Проверочная работа по разделу "Познание" 10 класс
тест по обществознанию (10 класс)

Клепикова Елена Алексеевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_razdelu_poznanie_10_klass.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по разделу       «Познание»      1 вариант

1.Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражён в понятии:

1)воспитание                      2)обучение                 3) познание                     4) искусство

2.Выберите верные суждения об истине (3):

1)Истина — знание, соответствующее моральным нормам, укоренённым в обществе.

2)Относительность истины определяется ограниченностью познавательных возможностей человека.

3)Абсолютное знание — знание полное, исчерпывающее об объекте, которое не может быть дополнено или уточнено.

4)Истинные знания всегда конкретны, обращены на определённый объект познания.

5)Знание, которое получено эмпирическим путём, всегда является абсолютной истиной.

3.Выберите верные суждения о познании(3) .

1)Формулирование выводов и умозаключений на основе имеющихся суждений отличает рациональную (логическую) ступень познания.

2)Чувственная ступень познания связана с непосредственным воздействием познаваемых предметов на органы чувств человека.

3)Формами рационального познания являются ощущение, восприятие и представление.

4)Рациональное познание предполагает постижение внешних свойств, формы познаваемых предметов и явлений.

5)Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

4.Установите соответствие между формами познания и ступенями (этапами) познавательной деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ                                                                           СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

А) освоение отдельных свойств единичных объектов                                  1) чувственное познание

Б) фиксирование существенных признаков познание в понятиях               2) рациональное (логическое)                                                                            

В) формирование целостного внешнего образа познаваемого объекта

Г) утверждение либо отрицание чего-либо о познаваемых объектах

Д) возможность воспроизводить познаваемый объект по памяти без его непосредственного созерцания 

 

 5.Установите соответствие между этапами научного познания и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                  УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) осуществляется сбор и классификация фактов                                            

Б) формулируются научно обоснованные вопросы (проблемы)                      

В) происходит отслеживание учёными изменений внешнего состояния исследуемых объектов

Г) исследуются существенные причинно-следственные и функциональные связи и закономерности познаваемых явлений

Д) выдвигаются и обосновываются научные предположения — гипотезы

1)эмпирический

2)теоретический

6.Установите соответствие между методами научного познания и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А)рассуждение, направленное на выявление причин происходящих событий, явлений

Б) о тслеживание учёными внешних, видимых изменений изучаемых объектов

В) с оздание учёными специальных условий для проведения исследования

Г)проведение исследований сериями для проверки результатов исследования

Д)  фиксирование в письменной форме результатов отслеживаемых изменений

     1)наблюдение

     2)описание

     3)эксперимент

     4)объяснение

7.Школьные психологи на протяжении ряда лет исследовали побудительные мотивы к учению среди учащихся 5-х и 10-х классов. Школьникам задавали вопрос: «В чём вы видите цель вашей учебной деятельности?»

Варианты ответов учащихся

% отвечавших

5 класс

10 класс

Получить знания об окружающем мире

18

12

Порадовать своими успехами родителей и учителей

45

12

Лучше узнать самого себя, свои способности и призвание

22

22

Продолжить обучение в высшей школе

5

44

Успешнее общаться с окружающими людьми

10

10

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных опроса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Пятиклассники в большей степени, чем десятиклассники, видят в школьном учении путь к познанию мира.

2)Для учеников 5-х классов наиболее важным мотивом учения является одобрение и похвала родителей и учителей.

3)Одинаковые доли опрошенных учеников 5-х и 10-х классов признали важным мотивом к учению самопознание, изучение своих способностей и возможностей.

4)Большинство опрошенных учеников обеих возрастных групп выдвигают в качестве главного мотива учения общение с людьми.

5)Больше десятиклассников, чем пятиклассников, стремятся к тому, чтобы посредством учения познавать себя, самоопределяться в жизни

8.Прочитайте текст и выполните задание

Существует огромная, пронизывающая всю жизнь человека разумного сфера познания. Сфера активности человеческого сознания, без которой немыслимо развитие ни культуры, ни цивилизации. Непосредственная цель познания — знание (практическое действие на его основе — потом). И не любое знание, а истинное, которое и обозначается понятием «истина».

Познание очевидно неприродно; природа сама по себе ничего не познаёт, для неё нет истины и лжи. Познающий человек осваивает мир, проникая в него и  охватывая его мыслью. Он мысленно организует, оформляет и мир, и себя в отношении к миру, неживому и живому.

При этом познание бывает разным: донаучным, научным и ненаучным, прикладным и фундаментальным, не ориентирующимся на непосредственную пользу. Но в любом случае оно способно выполнять и выполняет цивилизующую роль. Без знания, без истинного знания, невозможна цивилизация, разумная организация жизни, общества, человеческих отношений, невозможен рост комфортности жизни, вообще прогресс. Познание — это условие и инструмент цивилизации. Оно полезно, даже если в его процессе не ставится никакой определённой практической цели…

Формы жизни, поведения, отличающие цивилизованного человека от варвара, обычно разумны и основаны на знании. И формы эти в известной мере облагораживают жизнь, окультуривают её. Однако культура не сводима к цивилизации, а культурность — к цивилизованности. И дело не столько в явном практицизме цивилизации и «непрактичности» культуры, сколько в разной нацеленности того и другого. Цивилизация помогает человеку лучше устроиться в этом мире, обеспечить своё (всё более комфортное) физическое и духовное существование. Культура же является выражением совершенствования самой человеческой природы, становления человека человеком, высоты и тонкости его духовного развития…

Конечно, в наше время уж совершенно очевидно, что невежественный человек некультурен или малокультурен. Познание, знание, образование, просвещение — всё это необходимо для культуры. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что познание и само знание чего бы то ни было не делают человека ни добрее, ни злее, ни благороднее, ни подлее. Познание и знание, в общем, ценностно нейтральны, во всяком случае научное познание, истины науки.

                                                                                                            (В.П. Большаков)

1.В чём автор видит непосредственную и опосредованную цели познания? Как автор понимает сущность познающего человека? (Сформулируйте ответы с опорой на текст.)

Укажите одно любое проявление связи познания и цивилизации. В чём заключается, по мнению автора, основное положение, отличающее цивилизованного человека от варвара?

2.Опираясь на обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «истина». Какие элементы в тексте определяются в качестве необходимых для культуры? Чем, по мнению автора, культура отличается от цивилизации? Укажите два любых различия.

3.Какие виды познания названы в тексте? Приведите по одному примеру, иллюстрирующему любые три из них.

Проверочная работа по разделу «Познание»      II вариант

1.Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например   «Человеку свойственно ошибаться. Преподаватель-человек. Следовательно, преподаватель тоже может ошибаться в своих суждениях» является примером:

1)представления     2) восприятия       3) понятия        4) умозаключения

2.Выберите верные суждения об обыденном познании (3):

1)Обыденное, или житейское, знание опирается на повседневный опыт жизни и деятельности человека.

2)Выводы и умозаключения обыденных знаний строятся на наблюдениях, рефлексии жизненных ситуаций.

3)Обыденное знание никогда не опирается на научные исследования, изучение школьных дисциплин.

4)Существенный вклад в формирование обыденных знаний вносит человеческая интуиция.

5)Обыденные знания составляют основу научной картины мира современного человека.

3.Выберите примеры, характеризующие применение в научном познании теоретических методов.

1)Выдвижение учёным-историком гипотезы о решающем вкладе в процесс создания государства у восточнославянских племён варяжской династии.

12Разработка специалистами по экономической статистике перспективной модели рынка углеводородов на ближайшие годы.

3)Взятие учёными-экологами проб воды из горного озера для определения химического состава воды.

4)Проведение социологами опроса жителей микрорайона об интересующих их проблемах и электоральных предпочтениях на выборах в парламент.

5)Выявление учёными-экономистами зависимости потребительских предпочтений домохозяйств от их уровня доходов.

6)Учёные-орнитологи провели окольцовывание птиц в национальном природном парке для определения путей их миграций

  4.  Установите соответствие между формами познания и характеризующими их признаками: к   каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

             ПРИЗНАКИ        ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) освоение реагирования органов чувств человека на цвет, вкус, запах, температуру познаваемого предмета

Б)формирование целостного внешнего образа познаваемого предмета в сознании человека

В) отражение в сознании познающего субъекта отдельных свойств и качеств познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств

Г) форма отображения мира на рациональной, логической ступени познания

Д) мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. понятие

5.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Истина — это знание, адекватно отражающее в сознании человека свойства познаваемого предмета, не зависящее от желания и настроений познающего субъекта.

  2)Единственным критерием истинности познанного считается его соответствие здравому смыслу и жизненному опыту человека.

  3)Одним из критериев истинности знания учёные признают возможность его проверки на практике.

4)Компетентное мнение учёных-экспертов считается важнейшим критерием истинности знания в области естественных наук.

5)Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека и человеческого общества, а также безграничностью познаваемых объектов.

   6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)Эксперимент                  2)системный анализ                         3) математическое моделирование

   4)Классификация              5) методы познания

7.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором ряд слов пропущены. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу ______________ (А) окружающего нас мира. Мы познаём этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые учёные даже говорят о любознательности, _______________ (Б) как о врождённых потребностях человека. В науке под познанием понимается особая _______________ (В), в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.Познание представляет собой _______________ (Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.Познанием называют, как правило, только проц есс поиска _______________ (Д), а его результат именуют знанием. Знание — получивший подтверждение и обоснование _______________ (Е) познания действительности, вер ное её отражение в мышлении человека.

Список терминов:

   1) потребность 2)истина 3)познавательный инстинкт 4) процесс  5) деятельность

 6) результат  7) идеальные образы   8) объективность 9) субъект

8.Прочитайте текст и выполните задание

Существует огромная, пронизывающая всю жизнь человека разумного сфера познания. Сфера активности человеческого сознания, без которой немыслимо развитие ни культуры, ни цивилизации. Непосредственная цель познания — знание (практическое действие на его основе — потом). И не любое знание, а истинное, которое и обозначается понятием «истина».

Познание очевидно неприродно; природа сама по себе ничего не познаёт, для неё нет истины и лжи. Познающий человек осваивает мир, проникая в него и  охватывая его мыслью. Он мысленно организует, оформляет и мир, и себя в отношении к миру, неживому и живому.

При этом познание бывает разным: донаучным, научным и ненаучным, прикладным и фундаментальным, не ориентирующимся на непосредственную пользу. Но в любом случае оно способно выполнять и выполняет цивилизующую роль. Без знания, без истинного знания, невозможна цивилизация, разумная организация жизни, общества, человеческих отношений, невозможен рост комфортности жизни, вообще прогресс. Познание — это условие и инструмент цивилизации. Оно полезно, даже если в его процессе не ставится никакой определённой практической цели…

Формы жизни, поведения, отличающие цивилизованного человека от варвара, обычно разумны и основаны на знании. И формы эти в известной мере облагораживают жизнь, окультуривают её. Однако культура не сводима к цивилизации, а культурность — к цивилизованности. И дело не столько в явном практицизме цивилизации и «непрактичности» культуры, сколько в разной нацеленности того и другого. Цивилизация помогает человеку лучше устроиться в этом мире, обеспечить своё (всё более комфортное) физическое и духовное существование. Культура же является выражением совершенствования самой человеческой природы, становления человека человеком, высоты и тонкости его духовного развития…

Конечно, в наше время уж совершенно очевидно, что невежественный человек некультурен или малокультурен. Познание, знание, образование, просвещение — всё это необходимо для культуры. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что познание и само знание чего бы то ни было не делают человека ни добрее, ни злее, ни благороднее, ни подлее. Познание и знание, в общем, ценностно нейтральны, во всяком случае научное познание, истины науки.

                                                                                                                       (В.П. Большаков)

1.В чём автор видит непосредственную и опосредованную цели познания? Как автор понимает сущность познающего человека? (Сформулируйте ответы с опорой на текст.)

Укажите одно любое проявление связи познания и цивилизации. В чём заключается, по мнению автора, основное положение, отличающее цивилизованного человека от варвара?

2.Опираясь на обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «истина». Какие элементы в тексте определяются в качестве необходимых для культуры? Чем, по мнению автора, культура отличается от цивилизации? Укажите два любых различия.

3.Какие виды познания названы в тексте? Приведите по одному примеру, иллюстрирующему любые три из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочная работа в 5 классе по теме "старый немецкий город. Что в нем"

можно использовать  для контроля после изучения темы в 5 классе "Старый немецкий город. Что в нем?"...

Проверочная работа по теме "Класс пресмыкающиеся"

Раболта предназначена для проверки знаний по теме "Класс Пресмыкающиеся" в 7 классе...

План - конспект Вариативность проверочных работ в 8 классе КО при изучении темы: «Определенно-личные предложения»

Разработка урока на тему "Определенно-личные предложения". Цели:  дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, позна...

Проверочная работа в 7 классе по биологии по теме:"Класс Млекопитающие"

Проверочная работа содержит 10 вопросов: на выбор правильных ответов, правильные-неправильные утверждения, задания на проверку терминологии темы, и многообразия млекопитающих...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

Проверочная работа для 8 класса на повторение материала по курсу информатики 7 класса

В данной работе проверяется усвоение тем: кодирование информации; перевод между единицами измерения; вычисление количества информации....

Проверочная работа для 5 класса "Степени сравнения имен прилагательных" Unit 5 УМК "Английский язык", 5 класс, Комарова Ю.А. и др.

Обобщение по теме "Сравнения прилагательных", УМК "Английский язык", 5 класс, Комарова Ю.А. и др. выполнено в форме проверочной работы. Весь изучаемый лексический и грамматический ...