методическая разработка православного лектория "Христианский брак. Святые Петр и Феврония"
методическая разработка по теме

Данная разработка посвящена организации в образовательных учреждениях лекционных чтений по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Разработка представляет собой полный материал лектория на тему: «Христианский брак. Святые Петр и Феврония». Она может быть полезна классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям, преподающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), методистам и заместителям директоров, организующих воспитательную деятельность в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.metodicheskaya_razrabotka_petr_i_fevroniya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКТОРИЯ:

ТЕМА: «ХРИСТИАНСКИЙ БРАК. СВЯТЫЕ ПЕТР И ФЕВРОНИЯ»

 Подготовила:

методист  Мельцева О.А.

 

Железногорск – 2013

Аннотация.

Данная разработка посвящена организации в образовательных учреждениях лекционных чтений по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Разработка представляет собой полный материал лектория на тему: «Христианский брак. Святые Петр и Феврония». Она может быть полезна классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям, преподающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), методистам и заместителям директоров, организующих воспитательную деятельность в образовательном учреждении.

Содержание

  1. Ведение.
  2. Материал лектория на тему: «Христианский брак. Святые Петр и Феврония»

2.1.1. План проведения лектория.

2.1.2. Предание о Петре и Февронии.

2.1.3. Венчание. Христианский брак.

2.1.4. Изгнание из Мурома.

2.1.5. Возвращение. Благоверные князья – идеал христианского правления.

2.1.6. Брачные обеты. Окончание земной жизни.

2.1.7. Прославление и почитание в лике святых.

2.1.8. День семьи – традиции празднования.

3. Методические советы по проведению лектория.

4.  Заключение.

5. Список использованных источников.

6. Приложения.

Приложение  № 1. Пословицы и поговорки о семье.

1. Введение

Своеобразие развития нашего государства на современном этапе, поворотный характер изменений общественного бытия, исказившие взаимоотношения между государством и гражданским обществом требуют глубокого переосмысления функций общества, государства, всех социальных институтов к развитию культуры, морали и нравственности в условиях формирования демократического, гражданского общества. Поэтому проблемы духовно-нравственного воспитания детей любого возраста приобретают особое значение.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа, государства. Обеспечивала духовное единство народа, его нравственные устои. Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. Важная роль в решении этой проблемы отводится образовательному учреждению.

В содержании образования работа по духовно-нравственному воспитанию детей является составной частью воспитательной системы любого образовательного учреждения, и включает в себя комплекс мероприятий. Одним из таких мероприятий может стать организация лектория на базе образовательного учреждения.

Представленный в методической разработке лекционный материал может стать отправной точкой в этой работе. Он направлен на расширение кругозора в области духовно-нравственного воспитания детей и подростков на формирование их  здорового образа жизни. Механизмом воздействия в данном случае являются не только слово, но и мультимедийная презентация, сопровождающая лекторий, которая позволяет раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала,   сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся, объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах.

Там где есть историческая подлинность, отражающая глубину духовного сознания предыдущих поколений, где создана возможность оценить величину и значение опыта, накопленного предками, там есть добро и любовь. Там дети становятся духовно богатыми личностями.

2. Материалы лектория на тему

«Христианский брак. Святые Петр и Феврония»

Цель:  воспитание духовно-нравственных качеств у обучающихся через пропаганду русских традиций и обычаев.

Задачи:

  1. Познакомить присутствующих с традициями христианского брака, историей святых Петра и Февронии.
  2. Показать роль семьи на примере благоверных князей.
  3. Прививать интерес к православной тематике у педагогов, обучающихся и их родителей.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютер или ноутбук;
  • Мультимедийная презентация по теме.

2.1. План проведения.

Предание о Петре и Февронии.

Венчание. Христианский брак.

Изгнание из Мурома.

Возвращение. Благоверные князья – идеал христианского правления.

Брачные обеты. Окончание земной жизни.

Прославление и почитание в лике святых.

День семьи. Традиции празднования.

2.1.1 Предание о Петре и Февронии.

Слайд 1. Пусть рядом с вами всегда будут вера, надежда, любовь. Ибо сказал Господь: «Где любовь – там я». Слайд 2. Стране любви неведомы границы, как точно это передал поэт Ю. Энтин в  стихотворении «Гимн любви»!

Любовь как жизнь: то весело, то грустно.
Порой смешна. А иногда — мудра.
Любовь, любовь — загадочное чувство —
К тому приходит, чья душа добра.

Любовь давно поэтами воспета,
Но в песне каждый повторяет вновь:
Земля, земля теплом любви согрета.
Прекрасный этот мир спасёт любовь!

Стране любви неведомы границы.
Лети в неё, как птица, окрылён.
Любовь, любовь — незримые страницы
Великой сказки — сказки всех времён.

Слайд 3. Что же такое христианский брак? И что мы знаем о нем?  Сегодня мы поговорим об этом на примере христианской жизни святых Петра и Февронии. Петр и Феврония Муромские – супруги, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. (Звучит колокольный перезвон).

 Слайд 4. 8 июля Православная Церковь вспоминает этих удивительных святых. Этот день по праву называется православным днем влюбленных. Потому что Петр и Феврония покровители счастливого супружества.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранились их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края.

 Слайд 5. Записал «Повесть о Петре и Февронии» в XVI в. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), священник одного из кремлевских соборов, входивший в круг церковных писателей,  сформировавшийся вокруг святителя Макария Московского, талантливый литератор, широко известный в эпоху Ивана Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви. Со времени преставления святых до времени написания “Повести” прошло более 300 лет.

Слайд 6. Преподобный Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного Павла. Слайд 7. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей и принимать облик князя Павла. Слайд 8. Горестная женщина обо всем поведала мужу. Князь наказал  супруге  выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, Н. Петр тотчас решился убить обидчика, положившись на помощь Божью. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его.  Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.  

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Слайд 9. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего  сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. Слайд 10. «Я хочу его вылечить, - без обиняков сказала Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Уже тогда Петру приглянулась кроткая, но очень мудрая Феврония. Слайд 11. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак.  Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Святых отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Священному писанию, образ крещения и очищения грехов  (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Но он не собирается жениться и отправляется в Муром. По дороге домой он вновь покрывается струпьями. Некая неполноценность его природы открывается теперь самому Петру. Вылечить ее можно, лишь соединившись с той девушкой, слова которой так поразили князя. Петр возвращается в село Ласково и соглашается взять замуж Февронию. Только теперь он исцеляется окончательно.

2.1.2.Венчание. Христианский брак.

Слайд 12. В Библии мы читаем:  «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Именно такая любовь сопровождает христианский брак.

Слайд 13. Петр и Феврония повенчались в маленькой церквушки на окраине села Ласково (Звучит колокольный перезвон).

Слайд 14. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем, не приступая, Божьи заповеди». В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали его, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались, и потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города.

2.2.3. Изгнание из Мурома

Слайд 15. Княгиня ничего, кроме своего супруга не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Слайд 16.  Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и с другой стороны лодки, - попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?» - «Одинакова», - отвечал тот.  «Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе. Слова княгини  просты и доступны: “С точки зрения своего естества, — как бы говорит она, — все женщины одинаковы, и если ты думаешь найти нечто новое с чужой женой, то ошибаешься. Не лучше ли тебе сохранять верность своей!”  Не желай чужой жены, потому что если ты нарушишь верность своей, то разрушишь это таинственное единство! А оно неповторимо и дороже всяких иных призваний, единств и желаний”.

Слайд 17. Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби,  княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар, который сопровождал супругов, принялся готовить ужин. Чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила обрубки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Слайд 18.  Так и случилось. Ведь коли для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено оживет» (Иов. 14 : 7) то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей. Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь.

2.2.4. Возвращение. Благоверные князья – идеал христианского правления.

Слайд 19. Наутро приехали послы  из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Слайд 20. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Слайд 21. Это идеал христианского правления. Для всех своих подданных они были как отец и мать, а не как владыки. Удалось им это потому, что благодатная любовь, которую они стяжали в своем браке, стала преизобиловать и излилась на всех окружавших их, граница их семьи как бы раздвинулась и включила в себя многих и многих. Но и тогда сама семья, взаимная любовь друг ко другу оставались для Петра и Февронии безусловной ценностью.

2.2.5. Брачные обеты. Окончание земной жизни.

Слайд 22. Прошли годы. Когда Петр и Феврония состарились, они умолили Бога, чтобы им умереть в один день и час. Не могли они даже малого времени прожить друг без друга. В ожидании же кончины, по обычаям того времени, они одновременно приняли постриг. Петр в монашестве был наречен Давидом, Феврония — Евфросинией. Монашество для них — это способ удалиться от княжеских забот, отдать больше времени молитве и таким образом достойно приготовиться к смерти.

Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому временно. Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Слайд 23. Они скончались в  один день и час, каждый в своей кельи. Слайд 24.  Но супругов похоронили отдельно, (Слайд 25) люди сочли нечестивым хоронить монахов  в одном гробу и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела раскладывали по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и совершилось чудо, прославившее святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить.  Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих. Случилось это 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Так завершилась земная жизнь святых Петра и Февронии. После их кончины почитание их постепенно распространялось за пределы Муромской земли и к XVI в., вероятно, охватило большинство жителей Московского государства.

2.2.6. Прославление и почитание в лике святых.

Слайд 26. В 1547 г. трудами святителя Макария Московского они были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Святитель Макарий заслуживает особого упоминания в связи с нашими святыми, так как его заботами были прославлены люди, достигшие праведности благодаря именно жизни в христианском браке. Слайд 27.  Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет,  убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”.

Слайд 28. В центре Москвы стоит маленький древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом, золотой патиной икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад, - князь Петр и Феврония Муромские. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.

Слайд 29. Как бесценное сокровище, чтят православные люди чудотворные мощи этих святых, которые находятся в г. Муроме и открыты для поклонения в Свято-Троицком женском монастыре. Слайд 30. Они воистину стали покровителями христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.

2.2.7.  День семьи. Традиции празднования.

Слайд 31.С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена Муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Премьер-министра Российской Федерации Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность). Она была учреждена Федеральным оргкомитетом и вручается в этот день супругам, которые прожили в счастливом браке не менее 25 лет. А символом праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» была выбрана ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности.

Слайд 32. Как красиво хор «Пересвет» славит святых и благоверных супругов Петра и Февронию. (Включается песня со слайда «Петр и Феврония»).

Слайд 33. Известно много случаев, когда после молитвенного обращения к святым князьям Господь даровал отчаявшимся бездетным супругам ребенка,  или после долгих разладов в семье воцарялся мир. Такие общечеловеческие ценности, как семья, любовь, нежность и верность очень важны в нашей жизни. Семья дает человеку любовь, поддержку, стабильность и радость. Нам следует стремиться к идеалам, о которых напоминает нам этот праздник. Мы все должны брать пример с этих святых, семейная жизнь которых стала идеалом супружества, любви и верности.

3. Методические рекомендации по проведению лектория.

  1. При проведении лектория необходимо использовать мультимедийный проектор и ноутбук (компьютер).
  2. Необходимо использовать музыкальное сопровождение лекционного материала, если на слайде презентации содержится музыкальный файл.
  3. Если слушатели младшего возраста:

3.1. материал лектория можно сократить, сделав обзорным по слайдам;

3.2. слайд 32 содержит короткометражный мультипликационный фильм « Сказание о Петре и Февронии», который станет хорошим завершением лектория.

4. На мероприятие могут быть приглашены не только дети, но и их родители, так как подготовленный материал  может быть полезен различной возрастной категории слушателей.

4. Заключение.

Материалы лектория дают возможность слушателям прикоснуться к духовной жизни Петра и Февронии, узнать о христианском браке, традициях празднования Дня семьи, покровителями которого и являются святые благоверные князья. Актуальность организации такой работы обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Материалы лектория расширяют знания присутствующих в области православной религии и культуры.

Данная разработка раскрывает тему «Христианский брак. Святые Петр и Феврония», что поможет слушателям сформировать свой собственный взгляд на это событие в жизни, обогатить свой духовный мир примерами христианской любви и благочестия.

5. Список использованных источников

  1. Бухарев И. Жития всех святых. Испр. и доп. изд. – М.: МРО «Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса» РПЦ, 2009.
  2. Святыни православной России. СПб.:  ИГ «Весь», 2012
  3. Сказания о чудесах: Т.1.Русская фантастика XI – XVI вв. – М.: Сов. Россия, 1990.
  4. Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские – М.: Художник и Книга, 2008.
  5. Семейный сайт: http://www.petr-fevronia.ru/

Приложение №1

Пословицы и поговорки о семье

  1. В дружной семье и в холод тепло.
  2. В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  5. Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
  6. Дерево держится корнями, а человек семьей. 
  7. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
  8. Жизнь родителей в детях. 
  9. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
  10. Мать кормит детей, как земля людей.
  11. На что и клад, когда в семье лад.
  12. Отца с матерью почитать — горя не знать.
  13. Семьей дорожить — счастливым быть.
  14. Сердце матери греет лучше солнца. 
  15. Согласье в семье — богатство. 
  16. Счастье родителей — честность и трудолюбие детей. 
  17. Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить. 
  18. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
  19. Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
  20. Человек без семьи, что дерево без плодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по тема «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;

Урок по теме «Начало правления Петра I» спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е.Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделени...

Под покровом святых Петра и Февронии

15 сентября – день, когда  православные почитают память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. Данная разработка является сценари...

Исследовательская работа "Воспитательный потенциал святых Петра и Февронии Муромских в формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения"

Актуальность содержания предлагаемой работы обусловлена тем, что в настоящее время в обществе идет активный процесс поиска моделей об...

Мероприятие, посвященное празднованию Дня семьи, любви и верности – дня святых Петра и Февроньи.

С детства мы все слышим: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Эта фраза взята из известной повести, которая изучается еще в начальных классах школы.  В основу произведения были поло...

Методическая разработка "Семья и брак"

Методическая разработка урока по обществознанию...

Тема занятия: «Семейные ценности Святых Петра и Февронии Муромских»

Цель: Исследовать текст памятника древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма и сформулировать основные семейные ценности, важные для людей всех времён.Н...

Методическое пособие по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Пособие, которое поможет организовать работу при изучении "Повести..."...