Проектная деятельность в учреждении УДО
проект по обществознанию

Зайцева Наталья Викторовна

данный материал поможет педагогам в применении своей педагогической практике по организации проектной деятельности по изучению Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учреждения дополнительного образования детей

Автор:        Зайцева Н.В. – методист МБОУ ДОД ДДТ

Дом детского творчества г.Гуково, Ростовской области  как внешкольное учреждение, а затем учреждение дополнительного образования детей функционирует с июня 1958 года. Современное название - муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества – получено 15 января 2001 года.

Основные направления деятельности Дома детского творчества:

  1. Реализация дополнительных образовательных услуг.
  2. Организация городских массовых мероприятий с детьми.
  1. Оказание методической помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений по проблемам развития дополнительного образования и воспитания.
  1. Организация содержательного досуга детей и подростков.
  1. Координация деятельности детских общественных организаций и  объединений.

Современные школьники, обучающиеся в творческих объединениях учреждения дополнительного образования, всю свою сознательную жизнь живут в новых исторических условиях рыночной, капиталистической экономики. Становление молодого поколения происходит в условиях глубокого конфликта двух систем ценностей: советской, носителями которой являются их родители, и либеральной, рыночно – западной, которая  кардинально отличается от советской мировоззренческими установками и нравственными ориентациями.

Формирование молодого поколения россиян происходит в процессе столкновения двух социальных сред: микросоциума в виде семьи и родителей, как основных социализирующих агентов, с одной стороны, и окружающего макросоциума – с другой. Эта среда обладает сильным деструктивным воздействием на молодое поколение: в обществе насаждается культ денег, на рубеже веков лавинообразно произошла и продолжается дифференциация населения по уровню доходов и материального достатка Стратификация детей и их родителей создает неравные стартовые возможности для жизни и социально-профессиональной мобильности молодого поколения.  А семья, родители, учреждения дополнительного образования выступают защитниками духовного мира детей от негативного давления внешней социализирующей макросреды.

Современный уровень культуры у  значительной части российской молодежи по основным показателям духовного и нравственного развития крайне низок. Молодые люди равнодушны к проблемам общества, своих близких, отчуждены и безынициативны. Настоящая культура, искусство способны противостоять существующей грязи и пошлости. Приобщение к подлинным духовным ценностям должно осуществляться с детства. Особенно остро эта проблема стоит в маленьких городах и поселках. Очевидны противоречия:

  • Между низким уровнем духовности детей и подростков и  потребностью государства в гражданах, способных нести ответственность за свою судьбу и судьбу страны;
  • Между  попытками школы и УДО формировать духовный мир подростков и негативным влиянием на молодежь  социальных явлений современной жизни (власть денег, криминализация среды, низкопробная продукция телевидения и других СМИ);
  • Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствием возможности для этого в повседневной жизни ребенка;
  • Между повседневной жизнью школьника и его потребностью быть успешным, состояться во взрослой жизни.

В этой ситуации перед воспитателями встает серьезная проблема:

формирование системы ценностей, обеспечивающей духовное развитие личности молодого человека.

В 2005-2010 годах Дом детского творчества г. Гуково являлся областной экспериментальной площадкой по определению педагогических условий социализации детей и подростков в учреждении дополнительного образования малого города. В результате опытно-экспериментальной работы была создана модель воспитательной системы учреждения дополнительного образования «Человек XXI века», которая в настоящее время успешно реализуется в Доме детского творчества. Модель дополняется и перерабатывается в соответствии с современными требованиями.

Один из путей повышения эффективности воспитания детей и подростков, занимающихся в Доме детского творчества, - стимулирование и поддержка детской социальной инициативы.  Традиционными для воспитанников Дома творчества на протяжении семи-восьми лет были проекты: «Заброшенный угол» (экологический), «Эстафета вожатских дел» (социально-педагогический), «Памятники моей Родины» (героико-патриотический) «Объект детской заботы» (гражданско-патриотический и экологический), «Как хорошо, что есть семья!» (духовно-нравственный).

По инициативе и при активном участии детских общественных организаций  «Лидер», «Вершки-корешки»  и «Творческая республика Крылатых»  в  городе Гуково осуществляются:

  • благотворительный  проект  «Чужих детей не бывает», в ходе которого  дети и подростки собирают  вещи и игрушки для детей, оставленных родителями в детской больнице;
  • благотворительный проект «В Рождество теплом согрей» для детей сирот, инвалидов и пожилых людей;
  • благотворительные пасхальные  проекты для детей-инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • гражданско-патриотический проект «Посылка солдату-земляку», направленная на поднятие престижа службы в Российской Армии и моральную поддержку солдат-новобранцев.

Наряду с традиционными проектами в Доме детского творчества реализуются и новые проекты. Так в декабре 2021 года по инициативе педагогов и обучающихся  Дома творчества  был реализован проект «Наши новые законы»

Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества, в частности – правовой культуры детей и подростков. Школа и другие образовательные учреждения могут и обязаны быть первоначальным опытом участия молодых людей в коллективной жизни, целенаправленно включать своих учеников в систему коллективных отношений, формировать в них чувство гражданственности, желание иметь собственную позицию в жизни, умение ее выражать. Хорошо, если ребята уже в  школьные годы  знают законодательные акты, которые им адресованы. И это, в первую очередь, – Конституция  России.

Предлагаемый нами проект помогает педагогам образовательных учреждений организовать работу по изучению статей главного Закона страны.

Актуальность проблемы,

на решение которой направлен представляемый проект

Образование и просвещение в области конституционных прав гражданина государства представляет собой важное условие формирования правового сознания, культуры человека. Суть правовой культуры состоит в утверждении человеческого достоинства и ценности человеческой личности, в умении защищать свои права и законные интересы.

На современном этапе для большинства российских граждан характерны незнание законов и методов защиты своих прав. Эти черты присущи в первую очередь подрастающему поколению. Это является одной из причин нарушений прав детей и подростков в экономической, социальной, политической, духовной сферах.

Одним из действенных способов правового образования, в частности – ознакомления с Конституцией России, может стать ученический проект «Наши новые законы».  

Цели и задачи проекта

Цель проекта:         создание условий для развития гражданской активности и правовой культуры школьников.

Задачи:

  • формирование активной гражданской позиции;
  • развитие правовой культуры детей и подростков;
  • ознакомление с основополагающими правовыми нормами;
  • развитие умений использовать возможности правовой системы государства в отстаивании своих прав.

Краткое описание основной идеи проекта

Данный проект оригинален тем, что изучение Конституции Российской Федерации ведется через деловую игру, что вызывает интерес у детей и подростков. У них появляется уникальная возможность «примерить» на себя законотворческую деятельность, предварительно ознакомившись с уже существующими законами Российской Федерации. В проект включены не все разделы Конституции, а лишь те, которые наиболее близки и, следовательно, доступны пониманию основных участников проекта (учащихся 4 – 6 классов).  А именно: «Закон об образовании», «Закон о труде», «Закон о местном самоуправлении». Проведение воспитательных (внеклассных) мероприятий, викторин, «Уроков демократии» и других мероприятий позволят расширить и упрочить правовые знания, а участие в практической деятельности сформирует у детей и подростков основные умения и навыки выпускника 21 века: умение работать с информацией, развитие навыков сотрудничества, умение работать в команде, оценивать проблемы и искать пути их решения.

Проект «Наши новые законы» включает следующие направления работы:

  • беседы о правовой культуре, значении правовых знаний в жизни человека;
  • знакомство с теми статьями Конституции РФ, которые непосредственно касаются и влияют на жизнь ребенка и его семьи;
  • создание условий для самостоятельного ознакомления с правовыми документами, доступными пониманию детей и подростков (Устав образовательного учреждения, Правила внутреннего распорядка ит.д.)
  • подготовка и выпуск ученической газеты по теме проекта;
  • активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • размещение информации по итогам проведенных мероприятий в местных СМИ;
  • создание сборника «Наши новые законы».

Предполагаемые результаты и эффективность проекта

В проекте планируется участие всех общеобразовательных учреждений города и учреждений дополнительного образования детей. Предположительный состав участников проекта:

  • воспитанники творческих объединений ДДТ,
  • учащиеся 4 – 6 классов школ города,
  • педагоги;
  • родители учащихся.

В рамках проекта будут достигнуты следующие результаты:

  • повысится уровень правовых знаний участников проекта;
  • дети ознакомятся с основными положениями Конституции РФ;
  • лучше будут знать свои права и обязанности;
  • в дальнейшем смогут делиться своими знаниями с другими;
  • будет  издан сборник предложений участников проекта «Наши  новые законы».

Значимость проекта для детей:

  • Конституция страны станет более близким, понятным и более важным документом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни каждого ребенка.
  • Ребята приобретут первый опыт законотворческой деятельности.
  • Ребенок почувствует себя активным, уважаемым, значимым для страны ее гражданином.

Значимость проекта для взрослых:

  • Апробирована новая форма привлечения детей к  получению правовых знаний.
  • Создаются условия для более близкого, искреннего общения с детьми в семье и в детских учебных и творческих коллективах.
  • Появляется возможность выявить и обобщить мнение детей и подростков по некоторым проблемам социальной жизни.

Показателем успешности проекта станет массовое участие в нем детей и подростков, проведение ими дополнительных исследований, обращение учащихся к литературе, Интернет-ресурсам с целью продолжения знакомства с законами страны, повышение уровня правовой культуры.

Срок реализации проекта

Проект реализуется с 1 ноября по 12 декабря.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный (с 1 по 10 ноября):

  • выдвижение идеи проекта, обсуждение плана работы над ним;
  • создание творческой группы старшеклассников (10 - 11 классы) для разработки Положения о Проекте  и заданий для его участников;
  • выпуск газеты  на правовую тему, о Конституции РФ;
  • составление конспектов мероприятий, запланированных в рамках проекта.

2 этап – практический (с 10 по 30 ноября):

  • организация и проведение бесед, «Уроков демократии», занятий по ознакомлению со статьями Конституции РФ;  
  • консультирование педагогов, работающих с детьми над проектом;
  • организация и проведение работы по написанию «новых» законов.

3 этап – аналитический (с 1 по 12 декабря):

  • организация и проведение сбора проектов «новых» законов по школам города и творческим коллективам Дома детского творчества. Каждое образовательное учреждение представляет один проект «Наши новые законы». Проект может быть выполнен индивидуально или коллективно. Пятая статья каждого раздела предлагается самими разработчиками. Предложение более 5–ти статей в разделах проекта приветствуется;
  • анализ работ детей, отбор наиболее грамотно составленных статей для выпуска сборника «Наши новые законы»;
  • информирование СМИ об итогах проекта;
  • подготовка итоговой информации о проведении проекта;
  • оформление и печать сборника «Наши новые законы», вручение экземпляров в ТИК

Данный проект был апробирован среди учащихся общеобразовательных учреждений и дополнительных учреждений города Гуково Ростовской области в 2012 году. Идея проекта нашла большой отклик среди его участников.

Результатом участия детей и  подростков в социально значимых делах, благотворительных, творческих проектах являются:

  • повышение социальной активности детей и подростков,  их инициативности и  ответственности; готовность оказывать помощь людям, развитие организаторских качеств,
  • проявление  адаптированности  к окружающей социальной среде: способность естественно и непринужденно войти в любую компанию, даже не очень знакомую, свободно и непринужденно общаться с людьми любого возраста, социального положения,
  • повышение  социальной  автономности воспитанников: расширение спектра их интересов,  установление  нормального  или низкого  уровня тревожности,  проявления  самостоятельности  в принятии решений, самодисциплина,
  • возрастание нравственной воспитанности, выраженность гражданских, гуманистических, творческих качеств  личности,
  • развитое экологическое и экономическое мышление,
  • способность детей и подростков к поиску нестандартных решений, генерации новых, неожиданных для других людей, идей, выводов, обобщений, понятий; беглость, оригинальность мышления; интеллектуальная раскованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Социально-психологическое сопровождение проектной деятельности в общеобразовательном учреждении.

Для ученика проект - это максимальное раскрытие своего творческого потенциала. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является создание благоприятного социально-психологических...