Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Горкунова Марина Петровна
Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральных органов власти; реформы территориального деления России и органов власти на местах; изменениях в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах. 3. Показать изменения, происходившие в положении церкви и ее взаимоотношения с государством. 4. Сравнить новое государственное устройство со старым. Оборудование: презентация, карта «Российская империя в XVIII веке», исторические документы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_reformy_petra_1.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.           Реформы Петра I.

Цели урока:

  1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время.
  2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральных органов власти; реформы территориального деления России и органов власти на местах; изменениях в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  3. Показать изменения, происходившие в положении церкви и ее взаимоотношения с государством.
  4. Сравнить новое государственное устройство со старым.

Оборудование: презентация, карта «Российская империя в XVIII веке», исторические документы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Характеристика этапа урока

 

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

Работа на уроке будет в группах, разделимся на группы при помощи теста, и вспомни основные события царствования Ивана Грозного, Михаила Федоровича Романова, Алексея Михайловича, и Петра I.

Каждый ученик получает бланк с конкретным историческим событием – задача ученика «найти» своего правителя. В результате такого «теста» быстро сформировать четыре группы.

Тест для определения групп

(см. приложение 1)

3.Определение проблемы урока

Прочтите отрывок стихотворения Е.Федотовой в честь 300-летия Романовых. Назвать царей, упомянутых в поэме:

Святая Русь! Три века славы,                              

   Три века- род богатырей!                                      

   Прославь же мощь твоей державы,                      

   Пропой дела твоих царей!                                    

     Заря России восходила                                            

   В лучах священных торжества,                              

   Когда на царство Михаила                                    

   Венчала древняя Москва.                                      

     От тех лучей святынь кремлевских                        

   Зажегся светлых ряд огней,                                    

   И славный ряд царей Московских                          

   Хранит свой трон до наших дней.                          

     Заветы мира ограждая,                                              

   Пришла Тишайшего пора,                                        

   Вослед Россия молодая                                            

   Узрела гения- Петра.  

3.1. Оценка исторического деятеля

Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нём сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям. Отдельным учащимся было дано опережающее задание подготовить характеристику Петра I и Меньшикова А.Д.  как политических деятелей.

(план слайд)

Рубеж XVII – XVIII веков стал началом нового этапа в истории России. Этот период был ознаменован реформами и преобразованиями Петра I  затрагивавшими все сферы общественной жизни. Реформы впечатляют своими масштабами и последствиями. Побывав с Великим посольством за границей, Петр I воочию увидел, что действительно в России очень многое надо изменить для того, чтобы страна стала процветающей.

Сегодня на уроке мы постараемся охарактеризовать те изменения, которые произошли в России благодаря Петру I. Откройте тетради, запишите тему урока.

Прежде, чем мы будем говорить об изменениях, нам необходимо вспомнить систему государственного устройства до петровского времени.

Слайд 4 эпиграф

Слайд 5 «Причины реформ»

Слайд 6 «Система органов власти XVII в.»

4.Изучение нового материала

Работа в группах по плану:

  1. название реформы
  2. цель реформы
  3. основные мероприятия реформы

Слайд 7

Обобщение полученного материала в сводной таблице

4.1. Работа с документом

Сенат состоял из 9 человек, назначенных Петром из числа особо доверенных лиц. Вместе со знатными людьми сенаторами были неродовые соратники царя.

Сенаторам было предписано правило: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам – торговкам».

Задание: ознакомиться с документом и дать ответ на вопросы.

Документ № 1.

«В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мору, какова замешания или каких припадков.

Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру на неправый суд коллегий и канцелярий, которыя коллегиям не подчинены, то ему рекетмейстеру, оные приняв, по них доносить нам.

Буде же такие челобитные будут подавать ему вл отлучках наших, то предлагать ему Сенату».

Вопросы:

  1. Какие дела должен был решать Сенат?
  2. Какую роль играл Сенат в отсутствие императора?

В начале 18 века не было даже столицы. Москва перестала ею быть, а Петербург ещё ею не стал. Столица была там, где был Петр I.

Петр I желал создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по России и военных походов.

Такой орган был учреждён. Это – Сенат.

4.2.Работа с картой

Страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую Ингерманландскую (Санкт-Петербургскую), Казанскую, Азовскую, Сибирскую.

Найдите на карте центры губерний, учрежденных в 1708 г.

(Москва, Архангельск, Киев, Смоленск, Санкт-Петербург, Казань, Азов, Сибирск)

5. Закрепление изученного

Т.о., при  Петре I сложилась новая система государственного устройства.

Слайд 10. (работа с таблицей)

Слайд 11. (записать схему в тетради)

В 1721 г. Петр I принял титул императора.

Слайд 12.  (Россия – абсолютная монархия.)

5.1.Важные даты

1) В начале 18 века изменяется положение верхушки русского общества. Боярство, дворянство, дети боярские постепенно сливаются в единое сословие – шляхетсво (на польский манер).

Дворянство становится сословием благородным, имеющим не только обязанности, но и права. Эти права давали возможность дворянам стать первыми людьми в государстве. За службу получали жалованье, а за хорошую службу – поместье.

В 1714 г. вышел приказ о единонаследии.

Разрешалось передавать поместье только одному наследнику, а остальные должны жить на жалованье за службу. Указ приравнивал поместье к вотчине. Таким образом не было разницы между дворянским и боярским землевладением, а была только дворянская недвижимая собственность. Но этот указ не понравился дворянству и после смерти Петра I он был отменён.

2) В 1722 г. был обнародован Табель о рангах.

(Слайд 13. «Табель о рангах»)

В этом документе определялись новые чины и порядок продвижения по службе – военной (сухопутной и морской), гражданской и придворной.

Потомственное дворянство получали выходцы из   низших сословий, если дослуживались до 8 чина на гражданской службе. Это смелый шаг по пути формирования государственной системы. Звания присваивались за конкретные достижения.

3) «Дело царевича Алексея».

- Но не все в России поддерживали реформы. Патриархальная аристократия видела в них разрушение традиционного мира. Все недовольные собрались вокруг царевича Алексея.

(Слайд 15, 16, 17. «Дело царевича Алексея»)

После вступления в открытое противоборство с отцом, Алексей предстал перед судом, был подвержен пыткам и при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме.

В 1722 г. Петр I издал Указ о назначении преемника.

Итог урока

Историки о Петре I
Чтение стихотворения «Медный всадник»

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

1)  На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

Домашнее задание

§ 15, заполнить таблицу

Приложение 1

Тест для определения групп.

Михаил Романов

Столбовский мирный договор

Смоленская война

«Азовское сидение»

Деулинское перемирие

На престол взошел благодаря решению Земского Собора

Первый царь из династии Романовых

Во время его царствования большую роль играл патриарх Филарет

Алексей Михайлович

Соборное Уложение

Соляной бунт

Переяславская Рада

Церковный Раскол

Медный бунт

Восстание под руководством Степана Разина

Соловецкое восстание

Петр 1

Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург

Создание Сената

Введение подушной подати

Рекрутские наборы

Указ о единонаследии

Указ о престолонаследии

Открытие первого общедоступного театра

Иван Грозный

Реформы «Избранной Рады»

Взятие Казани

Ливонская война

Дело Владимира Старицкого

Ям-Запольский мирный договор.

Отмена кормлений

Присоединение Астраханского ханства.

Приложение 2

1 группа «Реформа центрального управления»

Цель: необходимость централизации власти в условиях Северной войны

1) 1699 г. создание Ближней канцелярии

2) 1708г. переименование Ближней канцелярии в «консилию министров»

3) 1711г. создание Правительствующего Сената

4) 1722г. генерал-прокурор контролировал деятельность Сената – «око государево»

5) 1718-1720 гг. введение коллегий

2 группа «Областная реформа»

Цель: усиление местного аппарата власти и повышение его авторитета

1) 1708г. страна разделена на 8 губерний – губернаторы

- Московская

- Ингерманландская (Петербургская)

- Смоленская

- Киевская

- Азовская

- Казанская

- Архангелогородская

- Сибирская

2) 1719г. провинции

3) на Украине введено гетманство

3 группа «Реформа городского управления»

Цель: способствовать экономическому подъёму городов, обеспечить поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан

1) Бурмистерская палата в Москве

2) бурмистры в городах

3) 1720 г. Главный магистрат в Петербурге

4 группа «Церковная реформа»

Цель: превратить церковь в опору российского абсолютизма

1) упразднил патриаршество

2) учреждение Духовной коллегии

3) Святейший Правительствующий Синод

4) обер-прокурор контролировал действия Синода

Приложение 3

Реформы Петра I

Приложение 4

Линии сравнения

Допетровское время

Правление Петра I

Центральное управление

Царь

Боярская Дума

Приказы

Император

Правительствующий Сенат

Коллегии

Местное управление

Воеводы

Губернаторы

Управление церковью

Патриарх

Святейший Синод

Власть царя

Сословно-представительная монархия

Абсолютная монархия

Приложение 5

А.С.ПУШКИН

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

На берегу пустынных волн

Стоял ОН, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам -

И запируем на просторе. ..

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

ИСТОРИКИ О ПЕТРЕ I

    1.  "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
    2. "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

  3. "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

1)  На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?


1 группа

«Реформа центрального управления»

Цель:

1)

2)

3)

4)

5)

2 группа

«Областная реформа»

Цель:

1)

2)

3)

4)

5)

3 группа

«Реформа городского управления»

Цель:

1)

2)

3)

4)

5)

4 группа

«Церковная реформа»

Цель:

1)

2)

3)

4)

5)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно коммуникативных технологий на уроках истории через краеведческий модуль для активизации познавательной деятельности учащихся»

Представленный  опыт раскрывает  ряд педагогических условий, способствующих развитию личности   в процессе  обучения истории с привлечением информационно коммуникативных техно...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Мастер-класс. Как использовать информационно-коммуникационные и коммуникативные технологии во внеклассных мероприятиях ?

Возможности использования ИКТ и компьютерного моделирования на уроках физики и во внеклассных мероприятиях....

Мастер-класс «Использование информационно-коммуникативных технологий как форма подготовки к итоговой аттестации по немецкому языку»

Методическая разработка содержит  план-конспект мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения  информационно-коммуникационных технологий в системе уроков по по...

Из опыта работы "Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществоззнания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

Из опыта работы "Использование иформационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"...