Элективный курс по обществознанию "Трудные вопросы экзамена по обществознанию"
элективный курс по обществознанию (10 класс)

Подкидышев Александр Алексеевич

Электив для 10 класса. За основу взят учебник Боголюбова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кустарёвская средняя школа»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №8 от 26.08.2019г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

_________________

А.Г. Якунина

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________

Н.П. Цыганкова

Приказ №103 от 31.08.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2019 / 2020 учебный год

Учитель: Подкидышев Александр Алексеевич  

    высшая квалификационная категория

Элективный курс по предмету: обществознание

Название: Трудные вопросы экзамена по обществознанию

Класс: 10

Количество часов в неделю  1  за год  34

2019

I. Пояснительная записка.

  1. Сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089); примерной программы по обществознанию (базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

  1. Цели и задачи изучения данного элективного курса.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:

  • организация систематической качественной подготовки учащихся к сдаче

экзамена в форме ЕГЭ;

  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • овладение  умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

  1. Особенности класса.

10 класс является общеобразовательным и углубленного изучения обществознания в нём не предусмотрено.

  1. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, в соответствии с учебным планом школы.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ «Кустарёвская СШ» на 2019-2020 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

  1. Используемый учебно-методический комплект по учебному предмету.

Никаких УМК для преподавания данного элективного курса не предусмотрено.

  1. Формы контроля и возможные варианты его проведения.

Контроль усвоения учебного материала может осуществляться следующим образом:

- устный опрос;

- беседа;

- выполнение заданий формата ЕГЭ.

II. Планируемые результаты освоения учебного курса.

В результате изучения данного элективного курса по обществознанию ученик должен:

знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • для совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • для ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • для предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
  • для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

III. Содержание учебного курса.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Социализация индивида. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Духовная жизнь человека. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Искусство. Мораль. Право.

Экономика и экономическая наука.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Самосознание индивида и социальное поведение. Отклоняющееся поведение и его типы. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политические партии и движения. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. Человек в политической жизни.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждого раздела.

Наименование разделов

Количество часов

В том числе часы на

Контр.раб.

Практ.раб.

1

Введение

1

-

-

2

Общество и человек

10

-

-

3

Основные сферы общественной жизни

16

-

-

4

Право

5

-

-

Резерв

2

-

-

V. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение (1 час)

1

Введение

1

Раздел 2. Общество и человек (10 часов)

2

Общество: сложные вопросы содержательной линии

1

3

Алгоритм выполнения заданий с выбором ответа

1

4-5

Человек, познание: сложные вопросы в изучении тем

2

6-7

Особенности выполнения заданий с выбором ответа по темам «Человек», «Познание»

2

8

Алгоритм выполнения заданий с кратким ответом по темам «Общество», «Человек»

1

9-11

Алгоритм выполнения заданий с развёрнутым  ответом (№№21-26) по темам «Общество», «Человек»

3

Раздел 3. Основные сферы общественной жизни (16 часов)

12

Духовная культура: сложные вопросы и задания темы

1

13

Решение заданий с выбором ответа по теме «Духовная культура»

1

14

Особенности заданий на определение терминов и понятий

1

15

Решение заданий на раскрытие теоретических положений по теме «Духовная культура»

1

16-18

Решение заданий с развёрнутым ответом (№№27-29) по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура»

3

19

Социальная сфера: сложные вопросы теории

1

20

Решение заданий с выбором ответа по теме «Социальная сфера»

1

21

Решение заданий с кратким ответом по теме «Социальная сфера»

1

22-24

Решение заданий повышенной сложности по теме «Социальная сфера»

3

25

Политическая сфера: сложные вопросы теории

1

26

Решение заданий с кратким ответом, выбором ответа по теме «Политическая сфера»

1

27

Решение заданий с развёрнутым ответом по теме «Политическая сфера»

1

Раздел 4. Право (5 часов)

28

Право как особая система норм

1

29

Решение заданий с выбором ответа по теме «Право»

1

30-32

Решение заданий с развёрнутым ответом по теме «Право»

3

Резерв (2 часа)

33-34

Резервный урок

2

VI. Список литературы и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Учебники

Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2015.

Учебно-методические пособия

Баранов П.А. ЕГЭ-2014: Обществознание: 50 типовых экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Яуза-пресс, 2013.

Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тематические тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Экзамен, 2015.

Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типичные тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Экзамен, 2016.

Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2016. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен, 2016.

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию»: 10-11 классы. – Ейск, 2013.

Медиаресурсы

http://fcior.edu.ru

http://interneturok.ru/ru 

http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Биология в вопросах и ответах"

Рабочая  программа элективного курса «Биология в вопросах и ответах» для 10 класса  рассчитана а 18 часов и составлена на основании:- примерной государственной программы среднего (полного) о...

Элективный курс для 9 го класса по обществознанию "Практическое административное право"

Выбор темы предлагаемого элективного курса определяется следующим. Поскольку изучение вопросов административного права поверхностно или в излишне теоретизированной форме ведется в курсах обществознани...

Элективный курс "Чисто женские вопросы"

Курс «Чисто женские вопросы» поможет найти ответ на вопрос – о женственности и роли женщин в семье. Очень важно в потоке информации от СМИ и ответов подруг, нравоучений родителей и так далее найти рац...

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

Рабочая программа Элективного курса «Математика. Избранные вопросы» 10 класс

Данный курс адресован учащимся 10 классов. Его цель организация систематического повторения и углубления курса математики....

Рабочая программа элективного курса "Математика в вопросах и ответах" 8 класс

Элективный курс «Математика в вопросах и ответах» предназначен для учащихся 8-х классов, желающих повысить свой математический уровень, развить пространственное воображение, расширить мате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Математика: избранные вопросы»

Содержание программы курса связано с программой по предмету «Математика» и спланировано с учетом прохождения программы 10-11 класса. Программа курса предполагает изучение таких вопросов, к...