Трудовые традиции в русском народном и прфессиональном искусстве
методическая разработка по обществознанию (5 класс)

Галина Мильчакова

внеклассное интегрированное занятие по обществознанию, истории, музыке, искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного интегрированного занятия по музыке, искусству, обществознанию, истории

Учитель: Мильчакова Г.С.

МКОУ «Дреневская ОШ» Красносельского района Костромской области

Тема: «Трудовые традиции в русском народном и профессиональном искусстве»

Цель: Познакомиться с трудовыми традициями русского народа через русский народный фольклор и профессиональное творчество художника Венецианова А.Г.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация «Трудовые традиции в русском народном и профессиональном искусстве»

Эпиграф к занятию «Чтобы правильно понимать настоящее и будущее, надо знать прошлое»

 Ведущий: В крестьянском быту жизнь человека развивалась циклично – рождение, детство, отрочество, юность, семья. То же наблюдалось и в ежегодной повторяемости времён года и соответственно – сезонных сельскохозяйственных работ. Каждое значительное событие или новый цикл жизни человека и окружающей его природы вызывало необходимость действий, которые в связи с их регулярной повторяемостью совершались в привычном, освящённым вековым обычаем составе и традиционном порядке, и последовательности.

1 ученик: Утро начинается!

                 Потягушечки,
                 Растягушечки,
                 Потянушечки,
                 Вырастушечки!
                 Вырастайте ножки -
                 Бегать по дорожке,
                Вырастайте ручки -
                Доставать до тучки,
                Дождь из тучи выжимать,
                Огород наш поливать!

(Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»). Слайд 2.

Ведущий: Одним из первых к исследованию и описанию сельского быта в конце XIX века обратился русский художник Алексей Гаврилович Венецианов.

2 ученик: Основателем русского бытового жанра по праву можно считать именно Алексея Венецианова, который он возвел в ранг полноценного вида живописи. Венецианов не только отдал дань идеальным представлениям о должном, не только демократизировал тематику, обратившись к «презренному» крестьянству, в котором он увидел человеческое достоинство, но определил собой целую эпоху нового реалистического искусства. 

Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. В юности служил чертежником, занимался рисованием и живописью самостоятельно.

Приехав в 1802 году из Москвы в Петербург, некоторое время учился у Боровиковского, много копировал в Эрмитаже. В начале своей художественной карьеры Венецианов успешно работал в области сатирической графики, издавал журналы карикатур.

В 1811 за «Автопортрет» (ГРМ) признан назначенным в академики, в том же году за программу «Портрет К.И.Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств (ГРМ) удостоен звания академика. Во время Отечественной войны 1812 года исполнил сатирические листы.

В 1815 приобрел имение в Тверской губернии, куда в 1819 году переехал из Петербурга «оставив службу для того, чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры».

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Алексей Венецианов погиб  16 декабря 1847 года в результате несчастного случая на дороге и был похоронен на кладбище деревни Дубровское (впоследствии переименованное в Венецианово) в Тверской области.

3 ученик: Картина «Крестьянка с крынкой молока» написана в 1820 году. Такое полотно привлекает к себе внимание, так и хочется поближе рассмотреть лицо, узнать, куда направлен этот задумчивый взгляд. То, с какой живостью, и с каким проникновением изображен портрет, потрясает до глубины души. Простота человеческого лица, отражение естественной, природной красоты. Видно, что, не смотря на свою хрупкость, здесь таится сила. Скромность дополняется прирожденным благородством души. Эта девушка прекрасна. Ее красота проступает на полотне ярко, проникновенно, заставляя всматриваться в глубину и видеть истинную, моральную красоту.

Ведущий: Общечеловеческие заботы, тревоги выражены в ежедневных занятиях крестьян.

4 ученик: Коровушка - буренушка,

                  Встает она до солнышка,

                  Травку в полюшке жует,

                  Молочко домой несет!

                 Девочкам и мальчикам -

                 Всем нальет в стаканчики:

                "Пейте, пейте, пейте,

                 И еще налейте!"

(Звучит народная песня «Уж как я ль свою коровушку люблю») Слайд 3.

5 ученик: В картине «Девушка с телёнком» художник отмечает неуловимое движение в ее облике: фигура едва заметно развернута влево, голова наклонена чуть вправо, но глаза смотрят вновь немного левее. Трудно распознать в этом какие-то колебания души, характера девушки. Скорее так проявляют себя некие безотчетные природные движения, говорящие о чистоте, незамутненности ее минутной задумчивости. И вот неочевидный оттенок формы уже приоткрывает нам и некоторые черты образа, и меру его художественной глубины. Композиция картины постепенно «проявляется». В частности, предметное действие руки обнаруживает в своем изображении условный жест отстранения, замкнутости персонажа в своем состоянии. И в то же время притягивает внимание сама форма руки: ее силуэт, сложная моделировка объема с помощью тончайших сопоставлений теплых и холодных цветов.
На темном абстрактном фоне начинают отчетливо звучать основные краски колорита: сдержанно-теплые красноватые цвета головного убора и сарафана, а также более холодные в свету бледно-оливковые оттенки рубашки. И, наконец, лицо: пепельно-серебристое в тенях, с холодными бледно-розовыми озарениями широкого лба и с более теплым, персиковым румянцем щек. Во всём новом русском искусстве трудно найти аналогию столь сложной цветовой гармонии, сочетающей в своем образе лирическую нежность и духовную отстраненность. Но такую аналогию мы, безусловно, встретим в древнерусской иконе. И это удивительное художественное достижение Алексея Венецианова.

Ведущий: О тяжёлом крестьянском труде – севе есть немало русских народных песен.

6 ученик: Я на камушке сижу,

                 И топор в руках держу,

                 Ой ли, ой люли,

                 Я топор в руках держу.

                 Я топор в руках держу,

                 И все колышки тешу,

                 Ой ли, ой люли,

                 Вот я колышки тешу.

                Я все колышки тешу,

                Изгородь горожу,

                Ой ли, ой люли,

                Изгородь горожу.

                Изгородь горожу,

                Я капусту сажу,

                Ой ли, ой люли,

                Я капусту сажу.

                Я капусту сажу,

               Да все беленькую

               Ой ли, ой люли,

               Да все беленькую.

               Да все беленькую,

               Да кочаненькую,

               Ой ли, ой люли,

               Да кочаненькую.

7 ученик: Картина «Гумно» создана в то время, когда Алексей Венецианов все свои работы посвящал жизни и быту крестьян. Три года он наносил мазок за мазком, передавая точность и совершенство каждой линии. Само помещение выглядит настолько реалистичным, что кажется, сейчас кто-то войдет в дверь, которую мы видим вдалеке. Но на фоне идеально изображенного помещения мы видим сжатые, не совсем похожие фигурки людей. Они не выглядят живыми, слишком сухи и неподвижны. Их глаза остановились, они не предают тихую грусть или задумчивость. Но, не смотря на этот недостаток, реальность помещения и мастерски отраженный свет перекрывают этот недостаток полотна. Слайд 4.

8 ученик: Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, около которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубила и не изуродовала. Какая будущность ждет ребенка? Об этом задумываешься, глядя на него. Он повторит путь своих дедов и отцов, не более. А кто знает, какие таланты кроются в нем?  

(Звучит русская народная песня «Во кузнице») Слайд 5.

9 ученик:  Три картины Венецианова  «На пашне», «Жатва» и «Сенокос» искусствоведы относят к триптиху, посвящённому календарному периоду работ. Название первой картины Алексея Венецианова менялось со временем. Сперва холст назывался «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей» и, наконец, «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих полотен из серии «Времена года», в которую была включена и картина «На пашне. Весна».

Современники корили художника многократно за чрезмерную простоту и жизненность натуры, а потомки — за качество противоположное: за идеализацию. Черты украшательства видели в том, что женщина на пашне показана в нарядном сарафане.

В картине Алексея Венецианова пейзаж играет важнейшую роль в создании возвышенно-аллегорического образа весны. Лирический русский пейзаж создает особое настроение. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне образуют природную гармонию. Краски легки и прозрачны. Настоящая весна!

Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Венецианов создает некий поэтизированный образ, подчеркивая сходство своей героини с античной богиней. Масштабное несоответствие женской фигуры и лошадей, которых она с легкостью ведёт по пашне, усиливает впечатление. Этот полуфантастический образ органично вписывается в реалистический пейзаж. День ясен и тепел. Поля просторны. Ход женщины нетороплив. Она идет босиком, что имеет сакральный смысл. Земля божественно плодородна, на нее нельзя ступать сапожищами, к ней надо относиться с любовью, только тогда она даст урожай. Сама молодая женщина - живое олицетворение весны и плодородия - с нежностью смотрит на своего малыша, играющего незамысловатыми желтыми и синими цветами. Земное и божественное сливаются в единое целое. 

Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определённое замкнутое пространство. Тем самым художник на картине «На пашне. Весна» показывает извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времен года, но вечна природа. Об этом и русская народная песня «Уж мы сеяли, сеяли ленок».

(Звучит русская народная песня «Уж мы сеяли, сеяли ленок») Слайд 6.

10 ученик: Пейзаж на картине Алексея Венецианова «Жатва» задает торжественную тональность всему полотну. Чтобы не оставить главную героиню во власти обыденного мотива, полноправно и естественно сопоставить ее с землей и небом, художник прибегает к специальному приему: сажает крестьянку на высокий помост, будто возвышает ее над будничной повседневностью. Теперь искомое найдено: соотношение огромного неба и бескрайней земли, соотнесение жизни человека и бытия природы обрело равновесие. Неразрывная слитность воплощена с редкой пластической обобщенностью. Эта обобщенность рождает ощущение подлинной монументальности. Когда смотришь на репродукцию картины, невозможно поверить, что ее размеры составляют всего-навсего шестьдесят см по высоте и менее пятидесяти по ширине.

Для него это не копия, а живая правда действительности, правда воплощения идеи, а не факта.

При всём желании и стремлении к натуральности, художник понял, что имитация красок природы невозможна. Художник не в силах передать все существующее в природе многообразие цветов, увеличенное к тому же работой света. Но Венецианов досконально изучил возможности собственной, венециановской палитры. Живописец ставит перед собой главную задачу — на свой индивидуальный язык перевести реальное многообразие красок природы, увидеть точный цвет натуры и внедрить его в живописный язык. Слайд 6.

Ведущий: О другом занятии, которое было более популярным в зимнее время, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Стригли, щипали, а после чесали,

чисто, пушисто к доске привязали. (прядение)

(Звучит русская народная песня «Пряха») Слайд 7.

Ведущий: В летнее время года много времени крестьяне проводили в своих огородах и садах. Работы эти считались более лёгкими по сравнению с полевыми, а поэтому и песни звучали веселее.

(Звучит русская народная песня «У меня ль во садочке») Слайд 8.

11 ученик: Работа «Крестьянка Тверской губернии» – одновременно портрет конкретного лица и изображение обобщенного крестьянского типа. Венецианов писал крестьян, которых хорошо знал, но предпочитал встречающиеся среди русского народа северных губерний «правильные, строгие лица», напоминающие античные. Сдержанность и вместе с тем яркость цветового решения: белая рубаха, темно-красные повойник – головной убор  замужних женщин, его носили в будни, тогда когда в праздники  надевали кокошники; сарафан и зеленая листва, – все это подчеркивает жизненную достоверность образа. Картина относится к позднему периоду творчества Венецианова. Отличие от более ранних изображений крестьянок в большей проработанности деталей, едва уловимой сюжетности происходящего (молодая женщина опирается на изгородь, ожидая какой-то встречи).

12 ученик: Крестьянская жизнь во многом зависела от урожая на крестьянском поле, от урожая леса и реки. Об этом можно услышать в пословицах: «Что потопаешь, то и полопаешь». Об этом сочиняли и потешки - просьбы к богу об урожае.

                  Божья коровушка,
                 Полети на облышко,
                 Принеси нам с неба,
                 Чтобы было летом:
                 В огороде бобы,
                 В лесу ягоды, грибы,
                 В роднике водица,
                 Во поле пшеница.

(Звучит русская народная песня «Ходила младёшенька по борочку») Слайд 9.

13 ученик: Картина «Крестьянские дети в поле» написана Венециановым А.Г. в 1810 году. Крестьянские дети с малых лет начинали трудиться. На этой картине художник изобразил троих детей - мальчика, который присматривает за скотом в поле и двух девочек, возвращающихся из леса. Детей окружает тёплая природная атмосфера, рядом спит собака и овца с ягнёнком, чуть поодаль – коровы пощипывают траву, в шапке у камня дремлет несмышлёный щенок. Девочки угощают брата собранными с утра ягодами. Дети одеты в простую одежду - длинные, подпоясанные рубашки, на ногах лапти, на голове у девочек косынки.

14 ученик: Приготовление еды, выпечка хлеба, уборка дома так же были обыденным делом в деревне. Об этом и в песнях и в детских потешках.

                    Как на Ваньки именины
                    Испекли пирог из глины
                    Вот такой вышины!
                    Вот такой ширины!
                    Каравай-каравай,
                    Кого хочешь выбирай!
                    А потом с округи всей
                   Приглашай на пир гусей! 

И русская народная песня, и потешка с лёгким юмором. Может, именно поэтому, девушка на картине художника Венецианова, не смотря на усталость, смотрит на мир с некоей долей лукавинки.

15 ученик: Портрет «Девочка с гармошкой» написан А. Г. Венециановым в 1840 году. На полотне изображена девочка-подросток. Её одежда проста и неброска, волосы убраны под клетчатую косынку. В руках у девочки гармошка - очень старая на вид. Её взгляд лукаво смотрит по сторонам, в нём сокрыты смешанные чувства. Слайд 10.

Ведущий: Жизнь крестьян в картинах Алексея Гавриловича Венецианова преподана в связи с природой, без которой она не мыслится. Жанр у Венецианова приобретает поэтический характер. Пластические свойства венециановской живописи отличались, с одной стороны, большей привязанностью к натуре, утрачивающей условность классицизма или романтизма, с другой – почти эскизным письмом, в чем - то предугадывающем будущие достижения импрессионизма.

Своеобразный поэтический реализм, сосуществовавший в творчестве Венецианова с некоторой сентиментальностью, был прорывов в будущее, которые продолжили его многочисленные ученики и последователи.

В обучении художническому мастерству Венецианов пренебрегал академической системой, приучая видеть жизнь через окружающий предметный мир. Работа с натурой стала главным принципом его педагогической системы. Школа Венецианова – удивительнейшее и прекрасное явление в русской живописи.

Основав школу в Сафонкове, обучал живописи «по принятой им методе». Учениками были молодые люди, которых художник «по бедности их» брал на свое содержание, и крепостные. Среди учеников и последователей художника, составивших целое направление в русском искусстве, известное как школа Венецианова – Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Сергей Зарянко, Евграф Крендовский, Лавр Плахов, Капитон Зеленцов и многие другие.

В фольклорном творчестве русского народа отражение старого быта русского народа. Более того, они сами были органической частью этого быта. Общечеловеческие заботы, тревоги, радости выражены в нём в формах старого быта, о которых сейчас помнит только самое старшее поколение. Поэтому для понимания многих особенностей русской народной песни, фольклора нужно знать, что из себя представлял собой этот старый традиционный быт народа, чем он отличался от нашего и какую роль играл в нём фольклор. Творчество художника Венецианова А.Г.,как нельзя лучше, позволяет почувствовать крестьянскую жизнь и её особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.

Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....

Декоративно прикладное искусство - один из компонентов комплексного изучения русской народной культуры в детской школе искусств «Этнос».

Культура современного общества сложна и многообразна. Ее особенности - это всеобщая унификация человеческой индивидуальности, повсеместное распространение, стирание национальных и территориальных гран...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

"Русское народное декоративно-прикладное искусство" Презентация

Презентация о русских народных промыслах....

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...