Исследовательская работа "Воспитательный потенциал святых Петра и Февронии Муромских в формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения"
опыты и эксперименты по литературе (7 класс) на тему

Хмелевских Галина Александровна

            Актуальность содержания предлагаемой работы обусловлена тем, что в настоящее время в обществе идет активный процесс поиска моделей образования и воспитания, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные в разные периоды его развития. Автор работы видит свою задачу в том, чтобы помочь найти пути решения основной задачи - задачи возрождения духовности, нравственности молодежи, опираясь на материалы уроков литературы, предоставленные в разделе Древнерусская литература, и во внеурочное время. Объект исследования: образы святых Петра и Февронии Муромских и их влияние на формировании духовно – нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx63.66 КБ

Предварительный просмотр:

                 Исследовательская  работа                                                                           «Воспитательный потенциал святых Петра и Февронии Муромских в формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения»

Оглавление.

        1. Введение                                                                                       с. 3 - 7        

        2. Часть 1. Древнерусская литература как фактор формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения                                   с.8 -9                                                        

        3. Часть 2. Образы Петра и Февронии в «Повести…»                       с. 9 -14

         4.Часть 3 День семьи, любви и верности в России                      с. 14-15                                                                    

         5.Заключение                              с.15-16

         6.Рекомендации                              с.   17

         7.Список использованной литературы                              с.   16


Введение.

Что заставило обратиться меня к данной теме? Я, как  и все здравомыслящие люди, учитель,  не могу не знать, что   в  современном обществе существует проблема, решение которой до сих пор не найдено. Это проблема взаимоотношений внутри семьи. Время политической нестабильности, потери нравственных идеалов, «перестройки» и «перекройки» произошли   не только в политическом, но и духовном сознании россиян.  Образовалась огромная брешь  в воспитании подрастающего поколения: старые идеалы утратили значение, а новые не сформировались.  Раньше надежной духовной опорой для человека была религия, православное воспитание. Потом Советская власть запретила религию, поставив себя на ее место, но определённая  система нравственных ценностей была сформирована и существовала 70 лет.   В советский период духовно-нравственное воспитание учащихся как часть коммунистического воспитания являлось важным направлением учебного процесса.  Учитель литературы был нацелен, прежде всего, на формирование активной жизненной позиции, духовность считалась синонимом идейности.   С развалом СССР  рухнула идея коммунизма, а результатом семидесятилетней атеистической пропаганды стало забвение  христианских заповедей, дававших человеку нравственные ориентиры.   Произошла  ломка нравственных ориентиров.  В результате  осталось «широкое поле» невостребованности   для воспитания  подрастающего поколения.  Средства массовой информации вели  разрушительную, антидуховную пропаганду  и  стали  причиной снижения критериев нравственности.  Вот почему так легко  прижились  различные недуховные, аморальные  нормы поведения, чуждые  историческим, духовным  и культурным  традициям нашего народа.    С этим напрямую связаны  проникшие в Россию чуждые нам праздники.  Одним из них, обесценивающих такие понятия, как нравственность, духовность, семья, верность, целомудрие,  является  День святого Валентина.    Что он из себя представляет? Каковы исторические корни его?  Почти никто из молодёжи не ответит на эти вопросы.    И   ещё реже кто из молодёжи может ответить  на вопрос: « А есть ли альтернатива этому  празднику в России?»                                                                                                                                                             Создаётся ощущение, что никому  не нужно знать о настоящем смысле  праздника День святого Валентина  и истинной истории его возникновения.  Основная аудитория, на кого рассчитан этот праздник, — молодежь, начиная от школьников.   В сознании  подростков и юношей утвердилась мысль,  что если не оказать внимание в этот день,  как сейчас принято говорить, «партнеру (подумать только: «партнёр в любви!»), то последний не поймет, обидится, ведь сейчас вошло в традицию поздравлять своих возлюбленных в этот день.                                                                                                                                                         Идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи.  Культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.   Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.                                                                                                                                               Анализируя место и роль детей в нашем сегодняшнем обществе, мы приходим к выводу: они стали в определенной мере жертвами экономических  и  политических                                 реформ.                                                                                                                                     Жизнь подтверждает, что значительных качественных изменений не произойдет, если мы не решим основную задачу - возрождение духовности, нравственности молодежи.

      Итак,  на лицо упадок духовности, потеря нравственных идеалов,  распад традиционного русского семейного уклада, и до сих пор проблема этики семейных отношений остается одной из самых актуальных в жизни современной молодежи.

Цель работы: выявить на примере произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских», каким образом духовные ценности христианства и христианское понимание семьи и брака отражается в древнерусской литературе.  

Рассмотреть образы  святых Петра и Февронии Муромских»  как  воспитательный потенциал  в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения на уроках литературы и во  внеурочное время.

Задачи:

1. Проанализировать  Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в части  личностных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС.                                                                                                                                                                2. Проанализировать, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести.

 3. Разработать Рекомендации для изучения данной темы на внеурочных занятиях.

Объект: образы святых Петра и Февронии  -  пример  идеального супружества для верующих людей,  образец целомудрия, верности супружеским обетам, доверия, семейной гармонии.                                                                                                              

Предмет: рабочие программы по литературе.

Гипотеза:  достаточен  ли  для формирования   нравственных категорий у подрастающего поколения  материал  об образах святых Петра и Февронии,   имеющийся   в  Примерной  программе  по литературе

Практическая значимость: материал будет полезен  для воспитания  достойного гражданина России с высокими духовно – нравственными  качествами. Воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи,  укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе.

работа может быть полезна  как для учителей литературы, так и классных руководителей.  

Основные источники:

  1. Стандарты второго поколения.
  2. Примерная программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной                                                                                        
  3. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Автор – составитель В.П.Полухина, В.Я.Коровина. М.;  Просвещение, 2011..                                                                                        

     С  введением  ФГОС  серьёзно встал вопрос о духовно – нравственном воспитании  учащихся,  формировании  нравственных ценностей.  В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Актуальными они остаются и в наше время. Среди духовно – нравственных ценностей одно из первых мест занимают семейные ценности.  Семья -   это священный союз.  Он строится  на любви, на вере и на свободе и призван  научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения.   «Только добрая семья может воспитать семьянина, может дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение"
[1]

      "Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни". [2] С этим  нельзя не согласиться,  поскольку человек на протяжении своего жизненного пути  является частью семьи, вырастает в ее окружении, выходит из нее и создает новую. По большому счету, моральное и физическое благосостояние нации и государства прямо пропорционально наличию и уровню нравственных идей и их реализации в семье. Однако  в   последнее время семья все чаще подразумевает под собой лишь совместное проживание на одной жилплощади и  ничего больше. Семейные традиции сегодня не в моде, их заменяет чисто практический подход к браку и детям. Подрастающее поколение надо накормить, одеть, дать образование, а на то, чтобы показать другие ценности, не хватает ни времени, ни желания. Очень верное утверждение:  «Семья — это ведь выражение Божьей любви, очевидное и реальное.  Если мы с любовью и благоговением будем беречь этот дар, храня его как зеницу ока, и умножая духовное и житейское благосостояние семьи добрым приложением сил, то и вера, и благодарность, и любовь в наших семьях от такого отношения будут только расти  и множиться...»[3]     В 90-е годы, годы  «перестройки»  происходит крушение семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.                                                                                                                           1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я";
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушен порядок веками устоявшихся  семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.  

     Правда,  нельзя не отметить, что  в последнее время  происходит обратная реакция – множество молодых людей стремятся восстановить утраченные традиции семейных отношений, и понять, что же лежит в основе традиционной русской семьи.  Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает  заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род  реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою  физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность.   На трудном пути возвращения к духовности, нравственности  в отношениях между юношами и девушками,  между молодыми людьми, готовыми создать семью, необходимы примеры  целомудрия, доверия,  уважения, готовности разделить друг с другом  «…и счастье,  и несчастье,  и горе и радость, болезнь и здравие…».                                                        

Часть I. Древнерусская  литература как фактор формирования нравственных ценностей  у  подрастающего поколения.

      Рассмотрим  возможности  формирования  духовно- нравственного  воспитания подрастающего поколения на примерах изучения Древнерусской литературы, потому что считаю, что понятия о духовно-  нравственных качествах  наиболее оптимально заложен в курсе изучения  литературы с 5-го по 9-ый класс.                                                                                                                        Итак, обратимся к материалам Федерального государственного стандарта общего образования (утверждённого Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, No1089),

 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): 

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством  

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения  учащимися  основной образовательной программы основного общего образования:

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,    

-  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;                                                                  - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

      В   Пояснительной записке  Примерной учебной программы основного общего образования по  литературе читаем:                                                                                                                 Цель изучения  литературы

- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

 - воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения и т.д.

Программа должна обеспечить усвоение учащимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА  

5 класс. Древнерусская  литература. (2 часа) «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Предтечи» (отрывок)  

6 класс  Древнерусская литература (1 час). «Повесть временных лет».   «Повесть о Белгородском киселе».

7 класс.  Древнерусская литература (3 часа).  «Повесть временных лет»  «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть о Петре и  Февронии Муромских»  

  8 класс. Из древнерусской литературы.  (2 часа).  Житийная литература как особый жанр. «Житие Александра Невского».    

9 класс. Древнерусская литература (5 час.) «Слово о полку Игореве»    

        По завершении  изучения  данного материала на уроках и во внеклассных мероприятиях можно прийти к выводу:

  • Древнерусская литература в своих произведениях даёт понятие о национальных чертах  характера.
  • Утверждает  высокие  нравственные  идеалы: любовь  к ближнему, милосердие, жертвенности, т.е. способствует формированию духовно-нравственных  качеств учащегося.  
  • Воспевает  славу и  честь родной земли.
  • Призывает быть истинными патриотами своего Отечества,  

т.е.  содержание учебного курса Древнерусской литературы имеет  определённый потенциал для формирования нравственных категорий для учащихся.

Часть II.  Образы Петра и Февронии  в «Повести…»  

       В Русской Православной Церкви есть много подвижников, «добре подвизавшихся» вместе со своими женами и причисленные вместе с ними к лику святых -  святые защитники семьи, то есть, покровители супружества и заступники влюбленных.  Достаточно назвать такие имена, как преподобные Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, показавшие образец святости и христианского устроения семьи. Святые супруги - мученики Адриан  и Наталия,  в жизни и в смерти сумевшие  сохранить святость брака и ставшие  примером для христианских семей и их небесными покровителями. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы и т.д.  И, конечно же, это  святые  Пётр и Феврония  Муромские, о которых мы узнаём на уроке литературы.  Об  обстоятельствах  их  жизни можно узнать  из “Повести  о Петре и  Февронии», написанной  в  первой половине XVI в.  Ее   автором  был  священник  одного из кремлевских соборов Ермолай (в монашестве Еразм)[4],   входивший  в круг церковных писателей и  агиографов[5],  сформировавшийся  вокруг святителя Макария   Московского.

       Учебник  литературы  7-го класса даёт скудные сведения  о жизни святых Петра и Февронии.  Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, умерли они в один день, приняв в определённый момент монашество. Удивителен и конец их жизни: умирают в один и тот же час,  и  похоронены князь и княгиня в одном гробу.  Это редчайшее исключение в истории святых.  Об этом мечтают все, вступающие в брак, но это надо заслужить.   Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.   «Повесть о Петре и Февронии»   - это повествование о том, как зарождается христианская семья, какие этапы в своем становлении она проходит, каково ее назначение, какие испытания выпадают на долю супругов и  каков  венец уготован достойно «подвизавшимся  на этом поприще».    Главные  герои «Повести…»  -  супруги, совместно переживающие испытания, которые выпадают на их жизненном пути.  Повесть учит, какими должны быть отношения между супругами, чтобы они могли гармонично строить свою семью.

     Святой  князь Петр и святая княгиня Феврония  являются образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича.  Он вступил на  Муромский престол   в 1203 году.  За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Поиск исцеления сводится для князя  к поискам лекаря, то есть человека, который помог бы ему исцелиться. При этом поиск — это сознательное действие, направленное на то, чтобы избавиться от недуга. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолаза»,  благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.  Святой Петр послал в ту деревню своих людей.   Но  для того чтобы исцелиться,  князь должен жениться на Февронии. А на языке аллегории этот брак -  сам есть лекарство, восполняющее недостаток природы Петра.  Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления.    

        Период,  когда два молодых человека  только шли навстречу друг другу, как бы прекрасен сам по себе он ни был, — все же только прелюдия к семейной жизни.  С момента  заключения брака молодую семью ждут испытания, которые они должны преодолеть.  Супружество понимается ими как священная обязанность, как жизнь в другом и ради другого.  И первое –   испытание бытом.  Во время встречи и узнавания   друг друга трудно  обнаружить   разницу в мелочах, которая существует между молодыми людьми; выявить и со временем сгладить ее может только совместная жизнь.  Причем, окружение молодых  может  как облегчить, так и усложнить процесс привыкания их друг к другу и стирания этой разницы.   Феврония  становится мудрой спутницей и помощницей мужа, никогда не жалеющего о выпавшей доле, что и наводит на мысль: счастье не зависит от красоты и знатности.  

         После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.  Пётр убеждается в  нравственной чистоте помыслов своей супруги.                                                                                                                                             Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию,  не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Однажды бояре,  по наущению своих жён и потеряв весь стыд, задумали устроить пир.  Что и сделали. И когда все развеселились, раздались их бесстыжие голоса, словно псы лающие;  желали они отнять у святой Божий дар, с которым Бог обещал ей быть неразлучной и после смерти. И говорили они ей: "Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре говорят тебе: отдай нам то, что мы у тебя просим!" Она же им отвечала: "Возьмите то, что просите!" Они же единодушно воскликнули: "Мы, госпожа, все хотим князя Петра, пусть он нами правит. Тебя же жены наши не хотят, не хотят, чтобы ты господствовала над ними.  Взяв достаточно себе богатства, иди, куда хочешь!" Отвечала им она: "Обещала я вам дать то, что вы просите. Я же вам говорю, дайте и мне то, что я попрошу у вас". Они же, злые, рады были и, не ведая, что будет, поклялись: "Что ты скажешь, то безо всякого прекословия возьмешь". Она же сказала: "Ничего иного, кроме супруга своего Петра, не прошу я у вас!" На это они ответили: "Если сам он захочет, то ничего тебе не скажем". Враг помутил их мысли, и каждый из бояр в уме своем держал, что если не будет князем Петр, то поставят себе другого самодержцем, и каждый из них желал стать им. Бояре же ставят перед Петром выбор: либо царствование, либо жена. Для Петра это действительно сложный выбор, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии,  он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а  Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете. Ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу.  Князь принял  решение,  также руководствуясь христианскими канонами – он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.   Что это, как не пример для молодёжи следовать обетам жениха и невесты, данным в церкви при бракосочетании.                                                                                                                                  Не может остаться без внимания  и следующий эпизод, свидетельствующий о мудрости, верности и преданности Февронии мужу:   «Был на судне у блаженной Февронии некий человек. На том же судне была и его жена. Тот человек, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, разгадав злой помысел его, быстро обличила его и сказала: "Зачерпни воды из реки с этой стороны судна". Он почерпнул. И велела ему она выпить. Он выпил. И снова сказала ему: "Зачерпни воды с другой стороны судна". Он почерпнул. И велела ему снова выпить. Он выпил. Она же спросила: "Одинакова ли вода или одна слаще другой?" Он же ответил. "Одинакова, госпожа, вода". Тогда она ему сказала так: "И женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, думаешь о другой!"  То есть Феврония напрямую обращается к  заповедям брака – верности супругов друг другу и чистоте супружеского ложа. В нескольких словах, просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены.  

        После изгнания, претерпев многое, возвратившись в своё княжество, Петр и Феврония  проводили свою жизнь в делах милосердия и любви, помогали нуждающимся, примиряли враждующих, украшали святые храмы. Они не совершали  аскетических подвигов, но отличались неизменным благочестием, никогда не забывали о Боге. Главным их подвигом была истинная любовь друг к другу и верность.   После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении.                                                                                                                                                  Удивляет, восхищает  и приводит в трепет повествование об их совместной кончине,  в этом эпизоде мы видим исполнение заповедей брака.  Князь Петр, чувствуя близкую кончину,  призывает  к  себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» - специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может.  Феврония  оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она сама. Феврония  выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже  самой своей смертью. Тела их положили в разных местах:   Петра (в иночестве Давида) — у соборной церкви Богородицы, а  Февронию (в иночестве Ефросинию)  — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.  Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.                                                                                                                                    Святые Петр и  Феврония дали пример идеальной  семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более  восьми  веков служит примером должного отношения супругов к браку и друг к другу.   Удалось им это потому, что благодатная любовь, которую они стяжали в своем браке,  стала «преизобиловать и излилась на всех окружавших их. Граница их семьи как бы раздвинулась и включила в себя многих и многих»[6].  Без  сомнения, семья,  взаимная любовь друг к  другу  оставались для Петра и Февронии   высшей  ценностью и, естественно, может служить образцом для подражания   молодым.   Образы героев призваны напоминать супругам о святости брака, об обещаниях, которыми они связывают себя во время вступления в брак и о настоящей любви, которую пронесли через всю свою жизнь святые Пётр и Фефрония Муромские.  Их  любовь  действительно стала вечной.                                                                                                    
        Таким образом, на примере «Повести  о Петре и Февронии Муромских» мы можем увидеть, какие духовные ценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создать гармоничную семью – основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в семье

Часть III. День семьи, любви и верности в России.

 «Повесть о Петре и Февронии  Муромских» олицетворяет  представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека,  изображает   идеальные  человеческих отношения и освещает  тему  любви, верности  и святости отношений супругов.                                                                                                                                    С недавних пор   8 июля  Россия  празднует новый   Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который   появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, жившим  в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.                                                                                                          И всё-таки  хотелось бы  получить ответ на вопрос:  как же относиться ко  Дню святого Валентина, завоевавшему огромную популярность в России?  На этот вопрос  я  хочу  ответить словами, которые, как мне кажется, расставят все точки над i: «Как относиться христианину ко  Дню святого Валентина?  По - моему, очень здравый смысл заложен в следующих словах:  «Так же, как и к «Международному» женскому дню,   дню солидарности трудящихся,    Новому году по календарям всех континентов и  прочим светско - коммерческим празднованиям: спокойно, благодушно   и с   долей   лёгкой иронии. Ну,  хотят люди немного радости, подарков, оливье или цветов — да на здоровье...» [7].                                                                                                                                                             Июль  2008 года – старт нового Всероссийского праздника: Дня Семьи, Любви и Верности.   Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.  Иногда День семьи называют русским аналогом Дня Валентина. Но когда празднуют февральский День влюбленных, как правило, не вспоминают о брачных узах. Наш, июльский, праздник обращает внимание на крепость семьи, на значимость брака для каждого человека. Акцент Дня семьи - на любви и верности в супружеском союзе.  Он объединяет людей вокруг темы семьи, «подчеркивает важность семейных традиций и ответственного супружества, привлекает внимание к проблемам оздоровления морального климата в нашем обществе».                                                                                                                    Праздник пока не является официальным государственным, но, тем не менее, его популярность всё более растёт. В честь празднования Дня семьи выпущена и специальная медаль  «За любовь и верность»[8].  На одной из её сторон изображены Пётр и Феврония, а на другой «расцвела» ромашка – символ нового праздника. Медалью награждаются граждане Российской Федерации - супруги,



зарегистрировавшие заключение брака не менее 25-ти лет назад, получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, а также добившиеся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавшие детей достойными членами общества.  Символ праздника  – Ромашка, становится всё более известным у нас и за рубежом, как знак любви и верности. Он носит светский характер, но на его проведение накладывает отпечаток то, что он приурочен ко  дню поминовения православными христианами жизненного подвига святых Петра и Февронии, которые жили вместе долго и счастливо и умерли в один день и час, как и просили у Бога.                                                                                                                                          

        Итак:  День  Семьи, Любви и Верности – не аналог празднику День святого Валентина, но очень  достойная альтернатива.  Закончить своё исследование мне хотелось бы словами святой  страстотерпицы  государыни императрицы  Александры  Феодоровны, жившей по подобию и образу святой  Февронии и окончившей жизнь свою в муках и  преданности Церкви и мужу своему:                                                                                                                                                                                                                                                    Смысл брака в том, чтобы приносить радость.                                                                                                                                                                                                      Это установление Господа о совершенстве.                                                                                                                                Долгом в семье является бескорыстная любовь.                                                                                                     Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому

       

 Заключение:  В результате своего исследования я сделала следующие выводы: образы святых Петра и Февронии   играют существеннейшую роль в формировании нравственных категорий для подрастающего поколения.  «Взирая на их жизненный путь, мы учимся, какой должна быть жизнь православного человека, какой должна быть подлинная христианская семья. Именно любви, согласия, верности, порой, не хватает нашим семьям.   А  крепкая семья – это основа для могущества нашей обширной страны».[9]   Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения.  Цель и мотив формирования и воспитания   нравственности подростка  - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого подростка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
  Гипотеза, которую я выдвигала в своей работе,  подтвердилась.  В  Программный  материал  по литературе  в части изучения литературы Древней Руси   заложен потенциал по формированию нравственных ценностей  для подрастающего поколения.

Все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Итогом работы стала презентация  по материалам данного исследования, которая имеет  практическое применение: она может использоваться как на уроках литературы, так и на уроках ОРКЭС, на внеклассных мероприятиях, классных часах.

   

 Работая над исследовательской  работой, я  бы хотела предложить следующие  Рекомендации:

  1. Включить для ознакомления учащихся  отрывки из  памятника начала  XVIII века  "Моления  Даниила Заточника, написанного им своему князю Ярославу Владимировичу",  представляющий  собой послание некоего Даниила к князю Переяславля северного Ярославу Всеволодовичу.
  2. Перенести изучение  «Повести о Петре и Февронии Муромских»  из 7-го класса в  9-ый, когда  у подростков уже сформировались   определённые   представления о семье, браке, семейных ценностях.  
  3. Увеличить количество часов на изучение литературы Древней Руси, способствующей формированию нравственных ценностей учащихся.
  4. Проводить  внеклассные мероприятия  по формированию нравственных ценностей:                                                                                                                       - исследовательские работы                                                                                              - классные часы;                                                                                                                                   - лектории;                                                                                                                      - этические занятия                                                                                                                                         - викторины;                                                                                                                                            - литературно-музыкальные композиции,                                                                                                  - конкурсы презентаций, сочинений, творческих работ.
  5. Проводить в образовательных   учреждениях  Дни православной культуры.                                                                                                                                                            

Список использованной литературы

  1. Стандарты второго поколения.
  2. Примерная программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной                                                                                        
  3. Сочинения Ермолая-Еразма. Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984.
  4. Петр и Феврония. Наша главная история любви: Т. Н. Данилова — Москва, Вече, 2009 г.  
  5. Андрей  Ефанов.  Пётр и Феврония: вместе  навсегда. 
  6. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
  7. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82

8.  Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.1

                  Интернет ресурсы:                                                                                                                             http://www.rusbereza.ru                                                                                                                           http://www.rian.ru                                                                                                                                     http://www.murom.ru                                                                                                          http://coolreferat.com/225201

 Работая над исследовательской  работой, я  бы хотела предложить следующие  Рекомендации:

  1. Включить для ознакомления учащихся  отрывки из  памятника начала  XVIII века  "Моления  Даниила Заточника, написанного им своему князю Ярославу Владимировичу",  представляющий  собой послание некоего Даниила к князю Переяславля северного Ярославу Всеволодовичу.
  2. Перенести изучение  «Повести о Петре и Февронии Муромских»  из 7-го класса в  9-ый, когда  у подростков уже сформировались   определённые   представления о семье, браке, семейных ценностях.  
  3. Увеличить количество часов на изучение литературы Древней Руси, способствующей формированию нравственных ценностей учащихся.
  4. Проводить  внеклассные мероприятия  по формированию нравственных ценностей:                                                                                                                       - исследовательские работы                                                                                              - классные часы;                                                                                                                                   - лектории;                                                                                                                      - этические занятия                                                                                                                                         - викторины;                                                                                                                                            - литературно-музыкальные композиции,                                                                                                  - конкурсы презентаций, сочинений, творческих работ.

Проводить в образовательных   учреждениях  Дни православной культуры.                                                                                                                                                            

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий заседания литературной гостиной.

ТЕМА  занятия: «Повесть о Петре и Февронии Муромских – гимн любви и верности»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с историей праздника «День семьи, любви и верности», с жизнью святых Петра и Февронии Муромских, историей их любви.
ЗАДАЧИ: воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация по теме занятия, аудиозапись песни о Петре и Февронии, аудиозапись хора Сретенского монастыря «Кто ны разлучит от любви Божия»

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы собрались в нашей уютной гостиной  для того, чтобы  поговорить о любви и верности. Самый яркий пример верной, чистой, жертвенной  любви  - это  житие супругов Петра и Февронии, которые жили много-много лет назад. Хочется вспомнить слова Д.С. Лихачёва: «Нравственность едина во все века и для всех людей, читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Множество дивных примеров хранит история нашего народа о подвиге ради любви.  Именно с подвигом связано понимание этого святого чувства в сознании русского человека. Ради любви  к Родине  погибали, ради любящего сердца отказывались от всех благ, потому что истинная любовь - это всегда  служение, это всегда жертва, это всегда подвиг. Истинная любовь это нечто сокровенное, тайное, о чем не кричат, но  признаются, доверяя это прекрасное сокровище тому, кто его сохранит. Примером такой  любви могут быть наши Муромские князья Петр и Феврония, показавшие пример супружества, оставаясь вместе и в радости и в горе.

-  И начнётся наше занятие, конечно, со стихов. Послушайте стихотворение Таисии Феврониной  «Памяти святых Петра и Февронии Муромских» (ученик 7-го класса) читает стихотворение

Истории неумолимый бег
Немногих след нам оставляет.
Тринадцатый по счету век
Нам древний Муром навевает.

Там князь боярам вопреки,
нарушив ханжества закон,
на бедной девушке женился
и рядом посадил на трон.

Феврония, светлая душа,
Петра вторая половина,
союз их душ на зло врагам
остался непоколебимым.

Селянка знатных превзошла
по красоте и доброте,
и предпочтение отдавала,
благочестивой простоте.                                                                                                                                                И милосердием богата,
за вдов вступалась, за сирот,
больных, увечных исцеляла,
за то любил ее народ.                                                                                                                                                      И славя Бога, показала
все чудотворные уменья.
Жил в благоденствии народ
во время их с Петром правления.
Петр и Феврония до гроба
прожили в ладе и любви,
по Божьей воле совершилось:
в один день умерли они.
Топтать святыни нам грешно
ума безверием, сомненьем.
О святости их брачных уз
Еразм оставил подтверждение.
Его легенда сквозь века
как гимн небесный зазвучала,
как торжество любви навек,
как святость брачного начала,                                                                                                                                      и как спасительный совет,
как чудное благословение
для многих молодых семей
сегодняшнего поколения.                                                                                                                                     И после смерти до сих пор
от разных бед для нас ограда
– Святые Петр и Феврония,
в руке сжимающая ладан.
- Учитель. Так кто же они, Пётр и Феврония Муромские?

- Ученица зачитывает справку о Петре и Февронии  

Петр и Феврония Муромские, супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

В 1547 году на Московском церковном соборе состоялась канонизация святых благоверных Петра и Февронии. После канонизации Московский митрополит Макарий поручил Ермолаю Прегрешному, известному русскому писателю XVI века, сделать литературную обработку устной легенды. Ермолай Прегрешный, более известный как Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного, создал повесть «Повесть о Петре и Февронии», которая является памятником древнерусской литературы XVI века. Повесть написана на старославянском языке и имеет несколько литературных переводов. Но эта удивительная история вдохновляет всё новых и новых авторов, писателей и поэтов, на создание литературных произведений, основанных на этом сюжете.

- Учитель.  Для того чтобы перед нами предстали  во всей полноте образы святых Петра и Февронии, я приглашаю вас совершить  заочную экскурсию в Древний Муром – град Петра и Февронии, связанного с именами этих святых, с историей их жизни и любви. Вы  читали эту  Повесть и, значит, ещё ярче, ещё понятнее предстанут перед вами их образы.

Презентация:  (сайды о муроме сопровождает песня «Муром город» или хор Сретенского монастыря), слайды о Петре и Февронии Муромских  «Песня о Петре и Февронии»

Учитель.

Да,  и в старину, и теперь люди мечтают о счастье, о дружной и крепкой семье, о большой, любви?   (песня)                                                                                                                                       О счастье семейном молятся                                                                                               По всей православной России                                                                                                    Муромским чудотворцам                                                                                                Чтоб у Господа испросили-                                                                                                      Надежду, Любовь и Веру                                                                                                        И верность друг другу до гроба                                                                                           И за гробом тоже примером                                                                                                 Они нам сияют оба.                                                                                                      Жизнь во все времена похожа,                                                                                            Те же требы у каждого века.                                                                                              То же горе и счастье то же,                                                                                                     Искушения у человека.                                                                                                  Чтобы тьма не закрыла солнце,                                                                                         Чтоб не множилось беззаконие                                                                                               За нас с вами усердно молятся                                                                                                           Пётр и Феврония.                                                                                                                    Зажигая сегодня свечи,                                                                                                          И сердца любовью зажгите.                                                                                              Чтобы были вы вместе вечно,                                                                                            Заступничества попросите.                                                                                                           И дарите ромашки любимым.                                                                                               Знаком верности и чистоты                                                                                                  Пусть станут они отныне                                                                                                        Русского поля цветы.

 Учитель.  

1.Понравилась ли вам история о Петре и Февронии?                                                           2. Из знатного ли рода происходила Феврония или кем она была? Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?                                                                                           3. Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?                                                         4. Что особенного она сделала для князя Петра?                                                               5. Пётр совершал ошибки,  почему же автор делает Петра главным героем?                      6. Вы заметили, что в  «Повести…» нигде нет описания героев? Почему он так поступил, как вы думаете?                                                                                               7. В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии                                                                                                                      8. Как эта любовь проявилась даже после их смерти? (похороненные в разных местах они чудесным образом оказались рядом)                                                           Учитель:  И это чудо сотворил Господь, потому что они были верными, любили не только друг друга, но и окружающих их людей.                                                                      9. Ребята, а как вы понимаете слова  «настоящая любовь»?  влюблённость и любовь это одно и то же?                                                                                                       Учитель.  Да, действительно, влюбиться это одно, а сохранить любовь, пронести её через всю жизнь- это совсем другое.                                                                                      И, наверное, на вопрос:  Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм? Следует  ответить:, что Ермолай -  Еразм показал нам  любовь – самоотречение; любовь – самопожертвование; любовь – труд; любовь требует мудрости; если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды; любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей; настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности; истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга.

 7. Что же вы поняли каждый для себя?

Можно ли утверждать, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских – гимн любви и верности?  (ответы присутствующих на занятии)

Учитель.  Вот и  заканчивается наше заседание литературной гостиной..  В заключение послушайте Гимн семье, посвящённый Петру и Февронии Муромским. (звучит песня) До свидания.


[1] И.А.Ильин, проф.  О семье и воспитании. Значение семьи

[2] Шнейдер Лидия Бернгардовна - специалист в области практической и прикладной психологии.

[3]  Д.Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой  Богородицы. Бесценный дар семьи.

[4] Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) — выдающийся русский мыслитель, писатель и публицист. В 40–60-х гг. XVI века он был сначала священником в Пскове, затем служил протопопом кремлевского собора Спаса на Бору, а позднее постригся в монахи под именем Еразма. В настоящее время известно большое число произведений, подписанных его именем (до иночества — именем Ермолай, после пострижения — "Ермолай, во иноцех Еразм", кроме того, он называл себя "прегрешным")

[5] Агиографы — греческие и латинские христианские писатели, авторы биографий святых. Произведения агиографов обладают различной исторической ценностью.

[6] А.Л. Беглов. Испытания для Петра и Февронии.

[7] Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла. Учить любви юных — задача для поэта, а не богослова

[8] ПОЛОЖЕНИЕ о медали «За любовь и верность» (новая редакция от 28.05.09. протокол №3)      

 Утверждено Организационным комитетом по проведению  «Дня семьи, любви и верности»  в Российской Федерации     Протокол № 9 от 25.06.08.

[9] - Патриарх  Всея Руси Алексий II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Духовные ценности и нравственные идеалы героев в "Повести о Петре и Февронии Муромских" (программа Г.В.Москвина)

1.Урок по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских".  Формирование нравственных ценностей человека.2.Урок подготовки к написанию сочинения по повести. Сбор материала....

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Система внеклассных мероприятий по формированию нравственности и патриотизма подрастающего поколения

В современном обществе патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы дем...

Мастер-класс по теме: «Сила святого чувства в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Мастер-класс по теме:  «Сила святого чувства в «Повести о Петре и  Февронии Муромских»....

Тема занятия: «Семейные ценности Святых Петра и Февронии Муромских»

Цель: Исследовать текст памятника древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма и сформулировать основные семейные ценности, важные для людей всех времён.Н...

Формирование культурных ценностей у подрастающего поколения

Любой современный педагог в процессе воспитания должен ориентироваться на национальные традиции. Народная мудрость, фольклор – все это очень эффективно для воспитания гуманности, справедливости,...