Открытый урок по обществознанию "Роль государства в экономике "
материал по обществознанию (10 класс)

Овсянникова Татьяна Павловна
В материале представлена разработка открытого урока по обществознанию для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 84639_1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока

Роль государства в экономике

Тип урока

комбинированный (изучение нового материала, индивидуальные задания на опережение)

Цель урока

рассмотреть роль государства в экономике

Задачи

Образовательные:

- раскрыть условия, которые создаёт государство в экономике;   

- выяснить причины необходимого участия государства в экономике

Воспитательные:

способствовать повышению экономической культуры учащихся.

Развивающая:

способствовать развитию у учащихся логического, критического и творческого мышления;

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Способы мотивации:

- подбор проблемных заданий;

- включение в урок современные ИКТ;

- разнообразные формы работы (индивидуальная, групповая);

Ход и содержание урока

(в основу положены этапы педагогической технологии)

Звучит заставка к передаче «Пусть говорят»

Ведущий входит в класс. Приветствие.

Слово учителя: Уважаемые друзья, сегодня мы с вами присутствуем на программе «Пусть говорят».

Кто отсутствует в нашей студии?(отмечаю отсутствующих)

Благодарю вас!

       Мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. Итак, тема нашей встречи сегодня «Роль государства в экономике». Пожалуйста, пометьте тему себе в блокноты. (Тетради учащихся)

I. Мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемы урока

«В разрез с желанием людей,

  Слова в стране разнятся с делом

  Дерут по две, по три цены

  И демократ, и бывший левый»

Последовательно участникам программы   задаются вопросы:

 О чём эти слова?

 Кто необходим на рынке?

О чём мы будем сегодня говорить?

(Постановка цели урока)

На прошлых наших встречах мы с вами говорили о таких важных явлениях экономики как спрос, предложение и предпринимательство. Многие экономисты главным понятием экономики считают – государство. Поэтому государство выступает не только политическим, но и экономическим субъектом.  Цель нашей встречи сегодня доказать или опровергнуть, что государство главное понятие экономики. 

Итак,  Несколько советов:

  • Попробуйте не закрывать рот своими мыслями.
  • Когда обсуждение проходит в парах  или в четверках важно слышать, что говорит ваш сосед.
  • Будьте доброжелательны друг к другу.

Форма работы: индивидуальная и групповая

II. Актуализация знаний

Ведущий: А что такое государство?

Гости: ответ (Государство – это политическая организация страны, которая имеет свою территорию, суверенитет, издаёт законы, собирает налоги и охраняет своих граждан)

Ведущий: Молодцы! Государство так же  является главным участником экономической сферы. Оно стремится сохранить экономический порядок для удовлетворения наших с вами потребностей. А каких?

Гости: ответ (биологических, социальных и т.д.)

III. Изучение нового материала

Ведущий: Экономическая политика государства имеет свои определенные цели. А какие, сейчас мы с вами рассмотрим.

Экономич цели:(запись в блокноты)

  1. Экономический рост
  2. Регулирование занятости
  3. Поддерживания стабильного уровня цен
  4. Поддержка экспорта

Экономические цели гос-ва бывают:(общие, перспективные, текущие) пояснение:

  1. Общие (обеспечение экономической безопасности и эффективности, забота об обеспечении о полной занятости.)
  2. Перспективные (формирование социально-ориентированного рыночного варианта экономики)
  3. Текущие (снижение инфляции, обеспечение стабилизации, борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес)

Ведущий: Но чтобы сохранить экономический порядок в стране, что необходимо создать государству?

Гости: Ответы (условия)

Уважаемые друзья в нашей студии присутствует специальный корреспондент нашей программы, который познакомит вас с этими условиями. Я предоставляю слово Кринице Александру.

Ведущий: Ваша задача во время выступления Александра, зафиксировать у себя в блокнотах условия, которые по вашему мнению могли бы сохранить экономический порядок в стране.

Гости: ответы

Ведущий: Александр, правильно или нет, на ваш взгляд, гости нашей студии назвали условия для сохранения экономического порядка в стране? Подведите итоги.

Александр (речь): основными условиями являются:

  1. Законы;
  2. Гарантия приоритетов личных интересов;
  3. Ограничение монопольных тенденций в экономике.

Ведущий: Роль государства в экономике проявляется через функции государства. Предлагаю открыть учебники на стр 116.

Ведущий: В экономике государство часто защищает предпринимательство. Но оно понимает, что помогает при этом только 10 – 30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения – дети, безработные старики, малообеспеченные, служащие – нуждаются в помощи государства.

Многие вопросы в экономике может решить только государство. Как вы думаете, что может произойти, если школы, больницы, полицию передадут в частные руки – предпринимателю?

Гости: ответы

Ведущий: Ещё одной главной задачей государства является защита окружающей среды.

Уважаемые друзья, в нашей студии присутствуют эксперты, которые познакомят вас с этой проблемой. Я предоставляю слово_______________________________________________

Выходят несколько учащихся к доске, которые могут доказывать разные точки зрения.

Ведущий: С кем из наших экспертов вы согласны (не согласны), почему?

Гости: ответы

Ведущий: Так  же хочется сегодня сказать, что существует механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Ведущий: Основными инструментами  государственного регулирования это: прямое о косвенное вмешательство  в процессы рыночной экономики. Схема на слайде. (объяснение)

Класс делится на три группы.

Ведущий:  У вас на столах лежит раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопрос: Как действуют механизмы государственного регулирования, какие методы для этого  используют?

1гр. Правового регулирование

2гр. Фискальная политика

3 гр. Монетарная политика

Время на выполнение работы 5 минут.

Гости: выполняют задание. Подводим

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Ведущий: Вы все молодцы! А нам остаётся провести интерактивное голосование по нашей теме.

Каждому из вас я раздам бланки с выражениями по нашей теме. Вам необходимо отметить какое из них верно, а какое нет.

После выполнения поменяйтесь бланками со своим соседом и проверьте друг друга.

Правильные ответы вы видите на экране.

Сдайте свои бланки после окончания передачи.

И в самом конце нашей передачи хотелось бы отметить ценными подарками, сегодня это оценки на передачи «Пусть говорят».  (Выставление оценок)

Ведущий: А я вам напомню, что в самом начале нашей передачи мы с вами говорили, что  государство является главным понятием экономики. Прошу вас высказать своё мнение!

Наша программа подходит к концу, но чтобы наша следующая встреча прошла так, же активно, я попрошу вас выполнить небольшое задание. Написать сочинение –рассуждение ____________________________________________________

V. Итоги урока. Рефлексия.

Если нет вопросов, на этом наша передача подошла к концу. До свидания! Всем спасибо!

Слайда

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока в 5 классе по экономике

Конспект открытого урока по экономике в 5 классе по теме "Рынок продавца и рынок покупателя"...

Открытый урок по теме "Государство в экономической жизни"

Открытый урок по обществознанию содержит современные образовательные технологии...

Открытый урок по теме "Государство в экономической жизни"

Открытый урок по обществознанию в 9классе содержит современные образовательные технологии...

Открытый урок по теме "Государство в экономической жизни"

Открытый урок по обществознанию в 9 классе разработан на основе современных образовательных технологий...

Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс

В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...