Исследовательский проект по обществознанию (9 класс)
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс)

Фурсова Анастасия Викторовна

Исследовательский проект по предемету "Обществознание" в 9 классе на тему«Исследование адаптации работающих пенсионеров к техническим и коммуникативным особенностям современного образовательного процесса» , получивший оценку "Отлично"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №67» 
города Санкт-Петербурга 
 

 

 
 
 
 

Учебно-исследовательская работа 

«Исследование адаптации работающих пенсионеров к техническим и коммуникативным особенностям современного образовательного процесса» 



 

Выполнил: 
Шишкин Александр Дмитриевич,  

ученик 9 «А» класса  

ГБОУ «Гимназия №67» 
г. Санкт-Петербурга 

 

                                                                             Руководитель: 
                                              Фурсова Анастасия Викторовна,  
                                        учитель Истории и Обществознания 
 
 
 
 







 
Санкт-Петербург, 2021


Содержание: 

Введение                                                                                                                 3 стр.

Глава 1. Материалы и методы  исследования                                                     4 стр.

Глава 2. Проведение опроса и результаты анкетирования                                4 стр.

Глава 3. Способы облегчения процесса преподавания                                      5 стр.

Заключение                                                                                                             7 стр.                                                                                      

Приложение 1                                                                                                         8 стр.

Приложение 2                                                                                                         9 стр.        
Список литературы и источников                                                                              10 стр.        







































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

С течением времени в нашу повседневную жизнь входит всё больше новых технологических средств общения. Старшая часть населения испытывает некоторые трудности в обращении с современными телефонами, компьютерами, программами. Но если большая часть людей преклонного возраста может позволить себе комфортную жизнь без гаджетов, то, пенсионеры, продолжающие преподавать в различных образовательных учреждениях вынуждены работать с новой, современной техникой. Работающие пенсионеры вынуждены изучать и использовать гораздо более сложные технические средства: например, программу «Zoom» для организации и проведения  
онлайн трансляций и конференций. Учитывая, что со временем всё большая часть образовательного процесса неизбежно будет проходить сугубо с использованием современной техники, а также, что с течением времени техника будет усложняться всё быстрее, навыки работы пенсионеров с новейшим оборудованием не должны уступать навыкам более молодых коллег-преподавателей и навыкам учащихся.
[1]

Гипотеза:

Учителя-пенсионеры испытывают трудности в обращении с современной аппаратурой, необходимой для осуществления образовательного процесса в нынешних условиях. 
 Цель:

Опираясь на результаты опроса, выяснить, какие сложности в работе с современной техникой испытывают учителя пенсионного или близкого к пенсионному возраста.

Задачи:

  1. Провести анкетирование работающих учителей-пенсионеров, а также преподавателей контрольной группы.
  2. Проанализировать результаты опроса.
  3. Выяснить, какие сложности в работе с современной техникой испытывают учителя пенсионного или близкого к пенсионному возраста.
  4. Предложить способы облегчить заданной возрастной группе учителей процесс преподавания, в том числе посредством обучения компьютерной грамотности и работе в интернете.












ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Материалы и методы:

Сбор данных проводился путем анкетирования учителей ГБОУ Гимназии №67 г. Санкт-Петербурга (Анкета размещена в Приложении №1). Все опрошенные учителя были разделены на две группы (основную и контрольную) по возрасту. В основную группу было включено 9 человек пред- и пенсионного возраста (старше 50 лет). В контрольную группу – 9 преподавателей в возрасте моложе 50 лет. Исключая учителей, в одиночку преподающих конкретные предметы, основная и контрольная группа являются однородными, то есть в обеих группах опрошенных есть равное количество преподавателей одного и того же предмета (дисциплины). Также в ходе анализа анкет было выяснено, что преподаваемый предмет (за исключением Физической Культуры) не влияет на используемые программы и навыки владения различной современной техникой. Полученные из анкет данные систематизированы и внесены в Таблицу формата Excel (Приложение №2).

Глава 2. Проведение опроса и результаты анкетирования.

Автором исследования была подготовлена анкета с вопросами, ответы на которые, как предполагалось, помогут достигнуть поставленной цели работы.
После составления, анкета была предоставлена респондентам в бумажном или электронном виде (в зависимости от желания самого респондента). Опрос был проведен в течение недели, обработка результатов опроса проводилась параллельно, по мере получения заполненных анкет.        
          Опрос показал, что средний возраст в основной группе составил ~60 (варьируется от 52 до 73) лет, в контрольной - ~38 (варьируется от 28 до 49). Также среди респондентов основной группы навыки владения современной техникой в целом и сенсорными телефонами в частности были оценены самими респондентами как 6,9/10 и 9,8/10 соответственно, в то время как в контрольной группе – 7,4/10 и 9,3/10 соответственно, что может говорить как о действительно небольшой разнице между основной и контрольной группами, так и о ложной уверенности большей части опрашиваемых основной группы в своих умениях. Безусловно, профессия учителя и необходимость в использовании современных технологий на сегодняшний день влияют на грамотность респондентов основной группы, но нельзя отрицать, что, объективно, люди более старшего возраста владеют нынешней техникой и аппаратурой на порядок хуже, чем более молодое поколение, выросшее в условиях, чуть сильнее похожих на современные, поэтому, скорее всего, опрашиваемые из основной группы хорошо овладели основами в использовании сенсорного телефона, но более новые, появившиеся недавно функции сенсорного телефона, вроде видеозвонка или использования полного спектра функций браузера всё ещё не используются респондентами основной группы по причине неосведомлённости последних. При этом из всех опрошенных только один респондент указал, что пользуется кнопочным телефоном, что лишний раз доказывает актуальность проекта.

Проанализировав дальнейшие ответы основной и контрольной группы на вопросы анкеты выяснилось, что, исключая учителей по Физической Культуре, а также опрошенного с отсутствием необходимой для ответа аппаратурой, в среднем частота использования электронной доски оценивается респондентами основной группы на 4,2/10, в то время как среди опрошенных контрольной группы – 5,7/10, что является довольно большой разницей. Учитывая однородность групп, и, как следствие, возможность пренебречь зависимостью частоты использования электронной доски от преподаваемого учителем предмета, можно сделать вывод, что наиболее вероятной причиной низкой частоты использования электронной доски является банальное неудобство в использовании для респондентов основной группы.

На удивление, исходя из ответов на следующий вопрос, оказалось, что удобство в ведении электронного дневника для основной группы в среднем было оценено как 8,4/10, когда для контрольной группы – всего 6,9/10. Скорее всего подобные результаты связаны с действительно старым дизайном электронного дневника, который является менее удобным для контрольной группы, привыкшей к более современным, практичным интерфейсам сайтов, при этом из-за отсутствия большого опыта в посещении различных сайтов, даже непрактичный дизайн электронного дневника показался респондентам старшей возрастной группы куда более удобным, чем, например, заполнение журнала с оценками учеников, в котором, в отличии от самого электронного дневника, трудно найти нужную информацию из-за количества страниц и не предусмотрена возможность исправления оценок в случае выставления неверной.

Результаты опроса показали, что во время дистанционного обучения основная группа респондентов в среднем реже пользуется программой для проведения онлайн-конференций Zoom (89% vs 100%), но чаще пользуется программой для проведения онлайн-конференций Skype (44% vs 33%), что может быть обусловлено относительной новизной программы Zoom по сравнению с программой Skype. Также основная группа респондентов в среднем в два раза чаще использует образовательную платформу Якласс, чем контрольная (44% vs 22%). Из этих данных может следовать, что учителям из основной группы удобнее преподавать ученикам предмет через уже заготовленные задания на стороннем сайте, чем давать их во время онлайн-конференций в Zoom или Skype, что, в свою очередь, говорит о неудобстве в использовании программ для проведения онлайн-конференций для респондентов основной группы. Стоит учесть, что 61% всех опрошенных упоминали плохую связь по причине нестабильного интернет-соединения в школе, но только в контрольной группе также было упомянуто про несовершенство используемых для онлайн-конференций программ. Исходя из этого, а также из упомянутой ранее большей популярности Skype относительно Zoom у основной группы опрошенных, можно сделать вывод, что в основной группе чаще используется Skype из-за того, что проводя конференции в Zoom, в котором относительно Skype присутствует объективно больше возможностей, например создания пароля и/или зала ожидания для комнат, респонденты из старшей возрастной группы чаще сталкивались с техническими трудностями, но, не зная, как с ними справится, переходили на более простую и комфортную для них, но имеющую меньший функционал и спектр возможностей для удобного преподавания программу Skype. Так, вместо более функционального и сложного Zoom, учителя из основной группы склонны выбирать менее функциональный и сложный Skype, при этом используя образовательную платформу Якласс, чтобы нивелировать отсутствующий в Skype функционал. Также различий в использовании программ и образовательных платформ во время очного обучения не между контрольной и основной группами не обнаружено.

Опрос показал, что и основная, и контрольная группы используют социальные сети и мессенджеры для общения с учениками вне учебного времени одинаково часто (44% vs 44%). Тем не менее, электронная почта пользуется большей популярностью у учителей основной группы (100% vs 89%), что в очередной раз показывает, что созданные относительно давно и изученные средства связи респонденты старшей возрастной группы используют охотнее, чем современные.

На заключительный вопрос анкеты “Да” ответила большая часть опрошенных из основной группы, чем из контрольной (67% vs 56%), что ещё раз подтверждает актуальность проекта и доказывает необходимость обучения опрашиваемых основной группы компьютерной грамотности.        
           В целом результаты опроса показали, что у большинства учителей пенсионного возраста присутствуют трудности с использованием цифровых платформ, социальных сетей и приложений, что осложняет их работу и повышает уровень стресса.        


Глава 3. Способы облегчения процесса преподавания:

  1. Проверка навыков владения современной техникой пенсионеров. Принимая во внимая, что анкетирование предполагало исключительно субъективную оценку респондентами необходимости в обучении основам использования различных программам и образовательных портала, а также возможное нежелание части учителей ходить на занятия по обучению компьютерной грамотности по ряду причин, было бы целесообразно добавить в план государственных проверок школ России пункт о непосредственной проверке навыков владения современной техникой учителей, включая преподавателей старшей возрастной группы. Данный пункт не только поможет контролировать посещение пенсионерами кружков, о которых будет сказано позднее, но и позволит определить, с какими именно проблемами, связанными с современной техникой, пенсионеры сталкиваются в процессе преподавания.
  2. Открытие кружков по обучению компьютерной грамотности пенсионеров. Исходя из опроса, большая часть пенсионеров считает нужным пройти обучение основам использования программ, необходимых для более удобного процесса преподавания для детей, поэтому можно открыть специальные школы и/или кружки по обучению компьютерной грамотности пенсионеров. Кроме того, солидная часть контрольной группы также считает, что им стоило бы пройти обучение основам обращения с программами и образовательными порталами, использующимися в процессе преподавания. Такое обучение может быть организованно как в очном, так и в удаленном формате силами учеников старших классов и, помимо непосредственной пользы в виде повышения навыков преподавателей, могло бы улучшить взаимоотношения между учениками и учителями, сделать общение более дружеским и непринужденным.
  3. Расширение осведомлённости о различных программах и образовательных порталах, используемых учителями в процессе преподавания. Судя по ответам на вопросы анкеты, подавляющее большинство всех опрошенных, включая учителей из контрольной группы пользуются всего двумя-тремя программами, что является лишь малой частью всего спектра программ, которые могут быть использованы для облегчения процесса преподавания. Упомянутые большинством респондентов программы (Word, Excel, PowerPoint) – далеко не весь список, доступный любому пользователю, поэтому правильным решением будет провести осведомительную работу для учителей любого возраста о существовании подобных программ, показать им как можно больше возможностей в обучающих инструментах.
  4. Проведение работ по обучению пенсионеров грамотному, безопасному использованию интернет-ресурсов и различных сайтов. Очевидно, что учитель, как самый обычный человек, владеет своим предметом в ограниченном объеме. Так, например, среднестатистический учитель Химии будет не в состоянии достаточно подробно рассказать про ядерную химию, а среднестатистический учитель Биологии – про симптомы редких болезней. Скорее всего, в силу изучения лишь необходимого для преподавания материала, большинство учителей, готовясь к уроку по теме, сами задаются вопросами о той или иной отрасли своего предмета, ведь невозможно знать всё. Несмотря на это, если тема действительно интересная, самому учителю захочется рассказать про неё ученикам, но многим учителям-пенсионерам не удаётся это сделать, ведь не всегда ясно, откуда брать информацию. Именно для этого помимо обучения пенсионеров основам компьютерной грамотности, есть необходимость также провести ознакомление оных с основами в использовании интернет-браузеров: поиск информации, интернет-ресурсы и т.д. Более того, стоит обучить пенсионеров безопасной работе с интернетом, ведь в наше время с интернет-мошенниками нужно быть такими же осторожным, как и с любыми другими.        



















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы завершить исследование, вернемся к его проблеме и поставленной цели. Современный образовательный процесс, как мы писали выше, почти на половину состоит из работы учителя и ученика в цифровой образовательной среде. Мы полагаем, что в будущем значение дистанционного образования вырастет еще больше, а значит, учителя старшего поколения столкнутся с большими трудностями. Поэтому чрезвычайно важно преодолеть существующие трудности, в чем наше исследование должно помочь.         
В процессе исследования мы:

- провели анкетирование как учителей-пенсионеров, так и учителей контрольной группы;

- проанализировали результаты опроса и на основе этих результатов сделал выводы;

- выявили сложности, которые могут испытывать учителя-пенсионеры в работе с современной техникой и аппаратурой;

- предложили некоторые способы облегчить заданной возрастной группе учителей процесс преподавания, в том числе посредством обучения компьютерной грамотности и работе в интернете.                

Из всего вышесказанного следует, что поставленные задачи проекта достигнуты, цель проекта  выполнена.        





























Приложение №1

 

АНКЕТА:

1. Укажите Ваш возраст        _____________

2. Какой предмет Вы преподаете?      _____________________________________

3. Как Вы в целом оцениваете свои навыки владения современной техникой и информационными ресурсами по шкале от 1 до 10?           ________________

4. Каким телефоном Вы пользуетесь?

А) Сенсорным

Б) Кнопочным

5. Как бы Вы оценили удобство в использовании сенсорного телефона по шкале от 1 до 10?        ________________ (оставить пустым, если используете кнопочный)

6. Какими программами и/или образовательными платформами Вы пользуетесь во время очного обучения? (Word, Excel, Powerpoint и т.д.)

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какими программами и/или образовательными платформами Вы пользуетесь во время дистанционного обучения? (Zoom, Skype, Якласс и т.д.)   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Насколько часто Вы используете электронную доску по шкале от 1 до 10, где 1 – почти не использую, а 10 – использую на каждом уроке?    _____________

9. При дистанционном общении с учеником вне учебного времени Вы чаще всего используете… (может быть несколько ответов)

А) Социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники и т.д.)

Б) Мессенджеры (WhatsApp, Viber и т.д.)

В) Электронную почту (Mail.ru, Yandex.ru и т.д.)

Г) Другое – _________________________________________________

10. Как бы Вы оценили удобство в ведении электронного дневника по шкале от 1 до 10?          _____________

11. С какими трудностями, связанными с техническим оборудованием/программами Вы чаще всего сталкиваетесь во время дистанционного обучения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Считаете ли Вы нужным для себя обучиться основам использования программ, перечисленных в вопросах выше?

А) Да, считаю

Б) Нет, не считаю

Приложение №2

 

Возраст

Преподаваемый предмет

Нав. вл. Техникой

Телефон

Нав. вл. тел.

Част. в исп. эл. доск.

Удоб. в вед. эл. днев.

Прогр./Обр. платф. - дист. об.

Трудн. в дист. об.

Прогр./Обр. платф. - очн. об.

Дист. общ. с уч. вне учеб. вр.

Счит. ли нужн. обуч.?

1

73

Испанский язык

6

Б

---

1

10

Z

Плохая связь

W

В

А

2

69

Математика

8

А

10

6

5

Z

Плохая связь

W, E, PP, GeoGebra, Учи.ру, СберКласс

Б, В

А

3

69

Физика, Астрономия

7

А

9

8

7

Z, Якласс, ProfiConf

Нет

W, E, PP, Stellarium, Видеоредактор

В

Б

4

59

Испанский язык

9

А

10

5

10

Z, S

Плохая связь

W, E, PP

А, Б, В

А

5

57

Английский язык

7

А

9

6

8

Z

Плохая связь

W, E, PP

Б, В

А

6

55

Химия, Биология

8

А

10

1

10

Z, S, Якласс

Плохая связь

W, E, PP

А, Б, В, Телефонные звонки

Б

7

55

Физическая культура

5

А

10

 

8

Z, S

Нет

Видеоуроки, РЭШ

Б, В

А

8

53

Начальные классы (Р, Л, М)

5

А

10

7

8

W, E, Якласс, Учи.ру

Плохая связь

W, E, PP, Якласс, Учи.ру

А, Б, В

А

9

52

Математика

8

А

10

1 - сломана

10

Z, S, Якласс

Нет

W, E, PP

А, Б, В

Б

1

49

ИКТ

5

А

7

5

8

Z, Якласс

Плохая связь

W, E, PP, Граф. Редактор

В

А

2

46

Математика

6

А

7

1

5

Z, Якласс, СдамГИА

Плохая связь

W, E, PP, Smart Notebook, Якласс, СдамГИА

А, Б

А

3

42

ИКТ

8

А

10

10

8

Z

Плохая связь

W, E, PP, Python

В

А

4

41

Английский язык

9

А

10

5

8

Z, S

Плох. св., техн. усл.

W, E, PP

А, Б, В

А

5

40

Английский язык

9

А

10

7

7

Z

Нет

W, PP

Б, В

Б

6

38

Физическая культура

5

А

10

 

8

Z, S

Нет

Видеоуроки, РЭШ

Б, В

А

7

32

География

9

А

10

9

9

Z

Лимит времени

W, E

А, Б, В

Б

8

29

История, Обществознание

7

А

10

7

6

Z, PP, РЭШ, Видеоуроки

Плох. св., техн. усл.

W, PP, РЭШ

А, В

Б

9

28

Английский язык

8

А

10

1

3

Z, S

Нет

W, E, PP, Adobe Acrobat Reader, Google docs

Б, В, Google docs

Б

Список  источников и литературы

  1. Гасанов М.А. Эмоциональный статус и сетевое благополучие пожилых людей в России // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1. – С. 521-527
  2. Дмитриева Александра Владимировна Компьютерная грамотность как инструмент социального включения пожилых людей в современное общество // ЖССА. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-gramotnost-kak-instrument-sotsialnogo-vklyucheniya-pozhilyh-lyudey-v-sovremennoe-obschestvo (дата обращения: 20.11.2021)
  3. Пожилые люди все больше интересуются Интернетом. URL: 3vozrast.ru/article/society/problem/1096 (дата обращения 08.12.2020)
  4. Россошанская А. Ю., Яшина В. С. Компьютерная грамотность как показатель информационной культуры пожилых людей // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2017. - Том 7. - № 6. - С. 937-940.
  5. Салимьянова З. Р. Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. Конф. — Уфа: Лето, 2013. — С. 214-217.
  6. Сенокосова О.В. Использование труда пенсионеров в условиях цифровой экономики России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-truda-pensionerov-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki-rossii (дата обращения: 20.11.2021)
  7. Филатов В. А., Сердюк С. А. Информационные технологии в социальной адаптации пожилых людей // ОмГТУ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sotsialnoy-adaptatsii-pozhilyh-lyudey (дата обращения: 20.11.2021)


[1] Россошанская А. Ю., Яшина В. С. Компьютерная грамотность как показатель информационной культуры пожилых людей // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2017. - Том 7. - № 6. - С. 937-940.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательский проект в 5 «б» классе «Сбереги подснежник!»

Экологический учебно-исследовательский проект  в 5 «б» классе коррекционной школы «Сбереги подснежник!»...

Темы проектов по обществознанию 8 класс

Данная разработка содержит темы проектов по обществознанию для 8 класса....

Исследовательский проект «Арктика». 7-е классы.

Исследовательское задание: исследовать  территорию Арктики, как географическую зону, биологическую среду, промышленный   регион...

Исследовательский проект по обществознанию (9 класс)

Исследовательский проект по обществознанию на тему «Исследование адаптации работающих пенсионеров к техническим и коммуникативным особенностям современного образовательного процесса»,...

исследовательский проект по биологии 6 класс

иследовательский проект по биологии...