«Экономика семьи. Бюджет школьника»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Кузовлева Татьяна Юрьевна

Информационная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_attestatsii_2.docx235.72 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока

 «Экономика семьи. Бюджет школьника»

Информация об учителе

Кузовлева Татьяна Юрьевна , учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

Тема урока

«Экономика семьи. Бюджет школьника»

Класс

8

Цель и задачи урока

Цель урока: Познакомить обучающихся с основами         финансовой системы современного общества.

Задачи урока:         

Образовательные:

  • 1.Изучить, как движутся денежные средства на финансовых рынках, как работают финансовые институты.
  • 2.Способствовать формированию представлений об особенностях развития финансовой системы в современной России.
  • 3.Сравнить ценностное отношение к труду и деньгам у состоятельных людей и бедных.

Развивающие:

  • Научить обучающихся составлять личный финансовой план.
  • Мотивировать к выбору стратегии инвестирования, финансовых инструментов для достижения собственных финансовых целей
  • Продолжать развивать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли.

Воспитательные:

  • Умение работать в группе (взаимодействовать, вырабатывать единое мнение);
  • Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю.
  • Способствовать формированию ценностно-смысловых ориентаций, обучающихся (ценности: семья, справедливость, труд, деньги).

Виды деятельности учащихся

познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Экономика (бюджет семьи), информатика

Тип урока

 Интегрированный (история-обществознание) на основе кейс-технологии с моделированием учебного проекта.

Основные понятия  урока

Финансы, деньги, личный финансовый план

Источники информации, оборудование, наглядные пособия

Параграфы 25-26 учебника под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой «Обществознание 8 класс» //М.изд. «Просвещение» 2015 года

Презентация к уроку

Дидактический материал для групповой работы

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Мотивированность на активное участие в составлении личного финансового плана.
  1. Осмысление обучающимися ценностей труда и сохранности и приумножения финансов.

  Метапредметные результаты:

  1. Владение умениями работать с учебной информацией (о финансовых институтах, стратегиях инвестирования)
  2. Высказывать свои предположения на заданную тему, аргументировать собственную точку зрения
  3. Умение работать в группе и достигать взаимопонимания    Предметные результаты:
  1. Овладение целостными представлениями о финансовых институтах
  2. Способность применять понятийный аппарат

Структура комбинированного урока.

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач урока, мотивация учащихся
  3. Актуализация представлений о
  4. Первичное усвоение новых знаний (групповая работа):
  5. Первичное закрепление, систематизация и обобщение новых знаний
  6. Рефлексия (подведение итогов урока, оценивание результатов работы на уроке)

Структура урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Постановка цели и задач урока, мотивация учащихся

Формулирование темы урока:

Тема урока «Экономика семьи. Бюджет школьника».

Цель урока: сформировать представление о личном бюджете.

Познавательная задача: составить отчет о своих расходах за неделю по схеме:

Дата покупки

покупка

сумма

Источник расходов

14.05

шоколадка

Карманные деньги

3.Актуализация представлений о движении финансовых потоков

Слайд 1. «Финансовые институты и инструменты»

ФИНАНСЫ — денежные средства государства, предприятий, граждан, а также система их формирования, распределения и использования.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА — совокупность рынков, институтов и инструментов, которые используются для совершения финансовых операций.

На ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ осуществляется движение денежных средств от одного лица к другому.

Вопросы:

 Ребята, для того чтобы приблизиться к пониманию проблемы, давайте составим для себя личный финансовый план, в котором внесите ответы на приведенные ниже вопросы:

1. Что я хочу сделать?

2. Кем я хочу быть?

3. Каким я хочу быть?

4. Что я хочу иметь?

5. Что я хочу увидеть?

6. Куда я хочу съездить?

7. Чем бы я хотел поделиться?

8. С кем бы я хотел поделиться?

9. Насколько все это для меня важно и почему?

Эти вопросы относятся ко всей вашей жизни, но мы с вами прикинем на ближайшие 10 лет.

Большинство людей никогда не задумываются над тем, что они действительно хотят сделать и для чего. Они что-то делают в режиме сегодняшнего дня, максимум недели, и так всю жизнь. Очень важно выкинуть то, что вам не нужно. Дело в том, что не нужные вам события реализовать очень тяжело. У вас на это не будет хватать сил. Но эти события крутятся в вашей голове, как нужные. А после расходования на них энергии у вас не остается сил на то, что вам действительно необходимо. Таким образом вы ужасно устаете, а воз и ныне там…

Работа в группах. По выбору обучающиеся объединяются  группы.

1.Группа «Финансисты»

2. Группа «Теоретики»

3. Группа «Инвесторы»

4. Группа «Банкиры»        

5. Группа «Предприниматели»

Выполним несколько заданий в группах. Творческое задание «Портрет состоятельного человека»

Задание 1. Сформулировать в группе черты, присущие состоятельному человеку.

Типичные черты состоятельных людей:

1.

2.

3.        

Задание 2.

Слайд 2. Движение личных финансовых потоков

Рассмотрите три представленные ниже схемы движения личных финансовых потоков. Обсудите в группах, чем они отличаются, какая схема кажется вам наиболее эффективной?

        

Задание 3.

Слайд 3.Поиск лучших условий для вклада.

Найдите информацию на сайте любого банка предложения по вкладам с разными сроками начисления процентов. Рассчитайте, при каких условиях начисления процентов получится лучший результат, если вы планируете открыть вклад на 3 года? На 5 лет? На полгода?

1) Какие банки работают в вашем населенном пункте?

2) Какие ставки процентов по вкладам сегодня предлагают банки? Чем, кроме процентных ставок, отличаются условия приема депозитов? Какие из этих условий важны для вас как клиента банка?

3) Как работает в России система страхования вкладов?

4) Какие услуги кроме приема вкладов и выдачи кредитов предоставляют банки частным клиентам?

5) Что такое дебетовая и кредитная карты? Какие банковские карты можно получить в вашем населенном пункте? Легко ли рассчитаться или получить деньги по ним?

6) С какого возраста человек может открыть счет в банке, взять кредит, получить дебетовую или кредитную карточку?

(группы формулируют ответ).

5.Первичное закрепление, систематизация и обобщение новых знаний.

Сегодня на уроке мы узнали, что:

БАНК — финансовая организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.

БАНКОВСКИЙ ДЕПОЗИТ — вклады, денежные средства, вносимые в банки в виде вкладов, по которым банк выплачивает проценты. Это наиболее распространенный и известный способ получения гарантированного дохода. Правда, доход по банковскому депозиту невысокий и в большинстве случаев находится на уровне инфляции потребительской корзины.

6.Рефлексия (подведение итогов урока, оценивание результатов работы на уроке)

 Игра «Да-нет» (да – поднимаем руку, нет – не поднимаем рук)

1.  Банковскую карту можно оформить с 14 лет?

2.  Центробанк России выдает кредиты населению?

3. На финансовых рынках осуществляется движение денежных средств от одного лица к другому?

4. Доход по депозиту превышает инфляцию?

5. Государство страхует банковские вклады? 

Задания для самостоятельной работы на уроке

Задание 4. Спорим самим  с собой.

Подберите и запишите три тезиса «За» и три тезиса «Против» к утверждению: «Успешными становятся те, кто имеет в жизни ясные, осознанные цели и знает, как их реализовать, знает “правила игры”».

За

Против

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Рефлексия

  1. Какие важные для себя открытия вы сегодня сделали?

2.Составьте 3 предложения, раскрывающие качества, которые необходимо в себе развивать, чтобы стать состоятельным человеком.

3. Сделайте самооценку и сдайте лист самооценки учителю

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 25-26 сделать себе в тетрадь памятку о рациональном использовании личного бюджета.

Литература и электронные источники информации:

 

  1. Электронный ресурс: http://генийжизни.рф/ (дата обращения -7.05.2018 года)
  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. /учебное пособие, «Обществознание 8 класс» //М.изд. «Просвещение» 2015 года.
  3. Л.Э.Новикова/учебное пособние, Экономика: моя роль в обществе», //Москва, изд.Вита, 2014 год.

Цель и задача урока реализованы. Работа по формированию финансовой грамотности будет продолжена на последующих уроках.

Рефлексия урока:

Разбор учениками, что они  узнали нового для себя и практическая сторона урока.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государство и экономика. Государственный бюджет.

Доходы и расходы бюджета, экономика потребления, пути преодоления дефицита бюджета...

Конспекты по экономике: "Государственный бюджет и налоги"

Материалы подходят для использования при подготовке к ЕГЭ по обществознанию...

Экономика семьи

Данный учебный материал  на примерах конкретных ситуаций знакомит  учашихся  с понятиями семейный бюджет, ресурсы, доходы, расходы; с  основными  видами доходов и расходов....

Экономика семьи

презентация к уроку обществознания в 7 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова...

Деловая игра "Экономика семьи и домашнего хозяйства"(открытое занятие)

открытое занятие с воспитанниками группы (7-8 кл) на тему "экономика семьи и домашнего хозяйства" в форме деловой игры...

Урок экономики.Семейный бюджет.10 класс.

Урок составлен по учебнику Королевой Э.. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов ,п.12Методическая информация:Цели урока.Образовательные: освоение учащимися знаний о структуре бюджета; овла...