Конспект для подготовки к ЕГЭ по разделу человек и общество
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Материал соответствует кодификации экзамена по обществознанию содержит основные разделы и темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект для подготовки к ЕГЭ по разделу «Человек и общество»

Свойства человека, имеющие социальную природу :

    1)способность к совместной преобразовательной деятельности, к труду

    2) стремление к самореализации    

    3) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

    4) честность, забота о других, ответственность и т.д.

    5) способность мыслить , членораздельная речь

Свойства человека, имеющие физиологическую (биологическую)природу:

  1. умение приспосабливаться к природным условиям
  2. потребность в воде, пище, отдыхе
  3. рост, возраст, цвет глаз, кожи
  4. генетическая предрасположенность
  5. темперамент, особенности нервной системы

         Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Сходства человека с животными:

1. биологическое существо ( клеточное строение)  2. инстинкт самосохранения

3. необходимые условия обитания    4. ограничен во времени существования

5. приспособление к окружающей среде ( адаптация)    6. забота о потомстве

Отличие человека от животных:

1. способность создавать и использовать орудия труда

2. речь    3. мышление    4. целеполагание       5. преобразование окружающего мира            

6. способность к творчеству 7. самореализация в процессе деятельности                                            8. прямохождение

 

Индивид — единичный представитель человечества.

Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств. 

Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов. Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду. Человек как личность формируется в процессе социализации

 Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью 

Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

Социализация

Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, в его структуры и общности. 

Социализация личности проявляется в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций, традиций, предписаний. 

Социальные связи и отношения человека разнообразны и многозначны, воздействие общностей на человека может быть положительным и отрицательным.

Мировоззрение

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Система взглядов на мир и место человека в нем. Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности. Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т.д.

Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности .

Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное.

Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле.

Истина

Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины: объективность (независимость от сознания человека), конкретность, это процесс. Виды истины: абсолютная (полное, исчерпывающее знание о предмете), относительная (изменчивое знание по мере развития познания; заменяется на новую или становится заблуждением), относительная истина может быть опровергнута. Истина всегда объективна. Истина всегда конкретна . Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями. Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

Черты истины — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

- знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.   

 Одним из критериев истины выступает практика. Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки, логики. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

Деятельность

        

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом

Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

- Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер 

- Деятельность человека вызывается социальными потребностями 

- Деятельность человека носит волевой и сознательный характер 

Структура деятельности:

1) Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

2) Средства — приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.

      3) Действия — конкретные шаги для достижения цели. Аффективные действия основаны на эмоциях, сиюминутных порывах.

4) Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъект и объект могут совпадать. 5) Объект – то, на что направлена деятельность    6)Мотив- побуждение к деятельности.

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

Одним из барьеров в процессе коммуникации(общения) людей выступает их личная взаимная неприязнь. Средством вербального общения является речь.

Информационное общество создало новые формы общения — интернет, к примеру.

Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию.  Потребности человека носят безграничный характер. Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации 

Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

Роль мышления: позволяет познать окружающий мир, развивает способность к творчеству, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, преобразование окружающего мира (изобретения).

Виды мышления:

1) наглядно-образное, абстактно-логическое, предметно-действенное;

2) теоретическое (познание мира), практическое (постановка целей, выработка планов);

3) логическое, интуитивное, репродуктивное (воспроизводство), продуктивное (творчество).

Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Особенностью мышления является его опосредованный характер  Объективной материальной формой мышления является язык.

Сознание

Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чу вственных, так и в логических образах.

 Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных. Эмоции являются одним из компонентов сознания.

Творчество

 Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего. 

Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек. 

Творчество может являться самостоятельной деятельностью.

Общество

- Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество 

-  Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества(напр, первобытное) .

- Общество представляет собой динамическую систему(динамика – движение), состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

- B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека. 

- Общество — это отделившаяся часть природного мира (не является частью природы).

- Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

-  Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой .

- B обществе постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними .

- Общество как систему характеризует наличие институтов и подсистем.

Формационный подход к изучению истории был сформулирован немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом

- Формационный подход делает акцент на общие универсальные черты в развитии различных обществ.

-  Формационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития- коммунизма.

-  Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени .

Социальные  институты

 Социальный институт— это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества : государство, экономика, религия, семья и брак, образование. Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля. 

Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер

Типы обществ

традиционное общество

Основной фактор производства традиционного общества - земля. В обществе традиционного типа экономика носит аграрно-сырьевой характер, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивная технология и ручной труд , низкая соц.мобильность. Социальная структура сословно корпоративна, стабильна. В политической сфере господствуют церковь и армия. Обычаи и традиции.

Сложное общество характеризуется наличием социальной иерархии.

Индустриальное общество

машинное производство, рост городов-урбанизаци, рост рабочего класса. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Высокая соц.мобильность, интенсивные технологии, право и закон.

Постиндустриальное общество

- усиление роли малого и среднего бизнеса,

 - рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда,

-  развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий

- новые интеллектуальные технологии

- развитие сферы услуг.

Революция как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

Реформа -преобразование, вводимое законодательным путём органами госвласти, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни.  Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. 

Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.

Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом.

Модернизация —  усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Это переход от традиционного к индустриальному обществу,  осуществление промышленного переворота,

формирование рыночного хозяйства, формирование гражданского общества.

Культура

  Культура — все виды преобразовательной деятельности человека и ее результаты.

Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.  В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры. К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.

Массовая культура- культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе,  имеет коммерческую направленность и развлекательный характер, проста и доступна в понимании. Серийна. Тиражируема. Демократична.

B индустриальном обществе возникла массовая культура. Экранная культура является разновидностью массовой культуры.  Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Трудна для восприятия, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству, ее ценности доступны в основном узкому кругу людей (элите), соответствие изысканным вкусам, безграничное самовыражение автора.

Народная культура  авторство часто не определено, не требует специальной подготовки для своего восприятия, появилась раньше других форм культуры. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы- фольклор. Произведения народной культуры нередко передаются устно .

Духовная культура — это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.

1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе 

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

Виды знаний

Наука

Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества. Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация 

 Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними . Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций. Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

социально-гуманитарные науки:  культурология, история, политология.

Научное познание

К основным особенностям научного познания относятся:

- теоретическое обобщение фактов,

-стремление к достоверному, истинному знанию, объективному,

-изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

- экспериментальное подтверждение результатов, открытость рациональной критике любого положения.

Люди науки наблюдают, экспериментируют, накапливают знания, обобщая их на теоретическом уровне, выдвигая гипотезы и теории.

уровни научного познания:1)эмпирический (опытный,чувственный)     2)теоретический(рациональный)

Основой эмпирических методов являются чувственное познание и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение; сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. 

теоретический уровень  выражается — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях (включаются мыслительные процессы)

Искусство

Образность, эмоциональность, субъективность и оригинальность отражения объективной реальности свойственна для художественного познания- искусства.

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство является одним из способов познания мира , представляет собой форму практической деятельности. Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. Искусство направлено на воплощение эстетических ценностей.

Функции искусства:

 Эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблем; Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Виды познания

Чувственное познание: - ощущение,- восприятие, -представление

 В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:

1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).

2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).

3)Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики.

Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств. Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

Рациональное познание: - понятие, -суждение, -умозаключение.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ(деление на части), синтез (объединение частей), сравнение, уподобление, абстрагирование (отвлечение), обобщение. 

Формы рационального познания:

1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол,  — мебель; классификация).

2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).

3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).

Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты .Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

Полное знание о предмете дает совокупность чувственного и рационального познания.

Констатация протекания отдельных событий относится к житейскому, обыденному познанию.

Социальное познание

Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах 

Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.

В социальном познании объект и субъект могут совпадать. Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания. Основой знаний об обществе являются социальные факты. В социальном познании эксперимент используется ограничено. В социальном познании интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов.

Образование

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Образование:

1) это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;

2) это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;

3) это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества. Функции образования следующие: воспитание, социализация, подготовка квалифицированных специалистов, приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры. Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций. Система образования реализует определённый общественный заказ.

Тенденции образования1) гуманизация: ориентация на интересы и склонности ученика; -применение технологий, сберегающих здоровье;- особое внимание нравственному воспитанию.

2) гуманитаризация - проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.

3) компьтеризация(информатизация)- Внедрение электронных пособий, интернета и т.п.

4) интенационализация- это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все сферы образования.

5) непрерывность обучения   6) демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.

        Религия        

Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил. К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм(поклонение природе, животным)

Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте. В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии. 

Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе. К мировым религиям относятся буддизм,  христианство,  ислам.

Эгалитарность-  равенство верующих перед Богом – не во всех национальных религиях.. Это черта мировых религий.

Мораль

Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.

Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Моральные нормы отражают потребности общества. Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика.

Мораль требует от человека определённого поведения.

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации. Причины проблем: огромные масштабы человеческой деятельности, неспособность человека рационально распорядиться этой деятельностью. Особенности: имеют планетарный характер (затрагивают интересы всех людей), угрожают гибелью всей цивилизации, требуют коллективных усилий, нуждаются в эффективных и неотложных решениях.

Типы глобальных проблем:

1. Проблемы между государствами (угроза третьей мировой войны, Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами);    

  2. Проблемы взаимодействия человечества и природы (экологическая, сырьевая, продовольственная);

3. Проблемы взаимоотношений людей в обществе(демографическая проблема,  то есть народонаселения: быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемост), проблема сохранения и укрепления здоровья людей)

Глобализация

Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции(объединения) и унификации (единообразия).

Одним из проявлений глобализации является вестернизация, навязывает западную культуру и образ жизни. Необходимость решения глобальных проблем совместными усилиями способствует глобализации. Важнейшими проводниками глобализации являются транснациональные корпорации.

Модернизация —  усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Это переход от традиционного к индустриальному обществу,  осуществление промышленного переворота,

формирование рыночного хозяйства, формирование гражданского общества.



Предварительный просмотр:

Конспект для подготовки к ЕГЭ по разделу «Человек и общество»

Свойства человека, имеющие социальную природу :

    1)способность к совместной преобразовательной деятельности, к труду

    2) стремление к самореализации    

    3) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

    4) честность, забота о других, ответственность и т.д.

    5) способность мыслить , членораздельная речь

Свойства человека, имеющие физиологическую (биологическую)природу:

  1. умение приспосабливаться к природным условиям
  2. потребность в воде, пище, отдыхе
  3. рост, возраст, цвет глаз, кожи
  4. генетическая предрасположенность
  5. темперамент, особенности нервной системы

         Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Сходства человека с животными:

1. биологическое существо ( клеточное строение)  2. инстинкт самосохранения

3. необходимые условия обитания    4. ограничен во времени существования

5. приспособление к окружающей среде ( адаптация)    6. забота о потомстве

Отличие человека от животных:

1. способность создавать и использовать орудия труда

2. речь    3. мышление    4. целеполагание       5. преобразование окружающего мира            

6. способность к творчеству 7. самореализация в процессе деятельности                                            8. прямохождение

 

Индивид — единичный представитель человечества.

Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств. 

Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов. Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду. Человек как личность формируется в процессе социализации

 Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью 

Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

Социализация

Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, в его структуры и общности. 

Социализация личности проявляется в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций, традиций, предписаний. 

Социальные связи и отношения человека разнообразны и многозначны, воздействие общностей на человека может быть положительным и отрицательным.

Мировоззрение

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Система взглядов на мир и место человека в нем. Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности. Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т.д.

Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности .

Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное.

Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле.

Истина

Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины: объективность (независимость от сознания человека), конкретность, это процесс. Виды истины: абсолютная (полное, исчерпывающее знание о предмете), относительная (изменчивое знание по мере развития познания; заменяется на новую или становится заблуждением), относительная истина может быть опровергнута. Истина всегда объективна. Истина всегда конкретна . Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями. Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

Черты истины — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

- знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.   

 Одним из критериев истины выступает практика. Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки, логики. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

Деятельность

        

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом

Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

- Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер 

- Деятельность человека вызывается социальными потребностями 

- Деятельность человека носит волевой и сознательный характер 

Структура деятельности:

1) Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

2) Средства — приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.

      3) Действия — конкретные шаги для достижения цели. Аффективные действия основаны на эмоциях, сиюминутных порывах.

4) Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъект и объект могут совпадать. 5) Объект – то, на что направлена деятельность    6)Мотив- побуждение к деятельности.

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

Одним из барьеров в процессе коммуникации(общения) людей выступает их личная взаимная неприязнь. Средством вербального общения является речь.

Информационное общество создало новые формы общения — интернет, к примеру.

Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию.  Потребности человека носят безграничный характер. Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации 

Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

Роль мышления: позволяет познать окружающий мир, развивает способность к творчеству, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, преобразование окружающего мира (изобретения).

Виды мышления:

1) наглядно-образное, абстактно-логическое, предметно-действенное;

2) теоретическое (познание мира), практическое (постановка целей, выработка планов);

3) логическое, интуитивное, репродуктивное (воспроизводство), продуктивное (творчество).

Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Особенностью мышления является его опосредованный характер  Объективной материальной формой мышления является язык.

Сознание

Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чу вственных, так и в логических образах.

 Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных. Эмоции являются одним из компонентов сознания.

Творчество

 Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего. 

Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек. 

Творчество может являться самостоятельной деятельностью.

Общество

- Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество 

-  Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества(напр, первобытное) .

- Общество представляет собой динамическую систему(динамика – движение), состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

- B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека. 

- Общество — это отделившаяся часть природного мира (не является частью природы).

- Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

-  Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой .

- B обществе постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними .

- Общество как систему характеризует наличие институтов и подсистем.

Формационный подход к изучению истории был сформулирован немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом

- Формационный подход делает акцент на общие универсальные черты в развитии различных обществ.

-  Формационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития- коммунизма.

-  Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени .

Социальные  институты

 Социальный институт— это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества : государство, экономика, религия, семья и брак, образование. Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля. 

Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер

Типы обществ

традиционное общество

Основной фактор производства традиционного общества - земля. В обществе традиционного типа экономика носит аграрно-сырьевой характер, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивная технология и ручной труд , низкая соц.мобильность. Социальная структура сословно корпоративна, стабильна. В политической сфере господствуют церковь и армия. Обычаи и традиции.

Сложное общество характеризуется наличием социальной иерархии.

Индустриальное общество

машинное производство, рост городов-урбанизаци, рост рабочего класса. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Высокая соц.мобильность, интенсивные технологии, право и закон.

Постиндустриальное общество

- усиление роли малого и среднего бизнеса,

 - рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда,

-  развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий

- новые интеллектуальные технологии

- развитие сферы услуг.

Революция как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

Реформа -преобразование, вводимое законодательным путём органами госвласти, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни.  Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. 

Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.

Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом.

Модернизация —  усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Это переход от традиционного к индустриальному обществу,  осуществление промышленного переворота,

формирование рыночного хозяйства, формирование гражданского общества.

Культура

  Культура — все виды преобразовательной деятельности человека и ее результаты.

Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.  В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры. К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.

Массовая культура- культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе,  имеет коммерческую направленность и развлекательный характер, проста и доступна в понимании. Серийна. Тиражируема. Демократична.

B индустриальном обществе возникла массовая культура. Экранная культура является разновидностью массовой культуры.  Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Трудна для восприятия, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству, ее ценности доступны в основном узкому кругу людей (элите), соответствие изысканным вкусам, безграничное самовыражение автора.

Народная культура  авторство часто не определено, не требует специальной подготовки для своего восприятия, появилась раньше других форм культуры. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы- фольклор. Произведения народной культуры нередко передаются устно .

Духовная культура — это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.

1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе 

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

Виды знаний

Наука

Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества. Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация 

 Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними . Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций. Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

социально-гуманитарные науки:  культурология, история, политология.

Научное познание

К основным особенностям научного познания относятся:

- теоретическое обобщение фактов,

-стремление к достоверному, истинному знанию, объективному,

-изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

- экспериментальное подтверждение результатов, открытость рациональной критике любого положения.

Люди науки наблюдают, экспериментируют, накапливают знания, обобщая их на теоретическом уровне, выдвигая гипотезы и теории.

уровни научного познания:1)эмпирический (опытный,чувственный)     2)теоретический(рациональный)

Основой эмпирических методов являются чувственное познание и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение; сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. 

теоретический уровень  выражается — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях (включаются мыслительные процессы)

Искусство

Образность, эмоциональность, субъективность и оригинальность отражения объективной реальности свойственна для художественного познания- искусства.

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство является одним из способов познания мира , представляет собой форму практической деятельности. Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. Искусство направлено на воплощение эстетических ценностей.

Функции искусства:

 Эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблем; Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Виды познания

Чувственное познание: - ощущение,- восприятие, -представление

 В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:

1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).

2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).

3)Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики.

Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств. Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

Рациональное познание: - понятие, -суждение, -умозаключение.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ(деление на части), синтез (объединение частей), сравнение, уподобление, абстрагирование (отвлечение), обобщение. 

Формы рационального познания:

1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол,  — мебель; классификация).

2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).

3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).

Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты .Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

Полное знание о предмете дает совокупность чувственного и рационального познания.

Констатация протекания отдельных событий относится к житейскому, обыденному познанию.

Социальное познание

Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах 

Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.

В социальном познании объект и субъект могут совпадать. Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания. Основой знаний об обществе являются социальные факты. В социальном познании эксперимент используется ограничено. В социальном познании интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов.

Образование

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Образование:

1) это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;

2) это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;

3) это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества. Функции образования следующие: воспитание, социализация, подготовка квалифицированных специалистов, приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры. Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций. Система образования реализует определённый общественный заказ.

Тенденции образования1) гуманизация: ориентация на интересы и склонности ученика; -применение технологий, сберегающих здоровье;- особое внимание нравственному воспитанию.

2) гуманитаризация - проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.

3) компьтеризация(информатизация)- Внедрение электронных пособий, интернета и т.п.

4) интенационализация- это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все сферы образования.

5) непрерывность обучения   6) демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.

        Религия        

Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил. К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм(поклонение природе, животным)

Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте. В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии. 

Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе. К мировым религиям относятся буддизм,  христианство,  ислам.

Эгалитарность-  равенство верующих перед Богом – не во всех национальных религиях.. Это черта мировых религий.

Мораль

Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.

Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Моральные нормы отражают потребности общества. Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика.

Мораль требует от человека определённого поведения.

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации. Причины проблем: огромные масштабы человеческой деятельности, неспособность человека рационально распорядиться этой деятельностью. Особенности: имеют планетарный характер (затрагивают интересы всех людей), угрожают гибелью всей цивилизации, требуют коллективных усилий, нуждаются в эффективных и неотложных решениях.

Типы глобальных проблем:

1. Проблемы между государствами (угроза третьей мировой войны, Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами);    

  2. Проблемы взаимодействия человечества и природы (экологическая, сырьевая, продовольственная);

3. Проблемы взаимоотношений людей в обществе(демографическая проблема,  то есть народонаселения: быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемост), проблема сохранения и укрепления здоровья людей)

Глобализация

Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции(объединения) и унификации (единообразия).

Одним из проявлений глобализации является вестернизация, навязывает западную культуру и образ жизни. Необходимость решения глобальных проблем совместными усилиями способствует глобализации. Важнейшими проводниками глобализации являются транснациональные корпорации.

Модернизация —  усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Это переход от традиционного к индустриальному обществу,  осуществление промышленного переворота,

формирование рыночного хозяйства, формирование гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по разделу "Человек и общество"

Тест составлен с целью проверки и систематизации знаний учащихся 10 класса...

Тест по разделу "Человек и общество"

Тест составлен с целью проверки и систематизации знаний учащихся 10 класса...

Тестовые задания по обществознанию к разделу "Человек и общество" 10 класс.

Тестовые задания направлены на проверку и обобщение знаний учащихся к разделу "Человек и общество"....

Методическая разработка раздела "Человек и общество" программы по обществознанию для 6 класса

Работа составлена для презентации опыта работы в процессе аттестации...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Материалы зачёта по разделам: "Человек и общество"и "Конституция РФ"

Данные материалы можно использовать при проведении зачёта по обществознанию в 10-11 классах по разделам :"Человек и общество", "Конституция РФ" в рамках подготовки к ЕГЭ....

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию раздел "Человек и общество" кодификатор 1.2

Материал для подготвки к ЕГЭ по обществознанию по теме кодификатора 1.2...