Статья на тему: «Экологические традиции бурят в прошлом и настоящем»
статья по обществознанию (8 класс)

Цырендашиев Жамьян Жаргалович

На сегодняшний день мы можем наблюдать усилившееся внимание к проблемам перспектив развития человечества будучи остро вставших в конце XX – начале XXI в. Одной из таких краеугольных проблем является вопрос о успешном взаимодействии человека, общества и природы. Подчеркивая актуальность научного и практического изучения экологических традиций, обращение к «корням» имеет не только общемировую тенденцию, но и в ее рамках конкретно региональную специфику, коим является наш край.

Актуальность исследования также обусловлена не только углублением экологических противоречий, но и культурным особенностями Республики Бурятии. Рост национального самосознания, поиск культурной идентичности представителями разных народов актуализируют необходимость внимания к наиболее остро-социальным проблемам нашего века, относится проблема экологии, требующего немедленного вмешательства. Нарастающие экологические противоречия в обществе, признание неизбежности экологического кризиса в планетарном масштабе вынуждают человечество искать пути выхода из сложившейся ситуации. Это, в свою очередь, предполагает не только анализ причин происходящего, но и разработку новых путей развития общества, то есть способов решения его взаимодействия с природой.

Огромную роль в изменении общественного мировоззрения играет образование, точнее, его новые модели и принципы, позволяющие в будущем минимизировать или исключить неразрешимые противоречия.

Постоянное нарастание противоречий между потребностями общества и возможностями природы их удовлетворять заставляет рассматривать отношение людей к окружающей среде как одну из важнейших проблем современности. В этом контексте интерес вызывает экологическая культура коренных народов, отличающаяся сбалансированностью и гармоничностью отношений в системе «человек – общество – природа».

Новизна: в рамках популярного на сегодня направления микроистории нами было проведено исследование в ходе которой было рассмотрено отношение учащихся МАОУ «Гимназии № 33» к проблемам экологии и представлен «рецепт» в виде возрождения экологических традиций бурят.

Цель: исследование взаимоотношений человек – природа  у бурят 

Задачи:

1. Изучение экологических традиций бурятского этноса;

2. Проведение социологических опросов среди учащихся средней школы;

3. Выявить результаты отношения к экологической ситуации.

Объект: экологическая культура бурятского народа.

Предмет: экологические традиции и обычаи бурят.

Гипотеза: Рассмотрение бурятского этноса как один из «рецептов» путей решения экологических проблем, более близких по менталитету и культуре населения Республики Бурятии

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuba_rabota.docx169.84 КБ

Предварительный просмотр:

X Региональная конференция

XXVII Всероссийского  конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского 

Направление: философия, культурология

Тема: «Экологические традиции бурят в прошлом и настоящем»

Автор: Саксудаева Л.С.

ученица 8 «Д» класса МАОУ «Гимназия № 33 г. Улан-Удэ»            

Руководитель: Цырендашиев Ж.Ж.

учитель истории и обществознания

Улан-Удэ

2020 г.

Содержание

Введение 3

  1. Восприятие окружающей среды в экологических традициях бурят5
  2. Опрос учащихся Гимназии № 33 о экологической ситуации в г. Улан-Удэ. 8

Заключение13

Список литературы14

Введение

На сегодняшний день мы можем наблюдать усилившееся внимание к проблемам перспектив развития человечества будучи остро вставших в конце XX – начале XXI в. Одной из таких краеугольных проблем является вопрос о успешном взаимодействии человека, общества и природы. Подчеркивая актуальность научного и практического изучения экологических традиций, обращение к «корням» имеет не только общемировую тенденцию, но и в ее рамках конкретно региональную специфику, коим является наш край.

Актуальность исследования также обусловлена не только углублением экологических противоречий, но и культурным особенностями Республики Бурятии. Рост национального самосознания, поиск культурной идентичности представителями разных народов актуализируют необходимость внимания к наиболее остро-социальным проблемам нашего века, относится проблема экологии, требующего немедленного вмешательства. Нарастающие экологические противоречия в обществе, признание неизбежности экологического кризиса в планетарном масштабе вынуждают человечество искать пути выхода из сложившейся ситуации. Это, в свою очередь, предполагает не только анализ причин происходящего, но и разработку новых путей развития общества, то есть способов решения его взаимодействия с природой. [1]

Огромную роль в изменении общественного мировоззрения играет образование, точнее, его новые модели и принципы, позволяющие в будущем минимизировать или исключить неразрешимые противоречия.

Постоянное нарастание противоречий между потребностями общества и возможностями природы их удовлетворять заставляет рассматривать отношение людей к окружающей среде как одну из важнейших проблем современности. В этом контексте интерес вызывает экологическая культура коренных народов, отличающаяся сбалансированностью и гармоничностью отношений в системе «человек – общество – природа».

Новизна: в рамках популярного на сегодня направления микроистории нами было проведено исследование в ходе которой было рассмотрено отношение учащихся МАОУ «Гимназии № 33» к проблемам экологии и представлен «рецепт» в виде возрождения экологических традиций бурят.

Цель: исследование взаимоотношений человек – природа  у бурят  

Задачи: 

1. Изучение экологических традиций бурятского этноса;

2. Проведение социологических опросов среди учащихся средней школы;

3. Выявить результаты отношения к экологической ситуации.

Объект: экологическая культура бурятского народа.

Предмет: экологические традиции и обычаи бурят.

Гипотеза: Рассмотрение бурятского этноса как один из «рецептов» путей решения экологических проблем, более близких по менталитету и культуре населения Республики Бурятии

  1. Восприятие окружающей среды в экологических традициях бурят

    Весь мир, который изначально окружал древнего человека - небо и звезды, земля и вода, горы и деревья, животные и цветы - вся близкая ему живая и неживая природа вызывали удивление и стремление узнать тайну их происхождения. Однако для этого ему не хватало знаний. Но он очень тонко чувствовал ее одухотворяющую силу, свое родство со всеми ее объектами, все связующие их нити. И это рождало благоговейное к ней отношение.

Земля ощущалась человеком как живой организм. До сих пор у многих народов мира ее ласково величают матушкой, кормилицей. Она дает урожай, ее надо беречь. Говорят: «своя земля и в горсти мила». И отправляясь в путь-дорогу, в чужую сторону человек в специальном мешочке на груди нес щепотку родной земли. У христиан закрепился специальный день, когда земля считается именинницей - это второй день Троицы, и называется он Духов день. После тяжелых весенних полевых работ она отдыхает и ее нельзя беспокоить.

Очень много народных поверий связано с почитанием отдельных ее объектов - камней и гор. В древнегреческой мифологии на горе Олимп жили боги, по преданиям иудеев гора Синай - место, где Бог Яхве общался с Моисеем и где Моисей записал Его заповеди. У народа маори в Новой Зеландии священна гора Тонгариро. Особым почтением горы пользуются у жителей горных местностей. Исключительную культовую роль играют камни, особенно, если они отличаются чем-то необычным. У мусульман священным является Эсвад - большой черный камень метеоритного происхождения, вделанный в стену Каабы - одного из храмов Мекки. Индейцы дакота, найдя круглый камень правильной формы, разрисовывали его красками, устанавливали на почетном месте и через него обращались к своим богам. Драгоценные и полудрагоценные камни использовались в качестве амулетов и считались оберегами от злых духов и людей.

В свою очередь мировоззрение шаманских бурят в воспитании народов никак не могло допустить какое либо неуважение к флоре и фауне. Примером такого своего рода отношениям может послужить любой представитель вида степных равнин будь то: горы, реки, пустыни или леса. Культ гор широко распространен в среде сибирских народов, и в традиционной культуре бурят данный культ является одним из ключевых.

     Горы, как один из образов, воплощающих идей, представлялись посредниками между небом и землей. Как гласит древняя шаманская надпись, священная гора Богдо-Ула и вовсе, была создана по воле самого Вечного неба. В традиции местных бурят сохраняется архаичный обычай включения новорожденного в социум посредством совершенния особого обряда: глава семьи, у которого родился сын первенец, обязан подняться верхом  на лошади на священную гору Байтог. Так родовой сакральный центр берет по свою опеку нового члена общества. Рассмотренные нами значение и функции образа родовых гор в идеологической жизни патронимий выявляют актуальность культа гор в современном бурятском сельском обществе, указывают на сохранение тесных связей с родовыми территориями, что появляется в обрядах жизненного цикла.

Степи и пустныни. Существуют разные концепты мировоззрения, связанные с традиционной культурой, в контексте которых присутсвуют степи и пустныни. Но чаще всего народы сравнивают степь с понятием “бескрайний, обширный” Эту закономерность можно просмотреть в монгольском и бурятском языке.[2]

Дерево, лес. В южной Сибири и Монголии значительную часть площади занимают леса, которым отведено важное место в духовном мире бурят и монголов. Образ леса в мировоспритятии монгольских народов неоднозначен. Буряты как кочевники всегда противопостовляли себя лесу, как к иному миру, кочевые народы были в какой-то степени зависимы от солнца. Степь - открытое пространство, залитая солнцем. Лес - отсутствие света, мрачность. О происхождении на земле деревьев, в мифах монгольского народа сказано мало, однако в мифологии народов, дерево -является универсальным образом сакрального центра освоенного пространства, соединяющего слои мироздания. Оно является доминантной, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. В бурятсксом эпосе дерево является одним из центральных компонентов, существующих изначально - со времен возникновения мира. То есть, развивается мир, вместе с ним растет и дерево.

Взаимное уподобление человека и дерева - характерный пример восприятия и осмысления окружающего мира, присущего мировоззрению традиционных обществ Сибири. Буряты верили, что гибель в лесу старого дерева предвещала скорую смерть пожилого человека, и наоборот гибель молодого дерево было знаком того, что следовало ждать смерти молодого человека.

Водные экосистемы. Вода как источник жизни в образе безбрежного океана занимает важное место в космогонических мифах бурят. Вода первична, это субстанция, в которой и на которой разворачивается творческая деятельность по созданию мира, с водными источниками многие бурятские племена связывают свое происхождение.

   Река - граница между мирами и дорога в иной мир. В верованиях филологии бурят не связывались воззрения о подземном мире, как это характерно для концептуальной картины мира многих северных народов Сибири, у которых вход в нижний мир устойчиво ассоциируется с устьем реки и морем в северной зоне пространства окружающего мира, поскольку главные реки текут на Север. Однако связь с загробным миром в мировоззрении бурят одна река все же присутствует. Это река Лена, которую иногда называют Черная Лена(Xара Зулхэ)

С приходом буддизма, старые культы отнюдь не утрачивают былого значения, а обогащаются философией буддизма в которой особое место принадлежит гармонии человека с природой.

В странах Запада дискуссия о влиянии культурно-религиозных норм на взаимодействие человека и природы совсем недавно приобрела особую остроту. Так, сравнивая отношение к природе в христианстве и восточных учениях, американский эколог Лесли Уайт категорически заявил, что христианское вероисповедание основывается на “эксплуатации” природы. Хотя эта точка зрения вызвала неоднозначную реакцию, Уайт не был одинок в своих рассуждениях.[3]

Согласно буддийской философии, преклонение перед природой как перед воплощением божественных сил исключает идею господства над ней и тем более ее преобразование. В христианстве же человек находится как бы между двумя мирами: сверхприродным - божественным и сотворенным богом. Христианская мораль действительно ставит во главу угла человека, не останавливаясь особо на отношениях с природой и делая основной упор на отношениях человека к человеку, на моральных принципах взаимоотношений в человеческом обществе, хотя вполне возможно, что эта мораль была ложно или неадекватно интерпретирована толкователями или переводчиками Библии. Человек сопричастен природе, но в то же время выше ее - он ее господин. [4](Что в последствии привело нас к информационной эпохе.) Но на основе признания и познания коренных причин экологического кризиса последние годы резко возрос интерес к буддийскому религиозно-философскому учению, предлагавшему иные формы взаимоотношения человека и природы.

В буддийской философии необходимость достижения человеком гармоничного единства бытия не расколотого на две разные крайности, обуславливались тем, что идеи “природного” и “культурного” рассматривались как частный случай двойственного расчленения мира, искусственного разделения и противопоставления выделяемое частей друг другу и всему природному целому. Как и в других случаях, основной причиной такого расчленения и противопоставления является “изначальное неведение”, порождающее эмоциональную, психическую “омраченность”, которая в свою очередь порождает все другие “заблуждения”, вызывающие неудовлетворенность и страдание.

В буддийской философии человек рассматривался не как особое, стоящее над природой существо, а прежде всего как представитель одного из "разрядов" всей совокупности "живых существ", вся жизнь которого, как и переход из одно­го состояния в другое, обусловлена действием общего для всех принципа "кармической ответственности". В этико-психологическом плане единственным от­личием человека от других существ, как считали буддисты, является то, что он единственный способен был осознать эту ответственность и реализовать в себе потенцию Будды, достигая высшего состояния "освобождения" от кармическо­го "воздаяния" или "возмездия". Иначе говоря, человек - это не царь природы, навязывающий ей свою волю, а одно из бесчисленных живых существ, правда, существо особое - в том смысле, что оно одно обладает способностью к про­светлению уже в данном состоянии.

Пришедший на смену шаманизму буддизм (а точнее - его северная ветвь тибетско-монгольской махаяны) утверждал в Центральной Азии так называемый обет бодхисаттвы, согласно которому спасение от страданий возможно только в том случае, когда "все деревья и травы и поля" обретут "буддовость", реализуя изначально заложенную в них потенцию к достижению просветленного состоя­ния сознания, отождествляемого с состоянием будды. Таким образом, человече­ские страдания в мире смертей и рождений представлялись неизбежными до тех пор, пока человек не преодолеет свой эгоцентризм и не поможет другим живым существам обрести состояние будды.

В процессе распространения в регионе Центральной Азии и Южной Сибири буддизм сумел привлечь на свою сторону бурят-шаманистов еще и тем, что его каноны не отрицали их главных богов и духов, а "обратили" их в свою веру. По­читание божеств - покровителей местности и связанный с ним культ природы, характерный и для синкретической системы тибетского буддизма махаяны в традиции школы гелугпа, преломлялся и переосмыслялся в соответствии с рели­гиозно-философскими и морально-этическими принципами буддизма, хотя сквозь новое качество просматривалась все же их архаическая реликтовая осно­ва. Богиня-мать Этуген, как и у монголов была представлена в бурятском буд­дизме в образе богини Лхамо. Духи - хозяева местности также образовали мощ­ный анимистический пласт в тибетском и бурят-монгольском буддизме причем многим дошаманским и шаманским божествам и духам были даны буддийские имена и, соответственно, им были приписаны буддистские легенды, суть кото­рых сводится к следующему: в такой-то стране в такое-то время такой-то крупный буддийский деятель (чаще всего — великий йогин-тантрист Падма Самбхава, получивший известность как укротитель демонов) встретил данного "хозяина" и укротил его, обратив в буддийскую веру.

Многие буддийские обряды, связанные с почитанием природы, были также заимствованы у шаманизма. Так, женский образ культа Земли контаминировал с женскими образами буддийского пантеона (богини Лхамо, Харити, Васудхара и др.). Животные были поставлены рядом с антропоморфными божествами, которых, рассматривая их роль и ме­сто в буддийской системе, разделяет на три группы: а) герои буддийских дидак­тических сочинений играют роль земных воплощений Будды; б) спутники, зоо­морфные помощники буддийских божеств; в) символы различных человеческих качеств.

Получил дальнейшее развитие и культ деревьев, которые считались жили­щами духов-хозяев, символами развития жизни, а также культы "неживых" с за­падной точки зрения объектов и явлений природы, например культ камней. В тибетских медицинских источниках среди многих причин болезней названы и такие, как оскорбление духов воды, земли, дерева, камня, домашнего очага.

Таким образом мы констатируем особую важность в восприятии бурят природных объектов, которые имеют для него выражение не как лишь «сырье» для эксплуатации в угоду материальных интересов, а как сакральные места, где почти каждый водоем либо речушка являют собой нечто сакральное.  

Облачившись буддизмом (и войдя в него) экологические традиции были обогащены тонкой философией поставившую человека в гармонию с окружающей природой.

Исходя из изложенного поворот к традициям мы считаем одним из важнейших рецептов смены взаимодействия человека с природой, учитывая слабую вовлеченность Бурятии в глобальные процессы, решение проблемы может носить принцип «что ближе к сердцу».

  1. Опрос учащихся Гимназии № 33 о экологической ситуации в г. Улан-Удэ

В целях поиска точки опоры важное значение имеет всесторонний анализ общественной жизни. Насущность глубокого анализа экологических традиций обусловлена природопользованием путем внедрения достижений научно-технического прогресса, вооруживший человека невиданными ранее средствами для потребления и использования сил природы, которые закономерно привели к изменению качественного состояния окружающей среды и в какой-то мере к необратимым переменам.

На сегодняшний день растет число городов находящиеся в плачевной экологической ситуации. Причиной тому служит нерегулируемая должным образом работа промышленных предприятий, вследствие этого мы получаем загрязнения водоемов, прилегающих территорий. Выхлопные газы транспорта образуя серную и азотную кислоту наносят существенный ущерб атмосфере и т.д.

Среди множества городов России с плохой экологической ситуацией, наш край, к  сожаленью не является исключением. Основные виды негативных техногенных воздействий связаны лишь с небольшой частью территории республики, относящейся к промышленным центрам и прилегающим к ним зонам.

Основные экологические проблемы региона:

– загрязнение атмосферного воздуха, в том числе выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта;

– загрязнение поверхностных водных объектов;

– возрастающее количество отходов производства и потребления. [5]

В целях выявления отношения школьников к окружающей среде нами было проведено анкетирование и опрос. Для данного опроса мы составила анкету о экологической ситуации города Улан-Удэ. В вопросе участвовали ученики муниципальной школы МАОУ гимназии 33 (респондентами являлись параллель от 8-10 классов) Опрос поможет нам понять примерное отношение подростков к экологии в целом а так же заставит их задуматься о дальнейшей экологической ситуации в их городе.

Анкетирование и социальный опрос учеников 9 классов:

По опросам учащихся экологическая ситуация в городе (более половины - 60%) их не устраивает. Объяснением тому  служит озабоченность подрастающего поколения к экологической ситуации, распространяемое СМИ и средствами интернет-ресурсов. Другим объяснением проблемы является то что современный подросток стал более требовательным к себе и своему здоровью, что связано в целом с повышением уровня жизни.

Как нами было почеркнуто выше, повышение уровня жизни неразрывно связанно с ростом требовательности не только к окружающей среде но и к самим себе, где по результатом данной нам диаграммой ответственность за состояние среды, готовы большинство из опрашиваемых (60% - учащихся согласны с утверждением что ответственность лежит на людях) Однако второй по популярности ответ стало «Местная власть», подобный своего рода ответ может характеризовать, что подростки полагают через местные органы власти возможны решения требующие вовлечение различных, общественных организаций.

    Говоря о таких значимых проблемах как - экология, нельзя не подчеркнуть влияние СМИ и интернета на общественную мысль. Как и говорилось ранее, интернет повлиял на такие проблемы как «Человек и природа», а опрос лишь подтвердил эту гипотезу. (Согласно диаграмме, 93% - слышали упоминание о экологической ситуации из СМИ; и остальные 7% - обращались в местные органы власти)

Одним из важнейших факторов восстановления природы является – человеческое желание. И это оправданно, 67% - считают что они вполне могут улучшить экологическую обстановку; 20% - в смятении; 13% - полагают, что нет. (Подобные ответы могут так же характеризовать идеи требующие более глобального вовлечение местной или федеральной власти в проблемы экологии)

Сравнение анкетирование учеников 8-10 классов:

Здесь показаны анкеты 8-10 классов, для большего понимания как разные подростки относятся к экологической ситуации в сравнении. То есть на примере восприятия и понимания экологии по возрасту и типажу мышления.

Как вы оцениваете экологическую ситуацию в городе?

Как и в опросе для девятых классов, многие учащиеся ответили что состояние в городе – неблагополучное, в особенности отличились восьмые классы с результатами: 70% из 100% полагают, что ситуация неблагополучная; По возрастанию годов ответ варьируются от 60-67% до 70% , разница относительно не большая.

Интересует ли вас состояние окружающей среды в вашем городе?

Плавно переходя к этому вопросу, а в последствии и к ответам, можно заметить эго-восприятие и то как оно меняется в соответствии с возрастом. Так данная таблица показала нам: самым морально «правильным» классом являются девятые, 67% - интересуются состоянием окружающей среды; В свою очередь в десятых классах нашлись те люди которым все равно на экологическую ситуация (Около -  7%) На такой ответ вполне могли повлиять внутренние качества человека.

Какая экологическая проблема волнует вас больше всего?

Один из интересных вопросов, и большинство параллель ответило что их настораживает проблема с загрязнением воздуха, такой итог высказывания наталкивают нас на один из корней проблемы. Загрязнение воздуха(смог) – является чуть ли не самой главной проблемой всего города. И это опять же подтвердилось в словах учащихся.(Несмотря на интервал процентов, все учащиеся согласны в своих выводах. 60%; 55%;50%) Вторую же проблему занимает «Грязь на улицах», как было сказано ранее, с приходом индустриальной эпохи люди все больше начинают забывать, что один из главных факторов проблемы  является – человеческое незаинтересованность и непонимание серьезности ситуации.

В целом можно заключить  следующее:

Опрос охватил примерно 408 респондентов, в числе которых 144 являлись из 9-х классов, 130 из 10-х и 134  учениками 8-х.

Больше половины озабочена проблемами экологии, эта же половина считает решение проблем лежит на плечах самих граждан с их активным общественным участием.

Проведённый опрос выражает во многом общие тенденции  заинтересованности в здоровой среде подрастающего поколения для которых материальные стимулы сменяются  духовными.

Заключение

Население нашего региона исторически отличалось трепетным отношением к природе, что нашло свое выражение в экологических традициях бурят тысячелетиями строившими отношения человек-природа.

С наступлением индустриальной эры происходила смена духовных ценностей и вместе с тем восприятие окружающей среды, в которой природа служит лишь объектом эксплуатации.

На сегодняшний день можно наблюдать крайнее негодование экологической ситуацией со стороны подрастающего поколения, что мы констатировали путем проведенного нами анкетирования и опроса.

Результаты подтвердили общую тенденцию поворота человека к изменению его отношения к природе. Примером тому служат различные эко-движения, государственные и частные организации, речи знаменитых людей призывающих к осознанию, в том числе стоит отнести недавно нашумевшую речь (как-бы мы не относились) эко-активистки Греты Тунберг.

Не исключением является Республика Бурятия со своими этническими особенностями, предлагающими один из «рецептов» решения данных проблем путем возрождения экологических традиций, близких нашему менталитету.

Отталкиваясь от фундаментального выражения «сознание определяет бытие», сперва рождаются идеи меняющие общественную жизнь, затем происходят конкретные действия. В нашем случае мы предлагаем пропаганду бурятской культуры, кружки просвещения, эко-организации, которые с одной стороны имеют место быть сегодня, с другой, к сожаленью, не имеющей пока особой  значимости среди подростков.

Таким образом, нами представлен довольно утилитарный подход во имя решения насущных проблем, но если посмотреть, популяризация экологических традиций имеет под собой основание для возрождения в целом духовных ценностей и культуры бурятского народа.

Список литературы:

1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004. – С. 112-146.

2. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. – C. 36-59.

3. Жуковская Т.Л. Символы и ритуалы в традиционной культуре монголов. – М., 1981. – С. 47-69.

4. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука, 1991. – C. 5-16.

5. Попова Л.В., Шагжиева К.Ш., Варламова А.А. Особенности этноэкологических традиций народов Бурятии // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития – М., 2000. – C. 441-488.

6. Хаптаев П.Т. Культура и быт народов Бурятии. – Улан-Удэ: Бурятское книж. изд-во, 1965. – C. 152-169.


[1] Абаева, JI.JI. Культ гор и буддизм бурят / JI.JI. Абаева. М: Наука. 1992. – с. 58.

[2] Содномпилова М. М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельно-сти монгольских народов. – Улан-Удэ: Изд-во: БНЦ СО РАН, 2009. – с.54

[3] Буряты / Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2004. – с. 474.

[4] Там же с. 478

[5] Экологическая ситуация Республики Бурятия [Электронный ресурс]: официальный портал -2020 г. - Режим доступа: https://egov-buryatia.ru/about_republic/nature-resources/ekologicheskaya-situatsiya/ (дата обращения: 02.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».

В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...

Конспект учебного занятия по теме: «Села за Невской заставой. Прошлое и настоящее»

Занятие  адресовано учащимся среднего школьного возраста (13-14 лет), обучающимся по дополнительной общеобразовательной программе «Историческое краеведение», а также может быть реализовано при пр...

Тема: «Русский народный костюм в прошлом и настоящем»

Краткая аннотацияОбоснования актуальности темы проекта: В нашем учреждении уже много лет существует музей народного творчества, в нем собраны экспонаты разных времен, старинные, антикварные. Мног...

Статья по теме: "История – это дорога из прошлого в будущее"

Данная статья содержит обоснованные рассуждения на тему История – это дорога из прошлого в будущее. В ней представлены аргументированные сведения о теории циклического развития истории....

Методическая разработка "Историко-краеведческий квест "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее"

Главная цель историко-краеведческого квеста "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее" - формировать у учащихся познавательный интерес к изучению исторического и культурного наследия ...