Актуальные проблемы преподавания предмета "Обществознание" в условиях ФГОС
статья по обществознанию

Малкова Наталья Евгеньевна

Применение  метапредметного подхода на уроках обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преподавания предмета «Обществознание»   в условиях ФГОС.

                                                                 Малкова Н.Е. учитель обществознания

                                                                                 Девяткина С.М. учитель права и обществознания

Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь

Древняя восточная мудрость

              Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Поэтому  среди  наиболее  общих  задач,  которые  ставит  современность  перед российским  педагогом – обучение  учащихся  планированию  своих  действий  по добыванию, систематизации, анализу знаний из колоссального информационного потока, возможности их применения в различных видах деятельности.  На данный момент, возникает естественная проблема: учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого. XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. В этих условиях  метапредметный подход к образовательному процессу,  становится наиболее эффективным, так как позволяет  представить и оценить целостную картину мира.  Частой проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю обществознания является неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью, использовать те знания, которые стали известны им из курсов истории, географии, литературы, обществознания и пр. Учащиеся  как бы разъединяют теорию по одной дисциплине с примерами из другой. Отсутствие системного мышления у подрастающего поколения стало одной из главных трудностей современной школы. Именно в этом часто кроется снижение качества выполненных проектных или исследовательских работ, а также  результатов сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Курс обществознания    включает  в  себя  знания,  составляющие  предмет  отдельных  наук: философии,  социологии,  политологии,  правоведения,  культурологии,  психологии,  экономики. В этом заключается сложность изучения и его интегративная особенность. Использование  метапредметного подхода на урока обществознания  позволяет   решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов, отдельных модулей.

К особенностям метапредметного урока можно отнести следующие:

1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

При проектировании и разработке материалов  метапредметного урока, на наш взгляд,  учителю необходимо придерживаться  ряда обязательных требований  к отбору заданий: повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер, задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов деятельности.

Рассмотрим варианты  модели включения метапредметных заданий в уроки по обществознанию.

1.Метапредмет «Знак». Задания развивают способности учащихся к схематизации и работе с графической информацией. Эффективны при организации групповой работы.

 Кластер «Межнациональные конфликты».

2. Метапредмет «Задача»

Возможность практического применения знаний реализуется через решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу

3. Метапредмет «Проблема». Задания эффективны на любом этапе урока, и способствуют выработке собственной позиции.

Обращение к личному социальному опыту.

Поразмышляйте сами, поговорите с родителями, с другими взрослыми, чье мнение авторитетно для вас, о том, какова роль семьи в современном обществе. По результатам опроса составьте диаграмму.

 Аргументация собственного мнения.

В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья. Фе Счастья утверждала, что калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно счастливым.

Фея Печали утверждала, что обладатель калош счастья будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.

Чью сторону в споре займешь ты? Для чего нужны калоши счастья?

4.Метапредмет «Знание». Работа с понятиями. Задание наиболее эффективно на этапе закрепления материала и в качестве домашнего задания.  

 Синквейн.

Семья.

Добрая, родная.

Любит, понимает, гордится.

 Семья – самое дорогое в жизни.

 Любовь.

Работа с текстом.

Аналитическое чтение текста ( при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать текст учебника с помощью специальных условных обозначений -  «v» - я так и думал, «+» - новая информация,  «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён. После прочтения идет проверка понимания текста( авторская позиция, предположения, объяснение обществоведческих понятий). Старшеклассникам можно  посоветовать   стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений, применению  условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т. д.), можно здесь вводить и любые свои знаки);

                  В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию  находить необходимую единицу информации в тексте; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст;  интерпретировать текст; обнаруживать недостоверность получаемой информации; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

        Подводя итог,  хотелось бы отметить, что использование метапредметного подхода способствует  формированию у учащихся  умения планировать и осуществлять свою деятельность, работать в коллективе, осуществлять познавательные действия, определять суть понятий, обобщать объекты, формирует  коммуникативные  умения, использовать  компьютерные технологии  и т.д. Метапредметные технологии направлены на то, чтобы  культивировать другой тип сознания учащегося и  учителя. Этот тип сознания не "застревает" в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но работает во  взаимосвязи различных учебных  дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС        Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколен...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...

Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

Данная разработка содержит доклад по теме: "Актуальные    проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС"     ...

Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС»

Все сферы че¬ло¬ве¬че¬ской жизни за¬тра¬ги¬ва¬ет время, к этому числу от¬но¬сит¬ся и об¬ра¬зо¬ва¬ние, ко¬то-рое тре¬бу¬ет пе¬ри¬о¬ди¬че¬ско¬го об¬нов¬ле¬ния. Те¬перь уже всем по¬нят¬но: в «новое» врем...

Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...

Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».

Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....