"Экономика и её основные участники"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Сарикова Лидия Семёновна

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе по теме "Экономика и её основные участники" с указанием продуктивного применения  технологии критического мыщления. Урок построен в соответствии с программными требованиями использования технологии. За основу взято формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_eyo_osnovnye_uchastniki.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 7 классе

Тема:  «Экономика и её участники»  (по учебнику Л.Н.Боголюбова)

 

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в  развитии  общества и государства; выяснить роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений анализировать документы, аргументировать свою  точку зрения; воспитание культуры общения при работе в группе.

 

Оборудование: учебники,  раздаточный материал

Тип уроков: открытия новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы урока

Мы начинаем изучать II главу  учебника, которая называется  (посмотрите в Оглавление или откройте страницу 65 учебника  – «Человек в экономических отношениях». Скажите, о чём мы узнаем, изучив эту главу? На  какие вопросы ответим?

Запишите тему урока, посмотрите внимательно на доску, попробуйте сформулировать цель и задачи урока. Начинайте словами: «Изучив эту тему, мы вспомним….., узнаем……, выясним…….»

Ребята, это первый урок по данной теме, в ходе изучения которой узнаем, что такое экономика, какова  её роль в жизни человека и  общества,  познакомимся с новыми терминами и понятиями.

Мы с вами постоянно вступаем в экономические отношения: слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить. Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой.

II. Изучение новой темы  

           План урока

1.  Что такое экономика. Основные сферы экономики.

2.  Зачем нужна экономика. Натуральное и товарное хозяйство

3.  Основные участники экономики

1.Что же такое экономика?

Ребята первого ряда,  найдите определение слова «экономика» в тексте §8 (с.66)

Второй и третий ряд, найдите объяснение слова «экономика» в словаре в конце учебника (стр. 158).

Учащиеся озвучивают результаты поиска, пытаются сделать общий вывод.                        

Итак, понятие экономика можно рассматривать в двух значениях: с одной

стороны - это хозяйство, а с другой – область знаний.

А теперь подумайте и закончите предложения:  

Экономика – это умения …

Экономика – это знания о …  

(Возможные варианты ответов: Экономика – это умение правильно вести

хозяйство. Экономика – это знания  о том, как правильно вести хозяйство

страны, какими способами)

 

Основные проявления экономики (цепочка продвижения товара от производителя к потребителю).

Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике (с.67) и при помощи учителя  дают название каждому рисунку

Производство – Распределение – Обмен - Потребление

Работа с экономическими терминами: производство, распределение, обмен, потребление, технология, (оформление записи в тетради).

Для закрепления этих знаний учитель организовывает работу в группах. Каждая группа получает раздаточный материал (текст), читает его и, совещаясь между собой, определяют о каком проявлении экономики идёт речь.

Дополнительный  раздаточный материал

Группа № 1. Сказка «Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая–пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может!  

Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут -потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошка: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошку мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянули репку!                 (Ответ: производство)

Группа № 2. Считалочка.

Мы делили апельсин, много нас, а он – один.

Эта долька -  для ежа, эта долька -  для стрижа,  

Эта долька – для утят, эта долька – для котят,  

Эта долька – для бобра, а для волка – кожура.  

Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь, кто куда!    (ответ: распределение)

Группа № 3. Стихотворение.

Сидит белка на тележке, продаёт орешки.  

Лисичке – сестричке, воробью, синичке,  

Мишке толстопятому, заиньке усатому,  

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.        (Ответ: обмен)

Группа № 4. Песенка «Барабек»

Робин Бобин Барабек скушал сорок человек,  

И корову, и быка, и кривого мясника,  

И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу,  

Скушал церковь, скушал дом, и кузницу с кузнецом,  

А потом и говорит: «У меня живот болит!»   (Ответ: потребление)

2. Зачем нужна экономика.

Для обеспечения жизни и деятельности человека необходимо удовлетворить

его разнообразные потребности.

Я буду читать текст, а вы должны записать потребности человека, о которых услышите в тексте. (с.164 Поурочные разработки по обществознанию, 7 класс. «Потребности человека по Абрахаму Маслоу»

Учащиеся должны записать:

- физиологические (природные) потребности;

- потребность в защищённости и безопасности;

- потребность в принадлежности к социальной группе;

- потребность в уважении и признании;

- потребность в самоуважении

Подумайте и дополните этот список потребностей. Затем попытайтесь сделать вывод.

Итак, потребности человека разнообразны. Почему необходимо удовлетворять эти потребности?  В случае затруднения, находим ответ в учебнике   с. 67 (первый абзац). Ответ: «совершенно очевидно – для обеспечения жизни и деятельности людей. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей».

Можно ли полностью удовлетворить потребности человека? (Человек, удовлетворив необходимые ему потребности, очень скоро нуждается в удовлетворении новых)

Как вы думаете, какова основная цель экономики?

- поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производятся разнообразные материальные блага. А что это такое?

Найдите в учебнике определение  и запишите в тетрадь:

Материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.

2. Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.

Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором

всё необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только

для собственного потребления.

Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно ли

утверждать, что у вас – натуральное хозяйство?

(Возможные варианты ответа:  Нет, ведь нам приходится покупать много

других продуктов: хлеб, макароны, рис, греча, не говоря об одежде и обуви).

В чём недостатки натурального хозяйства?

(Возможные варианты ответа: низкая производительность труда, низкий

уровень жизни людей и  экономики в целом).

Товарное хозяйство - это способ организации экономической жизни

общества, при котором люди, специализируясь в определённых видах

деятельности, производят товары и оказывают услуги  для обмена друг с

другом.

Приведите примеры специализации людей в определённых видах

деятельности. (Возможные  варианты ответа: производство машин, выращивание зерна, выпечка хлеба, продажа хлебобулочных изделий и т.п.)

Задача для учащихся: выяснить, в чём преимущество товарного хозяйства перед натуральным; как связаны между собой основные участники экономики; почему учёные-экономисты советуют потребителю опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь максимальную пользу.

- работа парами: сравните способы ведения хозяйства и заполните таблицу (с 69 учебника).

Вариант заполнения таблицы:

Вопросы для сравнения

Натуральное хозяйство

Товарное хозяйство

1

2

3

Кто производит?

Производители  - члены семьи

Производство с применением наемной рабочей силы

Кто потребляет?

Производство для самих себя

Производится для массового потребления

Как производит?

Традиционными методами

Стремление к повышению

качества выпускаемой продукции

Какова производительность труда?

Производительность труда обычно не самая высокая

Стремление производителя постоянно повышать производительность труда

- Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования? (Вывод: Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслом, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни.)

3.  Основные участники экономики

В течение всей своей жизни человек удовлетворяет свои потребности. Одними из наиболее важных являются экономические потребности.

Главные лица, действующие в экономике, - производители и потребители.

Производитель - тот,  кто участвует в создании товаров или указании услуг.

Потребитель - тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих

потребностей.    

Может ли один человек быть одновременно и производителем, и  потребителем, т.е. выполнять обе роли?

(Возможные  варианты ответа: Да. Например, на работе портной шьёт одежду  - он производитель,  но он нуждается в других товарах и услугах,  приобретая которые, он становится потребителем).  

- Назовите, что общего между производителем и потребителем.  В  чём

различия?  (Возможные  варианты ответа: Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг.

Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг,  при этом удовлетворить свои потребности с

наименьшими затратами).

Выявить специфику характера деятельности основных участников экономики помогут примеры в учебном тексте, а также выполнение следующих тестовых заданий.

1.    Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:

а)    сельскохозяйственных работ;  

б)    участия в экономическом форуме;

в)    создания произведения искусства;

г)    использования в быту света и тепла;    Ответ: г.

2.    Человек в роли производителя проявляет себя в процессе:

а)    участия в выборах;  б)    покупки товара;

в)    реставрации памятников;   г)    получения денег в банке.   Ответ: в.

 

Проверка степени усвоения учащимися основных понятий изученных разделов и закрепление учебного материала проводятся на основе выполнения нескольких познавательных и практических заданий.

Задание 1

Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.

Ответ: налоги.

Задание 2

Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества: республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство. Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.

Задание 3

Составьте небольшие тексты (3-4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».

Задание 4

Расположите слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметы потребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.

Практическое задание

На партах у вас лежат листы А4 и фломастеры. Ваша задача: используя учебник, составить интеллект-карту по теме урока. Работать будете в группах (ряд-группа). Затем представители групп по очереди прикрепляют на доске свои работы и озвучивают их. Работа групп, выступавших у доски, оценивается по следующим критериям: содержание, логика изложения, защита и красочность оформления. После этого на доске составим общую интеллект-карту.

На стадии рефлексии обучающиеся, опираясь на интеллект-карту на доске, по очереди составляют рассказ по теме урока.

IV. Рефлексия организована методом.

Наш урок заканчивается, и я хочу сказать…

-  На этом уроке я узнал…

-  На уроке я научился…

-  Я задумался…

 Домашнее задание: § 8 задания  в рубрике «В классе и дома» № 4 (с.71) и № 7 (с.72). По желанию: составить синквейн по теме «Экономика».

Справка

о посещённом уроке с указанием продуктивного применения технологии

ФИО аттестуемого: Сарикова Лидия Семеновна

Должность: учитель истории и обществознания

Дата проведения: 10.09.2020.

Место проведения урока: МОУ «Будаговская СОШ»

Тема урока: Экономика и её  основные участники

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Подвести учеников к пониманию роли экономики в жизни человека, в  развитии  общества и государства; выяснить роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений анализировать документы, аргументировать свою  точку зрения; воспитывать культуру общения при работе в группе.

Задачи:

  1. Создать условия учащимся для постановки цели;
  2. Предоставить возможность получить информацию по теме «Экономика и её  основные участники»;
  3. Организовать учащихся для работы в группах и защиты своей практической работы;
  4. Провести закрепление изученного материала через активные формы работы на уроке;
  5. Организовать рефлексию методом составления интеллект-карты на доске.

Урок построен в соответствии с программными требованиями использования технологии развития критического мышления. За основу взято формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы:

- «Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)». На стадии вызова обучающимся после озвучивания темы и цели урока предлагается несколько утверждений записанные на доске:

  1. Экономика – это наука;
  2. Экономика – это хозяйство;
  3. Экономика – это сама жизнь

Обучающимся дается задание: выбрать верные, на их взгляд,  утверждения, полагаясь на собственные знания или просто угадывая. Ученики по очереди называют правильные высказывания (они подчёркиваются на доске), аргументируют правильность выбора.

На стадии осмысления использовался приём «корзина идей», который  позволил  выяснить всё, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме занятия. Учитель обращается к обучающимся: «Представьте себе, что к Вам на улице обратился корреспондент одной из местных газет с вопросом «Что такое экономика»? Что Вы ему ответите?». Обучающимся дается время на обдумывание, затем ученики дают свои ответы. Все сведения кратко в виде тезисов записываются на доске в «корзинке» идей (без комментариев). Также использовался  приём графической организации материала - составление таблицы, когда предлагалось сравнить два способа  ведения хозяйства - натуральное и товарное. Категории сравнения и свойства, по которым это сравнение происходит, были предложены учителем. Обучающиеся заполняют таблицу, работая в парах.

Еще один приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо использовался учителем  на уроке - составление интеллект-карты. Обучающимся в группах было дано задание, используя учебник, составить интеллект-курту по теме урока. Затем представители групп по очереди прикрепляют на доске свои работы и озвучивают их. Работа групп, выступавших у доски оценивается по следующим критериям: содержание, логика изложения, защита и красочность оформления. Критерии оценки озвучены до начала составления. После этого на доске составляется общая интеллект карта. Работа ведется фронтально. На стадии рефлексии обучающиеся, опираясь на интеллект-карту на доске, по очереди составляют рассказ по теме урока.

В течение всего урока формировались:

•   личностные универсальные учебные действия;

•    целеполагание урока;

•    регулятивные универсальные учебные действия;

•    познавательные универсальные учебные действия;

•   развитие речевой деятельности;

•    развитие стратегии смыслового чтения и работе с информацией;

•    практическое освоение учащимися методов познания;

•    коммуникативные универсальные учебные действия;

•    взаиморегуляция при парной работе, работе в группах.

Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

На протяжении всего урока учитель использовала: практические, логические задания для формирования интереса к предмету.

Для организации деятельности учащихся на уроке применялись различные формы работы с детьми:

•         фронтальная

•         групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

•        работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

Способы    взаимодействия    продуманы    с    учетом    индивидуальных

способностей учащихся и их интересов.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

Урок прошёл в оптимальной  организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дано на базовом и повышенном уровнях (с использованием приема «Синквейн»).

Вывод:

Использованные учителем приёмы развития критического мышления содействовали активизации мыслительной деятельности учащихся, на протяжении всего урока, позволяли решать ряд образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

10.09.2020 г.

Директор школы:                                 

Руководитель ШМО:                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика и её основные участники

Урок обществознания в 7 классе...

Урок обществознания с использованием интерактивной доски Elite Panaboard "Экономика и ее основные участники", 7 класс

Ссылка "Экономика и ее основные участники"Разработка урока выполнена в ПО Easi Teach Next Generatio...

Экономика и ее основные участники. Разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей истории и обществознания социальной сети работников образования

Архив включает в себя разработку урока обществознания в 7 классе (Раздел 3 "Человек и экономика") и презентацию, состоящую из21 слайда...

Экономика и ее основные участники

Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Н.Боголюбова)...

7 класс, глава 3, п.12. Экономика и ее основные участники

Презентация к уроку по обществознанию в 7 классе по теме "Экономика и ее основные участники" (к учебнику Боголюбова)...

Тест по теме: «Экономика и её основные участники», обществознание, 7 класс

Тест по обществознанию в 7 классе по разделу "Экономика" позволяет подготовиться и закрепить материал по этому параграфу....