Проблемы и пути решения повышения качества ЕГЭ по обществознанию
статья по обществознанию

Соколова Ольга Петровна

При сдаче ЕГЭ по обществознанию многие выпускники испытывают затруднения, получают невысокие баллы.  Эта проблема активно обсуждается с тех самых пор, когда ЕГЭ впервые вошел в школьную жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

учителей истории и обществознания

Тема конференции: «Современная образовательная политика: содержание, цели, задачи, механизмы реализации».

Тема доклада: «Инновационные подходы при решении проблем повышения качества ЕГЭ по обществознанию»

Докладчик:  Соколова Ольга Петровна

учитель истории

МКОУ СОШ № 24 г. Россоши

Россошанского района

 август 2020г.

В этом мире есть только один человек,

который может заставить тебя добиться успехов.

 И этот человек – ты.

Опираясь на методические рекомендации  для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019, 2020гг. Федеральным институтом педагогических технологий, на статистические данные Россошанского района, мы можем сделать вывод, что при сдаче ЕГЭ по обществознанию многие выпускники испытывают затруднения, получают невысокие баллы.  Эта проблема активно обсуждается с тех самых пор, когда ЕГЭ впервые вошел в школьную жизнь. Работает в этом  направлении и наше объединение, мы неоднократно поднимали эту проблему, предлагались пути решения повышения качества ЕГЭ.  

 Обществознание — один из самых популярных из «выборных» ЕГЭ. Его засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей.

Так почему же проблема получения невысоких баллов на ЕГЭ по обществознанию остается?

Я считаю, во –первых, среди школьников существует мнение, что обществознание — это самый простой предмет ЕГЭ, и многие выбирают его именно по этой причине. Выпускники придерживаются такой установки: например, на ЕГЭ по физике, математике или химии невозможно решить задание, если ты не знаешь предмета, а в обществознании на многие вопросы можно ответить благодаря общей эрудиции и здравому смыслу.

Доля истины в этом есть. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не 

повседневного знания. Процессы в социуме невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».

Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, которые изучаются в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только упорядочить в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.

Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания «в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.

В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.

Во –вторых, экзамен по обществознанию многие выпускники выбирают «на всякий случай», «пригодится если плохо сдам другой предмет и готовиться к нему необязательно, достаточно уроков и везения». Везение может и будет сопутствовать, если школьник, обладает небольшими знаниями по истории и интересуется социальной практикой, тогда он сможет перейти порог. Но вот сдать на результат от 60 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого результата потребуется, во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение — осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.

Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами.

Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.

И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.

И в-третьих, все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх — вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это и приводит к срывам.

Можно ли сдать экзамен на 100 баллов? Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного.

Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

  1. Использовать результаты ЕГЭ по обществознанию при  организации подготовки к экзамену за предыдущие годы.
  2. Важно добиться, чтобы задания базового уровня могли выполнить все школьники.
  3. Вести в системе исследовательскую работу с текстами, используя компетентностный подход в обучении.
  4. Использовать на уроке блочно-модульную подачу материала, обеспечивающую комплексное повторение.
  5. Регулярно проводить онлайн-тестирование и репетиционные тестирования и обеспечить открытый учёт знаний, чтобы учащийся видел динамику результатов обучения.
  6. Несмотря на то, что сложные задания выполняют в основном сильные ученики, эти задания должны использоваться в учебном процессе, коллективно обсуждаться, так как они развивают мышление школьников, способствуют формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Как готовиться к заданиям повышенной сложности?

Задание № 21        Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.

Задание № 22        Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.

Задание № 23        Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).

Задание № 24        Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.

Задание № 25        Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения.

Задание № 26        Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала — как работает, затем — пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте!

Задание № 27        Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат.

Задание № 28        Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего — начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.

Задание № 29        Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание — лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы — теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать.

http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535372249/obshchestvoznanie_2018.pdf

https://tolkoexamen.ru/metodicheskie-rekomendacii-ot-fipi-dlya-uchitelej-2019/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Первые результаты введения ФГОС НОО: проблемы и пути решения.

В данном материале рассматриваются первые результаты внедрения ФГОС НОО в КОГОАУ СОШ г. Лузы, которая в 2010 году вступила в пилотный проект и успешно его реализует уже в 1-3 классах....

Предметно-урочная система как путь к повышению качества образования

Одним из возможных  -  и, что немаловажно, реалистичных, выполнимых, – путей повышения качества образования может стать предметно-урочно-групповая, или, как её ещё называют, предметно-уровне...

Формирование общеучебных компонентов труда школьников - путь к повышению качества образования

Данный материал является выступлением на методическом объединении учителей математики по теме «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИ...

Работа над единой методической проблемой как путь к повышению педагогического мастерства

Работа над единой методической проблемой образовательной организации является одной из важных форм методической службы.Деятельность по реализации единой методической проблемы направлена на создание ус...