Технологическая карта "Мы – многонациональный народ"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Синица Алена Сергеевна

Класс: 5

Предмет: Обществознание

Тпи урока: урок «открытия» нового знания 

Тема урока: "Мы - многонациональный народ"

УМК:  «Обществознание», 5 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова,   Л.Н.Ивановой

Цель урока:  продолжить формирование у учащихся гражданской ответственности, понимания единства российского народа, способствовать воспитанию толерантности.

Задачи урока:

Личностные

В результате  урока учащиеся смогут :

-сформулировать собственное мнение о  ценностных ориентирах, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на

–высказать  своё отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

 -на признании равноправия народов;

 -на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.

Метапредметные

В результате  урока учащиеся смогут :

Регулятивные:

-продолжить формирования умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- продолжить формирование способности самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

-овладевать  нормами общения.

Предметные

В результате  урока учащиеся смогут :

- дать определение понятиям «народ», «нация», «национальность», «толерантность»;

 -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

- показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Толерантность

Слайд 3

Мы – многонациональный народ

Слайд 4

План: Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы - один народ. Многонациональная культура России.

Слайд 5

1.Что значит словосочетание «многонациональный народ»? 2.Чем мы можем подтвердить факт многонациональности России? 3.Какой вывод мы можем сделать исходя из анализа карты?

Слайд 7

Россия согласно Конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов Русские Башкиры Коми Удмурты Чуваши Украинцы Эвенки Чукчи Якуты

Слайд 8

Большая группа людей, проживающих на одной территории, объединенных хозяйственными связями, отличающихся от других собственным языком и культурой Народ и нация Граждане какой-либо страны

Слайд 9

Русские Русские национальные блюда: каши, щи , пельмени, пироги Традиционные праздники: святки, масленица, рождество и др.

Слайд 10

Азербайджанцы Национальные блюда Азербайджана принято дополнять щедрым набором специй. Бакинский плов, Люля-кебаб, чагыртма. Навруз-байрам – это старинный праздник, который отмечают жители многих стран Азии и ряда регионов России. Дата его проведения – двадцать первое марта. Это день весеннего равноденствия

Слайд 11

Чуваши В Чувашии предпочитают употреблять мясные блюда, преимущественно из баранины или свинины, которые готовят с овощами, а наибольшей популярностью пользуется картофель. Самое известное национальное чувашское блюдо из мяса — шартан. АКША КЕЛУ - ПРАЗДНИК БЕЛОЙ БЕРЕЗЫ У МОРДОВСКОГО НАРОДА. По преданию это неизвестное ранее дерево впервые выросло на могиле красивой, смелой девушки Киля, сражавшейся с ногайцами. В ее честь и назвали это дерево – Келу . Береза – любимое дерево богини плодородия и здоровья Анге Патяй .

Слайд 12

Татары Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня. Первостепенное значение в татарской кухне имеют жидкие горячие блюда — супы и бульоны. Наиболее распространенное первое блюдо — суп-лапша ( токмач )

Слайд 13

Мордва У чувашей есть аналог Масленицы - Çăварни. Этот праздник знаменует наступление весенних сил в природе. На нём принято печь блины, кататься на санях, а по его завершении сжигать чучело Çăварни. В мордовской кухни преобладают мясные продукты. В большинстве своем это зайчатина, которую употребляют с капустой и картофелем, различными крупами и овощами. Наиболее популярна – селянка. Это мясное блюдо, которое традиционно готовится в горшочках

Слайд 15

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимое отношение к разным народам, их традициям, культуре, религии.

Слайд 16

16 ноября Международный день ТОЛЕРАНТНОСТИ

Слайд 17

Домашнее задание П. 14 изучить Подготовить сообщение об одном из представителей национальных культур из картинного ряда учебника (стр. 114-115) (Какой вклад он внёс в развитие российской культуры?)



Предварительный просмотр:

МОУ Школа №69

Технологическая карта урока обществознания

Учитель истории и обществознания Синица Алена Сергеевна

(Урок «открытия» нового знания )    

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -обществознание

Класс  -5

учитель-Синица А.С.

Тема урока - Мы – многонациональный народ.

 Цель урока –  продолжить формирование у учащихся гражданской ответственности, понимания единства российского народа, способствовать воспитанию толерантности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате  урока учащиеся смогут :

- дать определение понятиям «народ», «нация», «национальность», «толерантность»;

 -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

- показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

В результате  урока учащиеся смогут :

Регулятивные: 

-продолжить формирования умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- продолжить формирование способности самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

-овладевать  нормами общения.

В результате  урока учащиеся смогут :

-сформулировать собственное мнение о  ценностных ориентирах, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на

–высказать  своё отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

 -на признании равноправия народов;

 -на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.

Словарь урока: народ, нация, толерантность

Ресурсы урока:

 - компьютер, мультимедийный проектор;

 - учебник «Обществознание», 5 кл. (под ред. Л.Н. Боголюбова,   Л.Н.Ивановой);

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

- самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап.

Мотивация(создание проблемной ситуации)

- Здравствуйте, ребята. Мне хотелось бы вам рассказать одну легенду. Давным-давно люди на нашей планете говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что с годами им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди, решили оставить память о себе на все времена- построить башню до самого неба.

        Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет. 35 млн. кирпичей понадобилось строителям. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город- Вавилон.

        Башня была уже почти готова, но вдруг к людям сошел сам Бог. Не понравилось ему их желание добраться до самого неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня.

        И наслал Бог на землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли говорить, и все жители Вавилона перестали понимать друг друга. Никак не могли они договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она стала постепенно рушиться.

        Все побросали работу, ходят, как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять? Стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться рядом. И вместо одного народа получилось множество. Разошли люди в разные стороны, в разные концы земли. Каждый народ в свою сторону- строить города.

        Поговариваю, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей  от Вавилонской башни, потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.

        Легенду о недостроенной Вавилонской башне рассказывают на всех языках мира по сей день.

Вопросы:

В чем смысл этой легенды?

Как вы думаете, почему до сих пор на всех языках мира люди рассказывают легенду о Вавилонской башне?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на вопросы: почему говорят, что нет больших и малых народов?

-Какие народы проживают на территории Российской Федерации?

- Что общего и что различного у всех народов России?

- Как вы думаете, легко ли народам с разной культурой, языком, религией уживаться на общей территории?

- Как всем народам нужно относиться к друг другу , чтобы жить как одна семья?

-Как вы думаете ,какой проблеме будет посвящён наш урок?

-Сколько народов проживают на территории РФ?

- Каким является наше государство, если в нём проживает много народов?

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую проблему

Как нужно относиться к людям другой национальности?

- формулируют предполагаемую тему урока:

3 этап. Актуализация знаний

-Как называется государство, в котором мы живём?

-Что означает понятие «субъект РФ»?

- Кого мы можем назвать патриотом?

- вспоминают нужную информацию, делают обобщения;

- вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? (ответить на вопрос?)

В результате урока вы сможете:

- дать определение понятиям «народ», «нация», «толерантность»;

 -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

- показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

План:

1.Что говорит закон

2.Мы дети разных народов, мы - один народ.

3.Многонациональная культура России.

Вопрос 1.Что говорит закон

-На партах у вас лежит главный закон нашего государства - Конституция РФ.

-Прочитайте, какими словами начинается наш Основной закон?

«Мы – многонациональный народ РФ…»

-Почему эта фраза стоит первой в Конституции РФ?

- Как вы понимаете её смысл?

- Что означают понятия «народ», «нация».

Вопрос2. Многонациональная культура России.

- показать многообразие быта, культуры, условий жизни разных народов России.

 «Физкультминутка»

Двигайтесь под каждую музыку так, как вы чувствуете, под своё настроение (звучит отрывок из песни гр. Непоседы «Я, ты, он, она).

Но, значит ли это что все остальные народы находятся в подчинении или они не важны для существования и процветания страны?

Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте небольшую притчу:

У одного старика было три сына. Они никак не могли вместе ужиться и старик перед смертью позвал их к себе. Он попросил сломать веник. Сколько каждый из сыновей не старался это сделать, ни у кого ничего не получалось. Тогда отец развязал веник и попросил сломать по несколько прутьев каждого из сыновей. С этой задачей они справились легко.

Отец сказал: «Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломи, а по отдельности вас также легко победить, как сломать несколько прутьев.

Ну а теперь, попробуйте объяснить смысл этой притчи. Лишь вместе мы едины и сильны. Помните, не бывает плохих народов, бывают плохие поступки.

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)

Работают с Конституцией, как с источником информации;

-выписывают в словарики определения понятий.

Работа в  группах по карточкам определяют национальный костюм, праздник, национальное блюдо

Делают выводы о том  ,что все народы  разные, в этом богатство нашей страны.

Работают с информацией отвечают на вопросы учителя

- анализ текста;

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Вопрос 3.Мы дети разных народов, мы- один народ.

-как нужно относиться к людям других национальностей?

-Составьте  кластер на доске «веротерпимость» (толерантность)

Это называется толерантность-терпимое отношение к разным народам, их традициям, культуре, религии.

- делают вывод

- записывают понятие в словарик.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

- Работа в тетрадях, составить кластер "Мы- многонациональный народ" Составить рассказ.

Работают самостоятельно в тетрадях, над решением учебной задачи, находят информацию в учебнике готовые кластеры зачитывают;

-делают вывод ,что для  решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Лист самооценки.

Шкала оценки:

от 0 - 3 баллов – «3»;

от 4 до 6 баллов – «4»

от 7 и более баллов – «5»

Что узнали?

Какие испытывали трудности?

Интересно ли было на уроке?

Выставляю и комментирую оценки.

-Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- заполняют оценочные таблицы

8 этап. Домашнее задание

  1. П. 14 изучить
  2. Подготовить сообщение об одном из представителей национальных культур из картинного ряда учебника (стр. 114-115)

(Какой вклад внёс в развитие российской культуры?)

Приложения №1

 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации

о поправках к Конституции Российской Федерации

от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,

от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

 

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

<....>

Статья 19 «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.» Согласно все той же Конституции,носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ» ( ст.3 Конституции РФ) «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». ( ст.29 Конституции РФ)

Приложения №2

Задание№1 Определи к какой национальной культуре принадлежит костюм?

Используй слова из списка (Азербайджан,  Мордовия, Россия, Татарстан, Чувашия )

http://znv.ru/konkurs2011/1142/3/14725_1142_3_1321517822.jpg

http://portal.do.mrsu.ru/upload/medialibrary/c8a/hbijifsc2.jpg

Задание№2 Соотнеси праздники с национальными культурами?

Используй слова из списка ( Сабантуй, Масленица, Саварни, Навруз-байран, Акша-келу)

Вкусные блюда на Масленицу

Задание№3 Соотнеси национальное блюдо с национальными культурами?

Используй слова из списка (русские, мордва, татары, чуваши, азербайджанцы)

Изображение №5 – Русская национальная кухня

Пироги

шакер-чурек

Плов

шартан по чувашски

Шартан

Токмач

Селянка Мордовия

Селянка

критерии оценки

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

2

оформлял записи в рабочей тетради

3

формулировал аргументы

4

выступал публично

5

участвовал в работе группы

критерии оценки

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

2

оформлял записи в рабочей тетради

3

формулировал аргументы

4

выступал публично

5

участвовал в работе группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы - многонациональный народ

Презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф....

Презентация к уроку " Мы -многонациональный народ"

Презентация  к уроку "Мы - многонациональный народ"...

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Мы - многонациональный народ.

Презентация  к уроку обществознания  6 класс по теме "Мы - многонациональный народ". Раскрываются традиции, обычаи, культура  народов России с использованием местного краевед...

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ"

Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ" разработана для учащихся 5 класса к учебнику обществознания под ред.Л.Н. Боголюбова...