Урок в 10 классе реформы Никона.Церковный раскол.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

шубина валентина петровна

УРОК-СЕМИНАР ВОЗМОЖНО ПРОВЕСТИ В 10 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОМ, ИЛИ СОКРАТИВ МАТЕРИАЛ В КЛАССЕ С БАЗОВЫМ УРОВНЕМ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ. К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ДОБАВЛЕНЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПО ДАННОМУ УРОКУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по истории России на тему:

« Реформы Никона. Церковный раскол». 10 класс

Шубина Валентина Петровна

учитель ГОУ СОШ № 849 САО г. Москвы.

Компетентностный подход сегодня является ведущим в построении гражданского воспитания. Он связывает воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. При изучении данной темы возможно выбрать форму учебного занятия как семинар, в котором преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении материала, обобщение, систематизация. На семинар выносятся вопросы и проблемы, не имеющие однозначных суждений. Этот тематический семинар посвящен важной теме в истории нашей страны.

На уроках необходимо отработать методику выполнения заданий группы «С» к ЕГЭ: работа  с историческими документами, сравнение позиций разных ученых, умения делать необходимые выводы и представить свою систему доказательств. В профильном классе лучше провести семинар (2 часа).

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся о реформе Никона и церковном расколе;
  2. Дать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы XVII в;
  3. Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и сторонниками Аввакума;
  4. Сделать историографический анализ церковно-обрядовой реформы Никона;
  5. Показать, что тема церковного раскола связана с идеологией «Третьего Рима» и идеалом «Святой Руси»;
  6. Выявить суть конфликта между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном;
  7. Продолжить работу по формированию умения характеризовать деятельность исторической личности (патриарха Никона, протопопа Аввакума);
  8. Сравнить хозяйственную этику протестантизма и старообрядчества;

Оборудование: учебник, карточки для работы групп, тексты с отрывками из исторических документов и работ историков, изображения Никона и Аввакума, Алексея Михайловича.  Репродукции картин: В. Сурикова «Боярыня Морозова», Г.Мясоедова «Самосжигатели», В.Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере», С.Милорадовича «Черный         собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», В.Шварца «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»; М.Боткина «Старовер». Фото – переплет книги «Кругъ церковнаго древнего знаменнаго пения» 1884г., «В старообрядческом храме», «Митрополит Алимпий Московский и всея Руси», рисунки -  старообрядческие символы, возможно использование кинофрагмента из передачи Р.Разумовского серии «Кто мы? Реформы по-русски» (серия посвящена реформе Никона).

        


Опережающее задание:

  1. Ознакомится с содержанием темы по учебнику.
  2. Обратить внимание на вопросы семинарского занятия.
  3. По учебнику В.В.Буряковой, Е.Н.Захаровой, С.Н.Пищулина «Введение в обществознание. От мифологии к религии и философии», изд. АО «Московские учебники» М.2002 г. повторить материал о сущности идеологии «Третьего Рима», об идеале «Святой Руси», о византийской «симфонии власти».
  4. Используя материал курса новой истории – повторить основные идеи протестантизма.

ПЛАН УРОКА

I.Организационный момент

II. Проведение семинара:

1. Реформа  патриарха Никона в русской православной церкви в XVII веке.

1) Сущность теории «Москва – третий Рим» и  идеала «Святой Руси».

2) Кружок ревнителей истинного благочестия и их идеи.

3) Этапы церковных споров.

4) Причины реформы церкви при патриархе Никоне.

5) Сравнение точек зрения «ревнителей истинного

благочестия» и руководителей церкви на реформу.

6)Русская православная церковь до и после реформы. Работа с текстом: В.О.Ключевский «Курс русской истории» том 3, с.268-269.  

 Выводы: взгляд на реформу с разных сторон жизни общества.

2. Раскол в русской православной церкви.

1) Оценка лидеров старообрядческого движения.

2) Причины раскола в церкви при патриархе Никоне.

3) Отношение к расколу:

а) простого населения;

б) служителей церкви;

в) аристократии.

4) Интерпретации обрядовой реформы Патриарха Никона различными историческими школами (историография вопроса).

5) Сравнение русских староверов и европейских протестантов.

3.Взаимоотношение церкви и государства в XVII веке. Конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

1) причины конфликта.

2) итоги этого конфликта.

Выводы о самодержавии 2-ой половины XVII века.

4. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. и стрелецкий бунт в Москве 1682 года.

1) Особенности Соловецкого восстания.

2) Стрелецкий бунт в Москве. Сущность «Хованщины».

Полемика с Никитой Пустосвятом (Добрынин).

5.Выводы по теме семинара.

 III. Оценка работы учащихся на семинаре.


Ход занятия

  1. Вводное слово учителя, где подчеркивается актуальность данной темы и ставятся задачи для работы на семинаре.
  2. Работа учащихся под руководством учителя на уроке.

1.Учащиеся вспоминают сущность теории «Москва -  третий Рим», обоснованную старцем Филофеем.

Основные принципы данной теории:

  1. падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;
  2. наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;
  3. ответственность Руси за весь православный мир;
  4. борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной « симфонии» как тесного сотрудничества при разделении функций.

Делается вывод о том, что московские государи получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с врагами России.

2) Проводится беседа о кружке «ревнителей истинного благочестия. Учащиеся делают вывод о том, что существовала крайняя модель спасения (молитвенный уход, полный разрыв с «греховным миром»). Другие – искали спасение «греховного мира» в активном его исправлении. Формируется новый тип русского подвижника, ревнителя -  проповедника, который действует через распространение душеспасительной литературы.

Члены кружка, сплотившиеся вокруг царского духовника Вонифатьева, первоочередной мерой в достижении праведной жизни считали устранение «неустройств» в самой церкви.

3) Вопрос об этапах церковных споров крайне сложен для учащихся.

Необходимо, при необходимости, пояснить, что исторически расхождения с греческой церковью вызваны тем, что в русской митрополии к моменту падения Константинополя не успел утвердиться Новоиерусалимский устав, вытеснивший в византийской церкви прежний, Константинопольский, который был воспринят восточными славянами в момент крещения. Московская церковь постепенно стала воспринимать свой обряд как более правильный.

Учащиеся рассказывают о попытках исправления церковных книг и в 1-ой четверти XVI века, начале XVII века, 40-50-х годах XVII века и о прибытии в Москву восточных патриархов.

4) Возможен просмотр фрагмента из фильма Ф.Разумовского «кто мы? Реформы по-русски». В фильме поднимается вопрос о причинах реформы церкви.

Перед просмотром фрагмента ставится вопрос: Какие причины реформы церкви выделяет автор в этой части фильма?

После просмотра фрагмента фильма проводится беседа и ставится вопрос: Какие еще причины реформы вы можете назвать?

Могут быть названы причины церковных реформ:

  1. образование единого Российского государства и более сильной власти государя.
  2. Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.
  3. Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.
  4. Рукописный характер большинства церковных книг.
  5. Множество разночтений, искажений в церковной литературе.
  6. Острые споры относительно образцов, по которым следует исправлять церковные книги и церковные обряды.
  1. В процессе работы учащиеся сравнивают позиции «ревнителей истинного благочестия» и руководителей церковной реформы.

Общее:

  1. Выступали против многогласия в церковном обиходе.
  2. За искоренение в народе игрищ и суеверий.
  3. За необходимость исправления богослужебных книг.
  4. За единообразие церковной службы.

Ревнители истинного благочестия:

* образцы для исправления -  древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость.( до 1453 года).

Патриарх Никон:

* т.к. одинаковых древнерусских текстов не существовало, то решено взять греческие оригиналы.

Различия

6) Работаем с текстом по работе историка В.О.Ключевского «Курс русской истории» в 9 томах М.1988 г. изд., том 3, с. 268-269.

Вопрос к  работе над текстом.

Какие позиции в русской православной церкви мы можем выделить до реформы, а какие  внесены после нее?

Какие позиции вы можете дополнить, работая с учебником?

Возможно составление таблицы.

«Русская православная церковь до и после реформы Никона».

До преобразований Никона

После преобразований Никона

1.Крестное знамение двумя перстами.

2.Двоекратное пение «аллилуйя».

3.Движение по-Солонь ( по Солнцу) во время крестного хода.

4.Написание имени Христа как Исус.

5. Разночтения в богослужебных книгах.

6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.

7.Служение литургии на семи просфорах.

8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.

1.Крестное знамение тремя перстами.

2.Троекратное пение «аллилуйя».

3.Движение против  часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»).

4.Написание имени Христа как Иисус.

5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.

6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.

7.Служение литургии на 5 просфорам.

8.Произнесение проповедей собственного сочинения.

9.Поясные поклоны вместо земных.

10. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.

Выводы:

Церковная реформа имела множество тесно переплетенных между собой смыслов.

  1. Реформаторы стремились все привести к образцу.
  2. Идеологически реформа «обустраивала «внешнеполитические планы правительства: не просто освобождение единоверцев на Украине, а соединение их в едином Православном царстве, прочность которого – в единых и единообразных обрядах и уставах.
  3. В культурологическом смысле церковная реформа создавала условия для более тесных контактов с греческой и украинско-белорусской «образованностью». Реформа становилась средством преодоления изоляции от иноверцев, однако, без утраты прежде высокого взгляда на предназначение Московского царства.
  4. Реформа потенциально призвана была еще более возвысить положение московских государей. Это был внутриполитический и светский подтекст реформ.
  5. Стараниями Никона реформа приобрела еще один смысл, призванный возвысить церковную, а точнее патриаршую власть.

2 вопрос занятия: Раскол в русской православной церкви.

1. Старообрядчество и характеристика их лидеров.

Вопросы к тексту В.О.Ключевского. Какие черты личности патриарха выделяет В.О.Ключевский.

Какие черты личности Аввакума вы можете выделить?

Какие общие черты вы выделили? (см. мировоззрение, поступки, человеческие качества, особенности характера и др.).

- Они – лидеры по натуре. Их биографии постоянно сталкиваются.

- Сталкиваются потому, что харизматические герои раскола и их противники не мыслили себя вне борьбы и страданий за веру.

Это губительный пример фанатизма, и желания во что бы то ни стало спасти и осчастливить.

2. Рассмотрим причины раскола в русской православной церкви.

1 вариант работы по оценке раскола в русской православной церкви.

На основе домашней работы четверо учащихся рассказывают о своих выводах  после работы с исторической литературой. Можно составить таблицу. Интерпретация церковно-обрядовой реформы Патриарха Никона.

Религиозная

  1. Православная (официальная)

Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию.

  1. Старообрядческая

Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.).

Историко-материалистическая

Недовольство официальной церковью народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние.

Либерально-историческая

Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – тем самым приблизить православную церковь к западному образцу.

Локально-историческая.

Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры (Л.Н.Гумилев). Стране предстоял троякий выбор: изоляции (путь Аввакума); создание теократического вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра I).

2 вариант работы по данному вопросу.

Это работа с текстами:

- Милюков П.Н. очерки по истории русской культуры. СПб., 1899,1901.

- Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. И в первой половине XVIII. Казань, 1859.

- Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.

- Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887.

- Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988.

Подборка составлена О.Г.Набатовой. Конспекты уроков для учителя истории. М. Владос- Пресс., 2004.

Вопрос: Какие причины раскола называют авторы публикаций? Почему противостояние сторон приобрело такую острую форму? Работа проводится по группам.

Можно выделить следующие позиции.

Причины раскола.

Автор

Концепция

Милюков П.Н.

Национальные корни, формализм русского благочестия, превращение религии в магические формулы.

Щапов А.П.

Раскол – проявление социального протеста низов против государственной политики.

Каптерев Н.Ф.

Консерватизм русского общества, сила провинциальной веры.

Никольский Н.М.

Причины раскола в разнице социального статуса церковных служителей, стремление к очищению церкви.

Ключевский В.О.

Консерватизм, инерция русского религиозного сознания, боязнь западных влияний.

Итог:

1. Противоречия в церковной среде.

2. Психологическая неготовность части верующих к восприятию религиозных новшеств.

3 ) момент в п.2. Учащиеся показывают отношение разных слоев общества к реформе и расколу. См. репродукции картин. Работа проводится по группам. 1-ая группа делает выводы об отношении к реформе и расколу простого народа.

2-ая группа делает выводы об отношении к данному вопросу служителей церкви. 3-я группа – об отношении аристократии к реформе.

4) Дома учащиеся повторяли основные идеи протестантизма. Они использовали и текст учебника Ионова И.Н. Российская цивилизация.

Вопрос: Что сближало раскольников и европейский протестантизм, а что различало?

Общее:

1. Для них обострилась проблема противоречия сущего и должного.

2. Усилилось осознание ими роли личной активности в спасении души.

3. Стремление к спасению после смерти стимулировало трудолюбие и аскетизм.

Различия:

У них больше различий, чем общих черт.

* Протестанты считают, что воля Бога – непознаваема, а старообрядцы полагают, что Бог ушел из мира.

* Для протестанта труд имел особый смысл – прибыль, обогащение ( след. - он богоизбран). Старовер же принципиальный традиционалист.

* Протестанты – индивидуалисты, а у раскольников большое место занимала община, коллективные формы поведения.

* Старообрядцы не были еретиками, т.к. они не покушались на догматы православия.

3 вопрос.

Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном.

Проводится работа с вопросами:

  1. Какую позицию в спорах между старообрядцами и официальной церковью занимал царь?
  2. Почему назревает конфликт между царем и патриархом?

Вывод: Конфликт отражал противоречия, возникшие в ходе централизации и становления абсолютизма, когда было уже невозможно мириться с особым статусом церкви. Светская власть утверждала свою юрисдикцию над населением, живущих на землях церкви, пыталась проводить свою политику уравнения всех в общем бесправии перед самодержавной властью. Не случайно именно Соборное уложение 1649 г. стало «проклятой книгой» для Никона.

  1. Как официально выстраивались взаимоотношения светских и духовных властей?
  2. В чем сущность византийской « симфонии власти»?

Вывод о том, что в Москве давно гармоничное взаимоотношение двух властей было переиначено на русский лад, отражавший особенности течения истории. К XVII веку «независимость» церковных властей означала их известную автономию. Но мера этой автономии все больше склонялась не в пользу церкви. Никон с помощью реформы пытается исправить положение и возвысить церковную, а точнее, патриаршую власть. А это был бы уже другой путь.

  1. Каковы итоги деятельности Никона?

Вывод: Он был ортодоксален в отношении католицизма и протестантизма, в отношении к раскольникам. Реформа все же раздвинула рубежи общения внутри православной цивилизации. За церковными реформаторами оказалось будущее. Победа осталась и за светской властью.

Подводятся итоги работы на уроке. - Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

- В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской истинной веры, о котором грезили старообрядцы.

2-ой вариант работы возможен с отрывком из текста сочинений историка С.М.Соловьева. ( Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России. М. Правда,1989. с.335-336.)

Вопросы к тексту:

  1. В чем С.М.Соловьев видит причину падения патриарха Никона?
  2. 2) какая характеристика дается Никону?

4 вопрос.

Работа над блоком вопросов:

  1. В чем сущность Соловецкого восстания и его итоги?
  2. Чем был вызван «стрелецкий бунт» в Москве в 1682 году?
  3. В чем сущность «Хованщины»?
  4. Каковы были особенности полемики Никиты Пустосвята (Добрынина)? Используйте при ответе репродукцию к картине В.Перова «Спор о вере».

Работа проводится по группам, а затем идет обсуждение.

5 вопрос.

Возможно сообщение о духовном потенциале старообрядчества и их роли в развитии русского предпринимательства.

Старообрядчество сегодня.( см. приложение).

Далее см. выводы к каждому пункту занятия.

  1. Дается оценка работы учащихся на семинаре.

Список литературы.

Учебные пособия для учащихся

1.        Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Дрофа, 2002.

2.        Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVII-XIX века. М. «Русское слово». 2006.

3.        Бурякова В.В., Захарова Е.Н., Пищулин С.Н. Введение в обществознание. (От мифологии к религии и философии). М. АО «Московские учебники». М. 2002.

4.        Ионов И.Н. Российская цивилизация. (IX – начало XX века). «Просвещение». М. 1998.

Дополнительная литература для учителя и учащихся

  1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М. 1989.
  2. Ключевский В.О. Сочинения в 8 т. Т.3. Курс русской истории. Ч.3 М. 1987. с.268-269.
  3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. Кн. 6. Т.1112. М. 1988.
  4. Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории. М.: Правда, 1989. С. 335336.
  5. Энциклопедия для детей. Т.5. Ч.1. История России и ее ближайших соседей. М. 1995. «Аванта +».
  6. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч.2 (Религии мира) М. «Аванта+».1997.
  7. «Родина» журнал 10.1996. Статья С. Антоненко «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить…».
  8. «Родина» журнал 9.1990.

   9. Платонов С. Ф. Учебник русской истории. С-Пб, «Наука», 1994 г.  

На уроке могут пригодиться  материалы по истории XVII века, биографии протопопа Аввакума и религиозному учению старообрядцев, расположенные  по электронным адресам: http://anthropology.ru/ru/texts/tikhonova_vb/educphil_59.html, http://chasovna.narod.ru/avvakum.htm, http://www.portalus.ru/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1107946110&archive=&start_from=&ucat=1&,

 http://vvvasilyev.narod.ru/hist-isk/Avvakum.htm.

Духовная музыка: http://pesni.voskres.ru/music/janna.htm; http://russtv.ru/content2/evabglie/molitva/molitva7.shtml



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Аввакум Петров

(1621-1681)

Однажды молодому священнику Аввакуму приснился вещий сон, о котором он помнил всю свою жизнь: "...вижу, пловут стройно два корабля златы и весла на них златы и шесты златы и все злато, по единому кормщику на них сидельцов, и я спросил: Чье корабли? И оне отвещали: Лукин и Лаврентиев. Сии быша ми духовныя дети, меня и дом мой наставили на путь спасения... А се потом вижу третей корабль, не златом украшен, но разными красотами - красно и бело и сине и черно и перелесо - его же ум человечь не вместит красоты его и доброты; юноша светел на корме сидя правит; бежит ко мне из-за Волги яко пожрати мя хощет. И я вскричал: чей корабль? И сидяи на нем отвещал: Твой корабль. На, плавай на нём, коли докучаешь, и з женою, и з детми". Эти поэтические строки, как и все почти сочинения, Аввакум написал в Пустозерском остроге, вспоминая свою жизнь плавание по прекрасному лику Земли. Картины природы, житейские эпизоды, образы людей в его произведениях настолько кажутся живыми, что создается иллюзия их воспроизведения по горячим следам.

Аввакум - великий русский писатель, равного ему не было в XVI-XVIII вв. Вся его жизнь связана с переходной эпохой и ломкой средневековых представлений. Новое властно вторгалось в жизнь. Не осознавая себя еще писателем или публицистом, как мы теперь его воспринимаем, он представлял свою роль в качестве наставника, продолжателя святоотеческого подвига, когда стал идеологом народного движения раскола-старообрядчества (термин "старообрядчество" прослеживается в книжности с конца XVIII в.; в эпоху Аввакума раскольников называли староверами) и в этом качестве выразил свою авторскую индивидуальность. Его самобытный ум не воспринял церковные преобразования патриарха Никона. Воспитанный на древнерусской книжности с ее православно-этическим миросозерцанием, Аввакум считал высшей ценностью - соединение Человека с Богом посредством чувства. Практический опыт приземлял его книжные абстрактные воззрения и библейские идеалы. Острым художественным чутьем он улавливал в окружающей реальности новые веяния. Но по-своему их воспринимал.

В преамбуле к автобиографическому "Житию" Аввакум пишет: "Бог любы есть... Апостол рече о брате, ненавидя и брата - чюжд Бога и жилище бесом. Бог вселяется в любовнова человека чювъством небесным и такое тело - дом Божий бывает". Согласно ходу его рассуждений, внутренний мир "любовнова человека" есть церковь, или дом Божий, который необходимо охранять, защищать от ненавидящих "брата". До нас дошло около 100 его сочинений полемических, богословских, нравоучительных, поминальных, обличительных, среди них "Книга бесед", "Книга толкований", "Книга обличений, или Евангелие вечное", "О трех исповедницах слово плачевное", написанное после гибели в боровской земляной тюрьме его последовательниц боярыни Ф.П. Морозовой, княгини Е.П. Урусовой и дворянки М.Г. Даниловой. К эпистолярному жанру относятся его грамотки, записки, послания, письма единомышленникам и близким людям, семье; челобитные царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу.

Но самым замечательным произведением является его автобиографическое "Житие" взволнованный рассказ о своей жизни, людях, с которыми общался, и событиях, которых был участником, либо очевидцем. Собственно, житийная форма повествования служит внешним обрамлением, символической связью с традиционным агиографическим жанром (жития святых). "Житие" привлекает читателя живой колоритной речью, красочными картинами из жизни той эпохи, заставляет сопереживать главному действующему лицу.

"В русском народе живет предание о чистой книге - книге, написанной самим Аввакумом незадолго до казни...

Человек, сподобившийся прочитать эту книгу, прозревает на всю жизнь. Из слепого делается зрячим. Он постигает всю правду жизни и он знает отныне, как жить, что делать".

Федор Абрамов

В 1621 г. в Нижегородских пределах в селе Григорове за рекою Кудмою (приток Волги) у сельского священника Петра и его жены Марьи родился первенец, названный Аввакумом. О детстве его и юности сведений сохранилось мало. В своих произведениях Аввакум вспоминает родные места ("а очи сердечнии при реке Волге"). В детстве научился грамоте у отца, глубокая религиозность его - от матери, "постницы и молитвеницы". Книжное учение прошел в Макарьевском Желтоводском монастыре. Аввакум любил природу, хорошо знал повадки зверей и птиц: "Я их (голубей. - Авт.) смолода держал, попович я, голубятник был".

Рано лишился отца, мать женила его 17-ти лет на такой же, как он, "сиротине" 14-летней Анастасии, дочери кузнеца Марка, а сама постриглась в монастырь. На плечи Аввакума легла забота о собственной семье и младших братьях. Поставленный в 21 год дьяконом, а через два года в священники, он переселился в соседнее сельцо Лопатицы, где прожил с 1644 по 1651 г. Наиболее важные события в жизни деревенского попа - посещения Москвы и сближение с настоятелем Казанского собора на Красной площади протопопом Иоанном Нероновым, тоже нижегородцем. Через Неронова он познакомился с царским духовником протопопом Благовещенского собора Стефаном Внифантьевым. Оба, известные при дворе, представили его царю Алексею Михайловичу. "И с тех мест государь меня знать почал", говорится в "Житии".

Аввакум становится членом столичного кружка, который возглавлял Стефан Внифантьев, его помощником был Иоанн Неронов. В последние годы патриаршества Иосифа, престарелого и бездеятельного святителя, кружок "ревнителей благочестия", или боголюбцев (так они себя называли), при поддержке царя управлял фактически Церковью. В его планы входили просветительные и нравственно-церковные преобразования.

Под влиянием столичного кружка Аввакум начинает читать в сельском храме проповеди, борется с языческими увеселениями прихожан, вводит в богослужение единогласие, отказавшись от многогласия, при котором одновременно в три-пять-шесть голосов священнослужители и хор исполняли чтение и пение молитв и псалмов, что заметно сокращало время службы. Продолжительностью богослужения в строго последовательном исполнении выражали недовольство крестьяне, и лица из вотчинной администрации, "начальники" несколько раз изгоняли Аввакума с церковного двора, но каждый раз он возвращался на старое место с помощью высоких покровителей.

В начале 1652 г. он был поставлен в протопопы и послан служить в соборную церковь в Юрьевец Повольский (Поволжский), но через два месяца изгнан и оттуда местными попами и прихожанами, недовольными его борьбой с нравственными пороками и продолжительностью богослужения. В 1652-1653 гг. Аввакум живет в Москве на дворе Иоанна Неронова, служит в Казанском соборе. На его проповеди и церковные службы приходило много народа, иногда их посещал царь со своим семейством.

У Аввакума появились среди придворных духовные дети и доброхоты, ему покровительствовали царица Мария Ильинична Милославская, старшая царевна Ирина Михайловна.

25 июля 1652 г. с восшествием на патриарший престол Никона придворный кружок перестает существовать. Неронов и группировавшиеся вокруг него провинциальные боголюбцы не только настороженно, но даже враждебно восприняли начало преобразований, предпринятых патриархом. Духовный сын и единомышленник Неронова Аввакум протестует против его ссылки в Спасе-Каменный монастырь, открыто выступает против нововведений. В числе первых противников патриарха он становится опальным. После сидения под стражей в Спасе-Андрониковом монастыре Аввакум с женой и четырьмя детьми осенью 1654 г. сослан в Тобольск за "многое безчинство". На следующий год по доносам тобольских властей ("пять слов государевых сказывали") его ссылают в Якутский острог, но на пути в ссылку получена другая грамота, по которой ему велено отправляться в Даурскую землю с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова. Этот наиболее трудный для Аввакума и его семьи период жизни подробно описан в "Житии". Сибирская ссылка продолжалась полных 10 лет. Протопоп и его близкие не раз оказывались на грани гибели от холода, голода, насилие жестокого воеводы и его людей. В начале 1664 г. по царскому указу Аввакум возвращается в Москву, когда Никон уже оставил патриаршество.

Во время пребывания в столице он окончательно связал себя с оппозицией церковным властям, несмотря на уговоры и предложения придворных и самого царя примириться с ними. В августе 1664 г. Аввакума с семьей ссылают в Мезень. В марте 1666 г. его вновь привезли в Москву для соборного суда в присутствии вселенских патриархов Макария Антиохийского и Паисия Александрийского. 12 мая Аввакума и дьякона Федора Иванова церковные власти в Успенском соборе "остригли пред народом" (лишили священства) и предали анафеме. В документах собора 1666-1667 гг. Аввакум назван "клеветником" и "мятежником", лишен священства и сана "за расколы, мятежи и лжеучения" (Поместный собор Русской церкви в 1971 г. отменил решение церковного собора 1666-1667 гг.). Местом ссылки назначен Пустозерск.

С тех пор как "Житие" было открыто в середине XIX в. для литературы, это - любимая книга русских писателей и поэтов. Оно переведено и издано на многих языках мира. Его изучают литературоведы, историки, психологи, лингвисты. Оценку творчества Аввакума дает академик Д.С. Лихачев, особо выделяя писательское новаторство: "Ценность чувства, непосредственности, внутренней душевной жизни человека была провозглашена Аввакумом с исключительной страстностью. Сочувствие или гнев, брань или ласка - все спешит излиться из-под его пера". В земляной яме было написано "Житие протопопа Аввакума" - одно из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Аввакум сознавал необычность самого факта своего автобиографического рассказа и поэтому был вынужден просить прощение у своих читателей "…про житие-то мне и ненадобно говорить, да прочтох Деяния апостолтьская и Послания Павлова - апостоли о себя возвещали же, еда бог соделал в них…". Но старообрядческое движение нуждалось в своих святых и Аввакум взял на себя такое жизнеописание. В соответствии с канонами житийной литературы "Житие" начинается с вступления, где словамии инока Епифания, сподвижника Аввакума, формулируется основная задача произведения - "…да не забвению предано будет дело божие" и излагается "исповедание веры". Периоды сравнительно спокойного течения жизни мало интересуют автора, он о них только упоминает, не вдаваясь в подробности. "Житие" имеет многоплановый состав, некоторые эпизоды из жизни самого Аввакума и его сподвижников приобретают характер вставных самостоятельных произведений.

Рукопись "Жития".
Автограф протопопа Аввакума в виде рисованной печати.

Следует учитывать, что Аввакум работал над своей автобиографией несколько лет и оставил по крайней мере три варианта, несколько отличавшихся друг от друга. Французский славист П. Паскаль: отмечал: "…когда книга была окончена, переписана и отослана в Окладнивово для размножения и распространения, Аввакум почти тотчас же к ней вернулся. Прежде всего он выкинул из нее все лишнее: большое число отклонений от темы и даже фактов, которые он счел менее важными. Рассказ стал более динамичным, и автор более четко вырисовывался теперь как главный персонаж. Он не преминул ввести некоторые уточнения, отдельные детали, которые он вспомнил, даже целый новый эпизод о своей жизни на Мезени. Это была вторая редакция…Немного времени спустя Аввакум, не считая себя удовлетворенным, пересматривает еще раз, более тщательно первоначальный текст. Он исправляет стиль, меняет порядок слов, для большей гармоничности устраняет повторения, выбрасывает иногда - но не систематически - или слишком фамильярный, или устаревший оборот…Эта третья (распространенная) редакция - рассудочное произведение, оно характеризуется меньшей естественностью и непринужденностью, в ней встречаются осторожные замечания, выражаются благочестивые, дидактические намерения…Две последние редакции были менее популярны, чем первая. Возможно, что третья редакция даже оставалась в Пустозерске до 1675-1676 гг. Тогда Аввакум решил отослать ее одному из староверов и присоединил к ней предисловие, добавленное к первоначальному "введению"

Послания и письма

Аввакум переписывался со своей семьей, находившейся вдали от него на Мезени. Они тоже томились в заключении. Жену протопопа и двух старших сыновей приговорили к смерти, но они покаялись: "бедные, оплошали и не догадались венцов победных ухватити: испужався смерти, повинились", что, впрочем, не помогло им избежать земляной тюрьмы. К своей жене Марковне, узник обращается со словами ободрения, со старшими сыновьям довольно сдержан за их невольное отступничество, зато младший сын Афанасий радует отца: "Афанасьюшко Аввакумович, голубчик мой! - утешил ты меня. Сказывал воевода здешний, похваляя тебя: были-де у него ввы и он-де спросил тебя: как-де ты, Афанасий, персты слагаешь? И ты-де показал ему, воеводе: вот-де я слагаю. А он-де тебе молвил: уже-де где отец и мати, там же будешь! И тыде супротив рек: силен Бог, - не боюся!"

Кроме "Жития" протопоп Аввакум писал послания своим "духовным дочерям" - боярыне Морозовой и княгине Урусовой: "О, светила великия, солнце и луна Русские земли, Феодосия и Евдокея, и чада ваша, яко звезды сияющий перед Господем Богом" - в таком высоком стиле обращается он к ним, но в том же письме скоро переходит на деловой тон: "денег ты жене моей и кое-што послала. Да мужик ничево не отдал, - ни полушки; перед ним! Пуская ево. Не до денег нам ныне. У тебя и болши нашего заводов было, да отняли же!"

Но вскоре от голода и великой нужды умирает в Боровской тюрьме боярыня Морозова, когда-то владевшая восьмью тысячами крепостных крестьян, умирает почти одновременно со своей родной сестрой княгиней Урусовой. В январе 1676 года в Пустозерск приходят два известия: одно печальное для старообрядцев, другое радостное. Печальное состоит в том, что царские войска захватили Соловецкий монастырь, последний оплот старой веры, и в Пустозерске уже готовят новые земляные ямы для захваченных в плен восставших. Радостное: через неделю после взятия Соловецкого монастыря, словно от проклятия раскольников, умирает царь Алексей Михайлович. Кончина государя, при котором начался раскол, возбудила в узниках некоторые надежды. Аввакум обращается с челобитной к новому царю Федору Алексеевичу. В житиях пустозерских старцев прослеживаются прямые параллели с "Деяниями апостолов", да они и сами уподобляли себя мученикам апостольских времен. Но напрасно было бы искать христианского смирения у неистового Аввакума. Он не прощал своих врагов и ждал только случая отомстить им.: "А что государь-царь, - обращался он к Федору Алексеевичу, - как бы ты дал мне волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал бы во един день. ….Перво бы Никона-того собаку, разсекли бы начетверо, а потом бы никониян-тех"

Надеждам Аввакума не суждено было сбыться, единственным ответом на эту челобитную полный запрет на сочинение книг. Пустозерский воевода П.Г. Львов доносил государю об узниках, что он "никово к ним и говорить ни с кем, и чернил и бумаги дават отнюдь не велел, и над стрельцами приказал смотреть накрепко, чтобы никакого дурна не учинили. Да и сам я, холоп твой, досматриваю тех колодников во все дни". 

Смерть на костре

 Не давали бумаги, Аввакум писал на бересте и эти грамоты доходили до Москвы. В начале 1681 года, во время крещенского водосвятия, на иордани староверы бросили в толпу с колокольни Ивана Великого "свитки богохульные". Под пыткой у раскольников вырвали признание, что это было сделано наущением "расколоначальника" Аввакума: "Он же сам на берестяных хартиях начертал царские персоны и высокие духовные предводители с хульными надписании, и толковании, и блядословными укоризнами весьма запретительными…" В феврале 1682 года в Москве собрался церковный собор. Царь Федор Михайлович в послании к собору спрашивал, как поступать с раскольниками. Ответ собора гласил: "по государеву усмотрению". Весной того же года в Пустозерске начался сыск по делу о распространении Аввакумом из земляной тюрьмы "злопакостных" писаний. Участь пустозерских старцев была предрешена: "за великие на царский дом хулы" их приговорили к смертной казни.

14 апреля 1682 года Аввакум, Епифаний, Лазарь и Федор были сожжены на костре. Описание их казни дошло до нас только в раскольничьей литературе. Аввакум предвидел такой конец и еще до произнесения приговора распределил свои книги. Уже на костре он обратился к немногим присутствовавшим с увещеванием держаться старой веры. Когда пламя взмыло вверх, один из его товарищей закричал. Аввакум наклонился к нему и стал его утешать. Последнее, что было видно сквозь огонь и дым - это поднятая рука Аввакума, благословляющая народ двумя перстами, последнее, что было слышно - это его слова: "Будете этим крестом молиться - вовеки не погибнете".

Казнь пустозерских узников произвела глубочайшее впечатление на их последователей. По преданию, Аввакум перед казнью предрек смерть своим мучителям, и действительно, всего через две недели после сожжения пустозерских старцев в Москве умер царь Федор Алексеевич. Для старообрядцев Аввакум стал святым мучеником. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном соборе в 1916 году. Ф.М. Достоевский высоко ценил "Житие" за широту и художественность языка: "...нашего-то языка дух - бесспорно многоразличен, богат, всесторонен и всеобъемлющ". Такое же впечатление передает А.Н. Толстой: "Речь Аввакума - вся на жесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие рассказчика, его жесты, его голос. Он говорит на "мужицком", "подлом" языке.

Перед отправкой на вечное изгнание царь Алексей Михайлович еще раз пытался примирить Аввакума с Церковью. В суровых условиях Пустозерского острога посаженные в земляные ямы под охраной стрельцов, Аввакум и его "соузники" подражали аскезе христианских мучеников за веру. "Потому и рубашку с себя скинул и поверг неимущим, - сообщал он в письме к семье в Мезень, - наг оттоле и доныне уже три года будет да Бог питает мя и согревает".

В последний период жизни в Пустозерске в 1667-1682 гг. развернулась с лихорадочной энергией его оппозиционная публицистическая деятельность. Обличительный пафос достигает наибольшей силы, когда он обращается не к Никону, а к "никониянам" светским и церковным властям, обвиняя их в мучительстве, безверии, насилии над простыми людьми, которых именует смиренно-мудрыми: "А гордый и величавый и самомнивый тщится раззорить, убить единовернова и брата яко врага..."

Патриарх Никон также любил свой народ и видел путь развития через просвещение общечеловеческой мудростью. Аввакум же держался старых древнерусских представлений, считая существовавший социальный порядок неизменным, не видел выхода из несвободного положения смиренно-мудрого: "Куды же ему милому дется от них (гордых. - Авт.)? Небо одно, Земля одна, хлеб общ, вода тако-жде. Терпеть, стало не пособить, дондеже Бог разделит и возмет коего-ждо к себе, яко милостив есть и щедр, очищает смиреннаго от греха его мучением сим..." В его публицистике сильны религиозномистические настроения, идеи непротивления злу, призывы "пострадать" на Земле во имя "Царствия Небеснаго". Аввакум любил жизнь, однако из Пустозерской земляной ямы не протестовал против проповедников самосожжений и тех, кто принимал "огненное крещение". Все это окрашивает его публицистику отблесками религиозного фанатизма.

Государственное устройство без царя Аввакум не представлял. Вопрос о том, кто выше - царь или патриарх, - им не поднимался. Аввакум был убежден в особом, божественном происхождении царской власти. Критика того или другого царя, согласно его рассуждениям, допустима с позиции только христианского учения. Идеальный царь должен отвечать аскетическому идеалу "порфиру и багряницу добре ношаше, внутрь власяницу под одеянием царским"; "книги своими руками писаше", "пищу себе нужную от рукоделия строя", "труды рук своих нищим вручаше".

В реальной жизни непременное условие доброго царствования, по мнению Аввакума, - равное отношение ко всем христианам на основе любви. Царь Алексей Михайлович, считал Аввакум не отвечал такому его требованию: "А ты, миленькой, посмотрит-ко в пазуху-ту у себя царь християнской! Всех ли християн-тех любишь? Несть болшо, отбеже любы и вселися злоба. Еретиков никониян только любишь, а нас православных християн мучишь". По его личному суду Алексею Михайловичу нельзя царствовать за совершенные в его государстве мучительства над православными (раскольниками), он предлагал царю уйти в монастырь ("да пускай поплачет хотя неболшее время"). В то же время, осознавая всю необычность критики "высочайшия "на земле власти, писал: "Дерзаю паче человека, выше меры моея, угнетаем болезнию по души заблудьшей его".

Обличения царской власти ускорили события и их развязку. В конце 1681 г. церковный собор, которым руководил патриарх Иоаким, осудил Аввакума за "воровские письма". Он посылал их в Москву единомышленникам, а те их разбрасывали в богоявленскую седмицу на Соборной площади Кремля. В Пустозерск срочно отправлен капитан И.С. Лешуков со стрелецким отрядом. 14 апреля 1682 г. Аввакум вместе со своими "соузниками" - соловецким иноком Епифанием, романовским священником Лазарем и дьяконом Федором - по указу царя Федора Ааексеевича за "великия на царский Дом хулы".

Приложение №2

Боярыня Морозова

 

    Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства, прежде всего как исторический живописец. В своих произведениях он показал историю, "творимую и движимую самим народом".

    Суриков родился в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона еще в XVI веке. Здесь обрел он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. "В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый", - писал Суриков. Ермак, Разин, опальная боярыня Морозова, Пугачев, Меньшиков, ссыльные декабристы были для него не отвлеченными историческими героями, а близкими и понятными людьми.

    Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных "житий" о ней, распространенных в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.

    Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании...

    То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.

    На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": "Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!

    "Боярыня Морозова" идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е. Репиным: "В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, "не страшится умереть". Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти".

Приложение №3

НИКОН (в миру Никита Минов) (1605–1681), патриарх (до 1668), политический и церковный деятель, сыгравший центральную роль в реформах русского православия в эпоху царя Алексея Михайловича.

Выходец из семьи крестьянина-мордвина, родился в селе Вельдеманово (ныне – Перевозский район Нижегородской области) в мае 1605. Уже 19-летним юношей стал священником в соседнем селе. Женился, но после смерти всех своих троих детей окончательно ушел из мира, избрав путь монашеского служения. С 1635 – в Соловецком монастыре, где принял постриг в крайне суровых и аскетичных условиях Анзерского скита. С 1643 – игумен Кожеозерской обители.

Явившись с берегов Белого моря на представление царю (1646), Никон обратил на себя благосклонное внимание Алексея Михайловича и был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Войдя в кружок т.н. ревнителей благочестия (обсуждавших во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым пути обновления церковной жизни), пользуясь неограниченным доверием государя, нашел максимальные возможности для воплощения своих чаяний, равно религиозных и политических. Крайне встревоженный окружающим неустройством (в том числе вопиющим разнобоем в богослужебных уставах), действовал одновременно как благочестивый инок и непреклонный вождь. Став митрополитом Новгородским (с 1648), решительно способствовал подавлению местного бунта в 1652. В том же году, после кончины патриарха Иосифа, был избран всероссийским святителем.

С весны 1653 патриарх Никон приступил к реформам, своей жесткой решимостью и отсутствием дипломатического такта фактически спровоцировав начало церковного раскола (в дальнейшем он старался опираться на авторитет созванного им в 1654 собора, но крутого нрава так и не преодолел). Позднее, судя по ряду свидетельств (в том числе Иоанна Неронова, его былого соратника по кружку «ревнителей», а затем непримиримого противника), признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было поздно, анафемы на «непокоряющихся святому собору» уже прозвучали. К тому же – и это окончательно закрыло путь к мирному разрешению церковных нестроений – назрел и второй конфликт: противостояние Никона с царем.

Упорно проводя идею о том, что «священство выше царства», вживаясь (когда замещал Алексея Михайловича во время польско-литовских походов 1654–1656) в титул «великого государя», Никон всячески стремился к усилению внешнего великолепия и внутренней государственно-экономической значимости Русской церкви как законной преемницы византийской святости. Монументальным символом этого великолепия стал основанный им в 1656 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Огромные имущественные ценности, собранные Никоном ради величия церкви, увеличили число его врагов. Не желая делиться властью (а по сути – уступать ее патриарху), царь в итоге резко разошелся со своим былым любимцем. Рассерженный Никон, объявив о том, что оставляет патриаршество, в 1658 удалился в Новый Иерусалим; в 1664 он попытался вернуться в Москву, но был отправлен обратно. Собор 1667–1668, подтвердив никоновские реформы, в то же время снял с их инициатора патриарший сан, причем главным обвинителем на соборе выступил сам царь.  Никону, сосланному под надзор в Ферапонтов монастырь (а затем переведенному в Кирилло-Белозерский), разрешено было вернуться лишь в 1681 (новым царем Федором Алексеевичем); попутно начались переговоры и о возможности его восстановления в прежнем святейшем достоинстве. Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле 17 (27) июля 1681, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Жизнеописание Никона (Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона...), составленное его иподиаконом Иоанном Шушериным, напоминает по духу житие неканонизированного святого.

Приложение 4.

Из «Жития» протопопа Аввакума:

«А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить, - крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектенья переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, - я бы им и с ними в глаза наплевал, и около купели против солнца лукавоет их водит, такоже и брак венчав, против солнца же водят, такоже и церкви святя, против солнца же, явно противно творят, - а в крещении не отрицаются сатаны…Как говорил Никон, адов пес, так и зделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!» Так и сделал. Да больше тово нечем переменить. Умереть за сие всякому подобает».

-В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?

-Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?

-Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?

Приложение 5.

Из обращения Аввакума к царю Алексею Михайловичу:

«О царю Алексее!.. Ведаю разум твой, умеешь многими языки говорить, да что в том прибыль?.. Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком, не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кириллом святым, и братом его. Чего же нам еще хочется лучше того? Разве языка ангельского? Да нет, ныне не дадут, до общего воскресения.

А ты, миленький, царь христианский, всех ли христиан любишь? Еретиков-никониан токмо любишь, а нас, православных христиан, мучишь. Перестань-ко ты нас мучить! Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак, латинников и жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо. Меня хотя и не замай в земле той до смерти моей, иных тех распусти. Потому что меня жалуют люди те, знают гораздо везде, так мне надобе себя попасти, чтобы в гордость не войти. И ты послушай меня, сделай доброе. Ведь мы у тебя не отнимаем царства, но за веру свою стоим».

Приложение 6.

Из послания старца псковского Елеазаровского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу:

«…державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.

…два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать; твое христианское царство иным не заменится».

(между 1515 и 1521гг.)

Приложение 7.

Старообрядчество и протестантизм.

Сходство

Различия

Старообрядцы

Протестанты

- стремление к спасению души стимулировало трудолюбие и аскетизм, умеренность в потребностях

- мир оказался «без Бога».

Стремление приблизиться к Богу

- предчувствие близкого конца света;

- идеал видели в прошлом (сохранение традиций)

- общность (коллективные формы поведения)

- богатство – свидетельство богоизбранности,→ создается нравственная, духовная основа предпринимательства

- «дух капитализма»

- признавали идеи обновления

- индивидуализм (каждый спасается в одиночку)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"

Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы....

УРОК ИСТОРИИ АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА 9 КЛАСС

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ....

Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"

Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100", ...

Разработка урока 6 класс "Реформы Избранной рады"

Разработка содержит задания, которые выполняются детьми на интерактивной доске....

Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...

План-конспект урока технологии по теме: «Выполнение мережки «раскол»»

Работа предназначена в помощь учителям общеобразовательных школ-интернатов для обучающихся с ОВЗ....

Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"

Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...