Урок по обществознанию в 5 классе по теме "Образование"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Тихоновецкая Людмила Анатольевна

Конспект урока содержит технологическую карту и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku1.pptx2.68 МБ
Файл tehn_karta_5_obshch.docx290.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА

Слайд 2

Образование в жизни человека Урок обществознания в 5 классе Учитель: Тихоновецкая Л.А.

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Какова роль образования в жизни человека ?

Слайд 4

Что делает школа Школа (2010–2011) Школа (2011–2012) Школа (2012–2013) Учит 66% 86% 96% Воспитывает 24% 32% 37% Развивает способности 39% 44% 56% Раскрывает таланты 10% 21% 45%

Слайд 5

ШКОЛА – у чебное заведение , которое осуществляет общее образование и воспитание . ОБРАЗОВАНИЕ - это получение знаний, умений , навыков.

Слайд 6

Закон об образовании 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Слайд 7

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ Основное общее Начальное Дошкольное Среднее общее Среднее специальное Высшее

Слайд 9

ПРОБЛЕМА Какова роль образования в жизни человека ?

Слайд 10

СПАСИБО ЗА УРОК



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе в соответствии с ФГОС

Авторы,  разработчики:

Тихоновецкая Людмила Анатольевна

Предмет

обществознание

Класс

5 класс

Тип урока

комбинированный урок 

Технология построения урока

метод проектной деятельности

Тема

Образование в жизни человека

Цель

Создать условия для формирования представлений о значении школьного образования в жизни человека

Задачи

 - Научиться находить нужную социальную информацию разного типа; объяснять роль образования в жизни человека; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека.

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения.

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

Основные термины, понятия

Образование, закон об образовании, ступени образования

Задачи:

1.Образовательные: организовать работу  учащихся с понятием, показать роль образования в жизни каждого отдельного человека и общества в целом;

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение образования в жизни человека, формировать нравственную культуру, воспитывать чувство ответственности.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать диаграмму, работать с дополнительной литературой (словарь), объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и чувства долга, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к учебному труду.

Планируемые результаты:

  • предметные: уметь объяснять значение понятий по теме; описывать ступени образования в РФ, описывать систему общего школьного образования; характеризовать учебу как основной труд школьника
  • метапредметные: уметь определять цель учебной деятельности при изучении темы, работать по плану, владеть устной речью, строить монологическое высказывание о роли образования; анализировать и сравнивать образование в прошлом и в наше время; развить умение работы с текстом учебника и документов, использовать полученную информацию на практике.
  • личностные: уметь выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений и свой опыт, понимать необходимость учения, выраженную в положительном отношении к учебному процессу.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная (общеклассная);

- групповая

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для  возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются их самостоятельно формулировать

Личностные: понимает необходимость учения выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и представлении социального способа оценки знаний

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

2. Актуализация знаний

организует беседу по вопросам:

аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют проблемный вопрос

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

На данном этапе учитель консультирует, задает наводящие вопросы.

Задание 1.  “Словарь”  “Найти в словаре определения понятий школа, образование, наиболее точно соответствующих нашей сегодняшней теме урока”.

Задание 2 Закон об образовании. Из четырех документов, разных по содержанию и по назначению, находят нужный

Задание 3. Ступеньки образования. Расположить ступени образования в соответствии с законом об образовании.

Задание 4. Обложка.  

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Работа с документом, ответы на вопросы

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга.

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации,

выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

4. Итоги урока.

Задает вопросы для повторения и закрепления основных понятий темы

представление результата деятельности - проекта

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

5. Рефлексия.

Организует работу над проблемой урока

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

я понял, что…

теперь я могу…

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга

6. Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задания

Конспект урока по теме «Образование в жизни человека»

1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята.

2. Мотивация к учебной деятельности. Наша работа на уроке будет проходить в группах.  Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и  пожелаем друг другу  удачи.

Работая в группе, вы должны соблюдать определенные правила:

1. Слушай, что говорят другие.

2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3. Говори спокойно ясно, только по делу.

4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

3. Актуализация знаний.  Чтобы выяснить о чём мы с вами сегодня будем говорить, я вам предлагаю разгадать ребус. (Задание на слайде) (ответы детей) Правильно о школе и об образовании.

Мы продолжим с вами тему «Образование в жизни человека».

Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные впустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личности старт? Поговорим об этом на нашем уроках. Ребята, по окончанию урока, мы должны ответить на вопрос «Какова роль образования в жизни человека?» 

А сейчас я вам предлагаю поработать с таблицей

- проанализируйте с помощью таблицы,  какие изменения происходят в школах с каждым годом?

-как вам школа помогает раскрыть способности?

-как и где проявляют таланты наши ученики?

Анализируем информацию, которую вы получили.

Что делает школа

Школа (2010–2011)

Школа (2011–2012)

Школа (2012–2013)

Учит

66%

86%

96%

Воспитывает

24%

32%

37%

Развивает способности

39%

44%

56%

Раскрывает таланты

10%

21%

45%

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Ребята,   что вам необходимо, чтобы вы получали знания?  Конечно, книга. Представьте, что вы издатели  и вам на уроке  нужно создать книгу, связанную с темой урока. Мы познакомились с понятиями школа, образования, ступенями школьного образования.  У вас на партах лежат листы, на которых вы будете выполнять задания.  Будьте внимательны, слушайте учителя и организованно работайте в группе. Итак, мы  начинаем.

Первое задание  1) “Словарь».  Перед вами определения «школы» и «образования». Вам необходимо ознакомиться с ними, выбрать одно, наиболее значимое для вас и вклеить в первый листок. На это задание вам 3 минуты.

(Учащиеся проговаривают вслух определение понятия и наклеивают и озвучивают на лист  определения понятий образование).

2) Закон об образовании. Мы с вами говорили, что в нашей стране образование осуществляется на основе ФЗ «Об образовании». Перед вами четыре документа, разные по содержанию и по назначению. Ваша задача найти закон и вклеить его на страницу. Таким образом, у нас одна страничка будет готова. На это задание вам 3 минуты.

Физминутка . Ребята, сейчас небольшая переменка. Я вам задам загадки.

(если ответ связан со школой — похлопаем, если нет - потопаем)

Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит. (звонок)

Все время стучат,

Не велят нам скучать.

Все время – идут.

А с места не сойдут.    (часы)

В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка - загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет...    (дневник)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка)

Я летаю, я порхаю,
На цветок похожая.
Я красивая такая,
Милая, пригожая! (бабочка)

В руках учителя растаял.
На школьной доске следы оставил. ( мел)

Молодцы. Вы очень внимательны. Продолжаем работу.  Человек начинает учиться с детства, и этот процесс охватывает всю жизнь. Существуют определенные ступени образования.

3. Ступеньки образования . На основе Закона «Об образовании» запишите в квадратики ступени образования. На выполнение этого задания 5 минут.

На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас? Какие ступени у вас впереди?

4. Начался учебный год, 

В школу ученик идет. 

Должен он примерным стать 

И ряд правил соблюдать. 

О чем стихотворение? Правильно о правилах поведения, без которых в школе не обойтись. Ваша задача, в течение 5-7 минут написать правила поведения для школьников. Время пошло.

5. Молодцы. Ребята, книга у нас уже почти готова. Что нам ещё не хватает. Конечно, обложки. У вас на партах в конверте находятся иллюстрации. Выберите для своей книги те иллюстрации, которые соответствуют вашей книге и наклейте на лист. Вы должны объяснить, почему вы выбрали именно эти картинки.  На это задание вам 3-5 минут.

Ответы детей

Ребята, помните в начале урока перед вами был поставлен вопрос «Какова роль образования в жизни человека». Давайте ответим на этот вопрос. Сейчас в подтверждении ваших слов давайте послушаем песенку.

Молодцы. Наш урок заканчивается, давайте подведем итог, начиная словами «Я узнал ...»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/273/278879/6/img4.jpg

процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, а так же совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения.

обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

организованный процесс целенаправленных передачи и приобретения систематизированных знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей.  

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

 процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [

ШКОЛА ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1576786/pub_5d6250cc04af1f00aeac1fa9_5d62510644742600adc1db66/scale_1200

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

КНИГА

                                                                          СОСТАВИТЕЛИ:

Самоанализ открытого урока обществознания.

Класс: 5

Дата проведения урока: 03.12.2019

Тема урока: «Образование в жизни человека».

При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывала уровень обученности и реальные учебные возможности детей.

Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опиралась на возрастные особенности обучающихся, выбирала и тип урока. Исходя из места урока в системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – комбинированный, форма урока – групповая, технология – метод проектов.

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с понятием образование, выяснить роль образования в жизни человека, в жизни общества.

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием, показать роль образования в жизни каждого отдельного человека и общества в целом;

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, воспитывать чувство ответственности.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, работать с дополнительной литературой (словарь), объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и чувства долга, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к учебному труду.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

- фронтальная (общеклассная);

Групповая

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Основной используемый подход к реализации цели – личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учётом биологических возможностей и социальных условий.

Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом: урок состоял из нескольких, логически связанных между собой этапов.

1. Мотивация к учебной деятельности.  На мой взгляд, на этом этапе  были обеспечены: доброжелательная обстановка, психологический настрой на предстоящее общение.

2. Актуализация знаний. На данном этапе шла подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Для формирования надпредметной компетенции не была названа тема урока, учащиеся смогли её сами сформулировать. Совместно с учителем учащиеся сформулировали и цели урока.

3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. На этом этапе использовались приёмы, усиливающие восприятие изученного  материала: анализ, обобщение, учебной презентацией, учебником, обращение к социальному опыту учащихся. Работа над проектом строилось в форме совместной деятельности учеников, учеников и учителя.

4.Подведение итогов результативности учебной деятельности учеников и класса в целом.

5.Информирование о домашнем задании. Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается творческое задание (по выбору) .

На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный, .

Использовала технологии деятельностного типа:

Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.);

Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения)

Метод проектной деятельности. (работа состояла из 4 этапов, продукт – книга)

Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.

Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала.

Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.

Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...