Программа факультативного курса "Актуальные вопросы обществознания"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Присяжникова Елена

Пояснительная записка.

Пояснительная записка

 

1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.

· Рабочая программа факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10 класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов:

      Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016. 

      А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.

 

2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:  повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.

      Основными задачами элективного курса являются:

· повышение предметной компетентности обучающихся;

· закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;

· отработать  задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.

 

3. Место курса в учебном плане.

На курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 34 учебных часа, 1ч. в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_fakultativnyy_kurs.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Согласовано

Зам.директора по УВР

____________/Т.В.Плотникова

Рассмотрено

на ШМО

протокол №

Руководитель ШМО

__________/В.Ю.Тойбахтина

Утверждено

приказом директора

 МБОУ «СОШ№7»

от

                                                                         

                                                                         

Рабочая программа

факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания»

10 класс

                                                                                                                                                                                                                             

Пояснительная записка

  1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10 класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов:

      Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.

      А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:  повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.

      Основными задачами элективного курса являются:

  • повышение предметной компетентности обучающихся;
  • закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
  • отработать  задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.

  1. Место курса в учебном плане.

На курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 34 учебных часа, 1ч. в неделю.

     

  1. УМК.

      Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников:

  • Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс, Москва,  Просвещение, 2016.
  • А.И. Кравченко. Обществознание.10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
  1. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник.

      Москва, АСТ, 2017

  1. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
  2. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2016.
  3. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
  4. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
  5. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
  6. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2015.
  7. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2016.
  8. П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2015.
  9. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
  10. А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2016.
  11. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
  12. Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2016.
  13. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен,  2016.
  14. А.Ю.Лазебникова. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетитор. Москва, Эксмо, 2015.
  15. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2014. Обществознание. Репетитор. Москва, Эксмо, 2014.
  16. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен,  2016.
  17. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2015.
  18. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь. Москва, Экзамен, 2016.
  19. А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2016.
  20. А.В.Половникова. Обществознание. Задания с кратким ответом: часть В: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Москва, Астрель, 2016.
  21. А.В.Половникова. Обществознание:  Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания повышенного уровня сложности В4, В6, В7. Москва, Астрель, 2015.
  22. А.В.Половникова. Обществознание:  Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания базового уровня сложности В1- В3, В5. – Москва, Астрель, 2015.
  23. Е.Л.Рутковская. ЕГЭ 2016. Обществознание: сборник заданий. Москва, Эксмо, 2016.
  24. Е.Л.Рутковская. Обществознание. Тема «Человек и общество»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности: А1 – А4. Москва, Астрель, 2016.
  25. Е.Л.Рутковская Е.Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию. Москва, Русское слово, 2015.
  26. Е.Л.Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
  27. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2016. Обществознание. Москва, Астрель, 2016.
  28. О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2015. Обществознание. Москва, Астрель, 2015.
  29. О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2014. Обществознание. Москва, Астрель, 2014.
  30. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Человек и общество. 10-11 класс. Москва, Просвещение, 2014.
  31. О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классе. Москва, Русское слово, 2015.

Ресурсы Интернета по обществознанию

http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации

http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста

http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России

http://sernyarossii.ru - Семья России

http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами

http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

Рекомендуемые сайты

http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm

http: //expert.ru/

http: //slon.ru/

http: //scepsis.ru/

http: //www.antropogenez. ru/

http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.som.fio.ru -  сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp  - научная электронная библиотека

5. Планируемые результаты освоения.

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся в приобретении учащимися опыта познавательной и практической    деятельности, в который войдут:

- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета),
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; 
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; 
- анализ современных общественных явлений и событий; 
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;

- успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.

Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: 
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; 
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; 
- исследование реальных связей и зависимостей; 
- умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного); 
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; 
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); 
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; 
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); 
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; 
владение навыками редактирования текста; 
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; 
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»); 
- формулирование полученных результатов; 
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать; 
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; 
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

6. Информация об организационных формах занятий.

Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных  и Интернет-ресурсов.
Ведущими методами изучения являются: 
● речевая деятельность; 
● практические умения для выполнения заданий различных видов. 
Приёмы организации деятельности: 

- лекция 
- дискуссии 
- написание эссе 
- практическая работа

- самостоятельная работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся: 
- анализ источников; 
- написание эссе; 
- решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ). 
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.


7. Средства диагностики  степени достижений учащихся:

  • тестирование
  • индивидуальный устный,  фронтальный опрос;
  • взаимопроверка
  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
  • виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
  • написание эссе; составление кластера, синквейна
  • составление презентаций;
  • практическая работа
  • самостоятельная работа

Содержание курса

Введение (2 часа)

Тема « Человек»  (5 часов)

            Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Тема «Общество»  (7 часов)

Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.

Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития.

Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Тема «Духовная сфера общества»  (9 часов)

Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

            Искусство.

Мораль. Духовная жизнь человека,  ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Тема «Социальные отношения»  (9 часов)

 Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.

Социальные группы, их типы.

Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.

Итоговое обобщение (2 часа)

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

10 класс

1

Введение

2

2

Человек

5

3

Общество

7

4

Духовная сфера общества

9

5

Социальные отношения

9

6

Итоговое обобщение

2

Итог

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема занятия

№ урока по теме

Дата

план

Дата

факт

Введение (2 часа)

03.09

03.09

1

Структура работы  по обществознанию

1

10.09

10.09

2

Алгоритм написания творческой работы

2

Тема «Человек» (5 часа)

17.09

17.09

3

Природное и общественное в человеке

1

24.09

24.09

4

Понятие истины, ее критерии

2

01.10

01.10

5

Мышление и деятельность. Потребности человека

3

08.10

15.10

08.10

15.10

6-7

Решение заданий по теме

4-5

Дата

№ урока

Тема занятия

№ урока по теме

Дата

план

Дата

факт

Тема «Общество» (7 часов)

22.10

23.10

8

Системное строение общества. Социальные институты

1

12.11

12.11

9

Понятие общественного прогресса

2

19.11

19.11

10

Многовариантность общественного развития

3

26.11

03.12

26.11

03.02

11

-

12

Глобализация. Глобальные проблемы

4

-

5

10.12

17.12

10.02

17.02

13-14

Решение заданий по теме

6-7

Тема «Духовная сфера общества» (9 часов)

24.12

24.02

15

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1

14.01

14.01

16

Наука

2

21.01

21.01

17

Образование. Система образования РФ

3

28.01

28.01

18

Религия

4

Дата

№ урока

Тема занятия

№ урока по теме

Дата

план

Дата

факт

04.02

04.02

19

Искусство

5

11.02

11.02

20

Мораль

6

18.02

04.03

11.03

18.02

04.03

11.03

21-23

Решение заданий по теме

7-9

Тема «Социальные отношения» (9 часов)

18.03

18.03

24

Социальная стратификация и мобильность

1

01.04

01.04

25

Социальные группы

2

08.04

08.04

26

Этнос. Межнациональные отношения

3

15.04

15.04

27

Социальный конфликт

4

22.04

22.04

28

Социальные нормы и социальный контроль

5

Дата

№ урока

Тема занятия

№ урока по теме

Дата

план

Дата

факт

29.04

29.04

29

Отклоняющееся поведение и его типы

6

06.05

07.05

30

Семья и брак

7

13.05

20.05

13.05

20.05

31-32

Решение заданий по теме

8-9

Итоговое обобщение (2 часа)

33-34

Итоговое обобщение

1-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.

В содержании курса уделяется внимание изучению дискуссионных вопросов отечественной истории в период с 9-н.21 в. для уч-ся 10-11 кл....

Программа факультативного курс « Избранные вопросы математики» в 5 – 6 классах ;

Пояснительная записка к программе  факультативного курса.  Темы факультатива « Избранные вопросы математики» дополняют основной курс математики сведениями, важными в общеобразовательном...

Программа факультативного курса по математике для 7-8-го классов "Избранные вопросы алгебры"

Предлагаемый курс объёмом 68 часов, рассчитанный на два учебных года для 7-8 классов.  Курс предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по избранным вопросам алгебры, изучаемым ...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Программа курса "Трудные вопросы обществознания" . Подготовка к ЕГЭ.

Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса,  направлена на повторение теоретического материала по кл...