Образовательно-воспитательный проект: "Я – гражданин России"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Вахромеева Ангелина Викторовна

     Происходящие в России коренные социальные преобразования,  позитивное движение к гражданскому обществу и правовому государству определяют особую актуальность развития в системе образования  подрастающего поколения  граждановедения и правовой культуры.  Актуальность осуществления целенаправленного и эффективного граждановедческого образования обучающихся определяется потребностями государства, общества и личности. Так в национальной доктрине образования в Российской Федерации записано:

"Система образования призвана обеспечить:

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovpya-grazhdanin_rossii_vahromeevakopeykin.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Образовательно-воспитательный проект:

 "Я – гражданин России"

Разработчики:

Вахромеева А.В.     преподаватель I квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Обсуждено на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МК ________________________ /______________

                                             Пояснительная записка

I. Обоснование проектной темы.

     Происходящие в России коренные социальные преобразования,  позитивное движение к гражданскому обществу и правовому государству определяют особую актуальность развития в системе образования  подрастающего поколения  граждановедения и правовой культуры.  Актуальность осуществления целенаправленного и эффективного граждановедческого образования обучающихся определяется потребностями государства, общества и личности. Так в национальной доктрине образования в Российской Федерации записано:

"Система образования призвана обеспечить:

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений".

     Образование и воспитание у подрастающего поколения гражданско-правовой культуры обусловлено насущными жизненными потребностями личности и общества, а именно:

1. Системные гражданско-правовые знания помогут человеку лучше разбираться в существующих общественных отношениях, осознать динамические процессы, происходящие в обществе, создадут условия для адекватной реакции на события общественной жизни в стране и мире.

2. Наличие в России рыночных отношений делает необходимым для достижения человеком жизненного успеха развитие умения быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и выбирать наиболее целесообразный способ действия и форму поведения. Именно знание правовых норм и гражданско-нравственное воспитание оградит человека от ошибок и поможет действовать в интересах общества.

3. Гражданско-правовое образование и воспитание создает благоприятные условия для роста политической активности граждан, для самореализации человека в политической сфере.

     Важная роль в решении задач гражданско-правового образования и воспитания российских граждан принадлежит образовательным учреждениям. В Законе Российской Федерации "Об образовании" названо в качестве принципа государственной политики в области образования  "Воспитание гражданственности… уважения к правам и свободам человека…".

     Таким образом  в свете вышеизложенного особое значение приобретает разработка и реализация в образовательных учреждениях  Санкт - Петербурга инновационной системы гражданско-правового образования и воспитания обучающихся.

      Данный проект: " Я – гражданин России" – пилотный  вариант на базе колледжа "Краснодеревец" призван  внедрить и реализовать основы и элементы граждановедения

в  систему  образования и воспитания подрастающего поколения. Созданная первичная проектная модель системы гражданско-правового образования и воспитания обучающихся содержит цели, задачи, идейные основы, структуру, этапы педагогической деятельности и  прогнозируемые результаты.

II. Концепция проекта.

Цель – заложить основы гражданско-правовой культуры обучающихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством связи с Родиной и ответственности за ее судьбу, чувством собственного достоинства и уважения к правам других людей, наделенной гражданским самосознанием и общественно активной.

Средством реализации этой цели является создание системы граждановедения, основанной   на гуманистической этике, гуманистических принципах права и гуманистических традициях в российской педагогике.

     Реализации этой цели служит решение трех взаимосвязанных задач:

1. Формирование системы гражданско-правовых знаний, объективно отражающих действительность.

2. Обеспечение комплекса педагогических условий формирования у обучающихся социально-полезного эмоционального отношения к изучаемым общественным явлениям.

3. Целенаправленное педагогическое воздействие на поведение обучающихся для преобразования его в соответствии с критериями нравственно-правовой культуры российского общества.

     Предлагаемый проект характеризуется этапностью и целостностью.

I этап – гражданско-патриотическое образование и воспитание обучающихся: "Я – патриот своей страны".

II этап – гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся: "Я – гражданин своей страны". Основы антикоррупционной и антитеррористической позиции граждан РФ.

III этап – гражданско-социальная практика: "Я и Закон"

Формы работы:

-    Тематическая лекция – презентация;

-     Интерактивная лекция;

-     Уроки мужества, Уроки гордости  (внеаудиторное  мероприятие);

-  Клубная внеаудиторная работа  (Историко-патриотический клуб "Память" и краеведческий клуб "Любимый город");

-    Многоуровневая игра и интерактивные викторины;

-    Научно-практическая конференция;

-   Экскурсионная деятельность и посещение учреждений культуры района и города.

Первичная проектная модель

системы граждановедения в ОУ

     

Ц е л ь

Проект: "Я – гражданин России"

                                                                                     

З а д а ч и

И д е й н ы е        о с н о в ы

Этапы,   содержание,   формы   и    методы

Общий результат - прогноз

Представленный проект носит инновационный характер и обладает следующими сущностными характеристиками:

- его цель – становление гражданско-правовой культуры личности;

- направленность на достижение позитивных изменений во всех сферах правосознания и в поведении личности;

- функционирование проекта, как единство решения задач обучения и воспитания в ОУ;

- развитие субъект-субъективных отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса;

 - наличие трех  этапов проектной работы и преемственность между ними;

- интеграция компонентов правовой культуры с элементами политической, патриотической, нравственной, экономической и бытовой культуры российского общества.

     В результате проектной деятельности по формированию системы граждановедения обучающиеся должны приобрести следующие компетенции:

Знать (З):

З 1. Усвоить систему знаний о правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации и возможности их применения.

З 2. Иметь представление о месте гражданина РФ в существующей системе экономических, политических и социо-культурных отношениях.

З 3. Владеть знаниями и нормами частного и публичного права и иметь представление о порядке их применения.

Уметь- Иметь (У - И):

И  1. Иметь представление о наиболее значимых явлениях в отечественной истории и осознание на этой основе патриотических ценностей российского общества.

И 2. Иметь представление о совокупности конкретных правил поведения в обществе, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

У 3. Уметь правильно пользоваться юридической терминологией и применять правовые знания в различных жизненных ситуациях.

У 4. Уметь осуществлять свои права на практике, давать правовую оценку поступков людей, собственных действий, явлений жизни.

И 5.  Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности и обществу.

И 6. Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности.

И  7.  Иметь четкую установку на законопослушание и активную гражданскую позицию в российском обществе и государстве.

     Данный проект был разработан на базе научных и научно-методических материалов по правовому воспитанию и образованию обучающихся путем внедрения инновационной системы, нацеленной на становление правовой культуры и гражданского самосознания личности под руководством   Н.И.Элиасберг, доктора педагогических наук, члена-корреспондента  Академии гуманитарных наук .
    Результативность любого проекта, в первую очередь, зависит от тщательной  самостоятельной подготовки преподавателя, его инновационного опыта и умения ориентироваться в учебно-методическом комплексе системы правового  образования в ОУ.

III. Учебно-методический комплекс, используемый при проектировании.

1. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Под ред. Н.И.Элиасберг, Изд. "СпецЛит", 2001 г.

2. Живое право. Под ред. Гер.Ольденбургского

3. Правовое образование родителей и учащихся в системе работы ОУ. Под ред. Н.И.Элиасберг, Спб, РИЗО-ПРИНТ, 2007 г.

Приложение 1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж отраслевых технологий

"Краснодеревец"

План – конспект мероприятия

Военно-историческая викторина:

"Несокрушимая и легендарная родная Армия "

 Разработчики:                                                  

 Преподаватель истории  и обществознания                В.О.Копейкин

                                                                                     А.В.Вахромеева      

Викторина по военной тематике

"Родилась ты под знаменем алым

В восемнадцатом грозном году.

Всех врагов ты всегда побеждала,

Победила фашистов орду.

Несокрушимая и легендарная,

 В боях познавшая радость побед,

Тебе любимая, родная Армия,

Шлет наша Родина пламенный привет!"

     Цель – систематизировать знания обучающихся по военной отечественной истории и способствовать воспитанию патриотизма и гордости к своему Отечеству.

     Оборудование:          раздаточный и наглядный материал, ТСО, поощрительные призы.

                                                                       Содержание викторины

     1 тур. Задание: определить о каком военном историческом событии идет речь. Когда и где оно произошло.

1. "И гнали наши немцев по Чудскому озеру до самого черного камня…"

2. "Граждане и гражданки! Сегодня 22 июня в 4 часа утра на нашу страну вероломно напал враг…"

3. "Скажи- ка дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром французам отдана…"

4. "Мы умираем, но не сдаемся, враг будет разбит! Победа будет за нами! За Волгой для нас земли нет!!!"

5. "И встретились две могучие силы. И началась великая сеча, что Дон застонал, а потом Мамай вскричал …"

6. "Наши под покровом утреннего тумана напали на стан врага и разгромили его. Молодой князь вдогонку им крикнул: "Кто с мечом к нам придет – тот от меча погибнет!"

7. "Мчались танки, ветер поднимая, наступала грозная броня. И летели наземь самураи, под напором стали и огня…"

8. "В далеком тревожном военном году, под гром батарей у страны на виду, стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен  Ленинграда…"

9. "И грянул бой – тяжелый бой, швед, русский колет, режет, бой барабанный, топот, скрежет и вихри адского огня…"

10 "Эх за Волгой и за Доном мчался степью золотой, загорелый, запыленный пулеметчик молодой.

 И неслась неудержимо с гривой рыжего коня быстроходная тачанка – символ бури и огня…"

     2 тур. Задание: по фразам из песен группы "Голубые береты" определить рода войск ВС РА РФ.

1. "Полосатая натура" – ВДВ

2. "Экипаж 561"           - ВВС

3. "Связисты"               - ВВ связи

4. "Бойцам "Альфы"    - Войска специального назначения

5. "Медбат"                   - ВВ медицинского назначения.

     3 тур. Задание: продолжить фразу до ее логического конца.

1. "От солдата требуется прежде всего выносливость и _________             (терпение)" Наполеон

2. "Пуля – дура, штык - ____________                                                            (молодец) ". Суворов

3. "В войне не бывает выигравших, только -  __________                            (проигравшие) Чемберлен

4. "Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний ______        (солдат) Суворов

5. "Войны начинаются в _____________                                                        (умах людей). Черчилль

6. "Лучше умереть стоя, чем жить на ________________                             (коленях). Военная мудрость

7. "Старики объявляют войну, а умирать идут _________                            (молодые) Гувер

8. "Тяжело в ученье, легко в  ________                                                           (бою). Суворов

9. "Войну начинают не военные. Войну начинают _______                        (политики). Кутузов

10. "Мир -  это промежуток между _____________                                       (войнами). Жироду.

     4 тур. Задание: исполнить песню по военной тематике (караоке)

1. Песня о далекой Родине.

2. Песня фронтовых шоферов.

3. Идет солдат по городу.

4. Песня из к/ф "Белорусский вокзал".

5. Орленок.

5 тур. Задание: определить на экране звание, род ВС  РККА, СА и РА.

6 тур. Задание: определить модель военной техники (оружия), где и кем была использована.

     Подведение итогов викторины и награждение активных участников и победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - гражданин России"

О нашей газете.Школьная газета? А почему бы и нет? В нашей школьной жизни происходит немало событий, о которых хотелось  бы рассказать. Да  и родителям будет интересно узнать  о  д...

Классный час в рамках проекта "Я - гражданин России"

Классный час в рамках проекта "Я - граждание России" о знаменитых личностях, предназначен для студентов 1 курсов ССУЗов или старших школьников....

Сценарий проведения муниципального этапа Всероссийской акции школьных социальных проектов «Я – гражданин России».

Сценарий проведения муниципального этапа Всероссийской акции школьных социальных проектов «Я – гражданин России»....

Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»

Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...

ВЗЛЁТНАЯ ПОЛОСА КОРПУСНОЙ АЭРОДРОМ в рамках городского конкурса детских социальных проектов «Я – гражданин России!» XIX Всероссийской акции

Знания об истории Московского района необходимы учащимся ГБОУ школы №370, и жителям Московского района. Это история нашего города! Нашей страны! Санкт-Петербург – родина авиации России. В нашем ...

проект "Я гражданин России".

Приказ об участии в данном проекте. Проект занял 2 место в муниципалитете....

проект "Я гражданин России".

Проект о сохранении памяти о малой родине....