Промежуточная аттестация 10 класс
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Материал для промежуточной аттестации (спецификация, кодификатор) по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_10_klass.rar83.96 КБ

Предварительный просмотр:

Административная работа за курс «Обществознание» в 10 классе Демонстрационный вариант. Профильный уровень.

На выполнение работы отводится 90 минут. Работа включает в себя 19 заданий.

К каждому заданию с выбором ответ (А1-А10) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа.

Ответы к заданиям В1-В5 запишите в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Задания С1-С4 требуют развернутого ответа. Ответы на эти задания запишите на отдельном листе.

Часть 1

А1. Какая черта не относится к обществу как системе?

  1. альтернативность развития
  2. незавершенность развития
  3. статичность развития

  1. непредсказуемость развития

А2. Познавательная деятельность, в отличи от трудовой

  1. осуществляется индивидуально
  2. направлена на приобретение новых знаний
  3. предполагает соответствие цели и средств
  4. ориентирована на процесс, а не на результат

А3. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура отличается доступностью, легкостью восприятия, упрощенностью.

Б. Массовая культура является большей частью развлекательной.

1)

верно только А

3) верны оба суждения

2)

верно только Б

4) оба суждения неверны

А4. Основу экономической сферы жизни общества составляет

  1. обмен продуктами питания
  2. регулирование социальных отношений

  1. разработка ресурсосберегающих технологий
  2. производство материальных благ

А5. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?

1)

пролетарии

3) интеллигенция

2)

маргиналы

4) люмпены

А6. Для всех социальных норм характерен следующий признак

  1. выражение общественного мнения
  2. закрепление в нормативных актах
  3. обеспечение принудительной силой государства
  4. выполнение роли регулятора поведения людей

А7. В стране Д. произошло изменение общественного мнения в отношении престижности определенных профессий, что стало причиной профессиональной переориентации различных людей. Большее их число стало проявлять интерес к предпринимательской, политической и научной деятельности и гораздо меньше – к занятию сельским хозяйством. В результате в стране Д. усилился процесс

  1. социализации
  2. социальной адаптации
  3. социальной мобильности
  4. социального сотрудничества

А8. К признакам государства не относится(-ятся)

  1. право на взимание налогов
  2. наивысшая концентрация власти
  3. управление с опорой только на моральные нормы
  4. все перечисленное

А9. Какие три типа избирательных систем действуют в мировой политической практике?

  1. двухпартийная, однопартийная, многопартийная
  2. парламентская, президентская, смешанная
  3. пропорциональная, мажоритарная, смешанная
  4. пропорциональная, мажоритарная, президентская

А10. Верны ли следующие суждения о формировании гражданского общества?

А. Формирование гражданского общества возможно при условии активного участия государства в этом процессе.

Б. Формирование гражданского общества возможно при условии наличия общих духовных ценностей, нравственных принципов, интересов и целей.

1)

верно только А

3) верны оба суждения

2)

верно только Б

4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

Дискриминация, культурный плюрализм, этнос, специализация, диаспора.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «национальная политика».

Ответ: ____________________________________

В2. Установите соответствие между составляющими научного познания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Результаты запишите в таблицу.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

УРОВНИ НАУЧНОГО

НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ПОЗНАНИЯ

А) идеальный объект

1) эмпирический

Б) опыт

2) теоретический

В) концепция

Г) факт

Д) идея

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

В3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие деятельности человека, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. индивидуальный характер
  2. преобразующий характер
  3. потребительский характер

  1. продуктивный характер
  2. общественный характер

  1. запрограммированный характер Ответ: ____________________________

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Государство в настоящее время, по нашему мнению, выступает регулятором рыночной экономики и активным «хозяйствующим субъектом». (Б) Считается, что государство имеет свою собственность (государственную), составляющую значительную часть экономики. (В) Государственный сектор занимает около 20% или 1/5 часть в национальном продукте. (Г) Впервые английский экономист Дж.Кейнс показал, что рыночная экономика не в состоянии преодолеть кризисы без помощи государства.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений

Запишите в таблицу рядом с буквой, обозначающей предложение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А        Б        В        Г

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« Под нормой права понимается установленное ______(А) и обеспечиваемое им закрепленное в его официальных ______(Б) общеобязательное, формально-определенное

_____(В), которое предоставляет права и возлагает _____(Г) на участников общественных отношений. Норма права является единственным государственным _____(Д) общественных отношений. От других социальных норм ее отличает своего рода _____(Е): распространение на всех участников общественных отношений «независимо от их воли и желания».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слов (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)

государство

6) институт права

2)

мораль

7) регулятор

3)

правило поведения

8) акт

4)

традиция

9) обязанность

5)

обезличенность

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Наука как способ рационального освоения действительности, воспроизводства и накопления знаний является одной из трех основных форм деятельности в духовной жизни или трех основных ее языков – наряду с искусством и нравственностью. Первоначальный анализ позволяет увидеть, что формально-логическое соотношение научной, духовной и социальной жизни отражает принцип включения – первой во вторую, второй – в третью. Духовное выступает как элемент структуры социального, а научное – как элемент структуры духовного. Каждый элемент сложной системы возникает вследствие необходимости выполнять определенную функцию. Соответственно социальная роль науки может быть определена через выявление ее основной социально значимой функции, той «главной задачи», которую «ставит» перед ней общество.

В узком смысле научной жизнью называют, как известно, специфический способ воспроизводства знаний внутри институционально оформленного научного (академического) сообщества.

Замкнутость научной жизни внутри своих институционализированных рамок является, с одной стороны, способом сохранения знания, его обособления от искажения. С другой стороны, замкнутость научной жизни выступает и как «способ самообороны» работников науки, стиль воспроизводства научной жизни, обеспечивающий ее участникам сохранение относительно комфортного места в жизни…

При всем этом объективно научная жизнь не может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром»

(О.Н.Козлова).

С1. Какие три основные формы деятельности в духовной жизни выделены в тексте?

С2. На основании текста раскройте соотношение научной, духовной и социальной жизни.

С3. Автор утверждает, что социальная роль науки может быть определена через выявление ее основной социально значимой функции. Используя содержание текста и обществоведческие знания, сформулируйте эту функцию науки.

С4. Научная жизнь, по мнению автора, не может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три подтверждения данной точки зрения.