ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ  ПРАВОНАРУШЕНИЙ

    Гражданско - правовые деликты (правонарушения, влекущие за собой обязанность возмещения причиненного ущерба) - в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему  запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение,  ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    На основании   пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается  дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам,  замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

    Учитывая изложенное,  для гражданских служащих установлен запрет на получение подарков в связи с исполнением должностных обязанностей независимо от стоимости подарка. Стоимость подарка, не превышающая трех тысяч рублей, установлена для подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.

    Дисциплинарные  правонарушения (нарушения отдельных ограничений и запретов по службе – ст. ст.  16,17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ); обязанность государственных  служащих представлять сведения о доходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера - статья 8 Закона о противодействии коррупции и обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений - статья 9 Закона о противодействии коррупции.

    Административные правонарушения (Мелкое хищение - статья 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП) (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты); Нецелевое расходование бюджетных средств -статья 15.14 КоАП; Незаконное вознаграждение от имени юридического лица -статья 19.28 КоАП; Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) статья 19.29 КоАП и др.).

    Преступления:  (злоупотребление должностными  полномочиями - статья 285 УК РФ); незаконное  участие в предпринимательской  деятельности - статья 289 УК РФ (Состав данного преступления имеет место в том случае, если незаконное участие в предпринимательской деятельности было непосредственно связано с предоставлением этой организации льгот (например, налоговых, экспортных), преимуществ (например, в участии в аукционе) или иного покровительства); получение взятки - статья 290 УК РФ; дача взятки - статья 291 УК РФ); служебный подлог - статья 292 УК РФ;  провокация взятки либо коммерческого подкупа - статья 304 УК РФ; подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика - часть 1 статьи 309 УК РФ.

     

     

    http://rostokino.mos.ru/upload/b14a_7KYXTOSzng0LZxaVvwIErbDu.jpg http://rostokino.mos.ru/upload/pamkor2.jpg 

    http://rostokino.mos.ru/upload/56c26c8a45d7c795601069.jpg 

    http://rostokino.mos.ru/upload/korrupzij2.jpg                   http://kptk.kz/images/corrup_min.gif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции

    Классный час «Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции» Внеклассные мероприятия я стараюсь проводить вне классного кабинета. В зависимости от тематики мероприятия это может быт...

    Роль СМИ .Национальный план противодействия коррупции.

    СМИ -участник анкоррупционной коалиции ,роль СМИ  в противодействии коррупции,проблемы публикаций о коррупции.....

    роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

    роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

    Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"

    Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...

    Тематическое и поурочное планирование по программе "Противодействие коррупции исторический опыт, проблемы и пути реализации"

    Тематическое и поурочное планирование по программе "Противодействие коррупции исторический опыт, проблемы и пути реализации"...

    Положение о комиссии по противодействию коррупции

    Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», во исполнение  Указа Президента Российской Ф...