Открытый урок по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Урок по обществознанию. 9 класс. 

Тема урока: Конституция Российской Федерации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Класс, предмет: 9 класс. Обществознание.

Учитель: Анисимова И.В.

Тема урока: Конституция Российской Федерации.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с Конституцией России, как основным нормативно-правовым актом нашей страны

Задачи урока:

- раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона, имеющего высшую юридическую силу, и основ конституционного строя РФ;

- сформировать умение извлекать информацию из источников, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах;

- создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

Приветствует учащихся, характеризует готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Мы начали изучение правовой сферы жизни общества. И уже успели познакомится с такими понятиями как «норма права», «нормативно - правовой акт», «закон».  

Скажите, что называют «основным законом государства»?

Как вы думаете, почему именно Конституция получила такое название? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?  

Обозначение темы урока, его целей и задач.

Отвечают на вопросы учителя:

Конституция.

Потому что на ее основе создаются все остальные нормативно - правовые акты, она определяет общественное и государственное устройство страны, то, как формируются органы власти, определяет основные права и обязанности граждан.

Определяют тему урока.

3. Актуализация знаний.

Конституция относится к нормативно - правовым актам.

Вспомним определение понятия «нормативно - правовой акт» и их виды.

Что называют конституцией, какое определение вы бы дали этому понятию?  

Когда и как была принята ныне действующая Конституция РФ?

Вспомните из курса истории, была ли эта Конституция первой для России?

Отвечают на вопросы учителя:

Нормативно - правовой акт - правовой документ, изданный в особом порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Виды нормативно - правовых актов - конституция (основной закон), законы, подзаконные акты.

Конституция - основной закон Российского государства, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. на референдуме.

Всего было принято 7 Конституций:

4 Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 г.)

3 Конституции СССР (1924, 1936, 1977)

4. Изучение нового материала.

Конституция – одно из важнейших достижений демократии.

В настоящее время ее имеют почти все страны мира.

Давайте рассмотрим этапы развития конституции.

Задание: познакомиться с текстом учебника на с. 97-98.

Далее учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

- Какие конституции называют конституциями «первого поколения»? «второго поколения»?

- Закончите фразу: «Конституции принято делить на кодифицированные, или писанные, ..., или, ...».

- Исправьте ошибки в тексте (учитель предлагает обратиться к раздаточному материалу) – работа в парах.

Давайте теперь обратимся непосредственно к Конституции (учитель обращает внимание учащихся на тексты Конституции, лежащие на столах).  

Учитель организует практическую работу учащихся (в парах) с пунктами

2 и 3 параграфа 12 (с. 98-102) и текстом Конституции РФ, знакомит с заданиями, которые учащиеся должны выполнить в ходе работы (раздаточный материал):

1) Что представляет Основной Закон государства? Какова структура Конституции?

2) Почему Конституцию принято называть основным законом государства?

3) Что такое «преамбула»?

Прочитайте преамбулу Конституции РФ. На каких ценностях базируется Конституция нашей страны? (подтвердить текстом Конституции)

4) Конституция провозглашает высшей ценностью… (закончите фразу).

5) Назовите основные задачи Конституции.

Учитель предлагает провести физкультминутку.

Теперь давайте попытаемся разобраться как устроено государство.

Что же составляет основу российской государственности?

1) Давайте обратимся к Конституции. Перед вами лежат 2 листа. На первом листе выдержки из конституции. На втором – приложение для практической работы. Используя текст Конституции главы 1 ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3;  заполните схему «Основы конституционного строя»:

          Основы конституционного строя

Форма правления

Форма государ-

ственного устройства

Политичес-

кий режим

Что значит федеративное государство?

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство.

С образованием и развитием государства происходило и разделение ветвей власти.

2) На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.

3) На основании ст. 94,95, 110 ,118 опишите структуру власти в РФ.

Государственная власть

Законода-

тельная

Исполни-

тельная

Судебная

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:  

«Парламент в РФ называется __________________ , он является __________________________________

органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: ____________________

______________________________. Совет Федерации формируется ______

_______________________________________________________________

______________________________________________________________.

В Государственную думу входит_____________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а _________

______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?)

Итак, основной деятельностью парламента является разработка,

обсуждение и принятие законов.

Работают с текстом учебника и выполняют задания учителя:

- Конституции «первого поколения» - это первые конституции, которые стали складываться в XVII - XVIII в., в период буржуазно - демократических революций.

«Второго поколения» - конституции принятые во второй половине XX века. Характерно – более высокий уровень демократических принципов, на которых должен основываться общественный и государственный строй.

- Бывают неписанные или некодифицированные.

- Учащиеся указывают на следующие ошибки в тексте: «гражданство в подданство», «государство», «конституция Англии», «в конце XIX в.», «власти».

Рассматривают Конституцию РФ, знакомятся с ее текстом и выполняют задания.

Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей.

Имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов, т.е. все нормативные акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на Конституцию, не могут ей противоречить.

Преамбула - это вступительная, вводная часть.

(Нравственных ценностях, демократических ценностях, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира)

Высшей ценностью являются права и свободы человека.

Задачи:

- закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

- упорядочить государственную власть;

- утвердить правосудие.

Республика, федеративное, демократический.

Республики – 21

Края -9

Области - 46

Города федерального

значения – 3

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Было 89 субъектов Федерации, с 2008 г – 83 (+ Крым и Севастополь)

5. Закрепление нового материала.

Выполнение тестовых задания. После решения учитель организует проверку в парах.

Решают тестовые задания, проверяют соседа по парте.

6.Домашнее задание

Задает домашнее задание, поясняет, как следует его выполнять: параграф 12 читать, устно ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя».

Записывают домашнее задание

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Предлагает учащимся продолжить фразы: «Сегодня на уроке я узнал...», «Я считаю, что эта тема...», «Гражданину РФ важно знать основные положения Конституции РФ, потому что ...», «Я считаю, что на уроке я работал. ..».

Выставляет оценки за урок. Благодарит учащихся за работу на уроке.

Продолжают предложенные фразы.

Исправьте ошибки в тексте.

Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.

Исправьте ошибки в тексте.

Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.

Исправьте ошибки в тексте.

Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.

Исправьте ошибки в тексте.

Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.

Исправьте ошибки в тексте.

Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.

Исправьте ошибки в тексте.

Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.

     Тест по теме «Конституция РФ»

1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?

        а) в 1977 г.;           б) в 1918 г.;   в) в 1936 г.

2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

        а) 12 июня 1993 г.;    б) 12 декабря 1993 г.;    в) 12 декабря 1995 г.

3. Конституция – это:

        а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;

        б) юридический акт, содержащий все законы страны;

        в) текст законов.

4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

        а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;

        б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;

        в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

5. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:

        а) экономическая сфера;

        б) государство;

        в) человек, его права и свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.

Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....