Методическая разработка урока «Семья и брак»
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.

Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Семья и брак"59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ивановской области

ОГБОУ СПО «Юрьевецкий агропромышленный колледж»

«Семья и брак»

Методическая разработка урока по обществознанию

1 курс отделения НПО

профессия «Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства»

Подготовила и провела:

преподаватель истории и

обществознания

Шастанова О.Н.

2014 г

Урок обществознания

на тему: «Семья и брак». 

Тема урока рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.

Цели урока:

Образовательные:

- дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

- выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи  в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;

- определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.

Развивающие:

- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;

- продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

- продолжить формирование у обучающихся коммуникативных компетенций: рассуждение, рассказ с эмоционально-личностной позицией, решение познавательных задач;

- развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

-продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя», отрывки из работ современных ученых  А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера.

 Эпиграф урока:  Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

   Л. Н. Толстой.

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный:

    1. Приветствие.

    2.Мотивация.

           - проверяется готовность учащихся к занятию;

                 -просмотр слайд-шоу и  определение темы урока :

          3. Учащиеся определяют тему урока.

          4.(Слайд-1.) Запись темы.

           - преподаватель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься            сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов     учеников и сообщает им цели урока.

II.       Изучение нового материала.

  1. Что такое семья?

Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.

Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.

Семья исследуется в 2-х аспектах(слайд-2):

  1. Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
  2. Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
  1. Функции семьи.

«Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Обучающиеся в группах определяют основные функции семьи (учебник- стр.197), затем их озвучивают. Преподаватель проводит ранжирование ответов, после чего на доске появляется (слайд-3) «Функции семьи»:

- репродуктивная

- воспитательная

- хозяйственно-экономическая

- духовное общение и досуг

- эмоциональная

- первичная социализация

- социально-статусная

- первичный социальный контроль

- поддержка физического здоровья родителей и детей

Сообщение обучающегося: «Стили воспитания».  

Вопросы по сообщению:

- Какие подходы к воспитанию детей были названы?

- Какой вам кажется предпочтительнее и почему?

Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.

  1. Этапы становления брачно-семейных отношений.

Схема (слайд-4) Этапы становления брачно-семейных отношений:

- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

1. патриархальная (традиционная)

2. демократическая (партнерская)

4. Патриархальная семья. 

  1. В германской «Песни о Нибелунгах»  героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

  1. Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».  «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».

 Вопросы к отрывкам:

1. Каковы основные черты патриархальной семьи?

2 .Почему раньше возникает именно такой тип семьи?

Ярким примером патриархальной семьи в  истории России является:

Семья последнего российского императора Николая Второго

(слайд-5) (краткое сообщение обучающегося).

Физкультминутка.

5.Современная семья.

Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы  А.Ю. Лазебниковой»  Вопрос к тексту:

- Какие черты современной семьи называет автор?

После прослушивания ответов на доске появляется (слайд-6) «Черты современной семьи»:

- раздельное проживание родителей и детей;

- сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;

- ослабление связей с родственниками;

- возросшая социальная активность женщин.

«Мозговой штурм»: работа в группах ( учебник стр. 199):

- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

После прослушивания ответов на экране появляется (слайд-7) «Рост социальной активности женщин»

Положительные последствия:

- экономическая самостоятельность;

- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

на экране появляется (слайд-8)

Отрицательные последствия:

- мало детей;

- ослабление внутрисемейных связей;

- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

Проблемный вопрос:  

- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

6.Кризис современной семьи.

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

Проблемные вопросы:

-  Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чем он может проявляться?

- Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

Преподаватель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем

На экране (слайд-9):

- рост числа разводов;

- увеличение числа неполных семей;

- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;

- взаимное отчуждение членов семьи;

- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;

- увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).

Результаты социологического опроса: Сожительство: «за» и «против» представляют обучающиеся, получившие предварительное задание.

Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?

   Семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительством нашей страны принимаются меры государственной поддержки семьи.

Сообщение обучающегося:

«Государственная поддержка семьи в современной России:

  • увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
  • введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
  • разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • увеличение стоимости родовых сертификатов.
  • учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
  • регулярное повышение социальных выплат и пенсий.

Выводы:

- Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится  в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.

- постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.

III. Подведение итогов урока:

Закрепление (слайд10):

  1. Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

(слайд-11)

  1. Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева.
  2. Выполнение заданий 2-6 в рабочих листах.

Взаимопроверка и выставление оценок.

 IV. Рефлексия.

О чем узнали на уроке? Какие знания будете использовать в будущем?

Слово преподавателя:

 Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, и то, что они смогут взять положительного для создания своих семей.

Д/з: написание синквейна к понятию «семья», на следующем уроке синквейны используются для активизации знаний; подобрать пословицы и поговорки о браке и семье; параграф 18  в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205-206.

Используемая литература:

Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.

Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград: «Учитель», 2007.

Лазебникова А.Ю.и др. ЕГЭ 2009. Обществознание. - М.: «Просвещение», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Семья и брак"

Представленный урок показывает тип семьи, права социальные и правые семьи, функции семьи на основании семейного законодательства...

Методическая разработка урока "Семья и семейные ценности"

Методическая разработка поможет в проведении уроков и внеклассных мероприятий....

методическая разработка православного лектория "Христианский брак. Святые Петр и Феврония"

Данная разработка посвящена организации в образовательных учреждениях лекционных чтений по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Разработка представляет собой полный материал лектория н...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему : "Семья и брак"

Материал рекомендован для проведения открытого урока на уроках обществознания в 11 классе....

Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"

Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье"...

Методическая разработка урока "Семья - хранитель духовных ценностей"

Методическая разработка ориентирована для 5-6 класса и может быть использована как на уроках ОДНКНР, так и во внеурочной деятельности....