Бах как церковный композитор
статья по обществознанию (11 класс)

Научная статья. Подходит для подотовки к ЕГЭ по обществознанию. В статье раскрываются философские проблемы познания, деятельности композитора И. С. Баха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bah_kak_tserkovnyy_kompozitor.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

"Мелодия содержит движения, движения эти деятельны, а действия суть знаки этических свойств… музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи" Аристотель

В музыке Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее. Бах – явление всехристианского масштаба. Его музыка – вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину. Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он учился правильно славить Бога: свои партитуры он украшал надписями «Одному Богу слава» (Soli Deo gloria), «Иисус, помоги» (Jesu, juva), причем эти надписи были для него исповеданием веры, проходящим через все его творчество. Музыка для него была богослужением [1].

Бах был истинным католиком – в исконном понимании греческого слова «кафоликос», означающего «всецелый», ибо он воспринимал Церковь как вселенский организм, как некое всеобщее славословие, воссылаемое Богу, и свою музыку считал лишь одним из голосов в хоре воспевающих славу Божию. И, конечно же, Бах в течение всей жизни оставался верным сыном своей собственной церкви – лютеранской. Впрочем, как говорит А. Швейцер, подлинной религией Баха было даже не ортодоксальное лютеранство, а мистика [2]. Музыка Баха глубоко мистична, потому что основана на том опыте молитвы и служения Богу, который выходит за пределы конфессиональных границ и является достоянием всего человечества. Он был не просто глубоко верующим лютеранином, но и богословом, хорошо разбиравшимся в религиозных вопросах. Его библиотека включала полное собрание сочинений Лютера.

Бах не стремился быть оригинальным. Всякий раз, садясь за новое сочинение, он, прежде всего, проигрывал для себя сочинения других композиторов, из которых черпал вдохновение. Он не боялся заимствовать у других темы,  которые нередко ложились в основу его фуг, хоралов, мотетов, кантат и концертов. Бах ощущал себя не изолированным гением, но прежде всего неотъемлемой составной частью великой музыкальной традиции, к которой принадлежал. И секрет потрясающей оригинальности его музыки – именно в том, что он не отказывался от прошлого, но опирался на опыт своих предшественников, к которым относился с благоговением.

В изумительной по красоте и проникновенности 106-й кантате Actus tragicus ( «Трагическое действо») старозаветному страху смерти композитор противопоставил радостное ожидание её. Текст сочинения полностью составлен из библейских цитат. Это сделал сам Бах, не прибегая к помощи либреттистов. Вот мы слышим слова из книги пророка Исайи: «Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрёшь». Вступает хор, подтверждающий: «Ибо от века - определение: смертью умрёшь». Если бы на этом кантата окончилась, её можно было бы счесть заупокойной, трагическим действом, музыкой отрицания желания. Но вот будто кто-то перевернул страницу Ветхого Завета, и чистым женским голосом, словно это ангелы с небес явились, провозглашается иное. Сопрано поёт: «Гряди, Иисусе!» Открывается Новый Завет, а в нём - слова из Откровения Иоанна. В оркестре не утихает хорал: «Я поручил себя Богу!»...

В течение одного церковного года кантор должен был написать 59 кантат, к каждой воскресной службе, не считая произведений на случай. За свою жизнь композитор сочинил пять годичных циклов духовных кантат, по одной к каждому воскресенью и празднику, - уникальное собрание христианской музыки, созданной в соответствии с требованиями лютеранства. Нередко он обращался к знакомым мелодиям и текстам великого наследия протестантских хоралов, и это помогало молящимся в храме воспринимать его музыку как богослужебную. Бах служил в церкви, регулярно создавая новые произведения. Бах сумел поднять ремесло на уровень боговдохновенности.

Бах думал не о славе, а о том, чтобы гармоничнее выразить то, что жило в его сердце, чтобы углубить рождающиеся темы, придав им символический смысл. Музыковеды давно отметили символичность творений композитора-христианина. Понятие Троицы родило троичную символику во многих его опусах. Из трёх вариантов Кирие («Господи, помилуй!») один адресован Отцу, второй - Сыну, третий – Святому Духу. Кроме того, эти варианты помещены между начальной прелюдией и финальной фугой в «Клавирных упражнениях». Фуга тоже имеет три раздела с тремя мелодиями, большая её часть написана в трёхдольном размере. И это не бесплодная интеллектуальная игра, а высшее искусство, где сотворцом выступает, кажется, Сам Господь! И следует обратить внимание на фрагмент «Круцификсус» («И был распят и погребён») в си-минорной Мессе. Здесь басовая партия повторяется 13 раз - как бы «несчастливое» число, что символизирует временное торжество зла, когда Иисус был «распят за нас при Понтийском Пилате».

Трудно представить себе более живую, тесную связь музыки с текстом, чем в произведениях композитора. У Баха музыкальная и речевая мелодии неотделимы друг от друга, так как его музыкальная фраза — та же словесная, только воплощенная в звуках. Баховская вокальная тема — это оформленное построение, которое будто случайно, благодаря постоянно повторяющемуся чуду, облекается в мелодическую форму, что в равной мере относится к речитативу, ариозо, арии или хору. Так как это чудо все время повторяется, то в кантатах и “Страстях” его принимают как нечто обычное и само собой разумеющееся. Но затем, когда глубже проникаешь в Баха, все более поражаешься его мастерству. Стихотворные строки, одинаково построенные в еврейском оригинале Библии, но недостаточно связанные между собою в немецком переводе, скрепляются музыкой в единый большой период. Бах не связывает себя рифмой и размером, но стремится передать внутреннюю форму предложения. Музыке Баха удается преодолеть рифму: он распределяет акценты и интервалы так, чтобы отвлечь внимание от рифмы, и при правильной интерпретации она уже не ощущается. Взятая сама по себе, каждая деталь музыкального оформления представляется непонятной. Если же исходить из предложения в целом и исполнять мелодию свободно, соблюдая, однако, все предписанные Бахом длительности нот, тогда это предложение благодаря некоторой акустической перспективе приобретает рельефность, о которой, анализируя детали, мы и не подозревали. Общее впечатление основано на интуитивном сравнении и оценке деталей в их взаимодействии, и то, что сейчас воспринимается как результат, скрыто в музыке как цель! Таким образом, главное для Баха — любой ценой передать музыкой характерное выражение. Он делает все возможное , дабы выявить скрытое в словах чувство, поддающееся музыкальному выражению после усиления заключенного в нем аффекта.

В начале XXI века мы ясно видим: никакие потрясения не смогли поколебать любовь человечества к Баху, как не могут они поколебать любви души человеческой к Богу. Музыка Баха продолжает оставаться той скалой, о которую разбиваются все волны «житейского моря».

[1].Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. М., 1965. С. 121.

[2]. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. М., 1965. С. 122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Церковный раскол. (7 кл)

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл....

Презентация к уроку Церковный раскол. (7 кл)

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл....

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ "ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ"

Для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ необходимо составлять "сквозные" темы для обобщения материала, вызывающего затруднения у детей. Усваивать тему легче с использованием активных форм обучени...

Урок в 10 классе реформы Никона.Церковный раскол.

УРОК-СЕМИНАР ВОЗМОЖНО ПРОВЕСТИ В 10 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОМ, ИЛИ СОКРАТИВ МАТЕРИАЛ В КЛАССЕ С БАЗОВЫМ УРОВНЕМ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ. К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ДОБАВЛЕНЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПО ДАННОМУ УРОКУ....

Организация работы по историко-церковному краеведению в сельской школе

Ученики МКОУ СОШ № 2 с.Некрасовка Хабаровского края много лет изучают историю Православия в родном селе...