Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Скабёлкин Клим Юрьевич

Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав  и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях;  повышается уровень правовой культуры. Используемые на уроке технологии повышают уровень мотивации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока. 298.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 10 классе.

                                                                       Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.

                                                                       Автор – составитель: Скабёлкин Клим Юрьевич,

                                                                        учитель истории и обществознания

                                                                        МАОУ «СОШ №8», г. Лабытнанги, ЯНАО.

Тема. Трудовое право.  Трудовые отношения.

Цель урока: содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность.
  2. Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  3. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей.

Ожидаемые результаты: в результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные компетенции:

  1. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав  и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.
  2. Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.
  3. Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками правильного выражения своих мыслей, навыками аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  4. Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями в частности понимается владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника). Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группах, технология бриколаж, ИКтехнологии.

Оборудование:  презентация, видео клип группы Непоседы «Россия Родина»,  нэтбуки (планшеты),  Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ,  информационные листы, листы самооценки, бэйджики: белые, синие, красные, магнитная доска.

Предметы бриколажа: дорожный указатель,     , , маски (12), весы, монеты, трудовой договор, трудовая книжка.

Основные понятия урока: труд, трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.                                                         30 секунд

Я:                                          Важно! 

  • Слушать учителя, слышать друг друга.
  • Работаем на уроке   в группах.
  •  Оценивать свою работу вы будете сами, причем на каждом этапе урока.
  • Критерии оценки в пакете документов, не забывайте об этом, старайтесь, чтобы я вам не напоминал.
  1. Актуализация знаний.                                                                                       5 минут

Вы уже заметили, что пришёл я не с пустыми руками.

  • Что это? Где, для чего используется? Что объединяет эти предметы?
  • Как вы думаете, пригодятся ли нам эти вещи? Зачем?

Диалог + Игра.

  • Какая социальная роль является основной для вас сейчас? (ученики)
  • Назовите сферу своих интересов?  Качеств личности? Сферу социальной активности?
  • Что влияет на формирование вашей личности? (окружение, среда, культурно-исторические ценности)
  • Пофантазируем!  Игра. Наденьте маски.  
  • Поменяйте свои социальные роли. Кем вы себя видите? (….. чтобы сказали, что выберут себе профессию, пойдут работать).

Игра. Напишите на карточках, какую профессию хотите выбрать. Повесьте на дорожный указатель.

  • Почему я обращаю ваше внимание на указатель? Что он символизирует? ( Нашу жизнь, перед нами открыто множество путей для выбора профессии, успешности во взрослой жизни).
  • Нужно ли сейчас как-то себя готовить к профессиональной деятельности? ( да, много знать, чтобы продолжить проф.образование, овладеть какими-то умениями)
  • А в правовом поле к будущей профессиональной деятельности как нужно готовиться?

(здесь можно помочь, обратив внимание на Конституцию, КЗОТ)

  1. Вывод темы. Целеполагание.                                                                           3 минуты
  • Определите тему. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.

Задачи: Что мы должны узнать?

ЧТО?  ( Что такое трудовое право, трудовые правоотношения?)

ГДЕ?   ( В каких нормативных актах закреплено право?)

            ЗАЧЕМ?  (Цели, задачи трудового законодательства?)

  • Вы устраиваетесь на работу, что должно быть важно, что вы должны изучить и подписать?
  • УМЕТЬ (анализировать трудовой договор).

  1. Постановка проблемы.                                                                                       2 минуты
  • Может ли школьник устроиться официально на работу?

   

  1. Работа по разрешению проблемы.

Работа в группах для рассмотрения проблемы. 3 группы по 4 человека.                 2 минуты

INSERT                   Слайд

У каждого свой текст (всего 3 разных текста по цветам бэйджиков)

Исследуем текст, сидя в ОСНОВНОЙ группе.

+, V,  –

Я: Закончили. Какие вопросы у вас возникли после изучения текста? (Записать на доске возникшие ??)

ZIG – ZAG              Слайд                                                                                                     4 минуты                                                                               

Расходятся по группам ЭКСПЕРТОВ (по цветам бэйджиков)

Обсуждают свою часть текста, фиксируют результат.

1 группа. Трудовое право.  Продукт: определение, схема трудовых отношений.

2 группа. Цели и задачи трудового законодательства. Продукт: анализ статей Конституции, ТК РФ.

3 группа. Работа в сети Интернет:  ТК РФ статья 63, возраст с которого несовершеннолетний имеет право заключать трудовой договор. Устно озвучить информацию.

  1. Заключительная часть урока. Аналитический блок.                                  5 минуты

Возвращаются в ОСНОВНЫЕ  группы, представитель от ЭКСПЕРТОВ презентует свой продукт на магнитной доске (можно 2 человека от группы).

1 группа: дать определение, что такое трудовое право. Составить схему трудовых отношений. Определения, схема  на листах А 4.

2 группа:  брошюры Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ с закладками на нужных страницах.  Озвучить формулировки статей,  демонстрируя брошюры.  

3 группа: работа в Интернете: найти статью 63 ТК РФ. Перечислить возраст и условия приема на работу несовершеннолетних.

  1. Совместная практическая работа по изучению Трудового договора.        7 минут
  • Где и кем можете устроиться на работу  вы?
  • Какие нужны для этого документы? ( согласие родителей,  справка из ОУ, паспорт, трудовая книжка, СНИЛС)
  • Рассмотреть трудовую книжку: что работодатель указывает в трудовой книжке?
  • При устройстве на работу вы заключаете Трудовой договор. Важно уметь его внимательно читать. На столах у каждого образец Трудового договора.
  • Анализ (фронтально все вместе) трудового договора.
  • Составление SWOT анализа (учитель открывает слайд по мере анализа)   Слайд

«+»

Работодатель прописал законы, на основе которых составлен договор.

Работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать з/п.

Социальное страхование работника.

Перечень условий, с которыми не связаны обязанности работника.

Дополнительные надбавки за выполненную работу.

 « – »

Конкретно не прописано, какие условия работодатель считает нормальными,

 Хотя и прописано, что обязанности работника не связаны с тяжелыми работами и особыми климатическими условиями.

Возможности

Дополнительные надбавки за выполненную работу.

Риски/ Угрозы

Субъективная трактовка что такое «нормальные условия труда», т.к. нет конкретики. Может привести к нарушению трудового законодательства.

Важно!!! Уже сейчас вы можете устроиться на работу, работодатель по закону обязан перечислять средства за вас в Пенсионный Фонд РФ, благодаря этому вы заботитесь о своей будущей достойной пенсии.

  • Привлечь внимание к весам.
  •  Как связать этот предмет и тему нашего урока? (Иногда возникают трудовые споры, и разрешить их можно в судебном порядке, весы, атрибут древнегреческой богини Правосудия Фемиды).

Разрешение проблемы.

  • Может ли школьник поступить на работу?  (Может, НО с ОСОБЫМИ условиями, которые регулируются статьей 63 ТК РФ).
  •  Вы - будущее России, насколько успешным будет ваше будущее, настолько успешна и сильна будет наша страна??????? Личностный рост????? Личностное развитие??????

  1. Рефлексивный блок. Диалог.                                                                                6 минут               

Возвратиться к дорожному указателю, привлечь внимание к весам Фемиды, монетам:

  • Ребята, давайте вспомним, с чего мы начали урок. Посмотрим видеоклип:

Ролик  группа Непоседы «Родина Россия»  с 1 мин23 сек. – 1 мин.41 сек.

  • Что вам хотелось бы сказать о своем будущем? (Перед вами открыты все пути.  Вы будущее России.  В ваших руках величие Родины).
  • Привлечь внимание к весам.
  •  Как связать этот предмет и тему нашего урока? (Иногда возникают трудовые споры, и разрешить их можно в судебном порядке, весы, атрибут древнегреческой богини Правосудия Фемиды).
  • Показать монеты. О чем нам говорит это предмет? (Каждый труд должен оплачиваться).
  • Кто знает, что такое лепта? (не знают, пусть)
  • Может быть, вы вспомнили поговорку с этим словом? ( Внести лепту).

Игра. У каждого из вас есть одна золотая  Лепта. Внесите свою лепту, проголосуйте: урок понравился, был полезен, интересен; я ничего не узнал нового, урок не понравился.

Информация: ЛЕПТА, древнегреческая монета, самое интересное, что она имела хождение на территории современной Греции до 2002 года. Вот и мы внесли свою ЛЕПТУ в разрешение проблемы.

  1.  Оценивание.   Сдача оценочных листов.                                                     30 секунд
  2. Домашнее задание. В целях экономии времени, предложить детям сделать фото слайда.

Хронометраж.

Этап урока

Время

I

Организационный момент. Мотивация.

30 сек.

II

Актуализация.

5 мин.

III

Тема. Целеполагание.

3 мин.

IV

Проблема.

2 мин.

V

Работа по разрешению проблемы.

INSERT         2 мин.

ZIG – ZAG    4 мин.

6 мин.

VI

Заключительная часть урока. Аналитический блок.

5 мин.

VII

Совместная работа по анализу Трудового договора.

7 мин.

VIII

Рефлексивный блок.

6 мин.

IX

Оценивание.

30 сек.

X

Домашнее задание.

                                                              Итого

35 минут

Информационный лист. 1 группа.

INSERT     Изучи текст. Сделай разметку в конце каждой фразы:

 V       это я знаю;

 +        это новая для меня информация;  

        я думал по-другому, это мне неизвестно.  

Трудовое право – отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем.

Субъектами правовых отношений являются работник и работодатель.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель – это физическое или юридическое лицо  (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Содержание трудовых правоотношений  составляют права и обязанности, которые стороны приобретают в процессе трудовой деятельности.

Критерии оценки приёма INSERT.

«5» - понял принцип приёма, задание выполнил быстро, не испытывал затруднений;

«4» - обращался за разъяснением  и помощью, т.к. при выполнении задания испытывал затруднения, все же задание выполнил;

«3» - самостоятельно не смог выполнить задание;

Моя отметка _____________________

ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.

  1. Дать определение, что такое  трудовое право.
  2. Составить схему трудовых отношений.
  3. Ответ подготовить на листах А4, продемонстрировать с комментирование у доски.

Критерии оценки приёма  ZIG-ZAG:  

«5» - активно  участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;

«4» -  воспользовался помощью товарищей при ответе  на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;

«3» -   не мог самостоятельно ответить на вопросы,  испытывал дискомфорт в группе.

Моя отметка _____________________

Информационный лист. 2 группа.

INSERT Изучи текст. Сделай разметку в конце каждой фразы:

 V       это я знаю;

 +        это новая для меня информация;  

  –       я думал по-другому, это мне неизвестно.  

Право на труд относится к основным правам человека. Конституция РФ провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности

Регулируют трудовые отношения: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы о труде, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (с 1973 года).

Цели трудового законодательства:

  • Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • Создание благоприятных условий труда;
  • Защита прав и законных интересов работников и работодателей.

Критерии оценки приёма INSERT.

«5» - понял принцип приёма, задание выполнил быстро, не испытывал затруднений;

«4» - обращался за разъяснением  и помощью, т.к. при выполнении задания испытывал затруднения, все же задание выполнил;

«3» - самостоятельно не смог выполнить задание;

Моя отметка _____________________

ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.

  1. Какие документы регулируют отношения в сфере труда? Перечисли и представь их в виде выставки у доски.
  2. Перечисли цели и задачи трудового законодательства. Ответ подготовить на листах А4, продемонстрировать с комментирование у доски.

Критерии оценки приёма  ZIG-ZAG:  

«5» - активно  участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;

«4» -  воспользовался помощью товарищей при ответе  на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;

«3» -   не мог самостоятельно ответить на вопросы,  испытывал дискомфорт в группе.

Моя отметка _____________________

Информационный лист. 3 группа.

Осуществить поиск информации в сети Интернет.

 Для поиска  используй Яндекс браузер.

  1. В поисковую строку вбей: «Трудовой кодекс Российской Федерации»,

 статья 63.

  1. В перечне появившихся сайтов выбери Consultant.ru, нажми на него и познакомься с содержанием появившейся статьи.
  2. Для себя отметь, все ли тебе было известно?  

Критерии оценки поиска информации в сети Интернет.

 «5» -  я умею находить нужную информацию в сети Интернет;

 «4» -  затрудняюсь в поиске информации, обращался за помощью;

 «3» -  очень трудно было найти информацию, с трудом ориентируюсь  на странице Интернет, после консультации с учителем (членами группы) необходимая информация всё же была найдена.

Моя отметка _____________________

ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.

  1. Перечислить возраст, с которого допускается заключение трудового договора и при каких условиях.
  2. Ответ  представить в устной форме.

Критерии оценки приёма  ZIG-ZAG:  

«5» - активно  участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;

«4» -  воспользовался помощью товарищей при ответе  на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;

«3» -   не мог самостоятельно ответить на вопросы,  испытывал дискомфорт в группе.

Моя отметка ____________________

Лист самооценки ФИ учащегося ____________________________________________________

№1      

Оценка  учебной деятельности на  каждом этапе урока.

Этап урока.

Отметка

Выставляешь отметку только за тот приём, который использовался в группе. Критерии оценки даны в информационных листах групп.

INSERT

ZIG – ZAG.

Поиск информации в сети Интернет.

Устные ответы: «5» отвечал на вопросы грамотно, речью владел умело; «4» на вопросы отвечал, но были дополнения, исправления; «3» на вопросы смог ответить только после уточнений, наводящих вопросов, с помощью учителя; если не отвечал, отметка не выставляется.

Итоговая отметка (как среднее арифметическое)

№2

Итоговая оценка эмоционального состояния по трёхбалльной шкале, где:

«3» - самая низкая оценка твоей деятельности и эмоционального состояния;

«4» - на уроке было комфортно, затруднялся в чем-то и не сразу выходил(а) из затруднений;

«5» высокий уровень знаний, комфорта.

Критерии

Показатели

Оценка успешности

Комментарий учителя

«Я»

Как чувствовал(а) себя на уроке?

Уровень комфорта.

_______

Настроение.

_______

Доволен(ьна) ли я собой.

________

Общая отметка:

_______

«МЫ»

насколько мне было комфортно работать в группе

Затруднения в общении с группой.

________

Мог(ла) ли я помочь товарищам.

________

Могли ли товарищи помочь мне.

_________

Общая отметка:

_______

«ДЕЛО»

я достиг цели учения. Подчеркни да или нет:

ДА/НЕТ

Учебный материал нужен для дальнейшей учебы, работы, жизни. Подчеркни да или нет:

ДА/НЕТ

Мои затруднения.

 Что хочу сделать для того, чтобы в дальнейшем не испытывать подобные затруднения.

C:\Users\asus\Downloads\Тру.Договор.jpghttps://edunews.ru/professii/rating/  Все для поступающих. Рейтинг профессий.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

Мастер-класс по теме «Повышение качества знаний на уроках химии с использованием информационно - коммуникационной технологии».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2016 года поставлена важная задача: «подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где с...

Конспект проведения занятия с использованием информационно-коммуникационной технологии "Ёлочка-красавица".

Тема: Панорамная новогодняя открытка «Ёлочка-красавица».Цель: формирование навыков и приемов изготовления панорамных открыток.Задачи:Обучающие:Знакомить учащихся c технологией изготовления...

Конспект проведения занятия с использованием информационно-коммуникационной технологии «Весёлый хоровод снеговиков»

Тема: Новогодняя открытка с сюрпризом «Весёлый хоровод снеговиков».Цель: Формирование навыков и приемов изготовления открыток с сюрпризом.Задачи: Знакомить учащихся с технологией.Обучающие...

Конспект проведения занятия с использованием информационно-коммуникационной технологии «С Днём космонавтики».

Тема: Открытка с сюрпризом «С Днём космонавтики».Цель: Формирование навыков и приёмов изготовления открыток с сюрпризом.Задачи: Знакомить учащихся с технологией.Обучающие – изготовле...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «МОЙ ДРУГ — КОМПЬЮТЕР» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель НОД: Познакомить детей с устройством компьютера, назначением его основных частей, сформировать основы безопасного взаимодействия с компьютером; закрепить, сформированные ранее, математи...

Доклад на тему "Формы обучения истории и обществознанию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)"

Применение ИКТ является неотъемлемой частью современного образования. Информационные технологии способствуют эффективному усвоению материала по различным школьным предметам. В данном докладе представл...