Технологическая карта урока по обществознанию по теме"Семейное право"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна

Предмет

Обществознание, 10 класс (базовый уровень/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, издательство Просвещение 2014г.)

Тема урока

Семейное право

Дидактические средства

Учебник;  презентация «Семейное право»;  раздаточный материал: приложение №1 (карточки с заданиями в форме ЕГЭ по обществознанию), приложение №2(статьи Семейного кодекса РФ),приложение №3 (ситуативные задачи).

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Формирование представлений и знаний об основах семейного права в РФ: о порядке заключения и расторжения брака, недействительности брака,  об имущественных и личных неимущественных правах и обязанностях в семейно-брачных отношениях. Продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в  правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства.

Задачи урока

  1. Конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, о признании недействительности брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов.
  2. Довести до учащихся специфику правового регулирования семейных отношений.
  3. Продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях;
  4. Создать правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.

План урока

1. Каковы условия и порядок заключения брака?

2. Когда брак признаётся недействительным?

3. Каковы условия прекращения (расторжения) брака?

4. Лично неимущие и лично имущие правоотношения (права и обязанности супругов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-kospekt.docx54.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Обществознание, 10 класс (базовый уровень/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, издательство Просвещение 2014г.)

Тема урока

Семейное право

Дидактические средства

Учебник;  презентация «Семейное право»;  раздаточный материал: приложение №1 (карточки с заданиями в форме ЕГЭ по обществознанию), приложение №2  (статьи Семейного кодекса РФ), приложение №3 (ситуативные задачи).

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Формирование представлений и знаний об основах семейного права в РФ: о порядке заключения и расторжения брака, недействительности брака,  об имущественных и личных неимущественных правах и обязанностях в семейно-брачных отношениях. Продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в  правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства.

Задачи урока

  1. Конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, о признании недействительности брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов.
  2. Довести до учащихся специфику правового регулирования семейных отношений.
  3. Продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях;
  4. Создать правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.

План урока

1. Каковы условия и порядок заключения брака?

2. Когда брак признаётся недействительным?

3. Каковы условия прекращения (расторжения) брака?

4. Лично неимущие и лично имущие правоотношения (права и обязанности супругов).

Основные понятия

Семья, брак, семейное право, условия вступления в брак, порядок расторжения брака, недействительность брака, лично неимущие и лично имущие правоотношения

Метод  урока

Устный, с конспектированием, «мозговой штурм»

Форма урока

Урок – практикум, работа в группах

Технология

Перевернутый класс

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- понимание важности правовых основ брака и семьи, семейных отношений;

- оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

- способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье

Метопредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

Познавательные УУД: -

- ориентироваться в системе знаний

- продолжить формирований умений работать с источниками дополнительной информации

- анализировать источники информации

- извлекать нужную информацию  из предложенных источников 

- продолжить формирование умений решать задания в форме ЕГЭ

Регулятивные УУД:

- уметь формулировать цели и задачи  урока

- развивать способы решения задач  поискового характера

- составлять план решения задач

- работать в соответствии с заданным учителем планом

- высказывать свои предположения

- осуществлять самоконтроль

- уметь видеть ошибки и уметь  их корректировать

  Коммуникативные УУД: 

- уметь формулировать свои  мысли

- уметь слушать собеседника

- аргументированно излагать свою точку зрения

- уметь критично относиться к своему мнению

- прогнозировать последствия коллективных решений

- уметь работать в группе, слушать других

Предметные:

- определять понятия: семья, брак, семейное право, условия вступления в брак, порядок расторжения брака, недействительность брака, лично неимущие и лично имущие правоотношения
- характеризовать условия заключения и расторжения брака;

- определять лично неимущие и лично имущие  права и обязанности супругов, объяснять механизм их реализации
- уметь применять полученные знания в конкретных ситуациях

Ход урока:

1.Организационный этап

  1. Мотивация

слайд 2 (афоризмы)

1. Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и  родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

Обучающиеся выделяют ключевые слова: семья и брак.

  1. Дайте определения понятиям семья и брак.

Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

Брак – это союз мужчины и женщины, заключённый в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), основанный на чувстве взаимной любви и взаимной помощи.

3. Самостоятельное выполнение учащимися разного уровня сложности заданий по теме семья и брак для повторения понятий и их соотношение с реальностью

Приложение №1(карточки с заданиями)

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья — это основанная на ___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого возраста».

1) дети

2) брак

3) социализация

4) коллектив

5) обязанности

6) институт

7) отношения

8) группа

9) любовь

  1. Распределите соотношение левого столбца с правым, работая с понятием и примером:

Типы семей

Примеры

1Нуклеарная

А В доме Васильевых проживают дедушка и бабушка, муж и жена со своими детьми

2 Патриархальная

Б Аркадий проживает совместно со своими женами в 3-х комнатной квартире

3 Полигамная

В Валентина Сергеевна одна воспитывает своего сына Виталия

4 Неполная

Г Супружеская пара Петровых  проживают совместно с двумя детьми

Типы брака

Примеры

1 Гражданский

А Светлана и Петр провели обряд таинства венчания

2 Юридический

Б Алена и Михаил проживают совместно в съемной квартире

3 Церковный

В Вчера состоялась регистрация брака семьи Ивановых

  1. Функции семьи в обществе многообразны. Перечисли и проиллюстрируйте каждую их них  примером.

(Предположительные ответы)

  1. Репродуктивная. Воспроизводство рода. (В семье Ивановых родился мальчик).
  2. Воспитательная. Семья заботится о своем ребенке, дает ему образование, присваивает культурные ценности.
  3. Социализация. В семье ребенок узнает первичные социальные нормы, становится личностью. (В семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками).
  4. Хозяйственно-бытовая. Семья совместно ведет быт, домашние обязанности разделены между домочадцами, заботятся о жилище.
  5. Экономическая. Каждое домохозяйство – эконом. единица, составляет семейный бюджет из доходов и расходов. Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. (Родители Ивана купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.)
  6. Социально-статусная. Семья наделяет ребенка положением в обществе (соц. статус); (например в традиционном обществе – сословную принадлежность передается по наследству отец– дворянин и сын – дворянин),  воспроизводство соц.структуры общества.
  7. Досуговая. (Рекреационная). Семья Ивановых совместно планирует отпуск, проводят выходные, отдыхают, посещают культурные мероприятия .

взаимопроверка 2мин. (1гр. отд.2; 2 гр. отд. 3; 3 гр. отд. 1)   слайд 3 – 4  (ответы на задания)

3.Актуализация новых знаний

Вводное слово:

В последнее время мы наблюдаем возросшее количество случаев, когда семейные пары проживают в церковном браке, в фактическом  браке – длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в ЗАГСЕ. Поэтому ни церковный, ни фактический брак не порождают правовых отношений между супругами.

Ребята мы с вами проговорили, что такое семья и брак, а как вы думаете,  какой отраслью права регулируются брачно-семейные правоотношения?   (семейным правом).

Отраслевым нормативно-правовым актом, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый в 1995 г.

слайд 5-6 (задание) 

Задание: Вместо пропущенных слов вставьте слова, прочитайте предложение.

 (Семейное) право – это отрасль права, которая регулирует отношения между людьми в связи со вступлением в …..(брак), созданием … (семьи), рождением и воспитанием …..(детей); определяют  права и … (обязанности) супругов, … (родителей), … (детей).

слайд 7 (термин «семейное право») 

Семейное право — одна из отраслей права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определённый вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека.

Семейное законодательство: определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, а в некоторых случаях между другими родственниками и иными лицами;

Итак, давайте определим субъекты и объекты семейных правоотношений.

Субъект семейных правоотношений: муж и жена, дети, усыновители и усыновлённые,  другие родственники.

Объекты семейных отношений: действия членов семьи, вещи. \

  1.  Планирование деятельности на урок

слайд 8 (вопрос к уроку)

Вопрос к уроку: «Какие вопросы регулирует  Семейный  кодекс РФ?»

Чтобы ответить на поставленный вопрос, что необходимо выяснить: (формулирование обучающимися целей на урок)

слайд 4 (цели)

1.  Каковы условия и порядок заключения брака?

2. Каковы условия прекращения (расторжения) брака?

3.  Когда брак признаётся недействительным?

4. Лично неимущие и лично имущие правоотношения (права и обязанности супругов).

На доске учитель составляет кластер – шаблон.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

  1. Условия вступления в брак.
  2. Порядок заключения брака.
  3. Недействительность брака
  4. Лично неимущие и лично имущие правоотношения
  5. Условия расторжения брака

Наш урок будет основан на самостоятельной работе  в группах по правовому источнику, т.е. по ст. Семейного кодекса РФ. Каждой группе необходимо раскрыть заданную тему, детализируя ее подпунктами, опираясь на раздаточный материал. Ответы учащиеся записывают в рабочие листы.

Группа 1. Условия вступления в брак. Порядок заключения. Недействительность брака.

Группа 2. Лично неимущие и лично имущие правоотношения (права и обязанности супругов)

Группа 3. Условия расторжения брака

  1. Открытие нового знания  
  1. Работа учащихся в группе с приложением №2 (ст.СК РФ ).  Ответы записываются в рабочий лист.

Группа 1 

Условия вступления  в брак.

Порядок заключения брака.

Недействительность брака.

Группа 2

Условия расторжения брака

Группа 3.

Лично неимущие и лично имущие правоотношения

Условия вступления в брак:

  1. Добровольное согласие.
  2. Достижение брачного возраста – 18 лет.
  3. Не должен состоять в зарегистрированном браке.
  4. Не допускаются браки между близкими родственниками.
  5. Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.
  6. Обе стороны должны быть дееспособными.

Через органы ЗАГС

  1. Нет общих несовершеннолетних детей
  2. Обоюдное согласие
  3. Один из супругов признан безвестно отсутствующим более 3 лет
  4. Один из супругов приговорен к лишению свободы на срок свыше 3 лет
  5. В случаи смерти супруга

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Права обоих супругов строятся на принципе полного равенства между мужчиной и женщиной

Порядок заключения брака:

  1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее 12 месяцев со дня подачи заявления в орган ЗАГС в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак.

Особые условия вступления в брак:

  • Беременность. 
  • Рождение ребёнка.

Непосредственная угроза жизни одной из сторон брак может быть заключен в день подачи заявления.

В судебном порядке:

  1. Один из супругов не хочет расторгать брак
  2. Один из супругов уклоняется от расторжения брака (например не приходит в ЗАГС, ссылаясь на занятость)

В семье есть несовершеннолетние дети

Личные права супругов

Обязанности супругов

Личные неимущественные

  • Выбор фамилии себе и детям
  • Выбор места жительства и территориального перемещения
  • Выбор профессии, место учебы и работы
  • На гражданство
  • На воспитание и образование детей
  • На отцовство и материнство
  • Свободно выбирать религию
  • Возможность отдыха и восстановления здоровья
  • Право на общение с родственниками 
  • Забота о материальном благополучии и эмоциональном комфорте семьи
  • Обеспечение детям условий для развития и получения образования
  • Взаимная забота супругов друг о друге

Недействительность брака:

  1. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни

  1. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие другого брака

Личные права супругов

Обязанности супругов

Лично имущественные

В отношении собственности

  • Право на получение личного дохода
  • Право совместной собственности на все имущество
  • Право личной собственности на подаренное и наследованное имущество
  • Материальные ценности и недвижимость, нажитые в браке, при разводе делятся пополам (если иное не прописано в брачном договоре)
  • Супруги платят налоги на общую собственность

  1. Учащийся от каждой группы выступает у доски. Освещает тему своего подпункта к кластеру  «Семейное право».

слайд 9

  1. Первичное закрепление новых знаний

слайд 10

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5) Брак может не быть заключён между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

6) Одним из условий вступления в брак согласно семейному кодексу РФ является достижение 16-летнего возраста.

7) Регистрация брака происходит, как правило, через месяц после подачи заявления в орган ЗАГС женихом и невестой.

На основе проделанной работе с Семейным кодексом, скажите: «Какие вопросы регулирует  Семейный  кодекс РФ?»

Примерные выводы по теме: Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами. СК РФ регулирует и имущественные отношения.

  1. Применение нового знания

Учащимся предлагается решить ситуативные задачи по семейному праву  и  проанализировать при помощи полученных знаний при использовании Семейного кодекса РФ.

(Коллективное решение поставленных задач с элементами дискуссии)

  Приложение №3 (ситуативные задачи)

  1. Е.Ю.Молчанов  и Т. Загорная,  находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок  - 1 месяц. Правомерно ли это действие ЗАГСом?
  2. Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд.  Когда будет расторгнут брак?
  3. Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванова И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано. На основе чего им было отказано?
  4. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа.  Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?
  5. Является ли дача, перешедшая по наследству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью?
  6. Супруги Ивановы, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?
  7. При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить всё имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую её супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд? 
  8. После трёх лет совместной жизни супруги Ивановы развелись, и муж потребовал, чтобы подаренные им жене дорогостоящие украшения и картины были поделены поровну. Правомерны ли притязания мужа?
  9. При разделе имущества в связи с разводом гражданин Х. потребовал,  чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти всё имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд?
  10. В каких из представленных ситуаций, расторжение брака осуществляется только в судебном порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Людмила Т подала заявление на развод, Её супруг был осужден за совершение преступления и приговорен к лишению свободы на 5 лет.
    2. Супруги С решили развестись. У Ивана С есть десятилетняя сын от предыдущего брака, не усыновленный его супругой.
    3. Алена и Тимофей П разводятся. У них две дочки – девяти и одиннадцати лет.
    4. Супруги А не имеют общих детей. Они выразили взаимное согласие на расторжение брака.
    5. Мария Р настаивает на разводе, но ее супруг принципиально не согласен на развод.
    6. Сын Василия и Татьяны служит в армии. Родители решили развестись.
  1. Рефлексия «Моя работа в группе».

слайд 11(рефлексия)

Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: (приложение №4)

  1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

  1. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

  1. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

  1. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

  1. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

Домашнее задание:  п.24, записи в тетради, подготовить развернутый ответ брачный договор, права ребенка на основе обращения к ст. СК РФ

УУД:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации.

2.Обосновывать собственное мнение.

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

1.Уметь вести дискуссию, диалог.

2.Сотрудничество в учебной деятельности.

3.Выражать и обосновывать свое мнение.

1. Находить достоверную информацию из источника.

2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактическую информацию.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Анализировать, обобщать, делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка по теме "Семейный альбом"

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС к УМК "Enjoy English", под редакцией Биболетовой М.З.. Расчитан на учащихся 5 класса....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Семейное право" 11 класс

     Тип урока: комбинированный  (по соотношению содержательных компонентов);       Приемы деятельности учителя: постановка проблемы, изложение материала...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Семейные правоотношения"

Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"

Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...

Технологическая карта урока по обществознанию по теме "Человек славен добрыми делами".

Урок "Человек славен добрыми делами" является составной частью курса "Нравственные основы жизни"....

Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Деятельность человека"

Технологическая карта, разработанная для проведения урока по общестознанию в 6-х классах, поможет учителю провести свой урок методически правильно, а также вызвать положительные эмоции у обучающихся о...