Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 9 класс
элективный курс по обществознанию (9 класс)

Штерцер Ирина Александровна

В 9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Важность  данного  курса в его практической значимости и в перспективе его применения. Данная программа предполагает  освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,  налоговый орган, пенсионная система и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Падунская  средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО                                                                        

Педагогическим советом

Протокол от     2019 г.№1

 Согласовано

зам. директора по ВР

_________Шредер Л.А. 

                       2019 г.

       

 Утверждаю

директор школы

 _________Крашанинина  С.В. 

Приказ от           2019г  №    

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

9 класс

Составитель: Штерцер И.А,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Падунская СОШ»

п.ст. Падунская  2019

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………3-6

2. Учебно-тематический план……………………………………………………7

3. Основное  содержание   курса: «Основы финансовой грамотности»…...8-12

4. Календарно-тематическое планирование ………………………………..13-15

5. Литература……………………………………………………………………..16

6. Приложения……………………………………………………………………17

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Документы, используемые при составлении рабочей программы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг.- Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся  9 класса в сфере экономики семьи.

В 9классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Важность  данного  курса в его практической значимости и в перспективе его применения.  

Данный возраст это время самоопределения для многих девятиклассников, связанный с переходом во взрослую жизнь и освоением некоторых ролей взрослого человека. Необходимо научить девятиклассника  не бояться взрослой жизни и  показать, что существуют различные алгоритмы действия в тех или иных финансовых ситуациях. Поэтому для обучающихся развитие общеинтеллектуальных способностей и  расширение своего кругозора в финансовых вопросах является актуальным. В ходе обучения важно опираться на личностные потребности обучающегося, формируя   умение действовать самостоятельно в сфере финансов. Одним из основных умений, формируемых у старшеклассников, это умение уценивать финансовую ситуацию и выбирать наиболее приемлемый вариант для её решения.

В данном курсе вопросы связанные с организацией и планированием бюджета  рассматриваются на более сложном уровне,  исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую и аналитическую  деятельность,   а также  решение различных  жизненных ситуаций для получения опыта действий в расширенном круге  финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты.

Цель обучения: Формирование основ финансовой грамотности у  обучающихся  9 классов.  Данная программа предполагает  освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,  налоговый орган, пенсионная система и др.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Требования к личностным результатам освоения курса:

- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, опорного конспекта;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с  известными понятиями;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями и умениями;

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

-сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

-владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

-владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

-сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

-умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Требования к предметным результатам освоения курса:

-владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое  мошеничество,  финансовое планирование, форс-мажор, страхование.

Учебно-тематический план

внеурочной деятельности  «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов

Наименование разделов

Количество часов

всего

учебных часов

повторения

 Введение в курс.

1

1

 Тема 1. Потребительская культура

        16

         15

1

 Тема  2.  Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы)

11

         10

1

Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие.

6

3

2

 Итоговое повторение

1

-

1

Итого:

34

29

5

Основное  содержание   курса: «Основы финансовой грамотности»

п/п

Содержание курса

Формы организации

Виды

деятельности

Тема 1. Потребительская культура

-Познавательная беседа: «Что такое потребительская культура»;

 -«Потребление: структура и нормы»;

-«Кто такой потребитель?» - «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация»;

-«Поговорим о культуре потребления»;

-«Качество товаров»;

-«Как покупать продукты питания?»;

-«Как выбирать одежду и обувь?»;

-«Бытовая техника: всерьез и надолго»;

-«Всегда ли товар можно обменять»;

-Потребительская культура в сфере услуг: - «Правила пользования коммунальными услугами»;

-«Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу»;

-Познавательная беседа: «Происхождение денег»;

-«Деньги: что это такое?»;

-«Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»;

-«Роль денег в нашей жизни». «Потребление или инвестиции?» Враг личного капитала».

–Беседа с элементами дискуссии: «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия»;

-Познавательная беседа: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»;

«Основные понятия кредитования»;

-Практическая беседа «Виды кредитов»;

-Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»;

- Познавательная беседа с элементами дискуссии: «Плюсы моментальных кредитов»;  «Минусы моментальных кредитов»;

-Интерактивная беседа: Финансовое мошенничество -«Финансовые пирамиды»;

-Познавательная беседа: «Для чего нужны финансовые организации?»;

«Банковская ячейка и банковский перевод»;

-Валюта в современном мире. «Обмен валют», - «Что такое валютный рынок и как он устроен?»;

- «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»;

-«Банковские карты»: риски и управление ими.

-Интерактивная беседа: «Банковские услуги: кредит, депозит». «Заем, виды займов»;

-Познавательная беседа - «Ипотека»;

-«Арифметика ипотеки»;

-«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»;

 -«Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»;

-«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»;

-«Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя»

-«Кто защищает потребителя?»;

-«Государственные органы защиты прав потребителей»;

 -«Общественные организации по защите прав потребителей»;

-«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»;

 -«Что такое моральный вред и как он возмещается?»;

-Интерактивная беседа: «Инфляция. Причины и последствия».

Познавательная беседа;

-Круглый стол;

-Решение экономических задач «Арифметика кредитов»;

-Практическая работа;

-Дискуссия;

Решение проблемной ситуации;

-Творческая работа ;

-Мини-проект;

-Правовая консультация;

-Показ презентации

-Выступления учащихся;

-Поиск информации в различных источниках в том числе в интернет;

-Аналитическая работа;

-Ролевая игра;

-Мини-исследование;

-Деловая игра;

-Работа с документами;

Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы..)

- Интерактивная беседа: Построение семейного бюджета

-«Что такое семейный бюджет и как его построить?», «Как оптимизировать семейный бюджет?»;

-Познавательная беседа: Источники денежных средств семьи;

-«Какие бывают источники доходов?» 

От чего зависят личные и семейные доходы?»;

-Беседа-дискуссия: Куда уходят деньги?, «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»;

-«Разумные расходы – статьи расходов»;

-«Статьи доходов и расходов»;

-Познавательная беседа: «Зарплата как источник дохода»;

-Познавательная беседа: «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»;

-Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»;

-«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»;

-«Рациональный бюджет школьника»;

-Познавательная беседа: «Человек и государство: как они взаимодействуют»:

-«Налоги и их роль в жизни семьи»;

-«Что такое налоги и зачем их платить?»;

-Работа с документами: «Какие налоги мы платим?»;

-«Каждый платит налоги»;

-Познавательная беседа: «Безработица, почему она возникает и какой бывает?». Пособие по безработице.

-Интерактивная беседа: «Особая жизненная ситуация» - рождение ребёнка, потеря кормильца,  болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы;

Чем поможет страхование?»;

-Познавательная беседа: «Собственный бизнес, как способ пополнения семейного бюджета»;

-Мини-проект:  «Как создать свое дело?»;

-Практическая работа: «Составление бюджета семьи»

-Круглый стол;

-Практическая работа;

-Беседа-дискуссия;

Познавательная беседа:

-Правовая консультация;

-Зачёт;

-Выступления учащихся;

-Решение

практических задач;

-Аналитическая работа;

-Работа с документами;

-Деловая игра;

-Мини-проект;

-Решение жизненных задач;

Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие

-Познавательная интерактивная беседа: «Информация для потребителя»;

-Инвестиции:

-Правовая консультация: «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги»;

-Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги»;

-Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы»;

-Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»;

«Депозиты и их виды»;

-Познавательная беседа: «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости»;

-Правовая консультация: «Источники информации»; «Реклама и ее виды»;

-Страхование:

-Творческая работа: «Участники страхового рынка»;

-Аналитическая работа: «Личное страхование»;

-Правовая консультация: «Страховые накопительные программы»;

-Правовая консультация: «Мошенники на рынке страховых услуг»;

Пенсии:

-Познавательная беседа: «Государственное пенсионное страхование»;

-Познавательная беседа: «Профессиональные участники пенсионной системы»;

-Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»;

-Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся;

-Защита проектов 

-Правовая консультация;

Познавательная интерактивная беседа;

-Творческая работа;

-Аналитическая работа;

Познавательная беседа;

-Практическая работа;

-Мини-исследование;

-Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся;

-Показ презентации

-Ролевая игра;

-Решение экономических задач;

-Выступления учащихся;

-Дискуссия;

-Практическая работа;

-Аналитическая работа;

-Защита проектов;

-Демонстрация  презентации.

Итоговое повторение

-Итоговая работа по теме «Финансовая грамотность»

Тест

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

примечания

факт

1

Введение в курс.

1

Познавательная (вводная) беседа

Тема 1. Потребительская культура

16

2

Деньги. Виды денег.

1

-Поиск информации в различных источниках в том числе в интернет

3

Банки. История развития банков.

1

Выступления учащихся

4

Банки и их функции.

1

Интерактивная познавательная беседа

5

Денежные переводы, счета и вклады.

1

Теоретическое исследование

6

Кредитные продукты.

1

Аналитическая работа

7

Виды кредитов и их свойства.

1

Аналитическая работа

8

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

Теоретическое исследование

9

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

Аналитическая работа. Мини-исследование

10

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

1

Выступление обучающихся с использованием презентации

11

Современные деньги России и других стран.

1

Мини -исследование

12

Что такое кредитная история.

1

Дискуссия

13

Микрофинансовые  организации.

1

Практическая работа

14

Инфляция. Причины и последствия.

1

Аналитическая работа

15

Что такое страхование, как оно работает.

1

Аналитическая работа

16

Мошенничество на финансовых рынках.

1

-Поиск информации в различных источниках в том числе в интернет

17

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

1

Работа с документами

Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы…)

11

18

Личный и семейный бюджет

1

Познавательная интерактивная беседа с элементами дискуссии.

19

Цели планирования составление плана.

1

Решение жизненных ситуаций

20

Виды бюджета семьи.

1

Познавательная Беседа. Презентация

21

Структура доходов семьи.

1

Практическая работа

22

Зарплата как источник дохода.

1

Познававтельная беседа

23

Структура семейных расходов.

1

Практическая работа

24

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице

1

Аналитическая работа

25

Подоходный налог. Налог на имущество.

1

Аналитическая работа. Работа с документами.

26

Виды налогов. Какие налоги вам предстоит платить.

1

Аналитическая работа. Работа с документами.

27

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

Познавтельная интерактивная беседа с использованием презентации

28

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

Практическая работа

Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие.

29

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

Познавательная интерактивная беседа

30

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды.

1

Познавательная интерактивная беседа(презентация)

31

Пенсионное законодательство Российской Федерации.

1

Работа с документами

32

Практическая работа. Финансовая грамотность.

1

Практическая работа

33

Практическая работа. Финансовая грамотность.

1

Практическая работа

Итоговое повторение

1

34

Зачёт

1

Литература:

-Интернет ресурсы:

1.Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».

2.Информационное общество. Портал государственных услуг.

-Печатные издания:

1.Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель  ООО «Р-консалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.

2.Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.  (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

3. Рязанова, О. И. Р99 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

Приложения:

-Контрольно-измерительные материалы для 9-х классов  по финансовой грамотности  издательства  Вита –пресс, 2014 из серии (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)



Предварительный просмотр:

Пример диагностической работы в 9 классе

При проведении диагностической работы дополнительные материалы и оборудование не используются. Учащиеся записывают ответы в бланк тестирования.

Время выполнения диагностической работы:

На выполнение всей диагностической работы отводится 180 минут.

Максимальный первичный балл – 95 баллов.

В работе представлены задания базового и повышенного уровня сложности.

Содержание работы охватывает учебный материал согласно программе «Основы финансовой грамотности».

Модуль 1. «Личное финансовое планирование».

Модуль 2. «Депозит».

Модуль 3. «Кредит».

Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции».

Модуль 5. «Страхование».

Модуль 6. «Инвестиции».

Модуль 7. «Пенсии».

Модуль 8. «Налоги».

Модуль 9. «Пирамиды и финансовое мошенничество».

1.Что из перечисленного входит в человеческий капитал?

Б) Домашний сейф

В) Умение составлять бюджет

Г) Всё вышеперечисленное

2. Стоимость автомобиля – это:

А) Сумма, за которую вы его когда-то купили

Б) Сумма, за которую его можно продать сейчас

В) Сумма, по которой банк оценит машину, в случае обращения за кредитом

Г) Сумма, за которую можно купить аналогичную новую модель

3. Какой вид капитала ставит целью формирование дополнительных источников дохода?

А) Текущий

Б) Резервный

В) Текущий и Резервный

4. Верны ли следующие суждения?

А) Человеческий капитал можно конвертировать в деньги.

Б) При составлении бюджета сложнее планировать доходы, чем расходы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. В чем основная цель резервного капитала?

А) Повседневные траты

Б) Дополнительные источники дохода

В) Защита от риска

Г) Всё выше перечисленное

6. Без сбережений невозможно сформировать резерв для защиты на черный день?

7. Что из перечисленного является инвестиционным активом?

А) Накопления (депозит)

Б) Доходы от акций

В) Собственный бизнес

Г) Всё вышеперечисленное

8. В чем основная цель инвестиционного капитала?

А) Повседневные траты

Б) Защита от рисков

В) Дополнительные источники доходов

Г) Все вышеперечисленное

9. Страховая премия – это:

А) Плата, которую страхователь выплачивает страховщику по договору страхования

Б) Сумма, которую страховщик возвращает страхователю при отсутствии страховых случаев в течение срока действия полиса

В) Вознаграждение, которое получает страховой брокер от страховой компании

Г) Сумма, которую страховщик выплачивает страхователю при наступлении страхового случая

10. К страхованию ответственности относится:

А) Добровольное медицинское страхование

Б) Обязательное медицинское страхование

В) Открытие страхового счёта

Г) Всё вышеперечисленное

11. Верны ли следующие суждения?

А) Кредит может выдаваться по ставке 0 % годовых

Б) В случае непогашения кредита в срок банк имеет право начислять штрафные проценты на сумму просроченной задолженности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения?

А) Получатель безналичного перевода денег обязательно должен иметь банковский счет

Б) Во многих странах дорожные чеки используются не только для обналичивания денег, но и для оплаты товаров и услуг

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Что происходит с содержимым банковской ячейки в случае банкротства банка?

А) Его забирают кредиторы банка

Б) Его забирает Агентство по страхованию вкладов

В) Оно полностью возвращается клиенту банка

Г) Оно возвращается клиенту банка в части, застрахованной Агентством по страхованию вкладов

14. Что невозможно сделать с дебетовой картой?

А) Провести через границу без декларирования на таможне

Б) Снять деньги в банкомате

В) Взять в долг у банка

Г) Оплатить товары и услуги в безналичной форме

15. Что такое инвестиционный портфель?

А) Допустимый уровень риска при инвестировании

Б) Набор конкретных реальных и финансовых активов

В) Общий подход к формированию своих инвестиций и управлению ими

Г) Прогноз доходности по различным инвестиционным активом

16. Какой из нижеперечисленных активов является самым рискованным?

А) Банковский депозит

Б) Облигации нефтедобывающей компании

В) Акции этой же компании

Г) Портфель акций всех нефтедобывающих компаний в стране

17. Верны ли следующие суждения

А) Чем короче срок инвестирования, тем более рискованной может быть инвестиционная стратегия

Б) Цель инвестирования в том, чтобы найти актив, который является и доходным, и надежным, и ликвидным

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Какая организация может выплачивать пожизненную пенсию?

А) Пенсионный фонд РФ

Б) Негосударственный пенсионный фонд

В) Страховая компания

Г) Все вышеперечисленные организации

19. В какой пенсионной системе ставка, по которой в стране взимаются пенсионные взносы, влияет на размер пенсии?

А) Только в накопительной

Б) Только в солидарной

В) Как в солидарной, так и в накопительной

Г) Ни в солидарной, ни в накопительной

20. Как лучше инвестировать пенсионные накопления?

А) Отложив момент инвестирования на момент выхода на пенсию

Б) С минимальным риском, чтобы обеспечить надежность инвестиций

В) Поддерживая риск на приемлемом уровне за счет диверсификации

Г) С максимальным риском, чтобы обеспечить высокий доход

21. Какой из нижеперечисленных видов налога является прямым?

Б) Земельный налог

В) Налог на добавленную стоимость

Г) Таможенная пошлина

22. Светлана получила от своей компании награду как «Лучший работник года» — путёвку в пансионат. По какой ставке облагается соответствующий доход, полученный Светланой?

А) 0% Б) 9% В) 13% Г) 30%

23. До какой даты нужно подавать налоговую декларацию для указания дохода от продажи имущества?

А) 31 декабря текущего года

Б) 30 апреля последующего года

В) 15 июля последующего года

Г) Ограничения по дате отсутствуют

24. Где мошенники могут скопировать данные с банковской карты?

А) В банкомате через скиммер

Б) При оплате через платежный терминал в торговой точке

В) При покупке через Интернет-магазин

Г) Во всех вышеперечисленных ситуациях

25. Что из нижеперечисленного является наиболее вероятным признаком финансовой пирамиды?

А) В прошлые годы финансовая компания сумела заработать для клиентов высокий доход

Б) Компания инвестирует в высокодоходные финансовые инструменты

В) Основатель компании — иностранный гражданин

Г) Компания гарантирует доход выше уровня банковских депозитов

Тест с ответами: “Финансовая грамотность”

1. Финансовую защиту благосостояния семьи обеспечивает капитал:
а) резервный +
б) текущий
в) инвестиционный

2. В соответствии с законом о страховании вкладчик получит право на возмещение по своим вкладам в банке в случае:
а) потери доверия к банку у населения
б) отзыва у банка лицензии +
в) повышения инфляции

3. Инфляция:
а) повышение заработной платы бюджетникам
б) повышение покупательной способности денег
в) снижение покупательной способности денег +

4. Кредит, выдаваемый под залог объекта, который приобретается (земельный участок, дом, квартира), называется:
а) ипотечный +
б) потребительский
в) целевой

5. Счет до востребования с минимальной процентной ставкой, то есть текущий счет, открывается для карты:
а) кредитной
б) дебетовой с овердрафтом
в) дебетовой +

6. Фондовый рынок – это место, где:
а) продаются и покупаются строительные материалы
б) продаются и покупаются ценные бумаги +
в) продаются и покупаются продукты питания

7. Биржа – это место, где:
а) продаются и покупаются автомобили
б) продаются и покупаются ценные бумаги
в) место заключения сделок между покупателями и продавцами +

8. Страховые выплаты компенсируются в случае:
а) материального ущерба +
б) морального ущерба
в) желания страхователя получить прибыль

9. Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) добавочная
б) второстепенная
в) базовая +

10. Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) главная
б) накопительная +
в) дополнительная

11. Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) страховая +
б) единоразовая
в) основная

12. Дисконт:
а) доход
б) скидка +
в) надбавка

13. Неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.) называется:
а) дефолт +
б) коллапс
в) девальвация

14. Такие обязательства как: банковский кредит, долги друзьям, алименты, квартплата, относят к:
а) активам
б) накоплениям
в) пассивам +

15. Процент, который начисляется на первоначальную сумму депозита в банке, называется:
а) простой +
б) средний
в) сложный

16. Сумма, которую банк берет за свои услуги по выдаче кредита и его обслуживанию, называется:
а) ремиссия
б) комиссия +
в) процент

17. Векселя и облигации относятся к бумагам:
а) дарственным
б) долевым
в) долговым +

18. Вчера курс евро составлял 85,6 рубля, а сегодня – 86,1 рублей. Как изменился курс рубля по отношению к евро:
а) увеличился
б) уменьшился +
в) не изменился

19. Если человек является грамотным в сфере финансов, то в отношении своих доходов он будет вести себя следующим образом:
а) будет стараться израсходовать все свои доходы
б) будет стараться больше покупать как можно больше товаров и услуг
в) будет сберегать часть своего дохода +

20. Вы приобретете мобильный телефон компании S в салоне связи P в кредит. Кому Вы должны будете выплачивать кредит:
а) производителю телефона – компании S
б) коммерческому банку +
в) салону связи P

21. Вы решили оплатить покупку билета на самолёт через Интернет с помощью банковской карты. Потребуется ли Вам для оплаты покупки вводить ПИН-код:
а) не потребуется +
б) да, если на карте не обозначен код CVV2/CVC2
в) да, если интернет-магазин обслуживает тот же банк, что является эмитентом карты покупателя

22. Какую сумму получит клиент банка через 1 год, если он сделал вклад в размере 100000 рублей под 12 % годовых:
а) 101200 рублей
б) 112000 рублей +
в) 120000 рублей

23. Сколько денежных средств потребуется для ремонта помещения площадью 60 кв.м, если на аналогичное помещение площадью 20 кв.м. потребовалось 35000 рублей:
а) 180000 рублей
б) 70000 рублей
в) 105000 рублей +

24. Какова максимальная сумма страховых выплат АСВ для вкладчиков, в случае прекращения деятельности банка:
а) 500 000 рублей
б) 1 400 000 рублей +
в) 700 000 рублей

25. Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:
а) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку
б) не буду смотреть, потому что это бесполезно
в) на полную стоимость кредита +

26. Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:
а) не буду смотреть, потому что это бесполезно
б) на величину процентной ставки +
в) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку

27. Выберите подходящее на ваш взгляд описание такого инструмента защиты как страхование:
а) это «финансовый зонтик», который поможет в непредвиденных ситуациях – потеря работы, порча имущества, проблемы со здоровьем и т.д.+
б) это пустая трата денег, со мной всё будет хорошо
в) это для богатых, а у меня нечего страховать

28. При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного бюджета:
а) от 15 000 до 30 000 рублей в месяц
б) более 100 000 рублей в месяц
в) независимо от уровня дохода +

29. Представьте, что в предстоящие 5 лет цены на товары и услуги, которые вы обычно покупаете, увеличатся вдвое. Если ваш доход тоже увеличится вдвое, вы сможете купить меньше, больше или столько же товаров и услуг как и сегодня:
а) столько же +
б) больше
в) меньше

30. Представьте, что вы хотите взять в долг 100 000 рублей. Вам предложили деньги или на условиях возврата через год 125 000 рублей, или на условиях возврата через год 100 000 рублей плюс 20 % от суммы долга. Какое из предложений дешевле:
а) первое
б) второе +
в) одинаковы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

рабочая программа внеурояной деятельности 10-11 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Содержание программу внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика», «обществознание» и «экономика». Занятия содержат  игры,  делов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс

Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...