Особенности заключения договора возмездного оказания образовательных услуг
статья по обществознанию (10, 11 класс)

Ю.В. Николаева

Аннотация: Сфера образования сегодня характеризуется наличием разветвленной системы общеобразовательных и учебно-воспитательных заведений различных форм собственности и организационно-правовой структуры. Получение гражданами знаний в них обеспечивается при помощи договоров об оказании образовательных услуг. Роль данных договоров возрастает в условиях снижения объемов финансирования сферы образования, ее все большего перехода на коммерческую основу, стремительного роста сети частных и коммерческих учебных заведений. Роль государства сводится в основном к координации и контролю системы образования. В этой связи выяснение особенностей заключения договора возмездного оказания образовательных услуг имеет теоретическое и практическое значение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности заключения договора возмездного оказания образовательных услуг

Ключевые слова: гражданское право; договор; образование; услуга; образовательные услуги; договор возмездного оказания образовательных услуг.

В обществе вместе с осознанием важности системы образования происходит широкое признание проблем, свойственных этой сфере, обусловленных не только переходом к глобальной информационной цивилизации, но и становлением правового государства и гражданского общества, в также процессами коммерциализации сферы образования, свойственными постсоветскому пространству. В современных условиях система образования превращается в рынок услуг, что трансформируется в коммерциализированную отрасль.

Последние годы шла активная реформа всех сфер национальной экономики и общественной жизни, включая и сферу образования, что привело к значительным изменениям в законодательной базе. При этом гражданское законодательство пополнилось ранее неизвестными ему видами договоров об оказании услуг, в то же время категория «услуга», и образовательная в том числе, толкуются разнообразно и имеют размытые границы [2, с. 131].

Договор о предоставлении услуг, в том числе образовательных, признается консенсусным, то есть считается заключенным с момента достижения согласия по всем существенным условиям (другие условия имеют акцессорный (зависимый) характер).

К договору возмездного оказания услуг, в том числе и в сфере образования, могут применяться положения, касающиеся договоров подряда.

Фактически по правовому содержанию договор между поступающим и ВУЗом относительно оказания услуги по получению высшего образования является правовой сделкой по предоставлению образовательных услуг с отложенным условием (предварительный договором, предусмотренный ст. 429 ГК РФ).

Как и в отношении любого другого договора, процедура заключения договора возмездного оказания образовательной услуги состоит из двух частей:

 оферта – предложение заключить договор;

 акцепт – согласие на такое предложение [1, с. 11].

Оферта и акцепт совершаются в соответствии с определенными условиями и процедурами.

Заключение договора возмездного оказания образовательных услуг означает, что потребитель образовательных услуг:

 в необходимом для него объеме ознакомился с функционированием и правилами предоставления образовательных услуг;

 признает безусловную профессиональную пригодность образовательного персонала учебного заведения, помещений и правил осуществления всех действий, описанных в договоре;

 принимает все условия договора возмездного оказания образовательных услуг без замечаний.

Договор, в котором одна сторона взяла на себя обязанность оказать услуги каждому, кто к ней обратится, считают публичным. А его условия одинаковы для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы. Поэтому правомерным с юридической точки зрения является то, что исполнитель публичного договора не имеет права отдавать преимущество одному потребителю перед другим в заключении публичного договора.

Следовательно, первый вариант действий со стороны заказчика – принятие условий договора, которые предлагает учебное заведение. Этот вариант реализуем только в том случае, если невыгодные заказчику условия не столь существенны.

Второй вариант касается случая, когда может иметь место более грубое нарушение прав заказчика. Здесь возможно использование процедуры признания недействительности отдельных положений договора. Юридическим основанием для этого может служить норма ст. 179 ГК РФ, согласно которой правовая сделка, совершенная лицом под воздействием тяжелого для нее обстоятельства и на крайне невыгодных условиях, может быть признана судом недействительной независимо от того, кто был инициатором такой правовой сделки. При этом требования относительно недействительности отдельных частей договора нет необходимости предъявлять сразу после его подписания, это уместно сделать, если на практике начнут реализовываться условия, что не устраивали изначально заказчика.

Третий вариант – переход в другое учебное заведение, в котором условия, прописанные в договоре, устраивают заказчика. Перевод контрактника в другой ВУЗ является отработанной на практике процедурой, что может быть реализована в любое время во время обучения. Для ее осуществления необходимо, чтобы в договоре была отмечена возможность его досрочного расторжения (отказ от договора) по инициативе заказчика. При этом процесс перевода определяется уставом учебного заведения.

Перевод из одного высшего учебного заведения в другое производится при согласии ректоров обоих образовательных учреждений. При этом в государственных высших учебных заведениях запрещается брать оплату за восстановление и перевод, если лицо получает высшее образование впервые.

Договор возмездного оказания образовательных услуг регулируется законодательством, все споры, которые возникают из его условий или на основании договора рассматриваются в судебном порядке.

Стороны договора возмездного оказания образовательных услуг гарантируют, что:

 стороны имеют необходимый объем гражданско-правовой дееспособности, необходимой для заключения договора;

 вся предоставленная сторонами друг другу информация является достоверной;

 сторонам не известно о каких-либо обстоятельствах, которые бы могли помешать заключению договора или склонить другую сторону к незаключению договора [5, с. 189].

Стороны подтверждают, что при заключении договора они действуют добровольно, без принуждения, понимая сущность и природу договора, а также правовые последствия заключения договора, осознавая характер своих прав и обязанностей по договору.

Стороны заявляют об отсутствии каких-либо тяжелых обстоятельств, которые бы заставили любую из сторон заключить договор на условиях, изложенных в нем, а также подтверждают, что условия договора являются приемлемыми для сторон и в связи с этим не считают условия договора невыгодными для себя.

Договор об образовательных услугах предусматривает несколько обязательных этапов правоотношений [2, с. 19].

Заказ образовательных услуг происходит путем сообщения заказчиком исполнителю о желании воспользоваться образовательными услугами и согласием оплатить избранный пакет образовательных услуг в полном объеме или по частям, как установлено в договоре. Сообщение заказчиком исполнителю о желании воспользоваться образовательными услугами может происходить в письменном виде, в том числе путем подписания заявления о присоединении к договору, электронной почтой или другими средствами связи, которые позволяют установить волеизъявление сторон [4, с. 25].

Начало предоставления образовательных услуг предварительно согласуется сторонами и отмечается, как правило, в заявлении о присоединении к условиям договора. Заказ считается сделанным, а заказчик имеет право получить образовательные услуги при условии предварительной уплаты полной или частичной стоимости за соответствующий пакет услуг, если в договоре не определены другие условия.

Литература

  1. Ершов В. С. Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в вузе: вопросы теории и практики // Российский судья. 2010. № 7. С. 11–14.
  2. Куров С.В. Защита права в образовании // Право и образование. 2016. № 5.  С. 130-132.
  3. Матвеев В. Ю. Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. 2018. № 4. С. 18–24.
  4. Суханов Е.А., Санникова Л.В. Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование. М.: «Инфотропик Медиа», 2017. 326 с.
  5. Штепа Т.В. Комплексная правовая характеристика договоров возмездного оказания образовательных услуг // Евразийский юридический журнал. 2020. № 9 (148). С. 188–190.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила организации приема для обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг

Изложены правила организации приема для обучения по договорам об оказании платных образоватеьных услуг по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам....

Форма Договора об оказании платных образовательных услуг

Приведено содержание Договора об оказании платных образовательных  услуг...

Олимпиада школьников - индикатор качества оказания образовательных услуг в школе

Автор представляет тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2015 года в г. Геленджике...

Договор об оказании услуг по образованию

Примерный договор об оказании услуг по образованию...

Цена как одно из существенных условий договора возмездного оказания образовательных услуг

Аннотация: в статье исследован вопрос формирования цены договора об оказании возмездных образовательных услуг, рассмотрены вопросы относительно отнесения или неотнесения цены к существенным условиям д...

Дополнительная образовательная программа "Будущий первоклассник" (в рамках оказания платных образовательных услуг)

представлена программа дополнительного образования "Будущий первоклассник" для детей старшего дошкольного возраста...