Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_uroka.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подробный конспект интегрированного урока

Организационная информация

Тема урока

«Современность в искусстве: от прошлого – к настоящему»

Предмет

Музыка

Мировая художественная культура

Класс

7

Методическая информация

Тип урока

Урок-сообщение новых знаний.

Цели урока

Дать понятие «современность в искусстве», проследить параллели времен на примере произведений разных эпох, сделать вывод о значении классического искусства для мировой культуры.

Развивать ассоциативное мышление, чувственное восприятие, воображение.

Воспитывать любовь к образцам классического искусства, эстетический вкус.  

Задачи урока

Развитие личностного потенциала школьников.

Формировать у каждого ребенка умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных задач.

Совершенствование  познавательно-поисковых навыков в процессе знакомства с искусством.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

приобретение умения применять в самостоятельном знакомстве с искусством различные  технические средства,

навыки использования средств массовой информации в общественно-полезной деятельности.

формирование умения полно и последовательно формулировать свои суждения, мнения о произведениях  искусства.

умения передавать личностные ощущения от произведений искусства, не навязывая  детям свою точку зрения.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, экран, музыкальный центр, плакаты, бумажные детали для моделирования современного города.

Подробный конспект урока

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Заинтересованность изучаемым материалом (использование системы творческих заданий).

Интерес к уроку (создание проблемно-поисковых ситуаций).

Желание детей познать новое и применить это на практике (метод творческих проектов).

Концентрация внимания на изучаемом материале (применение наглядных средств обучения). Формирование положительной мотивации у детей к обучению музыке и МХК, создание ситуации успеха на уроке.

Ход и содержание урока

Звуковое письмо

Учитель музыки: Урок сегодня необычный – урок искусства, и начать я хочу с важного сообщения. На адрес нашего учебного заведения пришло звуковое письмо (показ конверта с CD диском), но без указания адресата.

Задание: после его прослушивания рассказать о человеке, который его отправил; охарактеризовать время, в котором он живет. Слушание: К. Веберн (произведение по выбору учителя).

? Какой же он, этот человек? Что его волнует? (беспокоен, неуравновешен, мятежен, растерян).

? Как это подтверждает музыка? (хаотична, нет стройности, упорядоченности, спокойствия и уверенности, нет конкретной мелодии, мрачное, тревожное настроение).

? А что можно сказать о времени, в котором живет этот человек, ведь искусство – это зеркало времени? (хаотично, проблемно, внутренне изменчиво, противоречиво, это XX век) (Слайд №1: современный город).

? Человеку комфортно в этом мире?

? Почему это время так повлияло на человека? (технический прогресс, угроза ядерной войны, экологические проблемы).

Человеку очень трудно в этом мире. Он шокирован резкими переменами, ему душно и страшно. Он не может найти ответы на многие вопросы. Ему кажется, что люди его не понимают, что до них можно только докричаться. Ведь крик – это сигнал тревоги, средство найти поддержку. «Не затыкайте уши – он обращается к вам!» (Слушание: фрагмент музыки в стиле «хард-рок» по выбору учителя).

? Что нового вы услышали в этой музыке?

? Какое направление? (рок-музыка).

? С помощью каких средств в музыке выражен образ человека? (оглушительное звучание, тяжелые неровные ритмы, новые музыкальные инструменты).

Итак, искусство XX века сильно обновляется: появляются новые стили, направления, жанры.

Учитель МХК: Все эти стили и направления XX века стали называться «авангардом». Этот термин происходит от слова, обозначающего войсковое подразделение, идущее впереди, и относится к художникам, которые обращались к поиску новых средств выражения своих чувств.

Ищите новые пути.

Стал тесен мир. Его оковы

Неумолимы и суровы

Так писал о XX  веке поэт Константин Фофанов, мире, который был потрясен ужасом и страхом, мире, в котором человек был так мал, робок и растерян. Обратите внимание на слайд (Слайд №2: Э. Мунк «Крик»).

? Что это за произведение?

? А как вы думаете, почему именно эта картина появилась на нашем уроке? (она отражает внутреннее состояние человека того времени).

? А какие средства выразительности использовал художник?

«Я слышал, как кричит природа» (Э. Мунк).

Человеку было страшно жить в новом мире, так как он не знал, что ждет его в будущем. Слишком быстро все менялось, слишком быстро техника заполняла мир человека.

Развитие техники повлияло и на развитие архитектуры. Теперь здания не рассматривались с точки зрения красоты, а рассматривались с точки зрения функциональности. Как сказал  Ле Корбюзье «Дом – это машина для жилья». Обратите внимание на эти сооружения (Слайд №3: архитектура в стиле конструктивизм). Ведь они действительно похожи на машины (характеристика). Этот стиль получил название конструктивизм или функционализм. К характеристике этого времени подойдет высказывание «Все течет, все изменяется», которое нашло отражение в картине С. Дали «Мягкие часы»

(слайд №4: С. Дали «Мягкие часы»).

Учитель музыки: И в музыке происходит много перемен. Так же, как и в других видах искусства, появляется стиль под названием «авангардизм». Авангардисты отрицают все, что было создано ранее. Но ведь новый музыкальный язык создать невозможно, можно лишь обогатить его новыми тембрами, ритмами, акустическими эффектами, инженерно-режиссерскими решениями. Появляются новые течения:  компьютерная музыка;  сонористика; электронная музыка; конкретная музыка. И вот в музыке XX века, такой сложной и противоречивой, прошедшей через множество модернистских течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого… Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

? Почему музыка и другие виды искусства обращаются к прошлому?

? Что хотят там найти? (стремление понять человека, его чувства, переживания, мысли, стремления).

«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», поэтому в искусстве нашего времени появляется понятие «стилизация», «полистилистика» – использование стилей прошлого в контексте музыки наших дней.  Особенно ярко это выражено в творчестве композитора XX века А. Шнитке. О нем писали так: «В музыке Шнитке мы слышим свой голос, голос …жизни, доставшейся на нашу долю, трагичной и прекрасной, пошло обыденной и высокой».

Сейчас мы послушаем фрагмент из его произведения «Кончерто гроссо» (слушание).

? Интонации стиля какого композитора вы услышали в ней? (В.-А.Моцарта).

Ведь в искусстве всех веков есть вечные темы (красота, любовь к миру, миру человеческих чувств), вечные категории добра, истины и красоты. И неслучайно  люди нашего времени в своих произведениях обращаются к нетленным творениям классического искусства – образцам и эталонам подлинного вкуса.

? Почему?  Что такое классика? (образец, лучшее).

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизованность от дикости» (А.С. Пушкин). А так как классическое искусство – это нестареющая эстетическая ценность, утверждающая идею красоты и гармонии, можем ли мы назвать классическую музыку современной? (определение современности – звено в цепи никогда не прекращающихся традиций, вытекает из прошлого и предопределяет будущее), потому темой нашего урока является «Современность в искусстве» (Слайд №5: тема урока).

Задание: составить логическую цепочку из 4-5 слов, в которую входят слова:

Современность – …–…–…красота (Слайд №6: творческое задание).

Все чаще и чаще обращаются наши современники-музыканты к классическим образам прошлого, осовременивая их, наделяя музыкальными красками нашего времени.

Задание: определить новую модель музыки нашего времени, ее связь с классическим искусством прошлого (Слушание).

? Как называется эта музыкальная модель? (ремикс).

? Какое произведение лежит в основе? (А. Вивальди «Зима»)

? Какие новые музыкальные особенности украсили его? (стремительный темп, использование электронных инструментов и т.д.).

Это известная скрипачка В. Мэй и ее ремикс «Шторм».

? Сравните ремикс с произведением А. Вивальди.

? Нужны ли ремиксы? (это пропаганда музыки великого композитора, его вторая жизнь).

Учитель МХК: Не только в музыке, но и в других видах искусства много примеров обращения к прошлому (Слайд №7: здания в стиле готика, модерн и неоготика), в котором человек ищет ответы на волнующие его вопросы. Черты какого стиля объединяет эти соборы? (черты стиля готика, которые нашли отражение в стиле модерн и неоготика). Это говорит о том, что человеку свойственно искать образы прекрасного в прошлом, а так же в обращении к природе, что нашло отражение в органической архитектуре (Слайд №8: органическая архитектура).

Как существуют разные стили в архитектуре, так и есть разные города, в которых мы можем встретить такие здания. Эти города как люди неповторимы и могут звучать.  (Слушание музыки А. Шнитке).

? Какой этот город? Современный, хаотичный, беспокойный и т.д.

Задание: «Мы – архитекторы»: Из предложенных бумажных деталей построить макет города, в котором могла бы звучать такая музыка (Слайд №9: творческое задание).

А сейчас перед вами панорамы городов. (Слайд №10: Флоренция, Нью-Йорк). Давайте представим себя на улицах этих городов и прислушаемся к музыке, которая звучит там. Ведь у каждого города своё неповторимое звучание. (Слушание: Ф. да Милано «Канцона»). В каком из них могла бы звучать эта музыка? (Флоренция).

? Какие чувства выражает эта музыка? (возвышенность, умиротворение).

? Какой из представленных музыкантов мог бы исполнять ее? (Слайд №11: А. Модиьяни «Виолончелист», Караваджо «Лютнист», М. Шагал «Скрипач»). («Лютнист» Караваджо – слайд №12). К какой эпохе относится эти произведения? (эпоха Возрождения).

Задание: сравнить особенности искусства эпохи Возрождения с искусством XX века (Возрождение: покой, уравновешенность, умиротворенность, возвышенность, гармоничность; XX век: хаотичность, беспокойство, тревожность, изменчивость).

Учитель музыки: Несмотря на сложность и противоречивость нашего времени, хаотичность и сумбур в построении городов, человек всегда остаётся человеком и стремится построить свой «идеальный город», хотя бы в своём воображении. Ведь не зря наш современник рок-музыкант Б.Гребенщиков взял за основу своей песни о золотом городе прекрасное произведение эпохи Возрождения (Исполнение: «Город золотой» Б.Гребенщиков) (Слайд №13: иллюстрации к песне).

Вывод по уроку

? О чём же мечтают люди XX века? (о гармонии, красоте, доброте)

? Где они стремятся найти эту гармонию? (в произведениях прошлого, которые  не подвластны времени.)

И что бы ни происходило вокруг, красота и гармония запечатлены в произведениях искусства, в облике городов. Пусть отблеск их красоты войдёт в каждую душу и тогда, может быть, эта красота сохранится и умножится. Ведь именно красота спасёт мир.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Творческое задание: «Звуковое письмо» - проверка и оценивание умения анализировать музыкальные средства выразительности.

Творческое задание: «Мы - архитекторы» - проверка и оценивание навыков эмоционально-образного восприятия разных видов искусства.

Сравнительная характеристика ремикса и произведения А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» - проверка усвоения знаний об основных особенностях разных видов искусства.

Творческое задание: построение логической цепочки на тему «Современность – красота» -  оценивание навыков абстрактно-логического поиска  неизвестного посредством самостоятельного исследования, проводимого учащимися.

Выставление оценок (индивидуально и фронтально) за все выполненные задания и по итогам урока.

Рефлексия деятельности на уроке

Высокая степень эмоциональной отзывчивости и

эмоциональной восприимчивости  произведений разных видов искусства.

Повышение заинтересованности учащихся в ходе выполнения творческих заданий.

Выразительность исполнения песенного репертуара, который нравится детям.

Домашнее задание

По группам:

1 группа: Написать сочинение-эссе на тему «Как я чувствую  и понимаю язык искусства XX века».

2 группа: создание коллажа «Архитектура XX века».

3 группа: создание аудиокомпозиции «Звучащий город».

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Тема предполагает интеграцию разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), которая не может быть осуществлена без использования совокупности компьютерных технологий.

Форма урока (урок-панорама) требует наличия мультимедиа презентации.

В связи с обилием творческих заданий, многие из которых невозможно реализовать без использования мультимедиа средств.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Следующий урок предлагаем начать с проверки домашнего задания. А так же – с оценки уровня усвоения полученных на уроке знаний и умений в форме кроссворда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО в 5 классе (2 часа) «Зимние посиделки»

Тема урока:  «Зимние посиделки»Провели:Изместьева Юлия Дмитриевна, учитель музыкиЗубкова Надежда Викторовна, учитель изобразительного искусстваПрезентация: Изместьева Юлия ДмитриевнаОборудование:...

Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 6 классе коррекционной школы  VIII вида «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Что роднит музыку с ИЗО?». 5 класс

Урок в 5 классеТема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Цель урока:Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусстваЗадачи- раскрыть особенности понятий...