Наука в современном обществе
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)

Яркова Светлана Николаевна

Конспект урока для 8 класса по обществознанию с использованием методики формирующего оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nauka_v_sovremennom_obshchestve.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Яркова Светлана Николаевна

Класс

8

Предмет

обществознание

Тема урока

Наука в современном обществе

Цели урока

Понимание учащимися особенностей научного знания и роли науки в современном мире, иметь представление о нравственной ответственности ученого за результаты своих исследований.

Критерии оценивания

-ученик знает и понимает значение понятие «наука»;

-применяет знания для составления кластера и работы с документом;

-участвует в работе группы и обсуждении по теме урока

Начало урока

7 мин

1. Организационный момент

Актуализация опорных знаний 

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И разум, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель,

И беззаботный созидатель –

Блаженный гений и талант –

Один – алмаз, другой – бриллиант,

Воображенье – дерзкий странник,

И восхищение творцом,

Чей неизвестный нам посланник

С неузнаваемым лицом

И в величайших откровеньях,

И в мимолётнейших прозреньях

Явленью всякому дал суд –

Всё достигается чрез труд."   А.С. Пушкин)

(слайд с достижениями науки, фото ученых)

2.  Мотивационный этап.

Сообщение учителя.

  Сегодня у вас есть возможность не только принять участие в уроке, но и оценить свое участие.

  Мы живем в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В современном мире нам необходимо уметь мгновенно переключаться с одной области знаний на другую, своевременно реагировать на изменение ситуации на рынке труда, иметь среднее или высшее образование, всю жизнь продолжать обучение, т.е. совершенствоваться. Так, что же в себя включает понятие «образование». Вспомним, проверим как вы усвоили пройденную тему.

3. Проверка д.з.

1.        Из двух суждений выберите верный:

а) образование — это целенаправленный процесс воспитания в интересах человека, семьи, общества и государства;

б) образование — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности:

1.        верно только а 3) верны оба суждения

2.        верно только б 4) оба суждения неверны

2.        Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей:

1.        социализация 3) воспитание

2.        принуждение 4) образование

3.        Из двух суждений выберите верное:

а) одним из принципов образования в Российской Федерации является его общедоступность; б) одним из законодательно закрепленных в Российской Федерации принципов образования является сочетание светского и религиозного образования в государственных образовательных учреждениях:

1.        верно только а 3) верны оба суждения

2.        верно только б 4) оба суждения неверны

4.        Из двух суждений выберите верное: а) одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования; б) одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования:

1.        верно только а 3) верны оба суждения

2.        верно только б 4) оба суждения неверны

5.Почему в наше время так необходимо непрерывное образование? (знания требуют постоянного обновления, развития)

4. Этап актуализации знаний по предложенной теме (определение темы и целей урока) ( на слайде)

 Ребята, помогите восстановить пропуски. Учащиеся должны заполнить пропуски

1. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

 2. Духовная сфера жизни общества включает в себя: право, религию, образование, науку, искусство, мораль.

( слайды об ученых Нобелевских лауреатах)

- Учитель : Что вы знаете о Нобелевской премии? ( ответы учащихся)

Учитель: - Мне кажется информации вполне достаточно, чтобы вы назвали тему сегодняшнего урока.

План: (Слайд)

  1. Что такое наука? Возрастание роли современной науки
  2. Нравственные принципы труда ученого.

Цели урока (слайд) : (Приём «Домысливание»). Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Нам предстоит узнать о  …..

Мы поговорим о  ……

Мы сможем  …..

    С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебных задач.

Материал на слайдах презентации и озвучен учителем. Дети отмечают ответы буквами в тетрадях. Затем открываются ответы и критерии оценивания:

5 верных-отлично усвоил тему!

4-хорошо, но обращай внимание на детали!

3-неплохо, но есть над чем поработать, ты упускаешь много важного!

Менее 3-следует приложить старание и повторить изученный материал!

Самооценивание.

Середина урока 25-27 минут

1.Изучение нового материала: 1.        Что такое наука? Возрастание роли современной науки

Научное знание по своей природе является систематизированным. В нем принято выделять несколько элементов. Для наглядности предлагаю вам составить кластер к термину – «наука». Основу- схему  – я показываю вам на слайде, а заполнить вам ее придется самим, используя материал учебника. Учитель организует работу групп по составлению кластера (в целях экономии времени лучше использовать заготовку с последующим заполнением) «Наука в современном мире» Работа в группах 3-6 человек с текстом учебника стр.72-73 с последующим представлением результатов работы, корректировкой учителем и другими участниками. Для наглядности пишем на доске, используя разные цвета. Учащиеся знакомятся с соответствующим разделом в учебнике и выписывают в тетради определение и отличительные признаки науки:

— оперирует научными фактами;

— использует категории и законы логики;

— даёт систематизированные знания;

— опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);

— использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).

 Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: итоги наблюдений, измерений, экспериментов.

Теоретический уровень: теории, законы и принципы.

Далее учитель предлагает проблемный вопрос всем группам— Почему роль науки в обществе постоянно возрастает? (Роль науки в современном обществе постоянно возрастает по причине быстрого технического прогресса. Наука- главный двигатель.) Прошу группы оценить ответ какой из групп был лучшим.

2. Нравственные принципы труда ученого

Учитель: На первый взгляд, наука и нравственность так далеко отстоят друг от друга, что странно даже ставить вопрос об их соотношениях и пересечениях. Получается, что между наукой и нравственностью обнаруживается разрыв, ведь исследуемые ими проблемы лежат в разных плоскостях. Но все обстоит не так просто. Ведь наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она затрагивает огромное множество человеческих интересов.

Работа с текстом источника «Манифест Рассела –Эйнштейна» Фронтальное чтение текста с карточек  о нравственной ответственности ученых за свои исследования.      

Вопросы к документу:

- Что означает слово «манифест»? (При затруднении обратитесь к словарю.)

- С какой целью учёным предлагается собраться на международную конференцию?

- Кем считают себя учёные, подписавшие данный Манифест?

- В чём учёные видят опасность новой войны с использованием ядерного и водородного оружия?

- Какой вопрос учёные ставят перед человечеством в данном документе?

- В чём учёные видят пользу соглашения о запрещении ядерного оружия?

- В чём учёные, подписавшие Манифест, видят свой общественный долг?

— Какими качествами должен обладать настоящий ученый?

-  Должен ли он обладать высокими моральными качествами? Почему?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

1. Данный метод является интерактивным. Возрастает глубина понимания изучаемого материала, форма кластера позволяет увидеть многомерность понятия «Наука», формируются коммуникативные навыки.

Взаимооценивание

2. Овладение навыками смыслового чтения, умение формулировать и аргументировать своё мнение, познавательная активность.

Конец урока 5 мин.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. (3 минуты)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Коренные изменения в системе научных знаний в XX веке превратили ___________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование ____________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями _____________(3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой _____________(4). Наиболее ценными качествами являются уровень _____________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________(6)».

Список слов: A) наука Д) производство Б) промышленность Е) образование B) политика Ж) прогресс Г) экономика

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. В ответе напишите только буквы, обозначающие соответствующее слово из Списка!

  Правильный ответ: АБЖГЕД. (на слайде) - самопроверка

   Наш урок подходит к концу. Продолжите фразы.

-Мне больше всего удалось...

-Мне было сложно…

-Мне было интересно...

Домашнее задание: Повторить тему п.9

Составление синквейна в тетради с термином «Наука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука в современном обществе

Охарактеризовать науку как особую систему знаний, отличительные черты науки, роль науки в современном обществе....

Наука в современном обществе

К учебнику Боголюбова "Обществознание", 8 класс....

Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"

Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...

Презентация "Наука в современном обществе" 8 класс

Презентация по обществознанию (учебник Боголюбова, 8 кл) "Наука в современном обществе"...

Наука в современном обществе

Разработка технологической карты урока по обществознанию (8 класс)....

Наука в современном обществе

Презентация к учебнику Л.Н.Боголюбова...