План-конспект урока технологии по теме: «Выполнение мережки «раскол»»
план-конспект занятия по технологии (8 класс) на тему

Работа предназначена в помощь учителям общеобразовательных школ-интернатов для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_-_konkurs_-_urok_tehnologii_2017_g.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация к уроку

по теме «Выполнение мережки «раскол»»

Работа предназначена в помощь учителям общеобразовательных школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, работающим в предметной области «Технология» для проведения урока технологии в 8 классе по теме: «Выполнение мережки «раскол»». Также эту работу могут использовать при проведении кружковых занятий педагоги дополнительных образований.

Данная тема изучается в III четверти, в разделе «Отделка легкой одежды» – в объеме 3 часов.

Актуальность изучаемой на занятии темы – «Выполнение мережки «раскол» соответствует веяниям сегодняшнего дня: повышение в обществе интереса к различным видам рукоделия, в том числе и к вышиванию, востребованность в современном обществе людей с эстетическим вкусом.

Кроме того, предлагаемая форма организации работы на уроке – использование электронной презентации – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме.

План-конспект урока технологии

по теме: «Выполнение мережки «раскол»»

Класс: 8  

Раздел: Отделка швейных изделий

Тема: «Выполнение мережки «раскол»»

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы; комбинированный.

Цель урока: изучить и закрепить последовательность выполнения мережки «раскол». 

Задачи: - образовательные: дать представление о мережке «раскол», ознакомить с технологической последовательностью выполнения мережки «раскол», отработать навыки равномерного набора нитей для связки в пучки;

- развивающие: развивать логическую последовательность мышления, умение правильно закрепить нитку;

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, аккуратность при выполнении заданий;

- коррекционные: коррекция устной связной речи, мыслительных операций; коррекция мелкой моторики рук.

Планируемые результаты:

- личностные: вызвать интерес к профессии вышивальщицы, воспитывать интерес к истокам народной культуры, развитие эстетического сознания через освоение различных видов ажурной вышивки и творческой деятельности эстетического характера;

- метапредметные: умение оценивать правильность выполнения задания, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

- предметные: овладение приемами выполнения ажурных вышивок, эстетического оформления изделий.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, практический, методы стимулирования интереса к учению, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Средства обучения и воспитания:

- оборудование: компьютер, проектор, экран.

- инструменты и приспособления: игла с большим ушком, ножницы, наперсток.

- дидактический, раздаточный материал: образец мережки «раскол» и  образцы готовых изделий-салфеток, украшенных мережкой; «лепестки» с названиями видов мережек и  кроссворд «Угадай слово».

- материалы: крой образца, нитки швейные или мулине.

Межпредметные связи: чтение, математика, развитие речи.

Словарь: мережка, ажурная вышивка, мережка «кисточка», мережка «столбик», мережка «раскол» и мережка «снопик».

Время: 40 минут

Структура урока

1. Организационный момент – 2 мин. (Настрой на урок  - 1 слайд – Добрый день!).

Всем добрый день! Встали, поприветствуем друг друга! А теперь все  улыбнулись, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садимся. Итак, начинаем наш урок. (Приветствие, проверка присутствия учащихся и готовности учащихся  к уроку)

2. Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия – 5 мин. (Краткий обзор материала прошлого занятия, работа с карточками-лепестками, опрос учащихся)

Девочки! Какую тему мы начали изучать на прошлых занятиях? (Мережка). А теперь немного вспомним пройденный материал.

Вопросы к учащимся: (2 слайд – Вопросы для повторения)

1. Что такое мережка? (один из видов ажурной вышивки)

2. Перечислить основные виды мережек («кисточка», «столбик», «раскол» и «снопик»)

Из полученных ответов («лепестков» – видов мережек) на доске собирается «цветок – тюльпан».

- Итак, продолжаем повторять пройденную тему. Следующий вопрос:

3. Какие ткани используют для выполнения мережки? (ткани полотняного переплетения: льняные, хлопчатобумажные и шелковые)

4. Какими нитками выполняют мережку? (хлопчатобумажными или шелковыми нитками белого цвета или по цвету ткани)

5. Какие изделия украшают мережкой? (скатерти, салфетки, полотенца, постельное белье, блузки, платья, детскую одежду).

(3 слайд – Применение мережки для отделки изделий). (Учащиеся отвечают на вопросы)

А теперь немного отдохнем. Под текстовое сопровождение учащиеся выполняют упражнения. (4 слайд – Физкультминутка)

Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный.

(Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать бумагу).

Молодцы!!! А теперь мы приступим к  изучению новой темы.

3. Сообщение темы, цели и задач урока – 2 мин.                                                                                                

Тема сегодняшнего нашего урока: «Выполнение мережки «раскол»»     (5 слайд – Выполнение мережки «раскол»)

Запишите ее в рабочие тетради. (Учащиеся записывают в тетрадях тему урока, слушают объяснения учителя)

4. Изложение нового материала – 10 мин. На прошлых уроках мы с вами научились выполнять мережки «кисточка» и «столбик». Сегодня мы познакомимся с новым видом (простой)  мережки –  «раскол» и украсим ею нашу салфетку.

Итак, для выполнения этой мережки  выдергивают 5-7 нитей и выполняют сначала мережку «кисточка». (6 и 7 слайды – Выполнение мережки «кисточка» и «раскол»)

Вертикальные нити ткани связывают только с одной стороны мережки, в результате получаются пучки, которые напоминают кисточки.

1. Нитку закрепляют у левого нижнего края разреженной полосы ткани.

2. Иглу опускают на изнанку перед первой вертикальной нитью, слева направо отсчитывают 3-4 нити и выводят иглу на лицевую сторону.

3. Затем обвивают эти нити в направлении справа налево по лицевой стороне ткани и слева направо по изнаночной.

4. Иглу выводят с правой стороны образовавшейся кисточки, на 2-3 нити ниже края мережки.

5. Нитку затягивают, иглу опускают на изнанку между первой кисточкой и следующей вертикальной нитью и выполняют вторую кисточку мережки.

0_d1c68_3a1a279a_XL  Рис. 1                              merezhki-9  Рис. 2                 

При этом следят за тем, чтобы в каждой кисточке было четное количество нитей. Выполняя мережку с другой стороны, подхватывают половину нитей одной кисточки и половину другой и связывают их вместе, как бы раскалывая столбики пополам. Отсюда и название мережки «раскол».

0_d1c6a_fcace1fb_L   Рис. 3                            merezhki-16 Рис. 4

5. Выполнение практической работы – 15 мин. 

Вводный инструктаж. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы и какие правила по ТБ необходимо нам соблюдать. Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете: (8 слайд – Загадки) 

Я одноногая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха, как паутину я тяну. (Игла)

(Повторение правил безопасной работы с иглой).

Инструмент бывалый  

Не большой, не малый.                                                                                                                                  

У него полно забот                                                                                                                          

Он и режет и стрижет. (Ножницы)

(Повторение правил безопасной работы с ножницами).

- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо нам выполнить? (Ответы детей.) 

- Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация учащимися своих рабочих мест.)

- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем, пользуясь инструкционной картой.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и технических условий по инструкции.

Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности. В ходе работы учащимся оказывается помощь, исправляются ошибки.

6. Подведение итогов занятия – 5 мин. 

Вопросы к учащимся: (9 слайд – Вопросы для закрепления)

1. Для чего можно использовать выдернутые из ткани нити? (для выполнения вышивки)

2. С какими простыми видами вышивки можно сочетать мережку? (стебельчатыми, тамбурными, крестообразными и петельными ручными стежками)

А теперь перед вами кроссворд. (10 слайд – Кроссворд «Угадай слово») Некоторые виды отделок вошли в наш кроссворд! Какие же они? Давайте с вами разгадаем их.

 М

1

 

 Е

 

 

 

2

 Р

 

 

 

3

 

 Е

 

 

 

 

4

 

 

 

 Ж

 

 

5

 

 

 

 

 К

 

6

 

 

 

 А

 

Рис.5 – Кроссворд «Угадай слово»

1. Относится к отделочным материалам. (Лента)

2. Полоска ткани для отделки собранная в сборку посередине. (Рюши)

3. Относится к отделочным материалам. (Тесьма)

4. Относится к фурнитуре. (Пряжка)

5. Постоянный вид отделки по низу платья, юбки. (Оборка)

6. Раскраивается по кругу. (Волан)

Итак, вы угадали ключевое слово – МЕРЕЖКА. Молодцы!!!

Заключительный инструктаж. По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные учащимися. Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.

Объявление оценки по результатам работы. Критерии оценок: без замечаний – «5», одно замечание – «4», два замечания – «3», три  или более замечаний – «2».

Задание на дом: повторить материал учебника «Швейное дело» стр. 119 (учащиеся записывают задание в тетрадь).

А теперь приглашаю вас, девочки, посмотреть свои работы. (11 слайд – Обращение к учащимся!!!)

Сегодня очень мы старались

Салфетки украшали.

Подойдите, оцените!

Полюбуйтесь, посмотрите.

Кого можно, похвалите!

7. Уборка рабочих мест. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инструменты» (учащиеся убирают свои рабочие места). 

Урок окончен. Спасибо за внимание. (Контролирую чистоту рабочего места). (12 слайд – Молодцы!!!)

Использованная литература:

- Технология. Швейное дело. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – 4-е изд.  – М. : Просвещение, 2012. – 232 с. : ил.

Интернет ресурсы: - http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/23/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-po-teme

- http://vishivka.vse-hobby.ru/merejka.html

- http://posovetyem.com/news/merezhka/2013-03-08-91

Самоанализ урока по технологии на тему:

«Выполнение мережки «раскол»»

Учитель технологии –  Петрова Надежда Геннадьевна

Урок начался с психологического настроя, с улыбок друг другу, что обеспечило хорошее настроение для включения учащихся в познавательную деятельность, активизировало их мышление, которое мобилизовало  внимание и обеспечило готовность  к усвоению новых знаний, закреплению и обобщению изученного материала.

Тема моего урока «Выполнение мережки «раскол»». Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. Был сообщен цель урока, а задачи урока решались в комплексе и во взаимосвязи. Структура урока была рациональна: было выделено место в уроке для беседы и для изучения нового материала.

К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимые инструменты, материалы, инструкционные карточки и т.д. Я считаю, что время на все этапы урока распределено рационально, переход к следующему этапу урока плавный, логичный.

Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения. Темп работы нормальный.

При работе я использовала  следующие средства обучения: компьютер,  проектор, образцы готовых изделий-салфеток, украшенных мережкой.

Уровень самостоятельной деятельности – продуктивная деятельность. Тип самостоятельной работы – воспроизводящий (по образцу). Вид самостоятельной работы – практическая работа.

Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа. 

Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организовано.

В ходе практической работы осуществлялся контроль правильного выполнения работы, распределения рабочего времени, правилам выполнения техники безопасности при пользовании ножницами, иглой.

Закрепление знаний проводилось в ходе опроса и разгадывания кроссворда, что показало усвоение учащимися изученного материала. Физкультминутка  на уроке и создание ситуации успеха не создавали переутомления.

Уборка рабочих мест производилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса). При проведении итога урока все учащиеся получили домашнее задание, оценки прокомментированы, (выставлялись с помощью учащихся). Учебный материал отобран в соответствии с дидактическими принципами научности и доступности обучения.

Цель занятия достигнута, время распределено рационально, занятие проведено по плану.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

План – конспект открытого урока технологии в 5 классе «Тепловая обработка овощей».

План – конспект открытого урока технологии в классе«Тепловая обработка овощей»....

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект урока на тему: "Выполнение мережки "раскол""

План-конспект урока на тему: "Выполнение мережки "раскол"" в 8 классе....

План-конспект открытого урока «Технология приготовления песочного теста»

Целью данного урока является развитие творческих навыков в приготовлении песочного теста....