Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях; повышается уровень правовой культуры. Используемые на уроке технологии повышают уровень мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 298.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 10 классе.
Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.
Автор – составитель: Скабёлкин Клим Юрьевич,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №8», г. Лабытнанги, ЯНАО.
Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.
Цель урока: содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность.
- Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
- Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей.
Ожидаемые результаты: в результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные компетенции:
- Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.
- Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.
- Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками правильного выражения своих мыслей, навыками аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями в частности понимается владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника). Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в группах, технология бриколаж, ИКтехнологии.
Оборудование: презентация, видео клип группы Непоседы «Россия Родина», нэтбуки (планшеты), Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, информационные листы, листы самооценки, бэйджики: белые, синие, красные, магнитная доска.
Предметы бриколажа: дорожный указатель, , , маски (12), весы, монеты, трудовой договор, трудовая книжка.
Основные понятия урока: труд, трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация. 30 секунд
Я: Важно!
- Слушать учителя, слышать друг друга.
- Работаем на уроке в группах.
- Оценивать свою работу вы будете сами, причем на каждом этапе урока.
- Критерии оценки в пакете документов, не забывайте об этом, старайтесь, чтобы я вам не напоминал.
- Актуализация знаний. 5 минут
Вы уже заметили, что пришёл я не с пустыми руками.
- Что это? Где, для чего используется? Что объединяет эти предметы?
- Как вы думаете, пригодятся ли нам эти вещи? Зачем?
Диалог + Игра.
- Какая социальная роль является основной для вас сейчас? (ученики)
- Назовите сферу своих интересов? Качеств личности? Сферу социальной активности?
- Что влияет на формирование вашей личности? (окружение, среда, культурно-исторические ценности)
- Пофантазируем! Игра. Наденьте маски.
- Поменяйте свои социальные роли. Кем вы себя видите? (….. чтобы сказали, что выберут себе профессию, пойдут работать).
Игра. Напишите на карточках, какую профессию хотите выбрать. Повесьте на дорожный указатель.
- Почему я обращаю ваше внимание на указатель? Что он символизирует? ( Нашу жизнь, перед нами открыто множество путей для выбора профессии, успешности во взрослой жизни).
- Нужно ли сейчас как-то себя готовить к профессиональной деятельности? ( да, много знать, чтобы продолжить проф.образование, овладеть какими-то умениями)
- А в правовом поле к будущей профессиональной деятельности как нужно готовиться?
(здесь можно помочь, обратив внимание на Конституцию, КЗОТ)
- Вывод темы. Целеполагание. 3 минуты
- Определите тему. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.
Задачи: Что мы должны узнать?
ЧТО? ( Что такое трудовое право, трудовые правоотношения?)
ГДЕ? ( В каких нормативных актах закреплено право?)
ЗАЧЕМ? (Цели, задачи трудового законодательства?)
- Вы устраиваетесь на работу, что должно быть важно, что вы должны изучить и подписать?
- УМЕТЬ (анализировать трудовой договор).
- Постановка проблемы. 2 минуты
- Может ли школьник устроиться официально на работу?
- Работа по разрешению проблемы.
Работа в группах для рассмотрения проблемы. 3 группы по 4 человека. 2 минуты
INSERT Слайд
У каждого свой текст (всего 3 разных текста по цветам бэйджиков)
Исследуем текст, сидя в ОСНОВНОЙ группе.
+, V, –
Я: Закончили. Какие вопросы у вас возникли после изучения текста? (Записать на доске возникшие ??)
ZIG – ZAG Слайд 4 минуты
Расходятся по группам ЭКСПЕРТОВ (по цветам бэйджиков)
Обсуждают свою часть текста, фиксируют результат.
1 группа. Трудовое право. Продукт: определение, схема трудовых отношений.
2 группа. Цели и задачи трудового законодательства. Продукт: анализ статей Конституции, ТК РФ.
3 группа. Работа в сети Интернет: ТК РФ статья 63, возраст с которого несовершеннолетний имеет право заключать трудовой договор. Устно озвучить информацию.
- Заключительная часть урока. Аналитический блок. 5 минуты
Возвращаются в ОСНОВНЫЕ группы, представитель от ЭКСПЕРТОВ презентует свой продукт на магнитной доске (можно 2 человека от группы).
1 группа: дать определение, что такое трудовое право. Составить схему трудовых отношений. Определения, схема на листах А 4.
2 группа: брошюры Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ с закладками на нужных страницах. Озвучить формулировки статей, демонстрируя брошюры.
3 группа: работа в Интернете: найти статью 63 ТК РФ. Перечислить возраст и условия приема на работу несовершеннолетних.
- Совместная практическая работа по изучению Трудового договора. 7 минут
- Где и кем можете устроиться на работу вы?
- Какие нужны для этого документы? ( согласие родителей, справка из ОУ, паспорт, трудовая книжка, СНИЛС)
- Рассмотреть трудовую книжку: что работодатель указывает в трудовой книжке?
- При устройстве на работу вы заключаете Трудовой договор. Важно уметь его внимательно читать. На столах у каждого образец Трудового договора.
- Анализ (фронтально все вместе) трудового договора.
- Составление SWOT анализа (учитель открывает слайд по мере анализа) Слайд
«+» Работодатель прописал законы, на основе которых составлен договор. Работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать з/п. Социальное страхование работника. Перечень условий, с которыми не связаны обязанности работника. Дополнительные надбавки за выполненную работу. | « – » Конкретно не прописано, какие условия работодатель считает нормальными, Хотя и прописано, что обязанности работника не связаны с тяжелыми работами и особыми климатическими условиями. |
Возможности Дополнительные надбавки за выполненную работу. | Риски/ Угрозы Субъективная трактовка что такое «нормальные условия труда», т.к. нет конкретики. Может привести к нарушению трудового законодательства. |
Важно!!! Уже сейчас вы можете устроиться на работу, работодатель по закону обязан перечислять средства за вас в Пенсионный Фонд РФ, благодаря этому вы заботитесь о своей будущей достойной пенсии.
- Привлечь внимание к весам.
- Как связать этот предмет и тему нашего урока? (Иногда возникают трудовые споры, и разрешить их можно в судебном порядке, весы, атрибут древнегреческой богини Правосудия Фемиды).
Разрешение проблемы.
- Может ли школьник поступить на работу? (Может, НО с ОСОБЫМИ условиями, которые регулируются статьей 63 ТК РФ).
- Вы - будущее России, насколько успешным будет ваше будущее, настолько успешна и сильна будет наша страна??????? Личностный рост????? Личностное развитие??????
- Рефлексивный блок. Диалог. 6 минут
Возвратиться к дорожному указателю, привлечь внимание к весам Фемиды, монетам:
- Ребята, давайте вспомним, с чего мы начали урок. Посмотрим видеоклип:
Ролик группа Непоседы «Родина Россия» с 1 мин23 сек. – 1 мин.41 сек.
- Что вам хотелось бы сказать о своем будущем? (Перед вами открыты все пути. Вы будущее России. В ваших руках величие Родины).
- Привлечь внимание к весам.
- Как связать этот предмет и тему нашего урока? (Иногда возникают трудовые споры, и разрешить их можно в судебном порядке, весы, атрибут древнегреческой богини Правосудия Фемиды).
- Показать монеты. О чем нам говорит это предмет? (Каждый труд должен оплачиваться).
- Кто знает, что такое лепта? (не знают, пусть)
- Может быть, вы вспомнили поговорку с этим словом? ( Внести лепту).
Игра. У каждого из вас есть одна золотая Лепта. Внесите свою лепту, проголосуйте: урок понравился, был полезен, интересен; я ничего не узнал нового, урок не понравился.
Информация: ЛЕПТА, древнегреческая монета, самое интересное, что она имела хождение на территории современной Греции до 2002 года. Вот и мы внесли свою ЛЕПТУ в разрешение проблемы.
- Оценивание. Сдача оценочных листов. 30 секунд
- Домашнее задание. В целях экономии времени, предложить детям сделать фото слайда.
Хронометраж.
№ | Этап урока | Время |
I | Организационный момент. Мотивация. | 30 сек. |
II | Актуализация. | 5 мин. |
III | Тема. Целеполагание. | 3 мин. |
IV | Проблема. | 2 мин. |
V | Работа по разрешению проблемы. INSERT 2 мин. ZIG – ZAG 4 мин. | 6 мин. |
VI | Заключительная часть урока. Аналитический блок. | 5 мин. |
VII | Совместная работа по анализу Трудового договора. | 7 мин. |
VIII | Рефлексивный блок. | 6 мин. |
IX | Оценивание. | 30 сек. |
X | Домашнее задание. | |
Итого | 35 минут |
Информационный лист. 1 группа.
INSERT Изучи текст. Сделай разметку в конце каждой фразы:
V это я знаю;
+ это новая для меня информация;
– я думал по-другому, это мне неизвестно.
Трудовое право – отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем.
Субъектами правовых отношений являются работник и работодатель.
Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель – это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Содержание трудовых правоотношений составляют права и обязанности, которые стороны приобретают в процессе трудовой деятельности.
Критерии оценки приёма INSERT.
«5» - понял принцип приёма, задание выполнил быстро, не испытывал затруднений;
«4» - обращался за разъяснением и помощью, т.к. при выполнении задания испытывал затруднения, все же задание выполнил;
«3» - самостоятельно не смог выполнить задание;
Моя отметка _____________________
ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.
- Дать определение, что такое трудовое право.
- Составить схему трудовых отношений.
- Ответ подготовить на листах А4, продемонстрировать с комментирование у доски.
Критерии оценки приёма ZIG-ZAG:
«5» - активно участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;
«4» - воспользовался помощью товарищей при ответе на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;
«3» - не мог самостоятельно ответить на вопросы, испытывал дискомфорт в группе.
Моя отметка _____________________
Информационный лист. 2 группа.
INSERT Изучи текст. Сделай разметку в конце каждой фразы:
V это я знаю;
+ это новая для меня информация;
– я думал по-другому, это мне неизвестно.
Право на труд относится к основным правам человека. Конституция РФ провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности
Регулируют трудовые отношения: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы о труде, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (с 1973 года).
Цели трудового законодательства:
- Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
- Создание благоприятных условий труда;
- Защита прав и законных интересов работников и работодателей.
Критерии оценки приёма INSERT.
«5» - понял принцип приёма, задание выполнил быстро, не испытывал затруднений;
«4» - обращался за разъяснением и помощью, т.к. при выполнении задания испытывал затруднения, все же задание выполнил;
«3» - самостоятельно не смог выполнить задание;
Моя отметка _____________________
ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.
- Какие документы регулируют отношения в сфере труда? Перечисли и представь их в виде выставки у доски.
- Перечисли цели и задачи трудового законодательства. Ответ подготовить на листах А4, продемонстрировать с комментирование у доски.
Критерии оценки приёма ZIG-ZAG:
«5» - активно участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;
«4» - воспользовался помощью товарищей при ответе на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;
«3» - не мог самостоятельно ответить на вопросы, испытывал дискомфорт в группе.
Моя отметка _____________________
Информационный лист. 3 группа.
Осуществить поиск информации в сети Интернет.
Для поиска используй Яндекс браузер.
- В поисковую строку вбей: «Трудовой кодекс Российской Федерации»,
статья 63.
- В перечне появившихся сайтов выбери Consultant.ru, нажми на него и познакомься с содержанием появившейся статьи.
- Для себя отметь, все ли тебе было известно?
Критерии оценки поиска информации в сети Интернет.
«5» - я умею находить нужную информацию в сети Интернет;
«4» - затрудняюсь в поиске информации, обращался за помощью;
«3» - очень трудно было найти информацию, с трудом ориентируюсь на странице Интернет, после консультации с учителем (членами группы) необходимая информация всё же была найдена.
Моя отметка _____________________
ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.
- Перечислить возраст, с которого допускается заключение трудового договора и при каких условиях.
- Ответ представить в устной форме.
Критерии оценки приёма ZIG-ZAG:
«5» - активно участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;
«4» - воспользовался помощью товарищей при ответе на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;
«3» - не мог самостоятельно ответить на вопросы, испытывал дискомфорт в группе.
Моя отметка ____________________
Лист самооценки ФИ учащегося ____________________________________________________
№1
Оценка учебной деятельности на каждом этапе урока.
№ | Этап урока. | Отметка |
Выставляешь отметку только за тот приём, который использовался в группе. Критерии оценки даны в информационных листах групп. | ||
INSERT | ||
ZIG – ZAG. | ||
Поиск информации в сети Интернет. | ||
Устные ответы: «5» отвечал на вопросы грамотно, речью владел умело; «4» на вопросы отвечал, но были дополнения, исправления; «3» на вопросы смог ответить только после уточнений, наводящих вопросов, с помощью учителя; если не отвечал, отметка не выставляется. | ||
Итоговая отметка (как среднее арифметическое) |
№2
Итоговая оценка эмоционального состояния по трёхбалльной шкале, где:
«3» - самая низкая оценка твоей деятельности и эмоционального состояния;
«4» - на уроке было комфортно, затруднялся в чем-то и не сразу выходил(а) из затруднений;
«5» высокий уровень знаний, комфорта.
Критерии | Показатели | Оценка успешности | Комментарий учителя | ||
«Я» Как чувствовал(а) себя на уроке? | Уровень комфорта. _______ | Настроение. _______ | Доволен(ьна) ли я собой. ________ | Общая отметка: _______ | |
«МЫ» насколько мне было комфортно работать в группе | Затруднения в общении с группой. ________ | Мог(ла) ли я помочь товарищам. ________ | Могли ли товарищи помочь мне. _________ | Общая отметка: _______ | |
«ДЕЛО» я достиг цели учения. Подчеркни да или нет: ДА/НЕТ | Учебный материал нужен для дальнейшей учебы, работы, жизни. Подчеркни да или нет: ДА/НЕТ | Мои затруднения. | Что хочу сделать для того, чтобы в дальнейшем не испытывать подобные затруднения. |
https://edunews.ru/professii/rating/ Все для поступающих. Рейтинг профессий.2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"
В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...
Мастер-класс по теме «Повышение качества знаний на уроках химии с использованием информационно - коммуникационной технологии».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2016 года поставлена важная задача: «подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где с...
Конспект проведения занятия с использованием информационно-коммуникационной технологии "Ёлочка-красавица".
Тема: Панорамная новогодняя открытка «Ёлочка-красавица».Цель: формирование навыков и приемов изготовления панорамных открыток.Задачи:Обучающие:Знакомить учащихся c технологией изготовления...
Конспект проведения занятия с использованием информационно-коммуникационной технологии «Весёлый хоровод снеговиков»
Тема: Новогодняя открытка с сюрпризом «Весёлый хоровод снеговиков».Цель: Формирование навыков и приемов изготовления открыток с сюрпризом.Задачи: Знакомить учащихся с технологией.Обучающие...
Конспект проведения занятия с использованием информационно-коммуникационной технологии «С Днём космонавтики».
Тема: Открытка с сюрпризом «С Днём космонавтики».Цель: Формирование навыков и приёмов изготовления открыток с сюрпризом.Задачи: Знакомить учащихся с технологией.Обучающие – изготовле...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «МОЙ ДРУГ — КОМПЬЮТЕР» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель НОД: Познакомить детей с устройством компьютера, назначением его основных частей, сформировать основы безопасного взаимодействия с компьютером; закрепить, сформированные ранее, математи...
Доклад на тему "Формы обучения истории и обществознанию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)"
Применение ИКТ является неотъемлемой частью современного образования. Информационные технологии способствуют эффективному усвоению материала по различным школьным предметам. В данном докладе представл...