Статья "Коррупция и ее отрицательное влияние на принятие решений государства в сфере экономики РФ на примере инновационной политики"
статья по обществознанию (9 класс)

Меляков Дмитрий Вениаминович

Материал статьи "Коррупция и ее отрицательное влияние на принятие решений государства в сфере экономики РФ на примере инновационной политики" может быть использован при подготовке к урокам обществознания, права, экономики  в 9-11 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melyakov_dv_korruptsiya_i_ee_otritsat_vliyanie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:


Меляков Дмитрий Вениаминович

Коррупция и ее отрицательное влияние на принятие решений государства в сфере экономики РФ на примере

инновационной политики

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб, препятствует экономическому росту и развитию общества в целом. В свете положений Указа Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» предусматривающих создание высокопроизводительных рабочих мест, увеличение инвестиций и доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте, становится актуальным вопрос подготовки специалистов, готовых осуществлять профессиональную деятельность в новых условиях. Будет невозможно достичь поставленных государством целей без понимания молодым специалистом социальной значимости своей деятельности и ее коррекции. Одним из ключевых аспектов, влияющих на мировоззрение будущего профессионала, становится формирование правовой культуры, важной составляющей которой является осознание негативного влияния коррупции не только в сфере экономики, но и в жизни всего общества. В период перехода к постиндустриальному обществу, инновации становятся тем инструментом, без которого не может обойтись ни одно государство. Россия уделяет этому вопросу большое внимание. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в частности обозначены такие задачи как развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий, а также повышение инновационной активности бизнеса. Исходя из этого, соотнесение такого социального явления, как коррупция, и инновационного развития, способствующего эффективности системы, представляется одним из вариантов работы учителя, позволяющим донести до обучающихся суть и глубину проблемы в привязке к экономическим реалиям страны.

Предлагаемая тема может использоваться в рамках курса «Обществознания» 9 класс, раздел «Право», а также в качестве материала для проведения классных часов антикоррупционной направленности.

Для раскрытия темы «Коррупция и ее отрицательное влияние на принятие решений государства в сфере экономики РФ на примере инновационной политики» важно обеспечить решение ряда задач:

обучающих: углубление и систематизация знаний в экономической сфере жизнедеятельности общества. 

развивающих: развитие у обучающихся навыков принятия эффективных решений в экономической сфере, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. воспитательных: повышение уровня экономической культуры обучающихся.

Планируемыми результатами будут: углубление и систематизация знаний об обществе в целом, отдельных сферах общественной жизни.

Можно отметить следующие личностные результаты: развитие у обучающихся способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, научиться извлекать пользу из опыта, критически относиться к негативным явлениям в жизни общества и государства; повышение уровня  правовой и экономической культуры, формирование уважительного отношения к государству.

Среди метапредметных результатов можно выделить: познавательные УУД (проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; определять критерии для сравнения фактов, явлений; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; выявлять причинно-следственные связи); коммуникативные УУД (выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации) [2].  

Предметными результатами будут: формирование системы знаний об экономике как сфере общественной жизни; обеспечение понимания целостности процессов взаимодействия экономики и политики; формирование умений давать качественные характеристики различных процессов социальной жизни; овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач; формирование уважительного отношения обучающихся к праву [4].

Первым этапом урока является мотивационно-целевой. Цель этапа: мотивация обучающихся, постановка проблемы, представление темы и целей урока. Продолжительность этапа 5 минут. Методы: мозговой штурм; объяснение преподавателя.

Учитель предлагает обучающимся вспомнить значение термина «инновация» (тема: Понятие общественного прогресса). Далее ставится задача на основе знаний в сфере экономики предположить, какие стратегические функции выполняют инновации в экономике.

Обучающиеся участвуют в мозговом штурме, предлагая варианты того, какие стратегические функции выполняют инновации в экономике. Записываются все варианты ответов.

Далее преподаватель обобщает материал, выделяя две функции.

Во-первых, инновации способствуют повышению эффективности и, следовательно, дают преимущества в конкурентной борьбе.

Во-вторых, распространение инноваций за рамки незначительного количества фирм является существенным фактором экономического роста [3].

Следующим шагом является постановка проблемы:

I. Инновации как фактор конкуренции и экономического роста.

II. Особенности инновационной деятельности и коррупционные риски.

III. Институты развития и контроль государства.

IV. Пути эффективной реализации государственной инновационной политики в контексте борьбы с коррупцией.

Вторым этапом урока является ориентационный (введение в тему). Цель этапа: осуществлять расширенный поиск информации, давать определение понятиям; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; определять критерии для сравнения фактов, явлений. Продолжительность: 7 минут. Методы: объяснение преподавателя; технология разбивки на кластеры.

Содержание. I. Инновации как фактор конкуренции и экономического роста.

Учитель говорит о том, что признаком инноваций является успешное коммерческое внедрение нового продукта, технологии, новых форм организации производства и бизнеса, методов продвижения товаров и услуг на рынок.

Неотъемлемая часть инновационной деятельности-исследования и разработки. Основа технологического прогресса  ̶  изобретение в результате прикладных научных исследований. Однако необходимо отметить, что направления прикладных разработок, их общие горизонты определяет фундаментальная наука, ее результаты нередко открывают новые направления для практики, формируют новые отрасли промышленности.

Согласно современному подходу, сама экономическая система является движущей силой технического прогресса. Механизм рыночной конкуренции заставляет предпринимателей искать и финансировать инновационную деятельность, что может им дать существенные преимущества: увеличение продаж, сокращение средних издержек, рост прибыли. Но не все так просто, только олигополии как структуры, наиболее мотивированы для проведения исследований и разработок. Плюс к этому большое влияние оказывает структура производства соответствующая определенному технологическому укладу. В мировой экономике выделяют пять технологических укладов.  

По экспертным оценкам, в настоящее время происходит формирование шестого технологического уклада, который будет связан с нано- и биотехнологиями.

Вопросы: Можем ли мы «надеется» только на «рынок»? Можем ли исключить из этой сферы государство?

Возможные ответы: В условиях рынка никто не будет заниматься социальной сферой. Не будут выделяться средства на развитие обороны. Не будет уделяться внимание формированию определенного технологического уклада.

Можно применить технологию разбивки на кластеры: Обучающимся предлагается определить какими проблемами актуализируется для России роль инновационного развития. Учитель оказывает помощь и комментирует ответы. Работа обучающихся заключается в определении актуальности затрат государства в сфере инноваций. Один из обучающихся может работать у доски, остальные работают в тетради. Термин «инновационное развитие» помещается в центр доски или тетради, от него в разные стороны рисуются линии. На конце линий необходимо разместить те проблемы, которые невозможно решить без вмешательства государства.

Возможные ответы. Обучающиеся могут назвать следующие проблемы: исчерпание возможностей экспортно-сырьевой модели экономического развития; конкуренция в условиях глобализации мировой экономики; сокращение трудоспособного населения; нежелание бизнеса финансировать фундаментальные исследования; необходимость для государства формировать инновационные механизмы, брать на себя часть рисков инновационной деятельности; вложения в человеческий капитал.  Важно, чтобы учащиеся самостоятельно характеризовали каждую из проблем. В конце работы сделать выводы [3].

Третьим этапом является содержательно-операционный. Цель этапа: определить критерии для сравнения фактов, явлений; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; выявлять причинно-следственные связи. Продолжительность: 25 минут. Методы работы: объяснение преподавателя; заполнение таблицы «Виды инноваций»; работа с правовыми источниками, взаимообучение.

Учитель сообщает, что формы государственной поддержки и стимулирования инноваций должны учитывать особенности этого вида деятельности, специфичность данного объекта воздействия. Следует познакомить обучающихся со «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Инновационная деятельность ̶  вид деятельности, связанный с трансформацией идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, только в совокупности они приводят к инновационному развитию.

По формам различают технологические, организационные и маркетинговые инновации [1].

На этапе закрепления и совершенствования приобретенных знаний  учитель предлагает обучающимся на основе ранее изученного материала дать характеристику формам инноваций (маркетинговые, технологические, организационные). Задание можно оформить в виде таблицы:

Виды инноваций

Маркетинговые инновации

Технологические,    продуктивные инновации

Под маркетинговыми инновациями могут быть обозначены изменения в дизайне и упаковке; новые методы продажи и презентации; новые ценовые стратегии. Технологические инновации  ̶  новые технологии производства; новые продукты. Организационные инновации  ̶  методы ведения бизнеса; организация рабочих мест; методы организации внешних связей [1].

Учитель задает вопрос: Что принципиально отличает новую технологию?

Обучающиеся выделяют следующие характеристики:

  • отсутствие аналогов (отечественных и зарубежных);
  • качественно новые характеристики;
  • базирование на пионерских и высоко результативных изобретениях.

Учитель говорит о том, что инновационная деятельность всегда связана с рисками, как с общеэкономическими, так и со специфическими. К общесистемным факторам рисков, которые должно минимизировать государство относятся: инфляция, налоги, кредитные ставки, бюджетное финансирование, права собственности, коррупция.

Можно ли считать коррупцию ключевой проблемой препятствующей эффективной инновационной деятельности?

Возможные ответы: Да, поскольку речь идет о бюджетных средствах, их целевом использовании. Результат внедрения инноваций напрямую связан с тем не будут ли «потеряны» те средства которые выделяет государство. При этом коррупция возможна и на уровне чиновников, распределяющих бюджетные средства, так и на уровне предприятий и его руководства.

Учитель предлагает обучающимся познакомиться с рядом статей Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Статья 7, 7.1; статья 11, 11.1; статья 13, 13.1. (Печатное издание ФЗ).

Обучающиеся комментируют и делают выводы.

Особенностью российской экономики является значительное участие государства в капитале ряда крупных хозяйствующих структур. Государство в РФ является собственником системообразующих корпораций различных сфер и отраслей, определяющих «облик» экономики. Это традиционные отрасли естественных монополий-ОАО «Газпром», «Транснефть», «РЖД» и др. Инновационные преобразования здесь идут быстрее и масштабнее, чем в других сферах. При этом создаются принципиально новые по организационно-правовой форме и целям государственные корпорации, относящиеся к классу институтов развития. Это некоммерческие организации, прибыль не является их целью. Правовой базой регулирования их деятельности является Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Они подразделяются на финансовые и нефинансовые.

Но есть трудности:

-недостаточная эффективность;

-отсутствие эффективных проектов;

-излишняя дифференциация;

-недостаточная координация со стороны государства;

-закрытость некоммерческой организации как организационно-правовой формы [1].

При изучении возможностей эффективной реализации государственной инновационной политики в контексте борьбы с коррупцией можно применить такую форму работы как взаимообучение.

Учитель говорит о том, что основными источниками и формами финансовой поддержки инноваций со стороны государства являются государственный бюджет. При этом вероятность, в частности, коррупционных рисков очень высокая.  

Вопрос: Что еще возможно сделать в рамках экономической государственной политики?

Обучающиеся работают с раздаточным материалом «Федеральные целевые программы» [1]. Задача: определить суть программы, этапы, условия реализации, недостатки, возможность контроля коррупционных рисков, реализация/успех в РФ. При наличии компьютерного класса с выходом в интернет, возможна постановка задачи самостоятельно найти материал по «Федеральным целевым программам»

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы

Цель

Финансовые ресурсы

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг. (ФЦНТП)

Развитие научно-технологического потенциала РФ в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники

Общий объем выделенных ресурсов на ее реализацию-примерно 195 млрд руб. Около 90% бюджета программы предполагается израсходовать на НИОКР

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг.

Исследование и использование космического пространства для развития народного хозяйства, науки и техники, обеспечения безопасности страны и выполнения ее международных обязательств в области космоса

Бюджет программы-486 млрд руб. Из государственного бюджета предполагается выделить 109 млрд руб. На НИОКР за весь период ее реализации будет истрачено почти 160 млрд руб. (80% бюджета программы)

Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.

Развитие научно-технического и производственного базиса с целью разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения безопасности РФ

Объем финансирования по программе составит 187 млрд руб. Из них на НИОКР будет потрачено 66 млрд руб.

Национальная технологическая база на 2007-2011 гг. (подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 гг.)

Обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции

Финансирование программы составляет более 99 млрд руб. На НИОКР предполагалось израсходовать около 36 млрд руб. (36% бюджета программы)

Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 гг.

Создание в РФ современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии

Финансирование программы предусмотрено в размере более 30 млрд руб.

Аудитория разбивается на группы по 5-6 человек. В каждой группе назначается тьютор (консультант), он знакомиться с материалом заранее. Группы работают с материалом «Федеральные целевые программы». Группы анализируют данные по предложенным критериям, также они могут расширить список. Учащиеся могут задавать вопросы тьютору, если он не может ответить на вопрос, группа должна совместно найти решение. Возникшие вопросы и сформулированные ответы фиксируются на бумаге. Каждая из групп по окончании работы озвучивает возникшие трудности и задает вопросы преподавателю.

Целью этап рефлексии является закрепление изученного материала, актуализация полученной информации. Продолжительность 8 минут. Формы работы: самоанализ, написание мини сочинения.

Учитель спрашивает: Что вы узнали? Что хотели бы узнать в рамках данной темы? Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают пожелания по заинтересовавшим их материалам.

Возможно написание мини-сочинения-рассуждения по предложенному тексту: «Когда кто-то спросил Еврикрата Анаксандра, почему спартанцы не держат деньги в общественной сокровищнице, тот ответил: «Чтобы не совращать тех, кто будет ее охранять». Плутарх. Данное задание предлагается как итоговая форма работы для закрепления изученного материала [5].

В заключении необходимо отметить, что применяемые на уроке технологии (мозговой штурм, кластер, взаимообучение и др.) создают условия для получения высокого результата в плане осмысленного усвоения обучающимися вопросов отрицательного влияния коррупции на принятие решений государства в сфере экономики, повышения уровня правовой и экономической культуры обучающихся. Выделяя аспекты значимости, необходимо отметить, что данный формат работы позволяет мотивировать обучающихся к освоению учебной программы, повышает ответственность обучающихся за свою учебу, учит самостоятельно добывать знания и осуществлять коммуникации. Ход и логика урока способствуют осознанию обучающимися реальных процессов современной экономики и политики, что позволяет говорить о новом подходе в освещении явлений, опирающемся не только на схематичные теоретические выкладки.

Список литературы

  1. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: уч. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2012.
  2. Журавлева О.Н., Федоров О.Д. Гуманитарно-аксиологический подход в изучении основ финансовой грамотности в современной школе // Преподавание истории в школе. 2017. № 2. С. 65-69.
  3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: метод. пос. – СПб.: КАРО, 2015.
  4. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / авт.-сост. Т.В. Хуртова. Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительное и отрицательное влияние компьютера на психику человека.

Эта статья была напечатана в газете. Мои рекомендации родителям....

Открытый урок по теме:"Существенные свойства и принятия решений"

учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом); учить описывать состав и возможные действия объек...

Особенности принятия решений в чрезвычайных ситуациях.

В любой ситуации, даже самой экстремальной, следует помнить, что исправление плохих последствий займет гораздо больше времени, чем некоторое раздумье перед принятием решения. Владение технологией прин...

Политика перестройки в сфере экономики

Цель урока: сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР....

Статья. Возникновение науки об управленческих решениях и роль принятия решений в управлении.

Проблема управления является актуальной во все времена, в настоящее время учеными разрабатываются всё новые и новые её аспекты. В статье описаны четыре подхода к управлению. Дан краткий исторический а...

Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...