Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания
статья по обществознанию (11 класс)

Коняева Наталья Анатольевна

Одной из наиболее эффективных форм проведения уроков становятся деловые игры с конкретными деловыми ситуациями. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_delovaya_igra_konyaeva_n.a.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках  обществознания

Коняева Наталья Анатольевна,

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №13 г.Пугачева имени М.В. Ломоносова»

Вы талантливые дети!

Когда-нибудь вы сами удивитесь,

какие вы умные, как много хорошего

вы еще сумеете, если постоянно

 работать над собой, ставить новые цели

 и стремиться к их достижению…

Ж. Ж. Руссо

Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. Уже в школе дети должны получать возможности  расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире. Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе.

Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только знания в области обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки.

Одной из наиболее эффективных форм проведения уроков становятся деловые игры с конкретными деловыми ситуациями. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Они  помогающие решать практические задачи, связаны  с умением коллективно искать оптимальное решение, формировать деловые качества. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться начиная с 60-х гг. На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Что это? Модное веяние, или в самом деле перспективная форма обучения, вписывающаяся в современные тенденции развития образования? Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная, подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности учащегося и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

- происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание,  какой-то сферы человеческой реальности;

- процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности;

- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

- в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе;

 - деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры. Но, чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

  1. Целевая установка проведения игры.
  2. Формирование групп.
  3. Критерии оценки, полученных в ходе игры результатов.
  4. Моделирование реальной ситуации.
  5. Работа в группах.
  6. Подготовка к публичному выступлению.
  7. Выступления групп.
  8. Подведение итогов.

Группы формируются двумя способами:

  • по желанию
  • назначается или выбирается лидер, который формирует группу (такой способ используется в случае, когда роль лидера в деятельности группы особенно важна)

Каждая группа получает свое задание, и оговаривается время для подготовки и выступлений.

По итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Оценивается работа и группы  и каждого ученика. При такой системе оценка соотносится с действительным участием ученика в деятельности группы. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются с учащимися заранее. Можно выбрать группу экспертов (3–4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, оценивает участников.

Использую деловые игры:  в 10-м классе  «Общественное развитие: прогресс или регресс?», в 11м классе – «Создание своего бизнеса», «Глобальные проблемы современности», «Выборы в парламент». Большинство деловых игр в старших классах требует предварительной подготовки и со стороны учеников. Например, при организации игры «Создание своего бизнеса», класс заранее поделен на 3 группы. Каждая получает задание изучить перспективы развития предпринимательства в своем городе,  выбрать направление и создать рекламу (видеоролик). Во время урока ребята разрабатывают бизнес – план и представляют его.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты и тем самым смоделировать условия формирования личности ученика.

Литература:

1. Гельфман, Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М., 1971. 2. Платонов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991.

2. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — М., 1978. 4. Сальцберг, Е. К. Формирование информационно-коммуникативных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обучения // http:// pravmisl.ru/ index.php?option=соm_content&task= view&id=1255& Itemid=76

3. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций//http:// technomag. edu. ru/doc/172651.html.

4. Деловая игра как метод активного обучения //http//do.gendocs.ru/ docs/index-213074.html.http://www. akvobr.ru/delovaja_igra_v_processe_obrazovania.html.

https://nsportal.ru/user/10052/page/statya-delovaya-igra-kak-metod-interaktivnogo-obucheniya-na-urokah