Главные вкладки

    Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рынок труда и занятость населения"
    план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

    Тарасова Евгения Викторовна

    Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рунок труда и занятость населения"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока "Рынок труда и занятость населения"

    Цели:

    • Знать требования к современному работнику в условиях рынка.
    • Иметь мнение по поводу самоопределения в будущей профессии.
    • Представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

    Задачи:

    • Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.
    • Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».
    • Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

    Используемый УМК:  схемы в учебнике, тест по профориентации, листы бумаги.

    Ход урока

    I. Организационный момент. (2 мин)

    II. Опрос домашнего задания – параграф 10 пересказ (18 мин)

    III. Изучение нового материала.

    Учитель: Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России.

    А что вам известно о рынке труда? Что это такое?

    Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь). Тема нашего урока «Рынок труда».

    Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

    Давайте перечислим вопросы, которые мы будем разбирать на уроке.

    План урока.

    1. Особенности рынка труда.

    2. Как оплачивается труд.

    3. Профсоюзы.

    1. Особенности рынка труда.

    Учитель: На рынке труда взаимодействуют продавцы и покупатели: продавцами являются люди, которые предлагают свои способности, навыки, квалификацию. Покупателями выступают предприятия и фирмы. Нанимая человека на работу, они приобретают услуги труда, а не сам труд, который остается собственностью работника.

    Экономически активное население (рабочая сила)

    На рынке труда действует закон спроса и предложения, под влиянием которого формируется равновесная рыночная цена.

    Рассмотрим факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда.

    Учитель: Ученикам необходимо на стр. 59  в 5абзаце найти факторы, влияющие на спрос и предложение и у доски их соотнести.

    Ученики: Факторы, влияющие на спрос: объем и степень трудоемкости производства, размер потребности в рабочей силе, производительность труда, цены на другие факторы производства, величина заработной платы, спрос на товар, который производят работники.

    Факторы, влияющие на предложение: количество трудоспособного населения, величина заработной платы, общественного престижа профессии, сложности труда.

    Учитель: В случае превышения предложения над спросом наступает безработица.

    Записать в тетради понятия Безработица и безработный и их определения.

    Безработица – социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу.

    Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 65, женщины от 16 до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

    Законодательно РФ признает безработным человека, который

    Учитель: почему строго определены критерии для определения безработного?

    Ученик: потому что государство выплачивает пособие по безработице.

    Учитель: посмотрите  в дополнительном материале у вас перечислены виды безработицы, давайте их разберем.

    Основные виды безработицы

    1. Фрикционная – незанятость, возникающая в результате необходимости времени для поиска работы.

    2. Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации. (одни отрасли экономики исчезают другие отрасли появляются).

    3. Циклическая – характерна для экономического цикла. (возникает в период циклического спада, и уменьшается или исчезает в период циклического подъема)

    4. Сезонная – возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

    5. Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных работников.

    6. Скрытая – неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

    Учитель: теперь выполните задание.

    Установите соответствие между формами безработицы и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ

    ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

    А) Квалифицированный бухгалтер после перерыва в работе находится в поиске подходящей вакансии, не соглашаясь на другие предложения.

    1) фрикционная

    Б) Экономический кризис вызвал сокращение рабочих мест в металлургической отрасли.

    В) Из-за сокращения применения угля многие шахты стали нерентабельны и закрылись, а шахтеры потеряли работу.

    2) циклическая

    Г) Инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом с начальством.

    Д) Менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководством фирмы о планах развития бизнеса.

    3) стуктурная

    Е)  С апреля по октябрь население приморского региона X. Занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица.

    4) сезонная

    Ответ 123114

    2. Как оплачивается труд?

    Учитель: Цена услуг труда выражается в заработной плате.

    Учитель:  стр. 60 прочитать, что такое зарплата.

    Ученик: Заработная плата – величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей в течение определенного времени.

    Учитель: «составьте схему виды зарплаты»

    Заработная плата

    Учитель: За успешную работу, кроме основного заработка, работник может получить еще и премию – денежное или материальное поощрение за превышение количественных и качественных показателей работы, за выполнение особо важных производственных заданий, а также по итогам работы за год.

    Заработная плата

    Учитель: При повышении и понижении инфляции что произойдет с номинальной заработной платой?

    Факторы, влияющие на заработную плату:

    • Личные качества работника (состояние здоровья, природные способности, образование, квалификация, опыт работы.)
    • Внешние факторы (особенности региона, специфика отрасли, условия труда и т.д.)

    Учитель: Кто устанавливает уровень зарплаты в смешанной экономике?

    Ученик: В странах со смешанной экономикой заработная плата устанавливается работодателем, но регулирует ее минимальный уровень государство.

    Учитель: дома в тетрадь выписать 1. МРОТ: 2. Список 5 профессий, на которые спрос велик.

    3. Профсоюзы.

    Учитель: какая цель работодателей как предпринимателей?

    Ученик: увеличение прибыли при наименьших затратах.

    Учитель: поэтому складываются ситуации  ужесточения требования к работникам: увеличение рабочего дня, сокращения размера зарплаты, штрафы, экономия на охране труда.

    Для защиты прав работников были созданы профсоюзы. Первый профсоюз был создан в Англии в ХIХ в.

    Учитель: Читать что относится к задачам профсоюза. Стр. 63-64.

    Закрепление материала.

    Учитель: Прорешать задания.

    1. .  Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста

    1) прогул              2) безработица                 3) иждивенчество            4) правонарушение

    2. Верны ли следующие суждения о безработице?

    А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

    Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

    1) верно только А                         3) верны оба суждения

    2) верно только Б                         4) оба суждения неверны

    3. Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».

     Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

    http://soc.oge.sdamgia.ru/get_file?id=598

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Девушки в большей степени готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности экологической организации.

    2) Равные доли опрошенных девушек готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности профессиональных объединений.

    3) Доля тех, кто не готов безвозмездно принимать участие в деятельности ни одной общественной организации, больше среди девушек, чем среди юношей.

    4) Юноши в большей мере готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности политической партии.

    5) Равные доли юношей готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности экологических организаций.

    Ответ 34

    4. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

     Запишите цифры, под которыми они указаны.

     1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.

    2) Молодёжь страны Z имеет возможность оказывать помощь, приносить пользу в различных сферах общественной жизни.

    3) Девушек особенно волнуют проблемы защиты окружающей среды.

    4) Большинство опрошенных не готовы оказывать безвозмездную помощь.

    5) Участие в профессиональных объединениях не очень привлекательно как для юношей, так и для девушек.

    Ответ 235

    5. В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос среди жителей крупных городов России. Предлагалось назвать 2—3 наиболее престижные профессии и столько же наиболее доходных профессий. Полученные данные (в %) представлены в таблице.

    http://soc.oge.sdamgia.ru/get_file?id=618

    Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) К наиболее доходной профессии большинство опрошенных отнесли профессию банкира, служащего банка.

    2) Профессии врача и юриста одинаково престижны среди опрошенных.

    3) Профессию программиста опрошенные отнесли к последней тройке профессий по уровню дохода.

    4) В первую тройку наиболее доходных профессий опрошенные отнесли директоров, менеджеров.

    5) Деятельность предпринимателей большинство опрошенных посчитали менее доходной, чем деятельность министров.

    Ответ 13

    IV. Домашнее задание: 1. параграф 11, вопоосы 1,2,3,4

    2. пройти опросник и сделать вывод.

    Дополнительный материал.

    Основные виды безработицы

    1. Фрикционная – незанятость, возникающая в результате необходимости времени для поиска работы.

    2. Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

    3. Циклическая – характерна для экономического цикла.

    4. Сезонная – возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

    5. Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных работников.

    6. Скрытая – неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

    Установите соответствие между формами безработицы и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ

    ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

    А) Квалифицированный бухгалтер после перерыва в работе находится в поиске подходящей вакансии, не соглашаясь на другие предложения.

    1) фрикционная

    Б) Экономический кризис вызвал сокращение рабочих мест в металлургической отрасли.

    В) Из-за сокращения применения угля многие шахты стали нерентабельны и закрылись, а шахтеры потеряли работу.

    2) циклическая

    Г) Инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом с начальством.

    Д) Менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководством фирмы о планах развития бизнеса.

    3) стуктурная

    Е)  С апреля по октябрь население приморского региона X. занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица.

    4) сезонная

    Основные виды безработицы

    1. Фрикционная – незанятость, возникающая в результате необходимости времени для поиска работы.

    2. Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

    3. Циклическая – характерна для экономического цикла.

    4. Сезонная – возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

    5. Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных работников.

    6. Скрытая – неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

    Установите соответствие между формами безработицы и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ

    ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

    А) Квалифицированный бухгалтер после перерыва в работе находится в поиске подходящей вакансии, не соглашаясь на другие предложения.

    1) фрикционная

    Б) Экономический кризис вызвал сокращение рабочих мест в металлургической отрасли.

    В) Из-за сокращения применения угля многие шахты стали нерентабельны и закрылись, а шахтеры потеряли работу.

    2) циклическая

    Г) Инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом с начальством.

    Д) Менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководством фирмы о планах развития бизнеса.

    3) стуктурная

    Е)  С апреля по октябрь население приморского региона X. занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица.

    4) сезонная

    Дифференциально-диагностический опросник Климова

    Инструкция к тесту

    Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.

    Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+»,  которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».

    Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».

    Содержание теста:

    1а. Ухаживать за животными

    или

    1б. Обслуживать машины

    2а. Помогать больным людям, лечить их

    или

    2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

    За. Участвовать в оформлении книг, плакатов,  журналов

    или

    3б. Следить за состоянием и развитием растений

    4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

    или

    4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

    5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

    или

    5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

    6а. Содержать животных

    или

    6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

    7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

    или

    7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

    8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

    или

    8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

    9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

    или

    9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

    10а. Лечить животных

    или

    10б. Выполнять вычисления, расчеты

    11а. Выводить новые сорта растений

    или

    11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

    12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

    или

    12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

    13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

    или

    13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

    14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

    или

    14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

    15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

    или

    15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

    16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

    или

    16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

    17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

    или

    17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

    18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

    или

    18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

    19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

    или

    19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

    20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

    или

    20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

    Ключи к тесту:

    После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.

    После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.

    При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели  последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.

     

    Ч-Ч

    Ч-Т

    Ч-П

    Ч-3

    Ч-X

    За

    10а

    10б

    12а

    11б

    11а

    126

    13а

    14б

    14а

    13б

    15а

    15б

    16б

    17б

    16а

    19б

    17а

    18а

    19а

    20а

    20б

    18б

    +

    Сумма

    Анализ теста и интерпретация результатов

    Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:

    Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;

    Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;

    Ч-П — профессии типа «человек — природа»;

    Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;

    Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».

    Человек — Человек (Ч-Ч).

    Труд людей этой группы профессий связан с:

    • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
    • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
    • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
    • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
    • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

    Человек- Техника (Ч-Т).

    Труд людей этой группы профессий связан с:

    • преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
    • обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
    • восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
    • изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

    Человек — Природа (Ч-П).

    Труд людей этой группы профессий связан с:

    • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
    • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
    • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
    • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
    • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

    Человек — Знаковая система (Ч-З).

    Труд людей этой группы профессий связан с:

    • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
    • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
    • управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
    • составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
    • восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

    Человек — Художественный образ (Ч-Х).

    Труд людей этой группы профессий связан с:

    • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
    • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
    • с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

    "Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

    План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

    Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

    Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

    Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...

    Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".

    Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика»  имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

    Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

    Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...