Рабочая программа элективного учебного предмета «Экономическая сфера жизни общества»
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Курс «Экономическая сфера жизни общества» для 10-11 классов призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по содержательному блоку «Экономика» курса обществознания. Содержание курса адекватно кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ и включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Программа ориентирована на изучение  школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskaya_sfera_10-11_kl.docx58.74 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Пояснительная записка

Профильное обучение на старшей ступени ориентировано на развитие личностных, познавательных и созидательных способностей обучающихся, а также способствует созданию условий для успешной социализации молодежи в современном социуме, её активной адаптации на рынке интеллектуального труда. Курс «Экономическая сфера жизни общества» для 10-11 классов призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по содержательному блоку «Экономика» курса обществознания. Содержание курса адекватно кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ и включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Программа ориентирована на изучение  школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Рабочая программа элективного учебного предмета «Экономическая сфера жизни общества» рассчитана на 68 учебных часов: 34 часа в 10 классе, 34часа в 11 классе.

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений "Обществознание" 6-11 кл. - М.: Просвещение, 2010 и авторской программы Н.Н. Думной «Экономика. 10-11 класс».- М.:Интеллект-Центр,2007,  соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

Экономика. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2015.

Уроки экономики в 10-11 классах базового уровня. Методическое пособие для учителя к учебнику "Экономика".- М.: Интеллект-Центр, 2014.

Экономика 10-11 кл. Электронное приложение к учебнику на CD-диске.- М.: Интеллект-Центр, 2014.

Основной концепцией элективного учебного предмета «Экономическая сфера жизни общества», с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования, является направленность на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.

Цели изучения курса:

  • Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
  • Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения соц/эк и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний  для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Методы и формы обучения:

При изучении данного курса предполагается использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса:

1.        Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, требующую осмысления заявленных проблем;

2.        На семинарских занятиях используются активные методы обучения: дискуссии, деловые игры, проектная деятельность;

3.        Тесты позволяют провести самодиагностику отдельных направлений развития личности, выделить проблему и определить пути ее решения.

 Технологии используемые при изучении курса:

  • Проектная деятельность
  • Интерактивные технологии- методы «Мозгового штурма», «Групповую дискуссию», «Деловую игру», «Метод проектов», «Разбор ситуции», «Дискуссии в малых группах», метод «Кейс-стадии», метод «Учебная игра».
  • Личностно–ориентированные технологии обучения.
  • Интегративная технология
  • Кейс-технологии

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по экономическим вопросам.

Предполагаемые результаты освоения курса «Экономическая сфера жизни общества»

1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

- устные и письменные развернутые ответы, эссе

- тесты и задания

 - защита проектов, рефератов

Содержание курса «Экономическая сфера жизни общества»

10 класс (34 часа)

ТЕМА 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека.( 7 часов)

Предмет экономической теории. Методы экономической теории. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Три главные проблемы экономики. Экономические системы и их типы.

ТЕМА 2. Потребитель в рыночной экономике. (4 часа)

Теория потребительского поведения. Полезность и ее виды. Рациональное поведение потребителя. Бюджет семьи: его структура. Трансферты. Сбережения. Доходы и их виды. Потребительский кредит.

ТЕМА 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (6 часов)

Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальное и рыночное предложение. Законы спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность и ее виды.

ТЕМА 4. Фирма и ее цели. (4 часа)

Фирма и ее цели. Малый бизнес и его развитие в России. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности . Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса. Франчайзинг как перспективная форма взаимодействия крупного и малого бизнеса, а также важный элемент системы поддержки малого предпринимательства. Франчайзинговая система.

ТЕМА 5. Издержки производства. (4 часа)

Сущность бухгалтерских и экономических издержек. Прибыль фирмы. Показатели выпуска фирмы. Постоянные, переменные, средние и предельные издержки фирмы. Амортизационные отчисления. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.

ТЕМА 6. Конкуренция и типы рынков. (4 часа)

Сущность и роль конкуренции в экономике. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией. Правило максимизации прибыли. Недобросовестная конкуренция. Естественная монополия. Антимонопольная политика.

ТЕМА 7. Рынки факторов производства. (4 часа)

Рынок труда: особенности, спрос и предложение. Рынок капитала. Инвестиции. Дисконтирование, коэффициент дисконтирования. Рынок земли. Земельная рента, дифференциальная рента. Цена земли.

Итоговое повторение курса (1 час)

11 класс (34 часа)

Тема 1. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. (2 часа)

       Экономическая роль государства. Экономическая политика государства. Структура государственного бюджета и стадии его формирования. Основы регламента бюджетного процесса. Налоговая и фискальная политика государства.

Тема 2.  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ИЗМЕРЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.  (4 часа)

        Предмет макроэкономики. Модель экономического кругооборота. Основные макроэкономические проблемы. Измерение национального объема производства: система национальных счетов.  ВВП и способы его расчета. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос - совокупное предложение».

Тема 3. ДЕНЬГИ И ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.  (4 часа)

      Деньги: их типы, функции и свойства. Банки и банковские операции. Банковская система. Денежные агрегаты и уравнение обмена. Денежно-кредитная политика государства.

 Тема 4. ИНФЛЯЦИЯ, БЕЗРАБОТИЦА.  (4 часа)

       Инфляция и дефляция. Реальный и номинальный доходы. Индекс потребительских цен. Темп инфляции. Виды инфляции. Инфляционная спираль и последствия инфляции. Безработица и ее формы. Последствия безработицы и меры по снижению  её  уровня.

Тема 5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА. (4 часа)

        Экономический рост. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Качество экономического роста. Интенсивный и экстенсивный пути развития экономики.. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста. Сущность НТП. Инновационное развитие. Экономические циклы. Экономическая динамика. Циклические колебания. Деловой цикл. Фазы делового цикла.

Тема 6. СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА.  (5 часов)

       Международная торговля. Внешнеторговая политика. Валютный курс. Валютный рынок. Мировая валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс государства. Глобальные экономические проблемы.

Тема 7. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.  (5 часов)

        Предпринимательство, его виды и мотивы. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента, механизм принятия управленческих решений. Маркетинг, его значение.

Тема 8. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. (2 час)

       История развития предпринимательства в России, этапы становления национальной экономики. Ведущие экономические деятели нашей страны.

Тема 9.  ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. (3 часа)

       Россия на пути догоняющей модернизации экономики. Задачи и перспективы развития экономики России. Экономическая наука как ресурс экономического развития. Роль образования в экономическом подъеме России.

Итоговое повторение -1 час.

Учебно-тематический план 10 класс

Наименование темы

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего часов

1

Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека

5

2

7

2

Тема 2. Потребитель в рыночной экономике

3

1

4

3

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

4

2

6

4

Тема 4. Фирма и ее цели

3

1

4

5

Тема 5. Издержки производства

3

1

4

6

Тема 6. Конкуренция и типы рынков

3

1

4

7

Тема 7. Рынки факторов производства

3

1

4

Итоговое повторение курса

1

1

Итого

34

Учебно-тематический план 11 класс

Тема

Часы

Теоретич.

Практич.

Всего

Тема 1. Государство в рыночной экономике

2

-

2

Тема 2. Макроэкономический анализ: измерения и моделирование

2

2

4

Тема 3. Деньги и основы денежной политики

3

1

4

Тема 4. Инфляция, безработица

3

1

4

Тема 5. Макроэкономическая динамика

3

1

4

Тема 6. Современная международная экономика

3

2

5

Тема 7. Предпринимательство

3

2

5

Тема 8.  Краткий очерк истории экономики России

1

1

2

Тема 9.  Особенности и перспективы, экономики современной России

1

2

3

Итоговое повторение

1

1

ВСЕГО

34

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Экономическая сфера жизни общества» ученик должен

Знать/понимать

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения  и оценки экономической информации;

составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Литература

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1.  Экономика. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2015
  2.  Уроки экономики в школе: В 2 кн.: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
  3. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень: 10-11 классы. – М.: ВАКО,2011.
  4. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 кл./ Е.Б. Лавренова. –2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС. 2011.

      3.Курс экономической теории: Учебник/Под общ. ред. М.Н.Чепурина   Е.А.Киселевой. — Киров:   АСА, 2002.

      4.Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т. / Пер. с англ. 13-го изд. — М.: ИНФРА-М, 2001.

      6.Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова. — М.: Юрист, 2002.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

«Экономика в школе».

«Российский экономический журнал» (РЭЖ).

«Вопросы экономики».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике;

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://gallery.economicus.ru/

http://50.economicus.ru/

http://www.aup.ru/books/

http://econline.h1.ru/theorru.htm

Календарно-тематический план

10 класс

№ урока

Тема (раздел, глава). Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обуч-ся

Формы контроля

Дом.задание

Дата

План

Факт

ТЕМА 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека

7

1

Предмет экономической теории

1

лекция

Понятие  «экономика» в  буквальном и широком смысле. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей

Знать основные экономические понятия по теме. Сущность экономической науки.

Составление таблицы

Учебник,стр.5-12, записи в тетради, вопросы в начале параграфа.

2

Методы экономической теории.

1

Изучения

нового

материала

Методы познания в экономике: анализ, синтез, дедукция, индукция

Определять методы познания в экономике анализ, синтез, дедукция, индукция Понимать основные экономические  принципы  функционирования   экономических   систем. Анализировать ответы на главные   вопросы   экономики различных систем

Работа в группах

Пар 1.2, сообщения

3

Альтернативная стоимость.

1

лекция

Потребности, блага, услуги , ресурсы. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость

Знать: определения ограниченности ресурсов. Уметь оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ; объяснять выгоды обмена.

Решение задач

Пар.1.3, задание на стр.16.

4

Кривая производственных возможностей.

1

лекция

Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Уметь комментировать показатели на графике производственных возможностей.

Решение задач, составление графика

Пар.1.4, задание на стр.19

5

Факторы производства и факторные доходы

1

лекция

Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.

Знать сущность понятий: факторы производства и факторные доходы (рента, зарплата, процент, прибыль). Уметь: - анализировать  целенаправленность   экономических   решений, их экономизацию, чтобы    получить    максимальное удовлетворение при наименьших затратах

Самоконтроль , беседа Экономический диктант

Пар.1.5, зад. на стр.28 письменно

6

Три главные проблемы экономики.

1

практикум

Что производить? Как производить? Для кого производить? Разделение труда, специализация и обмен. Абсолютные и сравнительные преимущества. Экономическая эффективность

Понимать основные экономические  принципы  функционирования   экономических   систем. Анализировать ответы на главные   вопросы   экономики различных систем

тест

Пар.1.6, зад. на стр.31 (ответ оформить в виде сравнительной таблицы)

7

ПОУ «Экономика как наука и сфера деятельности человека»

1

Повтор. и обобщен.

Самостоятельная работа

Тест на стр.34-35

ТЕМА 2. Потребитель в рыночной экономике

4

8

Теория потребительского поведения.

1

лекция

Полезность и ее виды. Рациональное поведение потребителя

Знать основное содержание понятия: рациональный потребитель, разновидности и назначения рекламы, основное содержание закона РФ «О защите прав потребителей».

Составление схемы

Пар.2.1, задание на стр.37

9

Бюджет семьи

1

комбинир

Источники доходов семьи. Структура расходов семьи .Семейный бюджет . Реальный и номинальный доход. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство доходов и его причины.

Знать основные виды получаемых семьей доходов; структуру доходов современных россиян; структуру расходов современной семьи. Уметь прокомментировать на примере своей семьи проявление закона

Решение практических задач

 Пар.2.2 Составить бюджет своей семьи на ноябрь.

10

Потребительский кредит.

1

лекция

Сбережения. Банковские вклады. Вложения в ценные бумаги. Доходность и надёжность сбережений. Потребительский кредит. Кредитные карточки. Страхование

 Уметь определять необходимость кредитования

Решение практических задач

Пар.2.3, выучить основные понятия и термины

11

ПОУ «Потребитель в рыночной экономике»

1

практикум

тест

Задания на стр.54-56

ТЕМА 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

6

12

 Рыночный спрос.

1

лекция

Спрос. Кривая спроса. Основные виды эластичности спроса. Закономерности изменения совокупного спроса.

Знать термины: спрос, величина спроса, закон спроса. Уметь: - объяснять понятие нормальных и инфериорных благ; - сравнивать спрос и величину спроса;

Заполнение таблицы

Пар.3.1, записи в тетради

13

 Рыночное предложение

1

лекция

Предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Понятие о совокупном предложении. Особенности его формирования. Кривая предложения.

Знать:

- основные положения урока.

-определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Экономический диктант

Пар.3.2, термины

14

Рыночное равновесие

1

лекция

Факторы предложения и сдвиги кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие ,основные рыночные структуры. Рынок на практике.

Отображать на графиках изменения спроса и предложения  и изменения величин спроса и предложения. Объяснять сущность равновесной цены, графически отображать равновесие на рынке

Схема «Виды эластичности спроса и предложения».

Пар.3.3, записи в тетради, закончить схему

15

Последствия введения фиксированных цен

1

комбинир

Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены.

Знать механизм формирование рыночных цен. Уметь проанализировать зависимость рыночных цен от колебания

Работа с графиками, решение задач.

Пар.3.4, записи

16

Эластичность спроса и предложения

1

комбинир

Основные рыночные структуры. Избыточное предложение. Избыточный спрос. Рынок на практике

Знать механизм ценообразования Характеризовать эластичность спроса и предложения.  Проводить анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения. Приводить примеры по теме.

Работа с графиками, решение задач.

Пар.3.5, задание на стр.76

17

ПОУ «Спрос, предложение и рыночное равновесие»

1

тест

Задания на стр.80-82 письменно

ТЕМА 4. Фирма и ее цели.

4

18

Природа фирмы. Малый бизнес и его развитие в России.

1

лекция

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Виды и цели деятельности фирм. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности.

Знать: виды и цели, факторы деятельности фирм; основные графические модели; о максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.

схема «Виды фирм».

Пар.4.1-4.2., индивидуальные сообщения

19

Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса

1

лекция

Акция. Номинал акции. Дивиденд. Контрольный пакет акций. Облигация. Совет директоров.

Знать:

- основные положения урока.

-определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

таблица

Пар.4.3, выписать преимущества и недостатки АО

20

Франчайзинг как форма сотрудничества крупного и малого бизнеса

1

лекция

Франчайзинг как перспективная форма взаимодействия крупного и малого бизнеса, а также важный элемент системы поддержки малого предпринимательства. Франчайзинговая система.

Знать особенности развития франчайзинга в России. условия  максимизации фирмы. Уметь: -   анализировать    раз-личные показатели фирмы

Составление таблицы

Сообщения о российских компаниях, работающихпо системе франчайзинга

21

Практическая работа  «Сравнение фирм различных организационно- правовых  форм»

1

практикум

Работа с графиками, решение задач

Выполнить тест на стр.101-102.

ТЕМА 5. Издержки производства.

4

22

Экономические и бухгалтерские затраты. Прибыль фирмы.

1

лекция

Сущность бухгалтерских и экономических издержек. Постоянные и переменные издержки Прибыль фирмы.

Уметь: - описывать цели фирмы, вычислять экономические и бухгалтерские затраты и прибыль; -    обосновывать    сделанные выводы

Решение экономических задач

Пар. 5.1, записи

23

Постоянные и переменные ресурсы. Показатели выпуска фирмы.

1

лекция

методы расчёта себестоимости продукции, выпускаемой фирмой, ожидаемой прибыли и определения расчётной цены с использованием конкретных числовых данных.

Выбирать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

Решение экономических задач

Пар.5.2, обьяснить схему на стр.110

24

Постоянные, переменные, средние и предельные издержки фирмы.

1

Комбиниров.

Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование формы кривых издержек. Эффект масштаба.

Описывать, как предельные величины используются в экономическом анализе. Характеризовать методы расчёта себестоимости продукции, выпускаемой фирмой, ожидаемой прибыли и определения расчётной цены с использованием конкретных числов

Экономический диктант

Пар.5.3,  таблица

25

Амортизационные отчисления. Издержки фирмы в долгосрочном периоде

1

практикум

Амортизационные отчисления.  Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки.

Анализировать    издержки фирмы в долгосрочном периоде; -   решать   задачи,    находить значения издержек, прибыли

Решение практических задач

Пар.5.4-5.5., выписать термины

ТЕМА 6. Конкуренция и типы рынков

4

26

Сущность и роль конкуренции в экономике.

1

лекция

Рыночная структура. Типы рыночных структур. Роль конкуренции в экономике

Знать: - что такое рыночная структура,    какие    типы    рыночных структур существуют; - особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке    совершенной    конкуренции. Уметь анализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

Составление схемы «Типы рынков»

Пар.6.1, повторить схему «Типы рынков»

27

Рынки с интенсивной конкуренцией. Монополия.

1

лекция

Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Знать причины максимизации прибыли  в условиях монополии. Уметь: - приводить примеры ценовой дискриминации; - объяснять связь между ценой монополиста  и  объемом  выпускаемой продукции., основные позиции антимонопольной политики

Решение практических задач

Пар.6.2., записи

28

Рынки с ослабленной конкуренцией.

1

лекция

Недобросовестная конкуренция. Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Рыночная власть покупателей. Монопсония. Особенности ценообразования в условиях монопсонии.

Естественная монополия. Антимонопольная политика.

Знать: - признаки олигополии, различать рыночные структуры; - определение ценовой конкуренции

Решение практических задач

Пар. 6.3, задание на стр.154 письменно

29

ПОУ «Конкуренция и типы рынков»

1

Повтор. и обобщен

тест

Выполнить тест на стр.163-165

ТЕМА 7. Рынки факторов производства.

4

30

Рынок труда.

1

лекция

Рынок труда: особенности, спрос и предложение. Государственная политика поддержки занятости. Роль профсоюзов на рынке труда.

Знать: основные факторы труда, предложение труда и основные факторы предложения труда.

Знать: основные понятия, рынок труда, уметь определять роль профсоюзов и государства на рынках труда. Уметь объяснить понятие человеческий капитал.

Эссе.

Пар.7.1, сообщение «Рынок труда в ЯНАО»

31

Рынок капитала.

1

комбин

Понятия капитала и рынка капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала.

Знать: - определение цены капитала; - смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Уметь: -  вычислять  предельную  доходность;

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос. Выполнение проблемных заданий.

Пар.7.2, составить опорный конспект на тему «Дисконтирование»

32

Рынок земли..

1

комбинир

Земельная рента, дифференциальная рента. Цена земли

-   владеть   приемами   маржинального анализа   в приложении к проблеме рынка земли

Решение практических задач

Пар.7.3, выполнить тест на стр. 195-197

33

ПОУ «Рынки факторов производства».

1

Повтор. и обобщен

тест

Подготовка к деловой игре. Повторить основные понятия .

34

Итоговое повторение курса. Деловая игра «Мы в мире экономики»

1

Контроля знаний

Деловая игра

Календарно-тематический план

11 класс

№ урока

Тема (раздел, глава). Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обуч-ся

Формы контроля

Дом.задание

Дата

План

Факт

ТЕМА 1. Государство в рыночной экономике

2

1

Экономическая роль государства. Государственный бюджет.

1

лекция

Экономическая роль государства. Экономическая политика государства. Общественные блага, внешние эффекты. Необходимость регулирования степени социального неравенства. Показатели благосостояния. Кривая Лоренца. Государственный бюджет: его структура. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Знать экономическую роль государства в национальной экономике. Суть  общественного блага,  роль государства в защите экономических свобод                      

Причины вмешательства государства в экономическую жизнь Знать: понятия бюджет, бюджетное тождество, транс ферты, профицит и дефицит бюджета.

Работа с графиками, опрос

Работа над текстом. Обсуждение статей  бюджета.

Учебник, стр.198-207

2

Налоги и фискальная политика государства.

1

лекция

Виды налогов. Налоги как источник доходов государства. Три уровня налогообложения.

Знать: принципы и методы налогообложения; прямые и косвенные налоги, акцизы, пошлины. Уметь охарактеризовать любой налог с точки зрения трех уровней налогообложения.

Работа в группах

Учебник, стр.220-224, тест, стр.224-225 (устно)

Тема 2. Макроэкономический анализ: измерения и моделирование

4

3

Основные макроэкономические показатели. Понятие ВВП.

1

лекция

Валовой внутренний продукт ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Проблемы расчета ВВП. Номинальные и реальные эконом показатели.

Знать: определения ВВП и ВНП, разницу между номинальным и реальным ВВП; объяснить разницу между конечным и промежуточным продуктом. Уметь подбирать конкретные примеры, характеризующие роль ВВП в экономике

Решение экономических задач

Учебник, стр.227-233

4

Совокупный спрос.

1

лекция

Понятие «спрос»,   величина спроса, закон спроса, кривая спроса, факторы, влияющие на спрос, сдвиги кривой спроса        

Знать:

-понятие   о   спросе  

-факторы формирования
величины спроса  

 Уметь:

 описывать действия рыночного механизма

Решение задач, составление графика

Учебник, стр. 233-239, записи в тетради

5

Совокупное предложение.

1

лекция

Понятие     «предложение», закон предложения, кривая предложения, факторы, влияющие на   предложение, сдвиги кривых Факторы, влияющие на рыночное равновесие.

Знать:  формирование  на рынке  предложения;

-факторы формирования
величины предложения.  

Уметь:

 описывать действия рыночного механизма

Схема «Виды эластичности спроса и предложения

Учебник, стр.239-244

6

ПОУ по теме «Макроэкономический анализ: измерения и моделирование»

1

практикум

Знать основные понятия темы, основные теоретические положения, уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме.

тест

Учебник, стр.244-249, тест, стр.250-251

Тема 3. Деньги и основы денежной политики

4

7

Деньги: их типы, функции и свойства.

1

лекция

Функции    денег.    Роль денег как средства обмена и сбережения. Понятие   о   денежном обращении.   Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Понятие о ликвидности.

Закон денежного обращения.

Знать:

-понятие о денежном обращении;

-закон обмена и его использование.

- Ликвидность

Уметь:

объяснять, что увеличение денежной массы может служить причиной инфляции.

индивидуальная работа по карточкам индивидуального контроля.

Учебник, стр. 252-268 (сделать конспект параграфа)

8

Банковская система. Финансовые институты.

1

лекция

Банковская система.

Банки и др. Финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Принципы кредитования

Уметь : объяснять как банки делают деньги; как работают такие финансовые институты как паевые и пенсионные фонды, страховые компании;

Составление схемы

Учебник, стр.268-275

9

Центральный банк РФ. Функции коммерческих банков.

1

комбинир

Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Проценты.

Основные операции коммерческих банков.

Знать: функции банков, их виды, Объяснять норму резерва. Знать отличия функций центрального банка от коммерческих.

Решение практических задач

Составить схему «Функции коммерческих банков»

10

Основы денежной политики государства.

1

комбиниров

Эмиссия денег; конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики; изменение нормы обязательных резервов; изменение учётной ставки ЦБ;

Знать: основные понятия, темы. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации.

Выполнение проблемных заданий.

Учебник, стр.278-282, тест, стр.283

Тема 4. Инфляция, безработица

4

11

Инфляция и её виды. Социальные последствия инфляции.

1

лекция

Закон денежного обращения. Уравнение Фишера, инфляция спроса и предложения. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.

Знать: понятие инфляции, виды и причины; понятия дефляции. Уметь решать задачи по денежному обращению; анализировать причины стойкой инфляции, её связь с номинальной ставкой проценты.

Решение практических задач

Учебник, стр.284-294

12

Безработица. Виды безработицы

1

лекция

Спрос на труд и его факторы. Продавцы и покупатели на рынке труда. Предложение  на рынке   труда.  

Понятие  безработицы,  причины  безработицы. Экономические последствия безработицы.

Знать:

-особенности труда как товара;

-деятельность

  продавцов    и    покупателей    на
рынке  труда.

 Объяснять
суть положения «спрос на
рынке труда»

-факторы, формирующие
предложение и спрос   на рынке труда;

-закон предложения  на рынке труда. Знать:

-что такое безработица;

-критерии признания      
человека безработным;

-виды   безработицы   и
причины   их   возникновения

Заполнение таблицы, индивидуальная работа по карточкам индивидуального контроля.

Учебник, стр.295-303

13

Социальные последствия безработицы.

1

лекция

Понятие    полной занятости и методы сокращения безработицы.

Государственная политика в области занятости.

Знать:

-основные способы  
стимулирования      трудовой
активности работников

Выполнение проблемных заданий.

Учебник, стр.303-306

14

ПОУ по теме «Инфляция, безработица»

1

практикум

Знать основные понятия темы, основные теоретические положения, уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме.

Экономический диктант индивидуальная работа по карточкам индивидуального контроля.

выполнить тест, стр. 306-307

Тема 5. Макроэкономическая динамика

4

15

Экономический рост. Причины и виды.

1

комбинир

Причины поражающие необходимость экономического роста. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Понятие экстенсивного роста, интенсивного роста.

Знать факторы ускорения экономического роста, интенсивного роста, что такое экономическое развитие;.

Работа с графиками, решение задач.

Учебник, стр.308-322

16

НТП как фактор экономического роста

1

комбинир

Сочетание экономического роста и качественных изменений  в организации хозяйств жизни страны. Сущность НТП. Инновационное развитие.

Знать основные понятия, основные теоретические положения, уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме.

Работа с графиками, решение задач.

Подготовка презентаций по индивидуальным темам

17

Экономические циклы.

1

лекция

Экономическая динамика. Циклические колебания. Деловой цикл. Фазы делового цикла. Причины делового цикла.

Уметь анализировать неравномерность экономического роста и развития, и причины ее поражающие

Опрос, работа с графиками, индивидуальная работа по карточкам индивидуального контроля.

Учебник, стр.322-327

18

ПОУ по теме «Макроэкономическая динамика».

1

Проверки знаний

Знать основные понятия темы, основные теоретические положения, уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме.

Выполнение проблемных заданий.

Подготовить информацию о транснациональных компаниях

Тема 6. Современная международная экономика

5

19

Международная торговля.

1

лекция

Экономические причины международной торговли..

Объяснять понятие: "главный двигатель международной торговли".

Работа с источниками дополнительной информации, выступления учащихся

Учебник, стр.329-344

20

Внешнеторговая политика государства

1

лекция

Государственная политика в области международной торговли. Методы государственного регулирования внешней торговли

Знать: что порождает протекционизм. С кем и чем торгует Россия. Объяснить: влияние пошлин на импорт, на изменение рыночной ситуации; что такое импортные квоты и внешнеторговая лицензия.

Составление таблицы

Учебник, стр.344-350

21-23

Валютный курс. Международные расчёты.

3

практикум

Валютный курс. Валютный рынок. Мировая валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс. Глобальные экономические проблемы.

 Знать понятия: валюта, конвертируемая валюта; валютный курс; девальвация; ревальвация. -виды ограниченных

ресурсов;

-причины невозможности
преодоления  

 ограниченности ресурсов, проблема «Севера» и «Юга»

Работа с графиками, решение задач

Сообщения по глобальным экономическим проблемам

Тема 7. Предпринимательство

5

24

Предпринимательство, его виды и мотивы.

1

Урок-семинар

Производительность. Предприниматель и бизнесмен, рыночная стоимость фирмы. Индивидуальная фирма, товарищество, акционерное общество.

Знать: особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции, в условиях монополии, олигополии; индивидуальная фирма, товарищества, акционерное общество. Уметь анализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Работа в группах

Составить словарь терминов по теме

25

Основные источники финансирования бизнеса.

1

практикум

Внутренние и внешние источники финансирования. Основной и оборотный капитал. Заемные средства, ценные бумаги. Акции, цены и доходность акций и облигаций. Рынок ценных бумаг первичный и вторичный.

Знать: из чего складываются финансовые средства предприятия; примеры различных фондовых рынков; определения основных финансовых институтов. Уметь: различать затраты, включенные в себестоимость; оценивать различные виды ценных бумаг

Решение практических задач

Учебник, стр. 369-371

26-27

Основные принципы менеджмента. Маркетинг.

2

лекция

Максимизация объёмов продаж как цель менеджеров фирмы; максимизация темпов роста фирмы как цель её менеджеров; максимизация прибыли как цель владельцев фирмы; предельная выручка; предельная прибыль; условие максимизации прибыли. Роль рекламы в развитии бизнеса.

Знать цели деятельности фирм.

Уметь объяснять многообразие  и противоречивость задач, которые решают в своей повседневной деятельности владельцы и управляющие фирмами

Решение практических задач

Учебник, стр.382-384,)

28

Деловая игра по теме: «Предпринимательство»

1

Деловая игра

Знать основные понятия темы, основные теоретические положения, уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме, уметь работать в группах.

Работа в группах Решение практических задач

тест, стр.384-385 (письменно

Тема 8.  Краткий очерк истории экономики России

2

29-30

Основные этапы экономического развития России.

2

лекция

Эволюция экономических систем.

Зарождение рыночной экономики России. Реформирование советской экономики. Старт современной рыночной экономики. История развития предпринимательства. Династии предпринимателей в России.

Знать этапы реформирования экономики России Знать исторические причины роли государства в экономике России.

Опрос Выполнение проблемных заданий, работа с источниками.

Учебник, стр.386-407

Тема 9.  Особенности и перспективы, экономики современной России

3

31-32

Особенности современной экономики России

2

лекция

Государственная поддержка  с/х. Преобразования в  российской промышленности: планы и прогнозы. Современная экономическая политика. Стратегия роста.

Знать 

общее экономическое устройство России, особую роль, которую играет в нём государство;

Уметь подбирать конкретные примеры, характеризующие роль России в современной мировой экономики

Фронтальный опрос. Выполнение проблемных заданий.

Учебник, стр.408-415

33

ПОУ по теме «Особенности и перспективы, экономики современной России»

1

Урок-дискуссия

Знать основные понятия темы, основные теоретические положения, уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме.

Решение практических задач

Повторить основные понятия курса .

34

Итоговое повторение курса.

1

Контроля знаний

Контрольный тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ10 КЛАСС...

Рабочая программа элективного учебного предмета по математике для 10 - 11 класса

Рабочая учебна программа элективного учебного предмета по математике "КУрс - практикум для подготовки к ЕГЭ по математике"...

Рабочая программа элективного учебного предмета по математике "Логические основы математики". 11 класс

      Программа элективного учебного предмета «Логические основы математики» адресована учащимся  11 классов  МАОУ СОШ №2. Данная программа изучается в течение одного г...

рабочая программа элективного учебного предмета

программа элективного учебного предмета  для профильного химико-биологического класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Экономическая география мира»

Изучение географии в 11–12 классах завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, в...