урок обществознания в 7 классе "Закон на страже природы"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Коновалова Татьяна Васильевна

сформировать представление у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества и показать, что человек, вторгаясь в природную среду, порой отрицательно воздействует на многие природные процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закон на страже природы

Представлена структура урока по обществознанию для 7-го класса «Закон на страже природы». Урок состоит из нескольких интерактивных частей: видеосюжет, беседа, деловая игра «Часть природы». Каждая часть снабжена методическими рекомендациями для учителя.

        Приложение к уроку: видеоролик, карточки для деловой игры, карточки для рефлексии.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества и показать, что человек, вторгаясь в природную среду, порой отрицательно воздействует на многие природные процессы.

Задачи:

•        образовательная: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

•        развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать;

•        воспитательная: эколого-краеведческое воспитание.

Ученик должен

•        иметь представления   о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;

•        знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;

•        уметь:   находить пути решения экологических проблем.

Междисциплинарные связи: география, экология, краеведение.

Форма урока: изучение нового материала.

Новые термины и понятия: экология, экологический кризис, исчерпаемые и неисчерпаемые богатства, естественное природное загрязнение, биосфера.

Ход урока

  1. Организационный момент   (приветствие учащихся, проверка готовности  уроку)

Дети на столах разложены цветные листики ,кому какой цвет больше всего нравится там и занимает место.

  1. Т.В.

_--- Ребята, наш урок я начну с мудрой восточной притчи

  о заботе про будущие поколения: Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммад. На освещенном солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека. В сопровождении своих придворных царь подошел к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы. — Что же ты делаешь? — спросил царь. — Я сажаю ореховые деревья, — ответил старик. Царь удивился: — Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов? Старик взглянул на него и ответил: — Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды.

---Как вы оцениваете поступок главного героя? Нужно ли было старику сажать деревья?

Учитель: Дети как вы уже догадались мы сегодня будем говорить о ….. (природе.)

--- Ребята,  как вы думаете, а что оставим мы последующем поколения.

(ответы учащихся)

С темой сегодняшнего урока вы все сталкивались не раз. Обсуждали и спорили, доказывали и не соглашались. Я уверена, что никто из вас не оставил без внимания   вопросы бережного отношения к природе. Прежде, чем мы приступим к обсуждению давайте определим цели урока и поможет нам  интересный

«Кроссен»

(означает пересечение смыслов, пересечение слов. Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. 9 изображений расставлены таким образом, каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.)

-------Просмотр презентации

Посмотрите на фото ,(используя метод «Кроссен»)

- какие цели поставим на урок?

- Какие экологические проблемы являются результатом жизнедеятельности человека?

-Почему возникла необходимость защиты окружающей среды?

 ( выяснить Как человек влияет на природу?  Как проявляется это влияние?  Природа нуждается в охране?  Правила защищающие природу? Законы охраны природы, Общественные организации по охране природы. Ответственность граждан за экологическое состояние).

 

Учитель: Как еще можно обратить внимание людей на вопросы охраны окружающей среды, заботы о ней?

Ответы учащихся……

Учитель: А где мы с вами чаще всего встречаем информацию о том, что «природа в опасности», что необходимо заботится о ней? Ответы учащихся……..

Методические рекомендации: здесь плавный переход к СМИ. Если везде и всюду мы будем внимать информацию о защите окружающей среды, то наверняка достучимся до каждого и сами станем внимательней.

---Уточните, где ребята встречают данную информацию, а где никогда не видели. Как она влияет.

---!!!!  Обратите внимание на доску, перед вами голое дерево. Работая  внимательно на уроке, каждый из вас поможет приобрести ему убранство .

------ А.О.________

  1. Введение в тему

Наша планета (показываю на плакат с Землей)  – третья планета Солнечной системы, такая маленькая (показать на глобус), если смотреть на нее с космоса, и в то же время такая большая.

К вашему сведению, планета образовалась ок.4,5 млрд. лет назад, жизнь на ней зародилась ок.3,5 млрд. лет назад, а человек современного типа, к которому мы с вами себя относим, появился ок.40 тыс. лет назад.

Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду обитания, но при этом сохранив с ней тесную связь!

Мы с вами живем на Крымском полуострове. Полуостров с прекрасной природой. С уникальными растениями и животными, которые встречаются только у нас, например такие как сосна крымская, клен Стевена, жужелица крымская и т.д. Нужно сохранять красоту нашей природы, а что необходимо делать, чтобы растения и животные находились под защитой? Что для этого нужно создавать? (Заповедники, заказники, национальные парки) Верно, а у нас в Крыму есть такие охраняемые территории? (Конечно, например, Карадагский природный заповедник, Крымский природный заповедник и т.д.) Скажите,  а кто из вас хотел бы охранять природу? Сегодня мы попробуем себя в роли защитников природы. Для этого сыграем с вами в игру.  

Ролевая игра «Часть природы».

Учитель: Ребята, сегодня каждый из вас попробует себя в роли взрослого гражданина РФ, кто-то из вас станет экологом, кто-то законотворцем, кто-то издательством, кто-то журналистом. Сейчас вы получите по карточке, на которой будет написана ваша роль и задание к ней. В течение 15 минут вам нужно справиться с заданием, после чего мы будем представлять наши работы друг другу.

Учитель раздает карточки с заданиями. Учащиеся меняются местами, в случае необходимости. Выполняют задания самостоятельно, в парах и группах. Учитель консультирует ребят в ходе работы.

(При выполнении задания звучит мелодичная музыка).

Методические рекомендации: Тема, заданная учащимся, весьма проста. Наверняка у каждого будет информация, которую необходимо донести до товарища. Задача учителя лишь пояснить каждой группе, как представить информацию грамотно, емко, конкретно.

При распределении ролей можно руководствоваться способностями и интересами учащихся. Если кто-то хорошо рисует, можно выдать роль оформителя газеты. Тому, кто хорошо излагает мысли, можно доверить написание законов. «Математик» класса быстрее всех рассчитает проценты ответов на вопросы интервью. Учитель: ну что, время подошло к концу, давайте посмотрим что у нас получилось.

Учитель: ну что, время подошло к концу, прежде чем посмотрим, что у вас получилось проведем физкульминутку.

---------   ФИЗМИНУТКА (ВОЛНА. ВЕТЕР. ЗЕМЛЯ)

Для начала давайте послушаем наших ЭКОЛОГОВ и оценим, какой же вред природе мы можем нанести по привычке или неосторожности. Выступление учащихся. Лидер группы, скажите, как вам работалось в группе, было ли легко, кто как справлялся, кто был активным, как в целом оцените работу своей группы? Хорошо, спасибо.

Учитель: А теперь у нас выпуск новостей, ЖУРНАЛИСТЫ опросили ребят и теперь готовы рассказать о статистике нашего класса по вопросам окружающей среды. Выступление учащихся. Лидер группы, скажите, как вам работалось в группе, было ли легко, кто как справлялся, кто был активным, как в целом оцените работу своей группы? Хорошо, спасибо.

Учитель: А теперь посмотрим на газету, оформленную в ИЗДАТЕЛЬСТВЕ 7 «А». Ребята, прочитайте нам правила, советы, рекомендации. Выступление учащихся. Лидер группы, скажите, как вам работалось в группе, было ли легко, кто как справлялся, кто был активным, как в целом оцените работу своей группы? Хорошо, спасибо.

Учитель: Пришло время самого важного. Среди нас также были ребята, члены ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, которые приняли ряд законов, касающихся природопользования и охраны окружающей среды. Выступления учащихся. Лидер группы, скажите, как вам работалось в группе, было ли легко, кто как справлялся, кто был активным, как в целом оцените работу своей группы? Хорошо, спасибо.

Учитель: Теперь у меня вопрос ко всем, какие еще можно издать законы для сохранения земли чистой, а ее ресурсов богатыми?

А сами мы с вами будем соблюдать эти законы? Почему? Зачем?

Методические рекомендации: можно дополнить игру и другими ролями в зависимости от направленности темы, способностей учащихся и скорости их работы.

        5. Подведение итогов.   Рефлексия.

Учитель: Давайте теперь подведем итоги нашего занятия. Что мы узнали нового? Что было самым интересным? Что было на уроке самое важное? Кто понял важность темы сегодняшнего урока?

Рефлексия.

У каждого из вас на столе находятся листочки, и те, кто сегодня открыл для себя что-то новое, кто получил полезную информацию и, кто тоже будет стоят на страже природы передайте свои листочки лидеру. А лидеры групп подойдите к нашему дереву и украсьте его своими листочками.

(Давайте заполним теперь ЛИСТИКИ, которые лежат у нас на столе.Лидер группы прикрепляет к дереву)

Методические рекомендации: важно уделить этому этапу достаточное количество времени. Порядка 3-х минут. Это то самое время, когда учащиеся анализируют изученное, обобщаю, принимают или отвергают полученную информацию, систематизируют полученные знания.

 

Учитель: Ребята, спасибо вам большое за урок. Вы показали себя внимательными, заботливыми и чуткими к природе. Помните, ее красота и богатство в наших руках, а какие это руки – зависит только от нас самих.

Сегодня на уроке все плодотворно работали, и я подтверждаю оценки, озвученные лидерами команд.

Список используемой литературы:

1. Аль-Гунаид М.А. Деловые и ролевые игры на уроках. Электронный ресурс: http://presentchen.com/projects/

Ролевая игра.  «Юридическая консультация» (приложение 1)

( если будет время)

Вопрос: « Является ли нарушением сжигание мусора в черте города? Если да, то какая ответственность наступает?»

Вопрос: «В городском парке была злоумышленниками срублена ель к Новому году. Является ли это деяние правонарушением? Если да, то, какие формы ответственности существуют за это правонарушение?

 

Вопрос: «Завод по производству химических продуктов сбрасывает опасные отходы в лесной водоем. Какая ответственность за это наступает?»

Вопрос: «Какая ответственность наступает за выбросы предприятием в атмосферу вредных веществ?»

Вопрос: « Группа подростков отправилась в лес на пикник и развела там костер без специальных мер предосторожности ».

Вывод: за экологические правонарушения наступает уголовная либо административная ответственность.

(Приложение 2)

Итак, урок подходит к концу. Мы сегодня с вами заглянули в экологическое законодательство. Узнали, какие нормы права действуют в нашей стране, какие существуют государственные гарантии прав граждан в области экологии. Каждый из нас должен знать и понимать, что ни Уголовный кодекс, ни другие нормы законодательства  не помогут сохранить нашу хрупкую Землю. Только безграничная любовь и бережное отношение к природе каждого из нас  спасет  планету ,на которой мы пребываем временно… Сохраним ее для потомков!

Домашнее задание на выбор :

   

1.        Необходимо написать статью (эссе) в школьную газету   по   материалам урока, лучшие  из них будут опубликованы.

2. Подготовить рассказ о состоянии окружающей среды вашего микрорайона  или его отдельных объектов (реки, озера, парка, сквера) в том месте, где вы проживаете. Что бы вы могли сделать для улучшения и оздоровления окружающей вас среды?

 3.   Попробуйте написать свой закон об охране окружающей среды в вашем городе, дворе или доме. Подумайте, какие аспекты он будет освещать, на кого будет ориентирован, что разрешать, что будет запрещать, кто и как будет его контролировать.

         4.п.2 (вопросы, задания).

Карточки для деловой игр

«ЧАСТЬ ПРИРОДЫ»

1. Роль:  ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.

Задача: разработайте ряд законов для граждан РФ по охране окружающей среды, природопользованию. Каждый закон должен содержать запрет и наказание за правонарушение.

2. Роль: ЭКОЛОГИ

Задача: составьте список правонарушений, которые приносят вред окружающей среде. Какие ошибки можно совершить в лесу, на берегу озера/речки, в повседневной жизни…

Рефлексия.

3. Роль: ИЗДАТЕЛЬСТВО

- Автор колонки (несколько человек). Задача: составить несколько кратких заметок для газеты. Например, правила поведения на природе. Или «что бывает если…».

- Иллюстратор газеты. Задача: оформить в газете рисунки. Пример «Берегите воду» или «Автомобили загрязняют атмосферу».

4. Роль: ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

- Интервьюер. Задача: опрашивает одноклассников по конкретным вопросам: всегда ли вы выбрасываете мусор в урну? Сделаете ли вы замечание тому, кто оставит после себя мусор на природе? и т.д.

- Статист. Задача: посчитать положительные и отрицательные ответы полученные в ходе интервью. Оформить данные в виде диаграммы.

- Иллюстратор. Задача: Нарисовать на доске диаграмму полученных данных.

- Ведущий. Задача: представить полученные из интервью сведения зрителям.

Участие всего класса:

Экологи: 3 человека. Можно каждому дать задание индивидуальное задание. Один пишет о нарушениях в лесу, другой – в быту и так далее.

Депутат государственной думы: 5 человек. В случае оставшегося на уроке времени или быстрых активных учащихся можно включить выступление «депутатов» в ходе телевизионного выпуска. Тогда к роли ведущего добавляется и роль интервьюера. Необходимо обыграть диалог:

- а какие меры по защите окружающей среды предлагаете вы? - ответы учащегося «Депутата».

Издательство: В каждой газете 3 автора и 1 иллюстратор. Можно организовать 2 издательства и больше. По количеству учащихся в классе.

Телевидение:

Интервьюеры – 3 человека. В таком количестве они опросят больше и быстрее.

Статист – 2 человека. Один считает полученные данные, второй переводит их в проценты.

Иллюстратор и ведущий – по одному человеку.

Сегодня на уроке:

Я узнал (а)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Я понял (а) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне понравилось

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым интересным было

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня на уроке:

Я узнал (а)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Я понял (а) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне понравилось

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым интересным было

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно

5. Экология

 - как в ходе истории складывались экологические связи человека с окружающей средой?  (истории развития хозяйственной  деятельности человека, о так называемом производящем хозяйстве и исключительной способности человека к творчеству, благодаря которой он создал и всегда будет создавать что-то новое – вторую природу (машины, города, заводы).

       именно человек оказывает теперь решающее воздействие на судьбу многих живых существ, да и всей окружающей природной среды. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

        Активно вторгаясь в жизнь природы, человек мало заботился о последствиях своего вторжения.

- Таким образом, мы с вами видим, что человек использует природу для того, чтобы выжить, но при этом он не заметил, что создал угрозу существованию планеты, единственной обитаемой в Солнечной системе, нарушил экологическое равновесие.

Есть такая наука – экология. У вас на партах есть дополнительный материал. Что такое экология?  

Ответы учащихся (Слово «экология» имеет два значения: во-первых, это наука о взаимодействии организмов, в том числе и человека, с окружающей средой;

Во – вторых, это слово сегодня принято употреблять не только в научном, но и более широком смысле, когда хотят сказать вообще о состоянии окружающей среды.)

Карточка оценивания группы  ЭКОЛОГИ

Кто был наиболее

активным

ФИО

Оценка

Кто подал оригинальную

идею решения проблемы

Кто заслуживает хорошей оценки

Карточка оценивания группы  ИЗДАТЕЛИ

Кто был наиболее

активным

ФИО

Оценка

Кто подал оригинальную

идею решения проблемы

Кто заслуживает хорошей оценки

Карточка оценивания группы   ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Кто был наиболее

активным

ФИО

Оценка

Кто подал оригинальную

идею решения проблемы

Кто заслуживает хорошей оценки

Карточка оценивания группы  ЖУРНАЛИСТЫ

Кто был наиболее

активным

ФИО

Оценка

Кто подал оригинальную

идею решения проблемы

Кто заслуживает хорошей оценки

Карточка оценивания группы  

Кто был наиболее

активным

ФИО

Оценка

Кто подал оригинальную

идею решения проблемы

Кто заслуживает хорошей оценки

Карточка оценивания группы  

Кто был наиболее

активным

ФИО

Оценка

Кто подал оригинальную

идею решения проблемы

Кто заслуживает хорошей оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...

урок обществознания в 8 классе "Человек, природа, общество"

Человек – часть природы  и как живое существо  своей элементарной жизнедеятельностьюоказывает ощутимое влияние на природную среду....

Урок обществознания "Кто стоит на страже закона?" (7 класс ФГОС ООО)

Открытый урок обществознания по теме "Кто стоит на страже закона?" по учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.На уроке на доступном уровне формируется представление о правоохранительных органах, решают...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект, презентация и рабочий лист к уроку обществознания "Кто стоит на страже закона?" 7 класс

Материал содержит конспект, презентацию и рабочий лист к уроку обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона?"...

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...