Памятка. Советы тем, кто сдаёт ЕГЭ по обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Скабёлкин Клим Юрьевич

У каждого выпускника есть важный  инструмент для успешной сдачи экзамена это его память. Именно поэтому я составил для своих учеников памятку, где собрал  рекомендации по первой части ЕГЭ и по каждому вопросу второй части в отдельности. Надеюсь, Вам они тоже пригодятся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka._ege_po_obshchestvoznaniyu.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка. Советы тем, кто сдает ЕГЭ по обществознании.

Каждый год я слышу от своих учеников одни и те же слова: как жаль, что вас не будет рядом на ЕГЭ, чтобы еще раз напомнить, где что писать. Был даже такой вариант, явно навеянный фантастическими сериалами: жаль, что вас нельзя клонировать и маленькую копию положить в карман. И речь в данном случае не о содержании ответа, а о его форме! Я не буду в этой заметке останавливаться на вопросе, хорошо это или плохо, но форма ответа на экзамене по обществознанию имеет существенное значение. Я бы даже сказал (опираясь на свой опыт эксперта), что до трети баллов второй части ученики теряют на том, что отвечают не на тот вопрос или пишут не то, что от них требуется в КИМ (контрольно-измерительных материалах).

А ведь правильная форма ответа – это не «тайное знание» или секрет, хранимый дорогими репетиторами. Вся нужная информация содержится в демоверсии, кодификаторе и спецификации, которые каждый август появляются на сайте ФИПИ. Вот только человеческая природа такова, что, если перед экзаменом еще раз не напомнить, чем объяснение отличается от примера, все ранее просмотренные материалы и видеолекции ФИПИ могут оказаться бесполезными. Отбросим в сторону фантастическое клонирование и вполне реальные смартфоны! Тем более что я являюсь сторонником жесткого запрета использования техники на экзаменах. Не хочется, чтобы итоговая аттестация превращалась в соревнование гаджетов. У каждого выпускника есть инструмент, не подверженный глушилкам и сканерам, – его память. Именно поэтому я составил для своих учеников памятку «У финишной черты», где дал очень краткие рекомендации по первой части в целом и по каждому вопросу второй части в отдельности. Мои советы достаточно очевидны и не «откроют вам Америку». Главное, на мой взгляд, что их легко запомнить и применить.

Первая часть (вопросы 1–20). Первую часть надо выполнять всю. От своих учеников я иногда слышу: «Написал в этом вопросе полную ерунду». Но, если ты готовился, ерунда может потянуть на балл или на два (во второй части). Не всегда, конечно. Сложные вопросы нужно оставить и вернуться к ним после написания второй части. По опыту своих учеников знаю, насколько обидно бывает осознавать, что ты мог бы правильно ответить на сложный вопрос, но…

Задание 21. В этом вопросе ответ необходимо дать словами из текста, представленного в КИМ, и отвечает на него, как правило, большинство участников. Это не значит, что он обязательно будет легким. Если с первого раза вы не видите ответа, не отчаивайтесь. Я знаю, что некоторые мои ученики читали текст по восемь (!) раз и добивались результата. Отвечая на этот вопрос, не стоит переписывать «на всякий случай» весь тот абзац, в котором содержится правильный ответ.

Задание 22. В вопросе № 22 вас попросят объяснить смысл понятия, встречающегося в тексте. Не паникуйте, если не можете вспомнить соответствующее определение. Пишите своими словами, делайте это обязательно, только постарайтесь максимально использовать обществоведческую лексику.

Задание 23 и 26. Эти вопросы чем-то похожи. Разница только в том, что вопрос № 23 привязан к тексту, а вопрос № 26 нет. В обоих случаях вас попросят:

А. Дать три объяснения. В этом случае надо описывать теорию и давать четыре – пять объяснений, вспоминая все, что вы знаете по этой теме. «Лишние» объяснения необходимы для перестраховки, и их количество зависит только от ваших знаний и оставшегося времени. Главное, чтобы они не были однотипными. И это относится ко всем моделям заданий № 23, 24, 26.

Б. Проиллюстрировать или написать три примера. В этом случае надо писать: «Петя С., фирма “Одуванчик”, государство Z» или приводить примеры из реальной жизни, можно из своего личного опыта. Ради того, что на официальном языке называется «высокая степень конкретизации» и дает экзаменационные баллы, следует расцветить свой рассказ яркими деталями и развернуть его на два – три предложения. Меня при проверке ЕГЭ всегда поражает, как ученики, которые, по моим наблюдениям, непрерывно что-то пишут в своих смартфонах, на экзамене теряют все способности к эпистолярному жанру. Кстати, примеры из одного словосочетания не засчитываются, как и очень красивые, но неправильные примеры.

Задание 24. Это задание, как правило, выглядит на реальном экзамене более сложным, чем его аналог в демоверсии. Однако опыт решения подобных заданий при подготовке к ЕГЭ должен придать вам уверенности. В самом тексте нет прямых ответов на этот вопрос, поскольку вас просят лишь объяснить или пояснить его положения. Но внимательное чтение текста может натолкнуть вас на правильный ответ. [2]

Задание 25. В задании № 25 вы должны указать не менее двух существенных признаков понятия. Что же делать, если вы не помните определение наизусть? Постарайтесь написать то, что помните, используя обществоведческую лексику. Если вы укажете хотя бы один существенный признак (и напишете два предложения), вы получите три первичных балла. Опустите руки перед трудностями – лишитесь всех четырех баллов! Оба предложения должны быть ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами), а не перечислением или словосочетанием. Попробуйте использовать формулировку задания, которая лежит у вас перед глазами.

Пример вопроса: «Составьте предложение, содержащее информацию о трех видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ». Пример ответа: «В Трудовом кодексе РФ перечислены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям». 

Задание 27. Давать советы по выполнению этого задания сложно, так как оно существует во множестве вариантов. Главное то, что в рамках этой обществоведческой задачи вам, как правило, задают множество вопросов. На все из них надо ответить! Обидно бывает видеть, как ученики теряют баллы на элементарных подвопросах, просто упустив их из виду. Часто бывает, что это задание начинается с элементарного вопроса. Так, в демоверсии нас просят указать социальную сферу общественной жизни. Однако к этому вопросу нужно отнестись максимально серьезно, поскольку его выполнение – это обязательное условие получения баллов за задание № 27.

Задание 28. В задании № 28, как в американском блокбастере, нужно «Вспомнить все»! Вспоминаете все, что вы знаете по этой теме, и пишете в виде сложного плана. Все пункты, которые вы считаете важными (или те, которые совпадают с названием плана), раскрываете в подпунктах. Как сочетается мой последний совет с тем, что в этом задании достаточно раскрыть всего два пункта? Проблема в том, что это должны быть два «обязательных» (позволяющих раскрыть содержание темы по существу) пункта. Вы уверены, что ваши два пункта совпадут с теми, что «загадали» авторы критериев? Если вы не пишете план, так как не уверены в корректности тех пунктов, которые приходят вам в голову, то поступаете не очень правильно! Если вы сделаете ошибку, то потеряете один балл, а получите три

Задание 29. При выполнении задания № 29 главное – раскрыть идею автора цитаты (а не проблему!), то есть объяснить содержание цитаты, используя обществоведческую лексику. [3] На это не нужно жалеть времени, слов и сил. К раскрытию темы, затронутой автором, можно привлекать теоретические положения любых общественных наук, а не только той, к которой отнесена цитата в КИМ. Важно понять, что план сочинения лежит у вас перед глазами, поскольку это формулировка задания. Из нее видно, что если вы напишете определения (и связанную с ними теорию) каждого термина, встречающегося в цитате, и только, то баллов вы не получите.

Когда вы излагаете теорию и приводите примеры, вам необходимо постоянно возвращаться к цитате, показывая связь ваших рассуждений и темы сочинения. Примеры, по аналогии с заданиями № 23 и 26, следует приводить максимально подробные: с цифрами, фактами, деталями и названиями. Количественных критериев здесь нет, но я бы посвятила полноценный абзац каждому примеру. Важно помнить, что примеры должны быть из источников разных типов (общественной жизни, личного социального опыта, школьных предметов) и не дублировать друг друга по содержанию. Нельзя рассказать об изучении «Войны и мира» на уроках литературы, а в следующем абзаце написать, как ты с упоением читал все четыре тома бессмертного произведения Л. Н. Толстого. Написать, конечно, можно. Но оценят это в один балл. Кстати, книги и фильмы — это ваш личный социальный опыт! И если можно обойтись без Маугли и Робинзона Крузо, обойдитесь!!!

Последний совет, конечно, шутка! Никому нельзя запретить в 1001-й раз порадовать эксперта увлекательной историей мальчика, оказавшегося в логове волков. Все остальные советы я составлял для моих учеников с надеждой, что результаты экзамена дадут им то, что так важно в жизни, – свободу выбора. Выбора учебного заведения и, возможно, будущего жизненного пути. И их результаты позволяют мне надеяться, что эти советы пригодятся и моим читателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка " Советы родителям"

Достичь успехов в воспитании и обучении детей можно лишь во взаимодействии школы и семьи. Родители подростков часто отстраняются от воспитания, считая что дети (13 лет) достаточно самостоятельные и те...

Памятки- советы родителям

Эти краткие советы-рекомендации могут стать предметом большого и интересного разговора на родительских собраниях....

Памятка "Советы родителям по воспитанию детей"

Памятка знакомит родителей с заповедями воспитания детей....

Памятка "Советы десятиклассникам"

Материал содержит советы десятиклассникам и может помочь как учащимся, так и их родителям"...

Памятки - советы родителям при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Во время подготовки к тестированию придерживайтесь следующей стратегии. Прийти и занять место в аудитории, будучи в хорошем настроении, - первый шаг к тому, чтобы успешно справиться с заданиями. Первы...

Памятка - совет родителям

Советы родителям по воспитанию ребенка....

Памятка. Советы подростку.

Советы подросткам....