Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».
учебно-методический материал по музыке (6 класс) по теме

Горбунова Татьяна Николаевна

Тема: Портрет в музыке и живописи.

Класс: 6

Предметы: музыка, изобразительное искусство

Цель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных красок.

Задачи:

- Познакомить учащихся с музыкальными портретами, созданными выдающимися композиторами;

- Развивать образное восприятие и мышление;

- Развивать вокально-хоровые навыки;

- Воспитывать интерес учащихся к истории своей Родины, умение находить красоту, во внутреннем облике человека.

Планируемые результаты: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства, понимать что такое «музыкальный портрет»,  сравнивать музыкальный и живописный портрет, находить сходства и различия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конкурс интегрированных уроков (занятий) «Интеграция в действии»

в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»

(номинация «Интегрированный урок»)

Тема урока музыки: «Портрет в музыке и живописи», 6 класс

Автор: Горбунова Татьяна Николаевна,

учитель музыки МАОУ СОШ № 16 имени В.П. Неймышева

Технологическая карта интегрированного урока музыки.

Тема: Портрет в музыке и живописи.

Класс: 6

Предметы: музыка, изобразительное искусство

Цель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных красок.

Задачи:

- Познакомить учащихся с музыкальными портретами, созданными выдающимися композиторами;

- Развивать образное восприятие и мышление;

- Развивать вокально-хоровые навыки;

- Воспитывать интерес учащихся к истории своей Родины, умение находить красоту, во внутреннем облике человека.

Планируемые результаты: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства, понимать что такое «музыкальный портрет»,  сравнивать музыкальный и живописный портрет, находить сходства и различия.

Ресурсы: Ноутбук, экран, презентация к уроку.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Методический комментарий

Предметные

УУД

1. Организационный этап, мотивация

Музыкальное приветствие:

Музыка — волшебная страна

Пусть тебе откроется она!

Обо всем, что слышишь ты вокруг

Музыка тебе расскажет, друг!

Музыкальное приветствие

«Здравствуйте, ребята!

Музыкальное приветствие

«Здравствуйте, учитель!»

Эмоционально и эстетически откликаться на музыкальное искусство

Нацеливание на позитивную совместную деятельность (учитель – ученик); проявление интереса к новому материалу

2. Актуализация знаний

Сейчас мы прослушаем   фрагмент музыкального произведения - Симфонии №2 «Богатырской» А.П Бородина и представим, какие картины рисуются у вас в голове.

А теперь ребята, посмотрите на картину Васнецова «Богатыри» и сравните с произведением Бородина – симфония «Богатырская». Что вы можете сказать?

Ответы ребят: «Мы представляли сильных, смелых, отважных богатырей, которые идут в поход или готовятся к нему и т.д.»

«И картина Васнецова и музыкальный фрагмент Симфонии Бородина, каждый своими средствами отзываются на одни и те же события жизни.

Способность ставить цели и задачи учебной деятельности

Сравнение, обобщение; осознанное построение речевого высказывания, выражение своих мыслей

3. Этап выявление места и причины затруднения

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Предложите, какая тема будет на нашем уроке.

Какую цель мы поставим на уроке?

Слушать музыкальные произведения и сравнивать их с живописными.

Тема: «Портрет в музыке и живописи».

Сегодня мы попробуем доказать, что и музыка, как и живопись может рисовать образы, портреты человека, выражая его характер, настроение, образ жизни. 

Овладение навыком постановки цели и задач

Постановка и формулировка проблемы

4. Этап построения выхода из затруднения.

Сейчас мы проанализируем «Песню Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского.  

Слушаем музыку в оперном исполнении. Вам необходимо будет ответить на следующие вопросы:

  1. Определите характер музыки.
  2. Исходя из характера, попытайтесь представить себе как мог выглядеть Варлаам, каков был его характер, какую жизнь он вел?

Варлаам по сюжету – «беглый» монах, бежавший из монастыря. А М.П. Мусоргский был великий мастер ярких, образных, острых, характерных «музыкальных портретов».

Посмотрите на репродукцию картины И.Е Репина «Протодьякон». Протодьякон это монашеский чин на Руси. Что вы можете сказать о характере героя картины, похож он на Варлаама?

Сам Мусоргский, увидев эту картину, воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!..» Хотя музыка не была написана «к картине», так же как картина не была написана по музыке. И Варлаам и «Протодьякон» - самостоятельные образы, запечатлевшие, однако схожие характерные для старой России типы людей, малограмотных и необразованных.

В основе оперы лежит трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов», с каким еще видом искусства мы видим здесь связь, помимо изобразительного?

Сейчас я зачитаю, как описывает Варлаама Александр Сергеевич Пушкин в драме «Борис Годунов»:

«… А лет ему … за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…» -  (слова пристава);

«… А у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, повторим и в донушко поколотим» - слова Варлаама.

Музыкальный портрет - это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.  

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые портреты не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Египтяне верили, что после смерти душа человека покидает тело и отправляется на судилище богов. После этого она возвращается и поселяется на вечно там. Для того, что бы душа могла без труда отыскать своего владельца, статуе предавали портретное сходство.

Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Характер широкий, «Разбросанный», резкий, сильный, зловещий, неистовый, грубый, по мнению одного из критиков «звероподобный». Чревоугодник, любящий выпить и поесть, ведет разгульный образ жизни.

Похож, как будто он сам исполнял эту песню. Гигантский живот подтверждает его чревоугодие и разгульный образ жизни. 

Мы видим связь музыки и литературы.

(запись определения в тетрадь).

Умение выявлять и находить необходимую информацию, умение делать предположения и высказывать их.

Умение находить связь музыки с другими видами искусства.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 

5. Первичное закрепление

Ребята, можно ли назвать «Песню Варлаама» музыкальным портретом?

А что музыка нам изображала?

Так что же такое музыкальный портрет?

Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот.

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. 

Мы познакомились с еще одним примером музыки, которая рисует музыкальный образ, портрет, выражающий нрав героя, его характер и образ жизни. И живопись и музыка каждая своими средствами изображают образ человека, раскрывая его характер и нрав. Оба вида искусства при этом остаются самостоятельными и независимыми.

Можно.

Музыка изображала характер человека, его внутренний мир.

Музыкальный портрет – это портрет характера героя.

Умение размышлять, отвечать на вопросы.

Извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Вокально - хоровая работа (творческая деятельность учащихся)

Дыхательная гимнастика («Воздушный шар»);

артикуляционная гимнастика («Собачка»);

распевания (скороговорка «От топота копыт», пропевание слогов «до, ля, ма, да»).

Пение.

Физкульт.минутка («Помогатор»).

Пение.

Группа учащихся проводит со всеми физкульт.минутку.

  • Умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

  • Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.

7. Этап включения в систему знаний, повторение.

Учитель проверяет, усвоен ли учебный материал урока.

  • Знание основных закономерностей музыкального искусства;

освоение начальных форм познавательной деятельности

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать

8. Рефлексия

Закончи фразу:

-Я узнал…

-Новые знания мне пригодятся…

-Самое яркое впечатление…..

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, делают вывод о взаимосвязи разных видов искусства

Умение оценивать себя.

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка – обоснование интеграции предметов.

Создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов, то есть объединения их в одно целое. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождает огромные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствует органичному восприятию культуры.

В настоящее время существует много интегрированных уроков. Среди них: музыка и литература, музыка и изобразительное искусство, трудовое обучение и изобразительное искусство, история и музыка, история и изобразительное искусство и другие.

Главной целью интеграции предметов музыка и изобразительное искусство является целостное эстетическое формирование личности, ее интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Во всех программах сделана попытка ввести ребенка в мир «Искусства» средствами, адекватными самой природе искусства. Эмоциональность, ассоциативность образов делает возможным их интеграцию, создающую новое органическое единство.

Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе - альтернативная система обучения; альтернативная система формирования основ эстетического образования и целостного мировоззрения обучающихся, а следовательно, необходимое направление в современной педагогике.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель музыки МАОУ СОШ № 16 имени В.П. Неймышева Горбунова Татьяна Николаевна 2017 Интегрированный урок музыки «Портрет в музыке и живописи». 6 класс

Слайд 2

Васнецов «Богатыри»

Слайд 3

Тема урока: «Портрет в музыке и живописи». (запись в тетрадь)

Слайд 4

Цель урока: доказать, что и музыка, как и живопись может рисовать образы, портреты человека, выражая его характер, настроение, образ жизни.

Слайд 5

« Песня Варлаама » из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргский.

Слайд 6

Опера «Борис Годунов »

Слайд 8

Закончи фразу: -Я узнал (а)… -Новые знания мне пригодятся… -Самое яркое впечатление…..

Слайд 9

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Список использованной литературы и интернет ресурсов:

http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzyki-i-izobrazitelnogo-iskusstva-na-zanyatiyah-s-doshkolnikami

https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11011

https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11011

Музыка6 классУчебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 2-е изд. - М.: 2013. — 168 с. 

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/23/russkiy-yazyk-urok-razvitiya-rechi-5-klass-portret-v-muzyke

Уроки музыкальной литературы: первый год обучения. Ермакова О.К. Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 186с.

Музыкальный энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. 1991. – 672 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на у...

конспект интегрированного урока Гармония в жизни. ОБЖ и музыка.

Место данного урока в системе указанной программы: 6 класс, III четверть. Тема урока: Гармония в жизни.Цель: Ознакомить детей с ориентированием на местности при помощи часов, звезд, солнца, ознак...

Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне....

Интегрированный урок в 11 классе (МХК, английский, музыка) по теме "Историческое происхождение праздника Пасха"

Создание учебно – речевых ситуаций на основе текстов духовно – нравственного содержания в старших классах.        На протяжении многих веков люди, связанные со сферо...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Конспект интегрированного урока в 6 классе "Противоположности в музыке и математике"

Интегрированный урок по музыке и математике. Тема: "Противоположности в музыке и математике напримере концертов А.Вивальди"...